Ключевые слова:поликультурность, студент, медицинский вуз
Особенностью современного общества является сближение стран и народов, усиление их взаимодействия, глобализация мира в целом. Многонациональность населения Земли, большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов протекает в поликультурной среде и усиливает связи людей разных национальностей и конфессий. В данных условиях возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур и способность к межкультурному полилогу.
Профессия врача наиболее популярна среди стремящихся к обучению именно в этой сфере. Дело в том, что профессиональные ценности в медицине максимально идентифицированы с общечеловеческими ценностями. Существует поэтому содержательный инвариант обучения во всех странах мира. И тем не менее многие представители различных стран стремятся приобщиться к самой гуманной профессии именно в России. Большой опыт обучения иностранных студентов в Воронежском медицинском университете и результаты регулярно проводимых социологических исследований позволили нам предложить концепцию обучения не только российских граждан, но и иностранных студентов в медицинском вузе [1].
Исследование поликультурной личности будущих специалистов в сфере медицины проведено на базе ВГМУ им. Н. Н. Бурденко (стоматологический факультет), которое заключалось в ознакомлении с учебными программами, содержанием практических занятий; наблюдении за студентами на практических занятиях; анкетировании, тестировании студентов в целях выявления уровня их поликультурности. В анкетировании (на констатирующем этапе) было задействовано 40 студентов-респондентов. Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать выводы и наметить программу формирования поликультурной личности специалистов сферы медицины на перспективу.
В эксперименте участвовали 2 группы: русские студенты — 20 студентов (интернов и ординаторов 2-го года обучения стоматологического факультета), студенты-иностранцы — 20 студентов (интернов и ординаторов 2-го года обучения стоматологического факультета); студенты подвергались тестированию в целях выявления уровня сформированности поликультурности по основным критериям.
Проверка констатации поликультурности у студентов осуществлялась посредством анкетирования и тестирования. Для проверки использовались следующие материалы: анкета для выявления уровня информированности студентов по проблемам развития современного поликультурного мира и способам взаимодействия с представителями различных культурных групп на предмет знаний феномена культуры и поликультурности; тест для диагностики коммуникативной толерантности В. В. Бойко; экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова); тест для определения уровня социальной эмпатии; экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам.
Первичный срез показал, что студенты — будущие специалисты медицинской сферы — характеризуются низким уровнем информированности о феномене культуры и отсутствием знаний о развитии современного поликультурного мира (КГ — 64,7 %, ЭГ — 71,9 %), а также средним (КГ — 38,2 %, ЭГ — 37,5 %) и ниже среднего (КГ — 50 %, ЭГ — 53,1 %) уровнем эмпатии. Достаточно большое количество студентов часто проявляют интолерантность во взаимоотношениях (КГ — 35,2 %, ЭГ — 53,1 %) и не умеют конструктивно решать проблемные ситуации, склонны к соперничеству, имеют уровень выраженной конфликтности (КГ — 26,5 %, ЭГ — 31,3 %).
На следующем этапе осуществлялась коррекция полученных приведенных показателей, для этого были предусмотрены 2 практических занятия. Занятие при работе над спецкурсом и занятие по изучению проблемы толерантного общения с иностранцами (на основе изучения программ): призваны систематизировать знания студентов о феномене культуры, особенностях развития современного поликультурного мира и специфике медицинской профессии в России и других странах.
На практических занятиях студенты участвовали в ролевых играх поликультурной направленности, драматизировании, принимали участие в проектной деятельности, используя при этом Интернет-коммуникацию, и выступали с презентациями [2]. Студенты, поставленные в иноязычные ситуации, учились работать без жесткого контроля со стороны преподавателя, группа совместными усилиями стремилась к достижению поставленной цели, проявляя при этом интерес, активность, творческую самостоятельность, способность к толерантности в общении. Помощь друг другу, сотрудничество в решении проблем, сопереживание успеха и неудачи — все это способствовало созданию благоприятного психологического климата в группе, а также эффективному формированию поликультурной личности студентов.
При этом студенты учились формулировать собственные мысли, выслушивать и принимать позицию другого, активно участвовать в диалоге. Преподаватель в таком обучении исполняет роль помощника, выступает незримым координатором процесса, который становится в диалоговую позицию побудителя, организатора, вдохновителя исследовательского поиска студента.
По окончании экспериментальной работы был проведен второй срез по проверке сформированности всех компонентов поликультурной личности специалистов. Сопоставление результатов начальной и итоговой диагностики позволило констатировать значительную положительную динамику в уровнях сформированности поликультурной личности студентов.
Так, у студентов, имеющих высокий уровень конфликтоустойчивости, увеличилось в 1,4 раза (34,3 %), тогда как на начало было 25 %. Количество студентов, имеющих средний уровень конфликтоустойчивости составило 56,3 %, а на начало эксперимента — 40,6 %. В контексте нашего исследования крайне важным является тот факт, что уровень выраженной конфликтности у студентов снизился до 9,4 % (31,3 % на начало), понижение произошло в 3,3 раза; в результате реализации педагогических условий у студентов не выявлен высокий уровень конфликтности.
Необходимо отметить, у студентов прослеживается тенденция повышения уровня конфликтоустойчивости как одного из наиболее важных показателей поликультурной личности. Однако рост показателей у студентов-иностранцев менее значителен, это свидетельствует о том, что процесс формирования поликультурной личности будущих специалистов осуществляется гораздо эффективнее при целенаправленной воспитательной работе.
Анализ статистической обработки результатов экспериментального исследования показал, что различия в уровне сформированности поликультурности личности студентов вырос по основным показателям, которые являются статистически значимыми. Это доказывает тот факт, что использование в процессе обучения предложенного комплекса педагогических условий привело к существенным изменениям в уровне сформированности поликультурной личности студентов.
Детальный анализ сформированности поликультурности на основе показателей подтверждает, что в результате проведенного формирующего эксперимента студенты показали: высокий уровень информированности по проблемам современного поликультурного мира (когнитивный критерий) — 81,3 %; высокий уровень эмпатии — 34,4 %; проявление толерантности во взаимоотношениях — 31,3 %; высокий уровень конфликтоустойчивости — 34,3 % студентов.
Таким образом, процесс экспериментального обучения позволил обеспечить позитивную тенденцию формирования поликультурной личности студентов на основе единства изменений ее когнитивного, мотивационно-аффективного и поведенческого компонентов.
Литература:
1. Агранат Ю. В. Поликультурная личность специалиста социальной сферы и особенности ее формирования при обучении иностранному языку // Вестник Московского университета. Серия XX. Педагогическое образование. — 2008. — № 4. — С.83–89
2. Алферова Е. А., Сущенко А. В., Плотникова И. Е. Роль воспитательного процесса в формировании поликультурной личности студента медицинского вуза. // Личность. семья и общество: вопросы педагогики и психологии.-2014.№ 39–1.С64–68