Программный комплекс мониторинга здоровья детей в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.07.2015

Статья просмотрена: 860 раз

Библиографическое описание:

Антонов, Е. И. Программный комплекс мониторинга здоровья детей в ДОУ / Е. И. Антонов, А. В. Баев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 68-73. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20850/ (дата обращения: 18.12.2024).

В данной статье описана база данных, которая позволяет производить расчеты уровня развития ребенка, также спроектированная программа, которая предоставляет в удобном виде результаты медицинских осмотров детей в дошкольных образовательных учреждениях.

 

Развитие, воспитание, образование детей дошкольного возраста и сохранение их здоровья является весьма актуальной и важной государственной проблемой. В последние два десятилетия наблюдается негативная тенденция, которая связанна с ухудшением состояния здоровья детей дошкольного возраста. За этот период заболеваемость на каждую 1000 человек населения увеличилась в Российской Федерации с 615,6 до 725,6. При этом наибольший рост заболеваемости регистрируется у детей дошкольного возраста: за последние 10 лет число заболеваний у дошкольников увеличилось в 2,5 раза. Известно, что до 20 % детей рождаются уже больными. Но большинство родившихся детей в процессе формирования организма начинают терять здоровье, хотя биологический потенциал индивида предполагает его стабильное развитие до 35 лет.

Исходя из этого наблюдается тенденция к необходимости повсеместного внедрения систем мониторинга развития и здоровья детей. Мониторинг развития и здоровья может проводиться относительно различных функциональных систем организма и факторов, которые воздействуют на эти системы. Одной из групп таких факторов, по которым следует проводить мониторинг, являются алиментарные факторы (от лат. alimentum — пища). Так как в дошкольном возрасте у детей происходит интенсивное развитие всех органов и организма в целом. Поэтому один и тот же результат обследования дошкольника при его оценке относительно двух моментов времени разностью всего в один месяц может дать различный результат. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости иметь данные за весь период развития ребенка, для выявления каких-либо отклонений от норм развития.

Существуют различные определения понятия «мониторинг». Так, мониторинг может определяться:

–           оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за

динамикой показателей;

–                    постоянное наблюдение объекта управленческой деятельности, анализ его состояния посредствам измерения реальных результатов с заданными целями;

–                    наблюдение с целью предупреждение нежелательных тенденций развития, непрерывное наблюдение за каким-либо процессом для определения соответствия намеченным тенденциям и результатам, а также обозначение ближайших перспектив с выдачей оперативной информации.

Основная сфера практического применения мониторинга — это информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.Мониторинг применяется к определенным объектам для решения определенно-поставленных задач, при этом, имеет общие характеристики и свойства. Широкое применение систем мониторинга в области медицины объясняется их влиянием на повышение уровня здоровья населения. По области применения эти системы можно разделить на три класса и несколько подклассов. Например, одной из систем мониторинга медицинской продукции является автоматизированная информационная система мониторинга медицинских изделий (АИС ММИ), разработанная ФГУ «Всероссийский научно- исследовательский и испытательный институт медицинской техники (ВНИИИМТ)» Росздравнадзора. При помощи АИС ММИ осуществляется контроль состояния и использования медицинской техники, которая эксплуатируется в учреждениях здравоохранения. Мониторинг оснащенности учреждений: 42 здравоохранения осуществляется на федеральном, региональном уровне и непосредственно в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ).

Системы мониторинга здоровья населения используются во всем мире уже в течение последних нескольких десятилетий. Так, автоматизированная система медицинских осмотров для взрослого населения компании «SearleMedidateInc». (1968 год) или центр массовых обследований населения фирмы «TokioShibauraElectricCoLtd». (1970 год). Такие комплексы в близи промышленных объектов используются, как правило с целью определения степени влияния промышленного объекта на организм человека и для принятия своевременных мер по исправлению экологической ситуации [43].

Перед комплексами мониторинга здоровья населения, как правило ставятся, такие задачи, как: обеспечение периодической проверки состояния здоровья; составление аналитических обзоров по результатам обследований; обеспечение предварительного обследования при госпитализации; снижение нетрудоспособности, инвалидности и смертности; уменьшение общей стоимости лечения. Особую значимость имеют ИСМ здоровья детей, поскольку от здоровья подрастающего поколения зависит будущее экономики, культуры и нации в целом.

В разработанном программном комплексе используется реляционная СУРБД в которой хранятся и обрабатываются данные, атак же программа с удобным пользовательским интерфейсом. База данных на рисунке 1 здоровья включает 25 таблицы. Для создания базы данных использовалась программа SQLite. SQLite — компактная встраиваемая реляционная база данных. Понятие «встраиваемая» означает, что SQLite не использует парадигму клиент-сервер, то есть движок SQLite не является отдельно работающим процессом, с которым взаимодействует программа, а предоставляет библиотеку, с которой программа компонуется и движок становится составной частью программы. Сама библиотека SQLite написана на C, но существует большое количество привязок к другим языкам программирования, в том числе PHP.


Рис. 1. Концептуальная схема БД ИСМ здоровья детей


 

Всю структуры базы данных можно разделить на условные группы:

-                   Структура групп дошкольного образовательного учреждения;

-                   Управление медицинскими осмотрами;

-                   Физическая модель БД медицинских осмотров;

-                   Физическая модель БД осмотров групп здоровья;

-                   Физическая модель БД осмотров физической подготовленности;

-                   Физическая модель БД таблиц диапазонов норм показателей.

На рисунке 2 представлена часть базы данных, которая отвечает за расчет соответствия показателей состояния ребенка с нормативными таблицами.

Рис. 2. Физическая модель БД таблиц диапазонов норм показателей

 

 

Программная часть всей системы является связующим звеном комплекса, так как с ее помощью и данные полученные с МКД «Здоровый ребенок» и данных которые вносит непосредственно медицинский работник дошкольного образовательного учреждения. Так же программа предоставляет результаты оценки уровня физического развития и здоровья, как каждого ребенка, так и группы в целом.

При открытии программы появляется диалоговое окно «Главная форма» на которой находятся следующие кнопки при нажатии на которые открываются соответствующие окна и формы программы:

-                   «Управление группами» при нажатии на эту кнопку открывается окно в котором можно выбирать группу и просматривать список воспитанников рисунок 3;

-                   «Медицинский осмотр» при нажатии на эту кнопку медсестра попадает в окно для внесения и просмотра данных полученных в ходе медицинских осмотров ребенка и средних показателей всей группы рисунок 4;

-                   «Физическое развитие» по нажатию этой кнопки открывается окно с информацией о уровне физической подготовленности детей рисунок 5;

-                   «Группы здоровья» по нажатию кнопки открывается окно с информацией о принадлежности детей к группам здоровья.

Управление группами. В этом окне слева находится выбор учебного года и выбор группы. При нажатии кнопки выбор заполняется, все остальное пространство списком детей выбранной группы, с общей информацией о ребенке: ФИО, дата рождения, адрес проживания и пол ребенка.

Рис. 3. Форма для управления группами в ДОУ

 

Медицинский осмотр. В окне медицинского осмотра необходимо выбрать группу, учебный год, а так же начало либо конец учебного года.

После чего появляется список группы, если осмотр уже был проведен, то показатели будут заполнены и будет возможность распечатать протокол осмотра. Так же в окне можно увидеть и статистику развития по всей группе в целом.

Показатели можно вносить вручную, после измерения параметров ребенка, но можно и получать данные с МДК «Здоровый ребенок», что значительно упрощает и ускоряет процесс сбора и обработки информации.

При фиксации АД необходимо выбрать размер манжеты, если размер манжеты не соответствует возрасту ребенка, то программа вносит корректировку показаний.

После сбора всех показателей о ребенке необходимо нажать кнопку «Сохранить результат».

Рис. 4. Форма медицинского осмотра

 

Физическая подготовленность. В окне физическая подготовленность необходимо так же выбрать: группу, учебный год, начало или конец учебного года, после чего появиться список детей с результатами выполнения необходимых физических упражнений, которые необходимы для определения уровня физического развития. Программа дает возможность внесения параметров полученных в ходе обследования физических параметров, а именно: время бега на 10 метров с хода, бега на 30 метров со старта, длинны прыжка с места, Высота прыжка вверх, (для детей с 4 лет), дальность броска 150–200 граммового мешочка с песком (правой и левой рукой). Так же есть разделение на девочек и мальчиков, так как нормативы различны для мальчиков и девочек.

Рис. 5. Форма Физическая подготовленность

 

Заключение

Были изучены мировые и отечественные ИСМ мониторинга здоровья, по результатом этого исследования стало известно, что необходимо использовать самые передовые технологии, которые на данный момент в дошкольных учреждениях не используются..

Разработан метод обработки данных о уровне физического развития и здоровья дошкольников, в котором для расчетов уровня развития ребенка применяется аппарат реляционной алгебры, что позволяет использовать современные центильные возрастно-половые нормативы и перевести основную вычислительную часть на реляционную СУБД.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, Физическая подготовленность, группа, здоровье детей, медицинский осмотр, окно, программа, ребенок, физическое развитие, дошкольное образовательное учреждение.


Похожие статьи

Применение машинного обучения для прогнозирования академической успеваемости студентов в образовательных учреждениях

Современные образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью анализа больших объемов данных, связанных с академической деятельностью студентов. Прогнозирование академической успеваемости с использованием алгоритмов машинного обучения (МЛ) по...

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения

Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией о...

Содержательные характеристики дистанционного образования в системе современного здравоохранения

В статье рассматривается исследование целесообразности внедрения массовых открытых онлайн-курсов в систему высшего медицинского образования, которые будут способствовать успешному обучению студентов высших медицинских учебных заведений.

Формирование облика навигационной системы для подвижного наземного объекта

Рассматривается формирование облика навигационной системы подвижного наземного объекта, предлагается состав системы с описанием его элементов. В качестве алгоритма обработки информации предлагается использование алгоритма обработки информации позволя...

Особенности организации педагогического наблюдения речевого развития дошкольников

В статье представлена практика педагогического наблюдения детей в условиях дошкольного учреждения, как новый подход к системе оценки эффективности реализации образовательной программы в области речевого развития. Авторами статьи даны рекомендации к о...

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия

В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.

Разработка универсального мобильного приложения для мониторинга и помощи животным «Второй Дом»

В работе отмечена актуальность проведения исследований ситуаций помощи безнадзорным животным в процессе разработки программного обеспечения в виде интернет-сайта и мобильного приложения для мониторинга и помощи животным, анализ и разработка предложен...

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)

Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Похожие статьи

Применение машинного обучения для прогнозирования академической успеваемости студентов в образовательных учреждениях

Современные образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью анализа больших объемов данных, связанных с академической деятельностью студентов. Прогнозирование академической успеваемости с использованием алгоритмов машинного обучения (МЛ) по...

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения

Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией о...

Содержательные характеристики дистанционного образования в системе современного здравоохранения

В статье рассматривается исследование целесообразности внедрения массовых открытых онлайн-курсов в систему высшего медицинского образования, которые будут способствовать успешному обучению студентов высших медицинских учебных заведений.

Формирование облика навигационной системы для подвижного наземного объекта

Рассматривается формирование облика навигационной системы подвижного наземного объекта, предлагается состав системы с описанием его элементов. В качестве алгоритма обработки информации предлагается использование алгоритма обработки информации позволя...

Особенности организации педагогического наблюдения речевого развития дошкольников

В статье представлена практика педагогического наблюдения детей в условиях дошкольного учреждения, как новый подход к системе оценки эффективности реализации образовательной программы в области речевого развития. Авторами статьи даны рекомендации к о...

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия

В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.

Разработка универсального мобильного приложения для мониторинга и помощи животным «Второй Дом»

В работе отмечена актуальность проведения исследований ситуаций помощи безнадзорным животным в процессе разработки программного обеспечения в виде интернет-сайта и мобильного приложения для мониторинга и помощи животным, анализ и разработка предложен...

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)

Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Задать вопрос