В данной статье описана база данных, которая позволяет производить расчеты уровня развития ребенка, также спроектированная программа, которая предоставляет в удобном виде результаты медицинских осмотров детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Развитие, воспитание, образование детей дошкольного возраста и сохранение их здоровья является весьма актуальной и важной государственной проблемой. В последние два десятилетия наблюдается негативная тенденция, которая связанна с ухудшением состояния здоровья детей дошкольного возраста. За этот период заболеваемость на каждую 1000 человек населения увеличилась в Российской Федерации с 615,6 до 725,6. При этом наибольший рост заболеваемости регистрируется у детей дошкольного возраста: за последние 10 лет число заболеваний у дошкольников увеличилось в 2,5 раза. Известно, что до 20 % детей рождаются уже больными. Но большинство родившихся детей в процессе формирования организма начинают терять здоровье, хотя биологический потенциал индивида предполагает его стабильное развитие до 35 лет.
Исходя из этого наблюдается тенденция к необходимости повсеместного внедрения систем мониторинга развития и здоровья детей. Мониторинг развития и здоровья может проводиться относительно различных функциональных систем организма и факторов, которые воздействуют на эти системы. Одной из групп таких факторов, по которым следует проводить мониторинг, являются алиментарные факторы (от лат. alimentum — пища). Так как в дошкольном возрасте у детей происходит интенсивное развитие всех органов и организма в целом. Поэтому один и тот же результат обследования дошкольника при его оценке относительно двух моментов времени разностью всего в один месяц может дать различный результат. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости иметь данные за весь период развития ребенка, для выявления каких-либо отклонений от норм развития.
Существуют различные определения понятия «мониторинг». Так, мониторинг может определяться:
– оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за
динамикой показателей;
– постоянное наблюдение объекта управленческой деятельности, анализ его состояния посредствам измерения реальных результатов с заданными целями;
– наблюдение с целью предупреждение нежелательных тенденций развития, непрерывное наблюдение за каким-либо процессом для определения соответствия намеченным тенденциям и результатам, а также обозначение ближайших перспектив с выдачей оперативной информации.
Основная сфера практического применения мониторинга — это информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.Мониторинг применяется к определенным объектам для решения определенно-поставленных задач, при этом, имеет общие характеристики и свойства. Широкое применение систем мониторинга в области медицины объясняется их влиянием на повышение уровня здоровья населения. По области применения эти системы можно разделить на три класса и несколько подклассов. Например, одной из систем мониторинга медицинской продукции является автоматизированная информационная система мониторинга медицинских изделий (АИС ММИ), разработанная ФГУ «Всероссийский научно- исследовательский и испытательный институт медицинской техники (ВНИИИМТ)» Росздравнадзора. При помощи АИС ММИ осуществляется контроль состояния и использования медицинской техники, которая эксплуатируется в учреждениях здравоохранения. Мониторинг оснащенности учреждений: 42 здравоохранения осуществляется на федеральном, региональном уровне и непосредственно в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ).
Системы мониторинга здоровья населения используются во всем мире уже в течение последних нескольких десятилетий. Так, автоматизированная система медицинских осмотров для взрослого населения компании «SearleMedidateInc». (1968 год) или центр массовых обследований населения фирмы «TokioShibauraElectricCoLtd». (1970 год). Такие комплексы в близи промышленных объектов используются, как правило с целью определения степени влияния промышленного объекта на организм человека и для принятия своевременных мер по исправлению экологической ситуации [43].
Перед комплексами мониторинга здоровья населения, как правило ставятся, такие задачи, как: обеспечение периодической проверки состояния здоровья; составление аналитических обзоров по результатам обследований; обеспечение предварительного обследования при госпитализации; снижение нетрудоспособности, инвалидности и смертности; уменьшение общей стоимости лечения. Особую значимость имеют ИСМ здоровья детей, поскольку от здоровья подрастающего поколения зависит будущее экономики, культуры и нации в целом.
В разработанном программном комплексе используется реляционная СУРБД в которой хранятся и обрабатываются данные, атак же программа с удобным пользовательским интерфейсом. База данных на рисунке 1 здоровья включает 25 таблицы. Для создания базы данных использовалась программа SQLite. SQLite — компактная встраиваемая реляционная база данных. Понятие «встраиваемая» означает, что SQLite не использует парадигму клиент-сервер, то есть движок SQLite не является отдельно работающим процессом, с которым взаимодействует программа, а предоставляет библиотеку, с которой программа компонуется и движок становится составной частью программы. Сама библиотека SQLite написана на C, но существует большое количество привязок к другим языкам программирования, в том числе PHP.
Рис. 1. Концептуальная схема БД ИСМ здоровья детей
Всю структуры базы данных можно разделить на условные группы:
- Структура групп дошкольного образовательного учреждения;
- Управление медицинскими осмотрами;
- Физическая модель БД медицинских осмотров;
- Физическая модель БД осмотров групп здоровья;
- Физическая модель БД осмотров физической подготовленности;
- Физическая модель БД таблиц диапазонов норм показателей.
На рисунке 2 представлена часть базы данных, которая отвечает за расчет соответствия показателей состояния ребенка с нормативными таблицами.
Рис. 2. Физическая модель БД таблиц диапазонов норм показателей
Программная часть всей системы является связующим звеном комплекса, так как с ее помощью и данные полученные с МКД «Здоровый ребенок» и данных которые вносит непосредственно медицинский работник дошкольного образовательного учреждения. Так же программа предоставляет результаты оценки уровня физического развития и здоровья, как каждого ребенка, так и группы в целом.
При открытии программы появляется диалоговое окно «Главная форма» на которой находятся следующие кнопки при нажатии на которые открываются соответствующие окна и формы программы:
- «Управление группами» при нажатии на эту кнопку открывается окно в котором можно выбирать группу и просматривать список воспитанников рисунок 3;
- «Медицинский осмотр» при нажатии на эту кнопку медсестра попадает в окно для внесения и просмотра данных полученных в ходе медицинских осмотров ребенка и средних показателей всей группы рисунок 4;
- «Физическое развитие» по нажатию этой кнопки открывается окно с информацией о уровне физической подготовленности детей рисунок 5;
- «Группы здоровья» по нажатию кнопки открывается окно с информацией о принадлежности детей к группам здоровья.
Управление группами. В этом окне слева находится выбор учебного года и выбор группы. При нажатии кнопки выбор заполняется, все остальное пространство списком детей выбранной группы, с общей информацией о ребенке: ФИО, дата рождения, адрес проживания и пол ребенка.
Рис. 3. Форма для управления группами в ДОУ
Медицинский осмотр. В окне медицинского осмотра необходимо выбрать группу, учебный год, а так же начало либо конец учебного года.
После чего появляется список группы, если осмотр уже был проведен, то показатели будут заполнены и будет возможность распечатать протокол осмотра. Так же в окне можно увидеть и статистику развития по всей группе в целом.
Показатели можно вносить вручную, после измерения параметров ребенка, но можно и получать данные с МДК «Здоровый ребенок», что значительно упрощает и ускоряет процесс сбора и обработки информации.
При фиксации АД необходимо выбрать размер манжеты, если размер манжеты не соответствует возрасту ребенка, то программа вносит корректировку показаний.
После сбора всех показателей о ребенке необходимо нажать кнопку «Сохранить результат».
Рис. 4. Форма медицинского осмотра
Физическая подготовленность. В окне физическая подготовленность необходимо так же выбрать: группу, учебный год, начало или конец учебного года, после чего появиться список детей с результатами выполнения необходимых физических упражнений, которые необходимы для определения уровня физического развития. Программа дает возможность внесения параметров полученных в ходе обследования физических параметров, а именно: время бега на 10 метров с хода, бега на 30 метров со старта, длинны прыжка с места, Высота прыжка вверх, (для детей с 4 лет), дальность броска 150–200 граммового мешочка с песком (правой и левой рукой). Так же есть разделение на девочек и мальчиков, так как нормативы различны для мальчиков и девочек.
Рис. 5. Форма Физическая подготовленность
Заключение
Были изучены мировые и отечественные ИСМ мониторинга здоровья, по результатом этого исследования стало известно, что необходимо использовать самые передовые технологии, которые на данный момент в дошкольных учреждениях не используются..
Разработан метод обработки данных о уровне физического развития и здоровья дошкольников, в котором для расчетов уровня развития ребенка применяется аппарат реляционной алгебры, что позволяет использовать современные центильные возрастно-половые нормативы и перевести основную вычислительную часть на реляционную СУБД.