В данной статье рассматривается применение массовых открытых онлайн курсов (МООК) в преподавании английского языка студентам инженерного профиля в условиях модернизации высшего образования. Особое внимание уделяется особенностям использования МООК Coursera.
В настоящее время основным требованием модернизации высшего инженерного образования является повышение качества образования выпускника вуза. Для достижения этой цели необходим принципиальный пересмотр содержания и технологий обучения будущих инженеров, которые направлены на формирование новой, самостоятельной, инициативной творческой личности, готовой к профессиональной деятельности. Как известно, Россия является активным участником мирового научного и профессионального сообщества, участвует в различных международных научных проектах и программах, что требует от современных инженеров свободного владения и практического применения хотя бы одного иностранного языка. Именно поэтому иностранный язык является обязательным предметом в профессиональной подготовке будущих инженеров. Но в условиях внедрения образовательных стандартов нового поколения наблюдается тенденция к сокращению аудиторных часов на все учебные дисциплины, в том числе и на иностранный язык, что приводит к необходимости поиска новых интенсивных обучающих технологий [1].
В настоящее время в преподавании иностранного языка особую актуальность получили информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Быстрое развитие и распространение ИКТ оказывают значительное влияние на изменение традиционной модели образовательных систем и методов преподавания и обучения.
Одной из новейших учебных технологий, на наш взгляд, являются Массовые Открытые Онлайн Курсы (МООК).
MOOК (MOOC — Massive Open On-line Course) представляют собой интерактивные учебные курсы, направленные на участие в крупномасштабных интерактивных образовательных курсах через открытый доступ в Интернет. Электронные курсы включают в себя текстовые конспекты лекций, видеолекции с субтитрами, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Авторами курсов являются преподаватели ведущих университетов мира. МООК дают студентам возможность открыть для себя новые области знаний, подготовиться к экзаменам, пройти курс переподготовки, повысить квалификацию или просто удовлетворить любопытство. Эти курсы дают возможность не только прослушать лекции для самообразования, но также сдать по ним экзамены и получить сертификат, который можно предоставить работодателю для карьерного роста. MOOК предоставляет интерактивные возможности для пользователей, которые позволяют создать сообщество студентов, преподавателей и т. п. [2].
Для студентов МООК предоставляют широкие возможности для их профессионального развития, такие как:
- самая актуальная информация по всем дисциплинам от лучших мировых вузов;
- возможность быстро повторить материал перед экзаменами;
- повышение эффективности научно-исследовательской работы;
- получение новых навыков и знакомство со смежными дисциплинами;
- увеличение конкурентоспособности на рынке труда;
- знакомство с единомышленниками на форумах МООК;
- практика иностранного языка.
В настоящее время широкое распространение получили 2 вида МООК [3]:
1. «хМООС». В основе данного вида МООК лежит когнитивно-бихевиористский подход, цель обучения при котором определяется преподавателем. Он ориентирован на изучение технических дисциплин, где можно автоматизировать проверку выполненных заданий, наблюдателей в курсе практически нет, преподаватели выполняют преимущественно контролирующие роли. Курсы данного вида МООК открыты и доступны для всех.
2. «сMOOC» использует коннективистский подход. Согласно этой теории, обучение рассматривается как рост и развитие личности. Цель обучения при данном подходе определяется студентом, а преподаватели могут выполнять разные роли. Такие курсы предназначены главным образом для изучения гуманитарных дисциплин. Они предполагают огромное количество участников. Характеристиками таких курсов являются открытость обучения, диалога, дискуссии и бесед,равноправие участников: студент и преподаватель выступают как коллеги.
Изучив различные платформы, представляющие массовые открытые онлайн курсы (UPEx, Stanford Online, Coursera, iversity, edX, Eliademy и др.), мы пришли к выводу, что наиболее удобной и доступной для обучения английскому языку студентов инженерного профиля является образовательная платформа Coursera.
Coursera — это образовательный онлайн-проект, основанный в 2012 профессорами Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Келлер. Проект дает бесплатный доступ к образовательным курсам лучших учебных заведений мира, которые представлены только на английском языке.
Каждый курс Coursera включает в себя следующие составляющие [4]:
- введение и подробный учебный план на каждую неделю обучения;
- набор лекций длительностью от 5 до 20 минут, которые посвящены основным аспектам и проблемам курса;
- материал для самостоятельного изучения — книги или статьи по теме курса;
- еженедельный тест, основанный на лекционном материале;
- письменные работы в форме эссе;
- форум для общения и обмена мнениями с другими студентами.
Рассмотрев курсы каждого типа МООК, их платформы, можно отметить, что работа с этими курсами, на наш взгляд, может быть успешно реализована в рамках смешанного обучения на базе онлайн проекта Coursera.
Смешанное обучение — это сочетание очного и электронного обучения. Такое сочетание позволяет качественно изменить образовательный процесс в высшей школе и вывести совместную деятельность студента и преподавателя на приоритетный уровень, персонализировать образовательную деятельность каждого студента, учитывая его познавательные потребности.
Можно выделить три основных компонента смешанной модели обучения, используемых в современном образовании:
- очное обучение: представляет собой традиционную форму обучения в классе при непосредственном взаимодействии преподаватель-студент;
- самостоятельная работа студентов: включает в себя индивидуальную работу студентов, например поиск информации с использованием Интернет;
- онлайн-обучение: совместная работа преподавателей и студентов онлайн, используя, например, интернет-конференции, технологию Skype или Wiki, и т. д.
При обучении в рамках смешанного обучения у студентов формируются навыки работы в информационном пространстве, навыки поиска, отбора и анализа информации и представления результатов своей научной деятельности с применением современных технологий. Таким образом, не вызывает сомнения то, что технология смешанного обучения вписывается в концепцию модернизации современного высшего образования, основанную на введении образовательных стандартов нового поколения [5].
Национальный исследовательский Томский политехнический университет является одним из крупнейших передовых вузов России, входящим в «пятерку» лучших технических университетов страны. В связи с тем, что одной из целей ТПУ является становление и развитие его как исследовательского университета мирового уровня, на протяжении последних лет эффективно используется комплексная программа подготовки и использования в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. Программа включает комплекс мероприятий, нацеленных на современное обеспечение студентов всех форм обучения современными электронными образовательными ресурсами (ЭОР), их динамическую модернизацию и актуализацию.
С введением «Положения об электронном обучении в Томском политехническом университете» с 2014 года в ТПУ активно реализуются технологии смешанного обучения. Целями развития данного вида обучения в Университете являются [6]:
1) обеспечение конкурентоспособности Университета на современном рынке образовательных услуг;
2) создание благоприятных условий для продвижения Университета в мировых рейтингах университетов;
3) разработка эффективных конкурентоспособных образовательных модулей и программ;
4) повышение качества обучения;
5) расширение контингента (в т. ч. из числа лиц с ограниченными возможностями и иностранных граждан) за счет использования доступной электронной среды и гибких условий обучения.
Смешанная форма обучения является приоритетной в Университете, т. к. позволяет создать не только единую электронную информационно-образовательную среду по принципам smart-образования, общедоступный банк образовательных ресурсов, ориентированный на личностные особенности студентов, но также дает возможность организовать электронное обучение по уникальным образовательным программам мирового уровня, организовать сотрудничество с российскими и зарубежными вузами в области смешанного обучения и развить учебно-методическое обеспечение учебного процесса [7].
Согласно «Положению об электронном обучении в Томском политехническом университете» на сегодняшний день в ТПУ внедряются три модели смешанного обучения: обучение с веб-поддержкой (Face-to-Face model), смешанное обучение (Rotation model) и онлайн-обучение (Online-Driver model).
Рассмотрим пример использования платформы Coursera в процессе преподавания дисциплины «Английский язык» для студентов 2 курса физико-технического института ТПУ. Эти студенты обучаются по направлению подготовки бакалавров 140800 «Ядерная физика и технологии», по профилю «Ядерные реакторы и энергетические установки». Учебным планом и рабочей программой на дисциплину «Английский язык» выделяется 64 часа аудиторного времени на учебный семестр [8]. Уровень английского языка студентов данной группы не ниже B1 (по общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком), так как для работы на платформе Coursera требуется специальная языковая подготовка.
Для организации работы на платформе Coursera была выбрана модель с веб-поддержкой. Эта модель предполагает, что в учебном процессе до 30 % времени по освоению дисциплины отводится на работу в среде электронного курса. Следует отметить, что в рамках данной модели студенты могут обучаться дома или в компьютерном классе.
В качестве примера обучения на платформе Coursera был выбран курс «How Things Work», т. к. данный курс соответствует тематике дисциплины «Английский язык». Он включает в себя: введение, предварительное тестирование, материал для самостоятельного изучения, лекции и итоговый тест.
Курс задействует различные виды речевой деятельности. Основную часть теоретического материала студенты получают через видео лекции. Таким образом, студенты получают аутентичный аудиоматериал для обучения аудированию. Для успешного прохождения курса необходимо использование дополнительной литературы, что развивает навык чтения. Навык письма развивается через участие в обсуждениях на форуме. К сожалению, возможности развивать навыки говорения, только выполняя оригинальные задачи курса, нет.
Обучаясь на данном курсе, студенты имеют возможность работать над лексикой определенной тематики. Причем процессы расширения пассивного словарного запаса и перехода слов в активный запас происходят в максимально сжатые сроки. От чтения и прослушивания учебных лекций учащиеся достаточно быстро подходят к необходимости употребления изученной лексики для написания собственных эссе.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение на платформе Coursera может стать эффективным средством повышения уровня владения английским языком в сфере профессиональной коммуникации, так как содержит в себе лексический материал определенной тематики, недоступный при традиционном обучении.
Опыт работы с образовательной платформой Coursera в сочетании с технологией смешанного обучения показал, что учебный процесс протекает более эффективно, по сравнению с традиционной организацией процесса обучении английскому языку студентов инженерного профиля. Использование массовых открытых онлайн курсов, таких как Coursera, в обучении английскому языку способно значительно повысить мотивацию студентов к обучению, так как они предоставляют будущим специалистам широкие возможности обучаться различным предметам бесплатно и дистанционно и получать сертификаты ведущих вузов мира. Можно с уверенностью утверждать, что MOOK являются вызовом традиционному образованию. МООК — это технология, ориентированная на будущее, которая является мощным инструментов оптимизации и совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих инженеров.
Литература:
1. ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 160000 Физико-технические науки и технологии (квалификация «Бакалавр») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/16 (дата обращения: 02.06.2015)
2. Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования. Человек и образование № 1 (42) 2015.
3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studymooc.org (дата обращения: 04.06.2015)
4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.coursera.org/ (дата обращения: 04.06.2015)
5. Tomlinson B., Whittaker C. Blended learning in English teaching: course, design and implementation. British Council, London, 2013.
6. «Положение об электронном обучении в Томском политехническом университете». — ТПУ, 2014.
7. Велединская С. Б. Смешанное обучение (blended-learning) и его возможные перспективы в ТПУ. Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования: сборник трудов научно-методической конференции, 26–30 марта 2013 г. — Томск: Изд-во ТПУ, 2013. — С. 105–106.
8. Рабочая программа дисциплины «Английский язык» для студентов ФТИ, обучающихся по направлению бакалавриата 1400800 «Ядерные физика и технологии». — ТПУ, 2013.