Олжас Сулейменов — человек известный. Он известен не только своим знаменитым произведением «Аз и Я», но и стихами, своими содержательными интервью, которые вызывают большой интерес у читателей. Олжас Сулейменов — как постоянный представитель Республики Казахстан при ЮНЕСКО известен также и как государственный и политический деятель.
Олжас Сулейменов родился в Алматы 18 мая 1936 года. В 1954 году поступил на геологический факультет Казахского государственного университета. В 1958–61 годы учился в Московском Институте Литературы имени М.Горького.
В связи с полетом Юрия Гагарина в космос он написал стихи, которые были напечатаны в газете «Казахстанская правда» 12 апреля 1961 года. В мае 1961 года вышла поэма «Земля, поклонись человеку!», которая прославила его на весь мир. Это гимн, посвященный возможностям и воле человека, в поэме высказаны размышления о человеке, покорившем космос и открывшем новый этап в судьбах мира.
Его первый поэтический сборник «Аргамаки» увидел свет в 1961 году. В 1962 году был издан сборник «Солнечные ночи», в 1963 году — «Ночь — парижанка». Также выпущены сборники стихов «Год обезьяны» (1967), «Глиняная книга» (1969) и другие.
В последние годы был издан ряд крупных исследований поэта, писателя, ученого, политика и общественного деятеля О.Сулейменова. В 1998 году выпустил книги «Язык письма» и «Улыбка бога», в 2001 году — «Пересекающиеся параллели», в 2002 году — книгу о происхождении древнетюркских языков и письменностей «Тюрки в доистории», за которую получил премию Култегина «За выдающиеся достижения в области тюркологии» (2002).
Олжас Сулейменов пишет на русском языке. В его произведениях воспеваются национальный дух казахов, степные казахстанские просторы. Он хорошо знаком с образом жизни, думами и чувствами казахов, поэтому в его художественных произведениях отражается национальный дух казахского народа. В научных трудах Сулейменова показано место тюркских народов в развитии мировой культуры и мировой истории. В произведении «Аз и Я» он обосновал, что тюрки одна из древнейших культурных наций мира. Стихи и проза О.Сулейменова переведены на многие языки мира. Герои поэтических произведений Сулейменова — гордые, знающие себе цену, уважающие достоинство других сильные личности. Они изображены как люди с открытой, широкой душой, философски мыслящие, щедрые и добродушные, мужественные и благородные люди. В трогательных и захватывающих сценах нашло свое отражение историческое прошлое казахского народа, тюркских племен и народов.В своих произведениях Олжас Сулейменов создаёт образ казахского народа, воспевает степные просторы Казахстана, но вместе с тем не умаляет величие гор. У него особое видение мира, наверное поэтому многие его выражения хочется цитировать.
«Я вижу себя не всадником, гарцующим на Пегасе, а скотником в авгиевых конюшнях истории. Мне самому надо было определять свои корни, ибо дерево без корней — это столб без кроны и плодов. Так и народ, который есть яблоня в саду человечества. Я думаю, что это единственная возможная форма самоутверждения казахского писателя — самоутверждаться, утверждая народ…» — писал О. Сулейменов. Судьбу своего народа поэт постоянно соотносит с историей человечества. Такое осмысление национальной истории в широком контексте является несомненным вкладом О. Сулейменова в казахскую поэзию. [4]
Олжас Сулейменов известен и своими работами, посвященными изучению письменности, этимологии слов. В книге «Аз и Я» раскрыто отношение О.Сулейменова к слову и словесным образам, как к главным инструментам «не только художественного творчества, но и постижения культуры и ее истории. Понятие «слово» у поэта весьма многозначно. Так в «Аз и Я» «слово» это и название литературного памятника («Слово и полку Игореве») и феномен культуры как таковой» [1].
Его поэтику отличает национальное своеобразие. Вместе с тем, он — интернационалист. Он может буквально одной строфой обозначить свою сыновью причастность к казахскому эпосу и вновь предстать сыном человечества, представителем мировой культуры… Эти элементы глубоко характерны для всего творческого пути Олжаса Сулейменова. И об этом ещё в конце 70-х прошлого столетия писал профессор Сорбонны, поэт и переводчик русской поэзии Леон Робель, представляя французскому читателю свой перевод поэмы «Глиняная книга»: «Олжасу Сулейменову давно уже близка идея братства культур и духовное взаимообогащение народов. Он хочет читать историю, как большую книгу переселений и изменений знаков. Расшифровка письменности, языков и легенд, по его мнению, поможет нам по-другому взглянуть на Историю Человечества. Давно уже наш раздробленный мир не слышал такого сильного голоса — мы признаём Олжаса Сулейменова наследником или преемником Гильгамеша, Гюго, Хлебникова, одним из тех, величие которых естественно» [5].
У Олжаса Сулейменова свой историко-философский взгляд на слово, письменность, словари, книгу, литуратуру, искусство... Говоря о роли книги в истории человечества, он отмечает, что книга является самым объективным, самым выразительным символом цивилизации. Она развивает творческие способности, заложенные в человеке, как никакое другое средство информации.
Интересно также определение, данное О.Сулейменовым в работе “Золотая латынь” словарям: “Словари, — считает он, — самый объективный и полный архив сведении о прошлом человечества, и — каждого этноса. В словаре отразились маршруты перемещений народа по земле, следы контактов, войн и сотрудничества с другими» [2].
Олжас Сулейменов один из многих поэтов и писателей, затрагивающих политические проблемы. Несмотря на это, его отличает от других своеобразный взгляд на проблемы мира. Его общественная и политическая деятельность связана с защитой человека, защитой окружающей среды. Он считает, что «Писатели — голос разума своих народов, должны объединиться первыми, чтобы выступить как могучая сила антираспада. Разоблачая лживые лозунги, разрушая перегородки племенных национальных и региональных сознаний, созидая планетарное сознание землян» [3]. Олжас Сулейменов — поэт-философ, писатель-философ. Как правильно подмечает Гульнара Сейткалиева: «По характеру своего дарования Олжас Сулейменов — поэт философского мироощущения. Он не только художник, но и глубокий, оригинальный мыслитель» [4].
Его произведения отражают его мысли, сферы деятельности. Олжас Сулейменов — великий художник слова, филолог, философ, историк, великий гуманист своего века.
Литература:
1. Абенова Б. А. Культурфилософские принципы и идеи в творчестве Олжаса Сулейменова. Автореф.дисс....канд.филос.н. — Алматы, 1999. URL: http://cheloveknauka.com/kulturfilosofskie-printsipy-i-idei-v-tvorchestve-olzhasa-suleymenova#ixzz3e3n89bqj
2. Сулейменов О. Золотая латынь. Простор. 1996. № 3. С. 35.
3. Сулейменов О. Будущее нуждается в нас. Эссе, публицистика. Стихи, поэмы. Аз и Я. — Алма-Ата: Жалын. 1990. 592 с. С.75
4. Сейткалиева Г. Национальная составляющая в поэзии Олжаса Cулейменова. // Простор. № 10. URL: http://writers.kz/journals/?ARTICLE=6794&CURENT&ID=12&NUM=247
5. Канапьянов Б. Быть далеко услышанным. Олжасу Сулейменову — 70. URL: http://almatylit.ucoz.ru/publ/6–1-0–20