Имидж успешного политического лидера (на примере конкретного социологического исследования) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.07.2015

Статья просмотрена: 8811 раз

Библиографическое описание:

Морякина, А. Р. Имидж успешного политического лидера (на примере конкретного социологического исследования) / А. Р. Морякина, Г. В. Жигунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 734-740. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20885/ (дата обращения: 19.12.2024).

Статья посвящена исследованию проблемы имиджа политического лидера. В статье представлены результаты конкретного социологического исследования, направленного на изучение приоритетных качеств и характеристик имиджа успешного политического лидера, проведенного в рамках выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

Ключевые слова:имидж, политическая имиджеология, политический лидер, политик, имидж успешного политической лидера.

 

The article deals with the problem of the image of a political leader. The results of specific sociological research directed on studying of priority qualities and characteristics of image of a successful political leader were presented.

Key words: image, political leader, politician, image of a successful political leader.

 

Одной из реалий политического процесса в нынешней России является распространение технологий построения политического имиджа. Без них сегодня не обходятся ни отдельные политические лидеры, ни политические партии, ни избирательные объединения, ни государственные институты [1].

Проблема формирования идеальных образов и внедрения их в массовое сознание приобретает все большее значение с укреплением в России демократических институтов. Перед политическими лидерами встает задача: суметь сохранить свою конкурентоспособность в постоянно меняющихся политических условиях. Поэтому первостепенное значение приобретает то, как политик воспринимается общественным сознанием. Данное условие ставит перед политиком задачу создания своего целостного образа, включающего набор представлений о политических взглядах, практике, личных качествах, который был бы способен вызвать симпатии определенной части населения.

Главным стратегическим направлением практически любой современной предвыборной кампании является создание и закрепление привлекательного политического имиджа, который способствует обеспечению победы политического лидера на выборах [2]. Современная политика — это, прежде всего, борьба имиджей. Поэтому вопрос относительно механизмов создания, внедрения и актуализации имиджа политического лидера становится все более значимым и злободневным.

По исследуемой проблематике политической имиджеологии интересными являются работы, авторы которых в разной степени касаются аспектов имиджа политического лидера. Внимание привлекают, в частности, результаты научного поиска:

-                   Бондаревой Я. В. по изучению формирования и восприятия политического лидера в России;

-                   Ворониной Т. В. — макросоциальных факторов формирования образа политического лидера России;

-                   Давыборец Е. Н. — манипуляции сознанием в имидже политического лидера;

-                   Комиссарова В. П. — формирования образ политического лидера средствами массовой информации, методологии и технологии конструирования имиджа политического лидера;

-                   Мякотиной О. В. — технологии формирования и продвижения имиджа полтического лидера в условиях общества массмедиа;

-                   Орловой Е. А. — формирования позитивного имиджа государственного деятеля;

-                   Отц Е. В. — социально-психологических особенностей влияния имиджа политического лидера на отношения электората;

-                   Соколова А. В. — взаимосвязи легитимации политической власти с имиджем политического лидера и др.

Указанными авторами наработан обширный материал, состоящий из анализа, типологии и конкретных элементов политического лидерства, методики популяризации лидеров. Вместе с тем ряд существенных проблем не нашли своего теоретического осмысления, например, мало исследованы представления населения об образе успешного политического лидера, а представления политиков и имиджмейкеров об успешном политическом лидере зачастую оторваны от реальных взглядов на составляющие его черты в представлениях населения. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на имеющиеся в России исследования политической имиджеологии, на сегодняшний день остаются вопросы, требующее дальнейшего изучения. Это определяет потребность в исследовании имиджа успешного политического лидера.

В современной зарубежной и российской научной литературе существует множество разноплановых формулировок определения «имидж». Специалисты различного профиля: политологи, журналисты, имиджмейкеры, психологи, социологи, рекламисты, маркетологи, специалисты по PR технологиям по-разному определяют имидж, опираясь на свои профессиональные знания и компетенции, а также на опыт своей практической деятельности.

В рамках исследования под имиджем политического лидера понимается «цельное образование, которое зависит от субъективных характеристик и факторов (например, личностные качества), так и от объективных условий — социокультурных, экономических — функционирования лидера и его окружения» [3].

Для выявлений представлений населения о приоритетных качествах и характеристиках, которыми должен обладать успешный политик авторами исследования было проведено анкетирование среди населения г. Мончегорска.

Была составлена анкета из 25 вопросов, в которую были включены вопросы о качествах и характеристиках имиджа успешного политического лидера. Выборка составила 123 человека разного пола, возраста, национальности, вероисповедания, уровня образования, семейного положения и политической активности. Из опрошенных было:

-                   По полу: 51,2 % мужчин и 48,8 % женщин;

-                   В возрасте: 18–29 лет — 41,4 %, 30–44 лет — 33,3 % и старше 45 лет — 25,2 %;

-                   По национальности: 95,9 % русских и 4,1 % других национальностей (украинцев и поляк);

-                   По вероисповеданию: 75,6 % православных, 0,8 % католиков и 5,7 % других;

-                   По образованию: неполным средним — 0,8 %, средним общим — 6,5 %, начальным профессиональным — 7,3 %, средним специальным — 28,5 %, незаконченным высшим — 11,4 % и высшим — 45,5 %;

-                   По семейному положению: состоящих в официальном браке — 48,8 %, состоящих в неофициальном браке — 11,4 %, разведенных — 7,3 %, холостых — 30,9 % и овдовевших — 1,6 %;

-                   По политической активности: активно участвующих — 7,3 %, иногда участвующих — 41,5 %, не принимающих участие — 51,2 %.

Представим результаты проведенного исследования.

Для начала у респондентов нужно было узнать, насколько важно политику формировать свой имидж. Большинство опрошенных (86,2 %) убеждены в важности формирования имиджа политика, из них 54,5 % считают «очень важно», 31,7 % — «скорее важно, чем не важно». 10,6 % респондентов ответили, что это важно «в зависимости от обстоятельств», и лишь 3,3 % — «скорее не важно, чем важно».

Далее речь пойдет непосредственно о качествах и характеристиках политического лидера, обеспечивающих ему успех.

Респондентам был задан вопрос: «Какие характеристики, на Ваш взгляд, будут способствовать успешности политического лидера?» и был перечислен ряд природных (биологических) и социальных характеристик, включающий пол, возраст, семейное положение, наличие детей в семье, вероисповедание, национальную принадлежность, социальное происхождение и уровень дохода политического лидера.

По данным исследования, пол политика не имеет должного влияния (58,5 %) на успешность его обладателя. Однако у мужчин больше шансов (38,2 %) обрести успех, чем у женщин (3,3 %).

Женщины (35,0 %) чаще мужчин (23,6 %) считают, что пол политического лидера не имеет значения для успешности политика (таблица 1). Статистически (по критерию Хи-квадрат) зависимость пола политического деятеля от пола респондента подтверждена.

Таблица 1

Мнение респондентов относительно влияния на успешность политика его пола, %

Варианты ответов

Мужчины

Женщины

Всего

1.

Мужской

26,0

12,2

38,2

2.

Женский

1,6

1,6

3,3

3.

Не имеет значения

23,6

35,0

58,5

Всего

51,2

48,8

100

 

Интересно заметить, что более взрослое население полагает, что успех политического лидера не зависит от его пола. В то время как молодое в возрасте от 18 до 29 лет видит преимущества у политиков-мужчин — 24,4 % (см. таблицу 2). Зависимость пола политического деятеля от возраста респондента также подтверждена статистически (по критерию Хи-квадрат).

Таблица 2

Мнение респондентов разных возрастных групп относительно влияния на успешность политика его пола, %

Варианты ответов

18–29 лет

30–44 лет

45+ лет

Всего

1.

Мужской

24,4

8,1

5,7

38,2

2.

Женский

0,8

2,4

0,0

3,3

3.

Не имеет значения

16,3

22,8

19,5

58,5

Всего

41,5

33,3

25,2

100

 

Как считают респонденты, наибольшего успеха политический лидер может достичь в возрасте от 41 до 50 лет (43,9 %). Предшествующий этому возраст от 36 до 40 лет (22,0 %) положит начало успешности политика, а по истечению лет приведет к максимальному успеху.

Успех того или иного человека во многом зависит от его социальных характеристик, таких как семейное положение, уровень дохода, национальная принадлежность, социальное происхождение и прочих.

Семейное положение человека, как правило, говорит о его успешности в жизни и обществе. Что касается согласия респондентов с этим утверждением, то 75,6 % опрошенных убеждены, что официальный брак политика будет способность успеху последнего в его работе, и лишь 2.4 % считают, что ему следует быть холостым. Тем не менее, 17,9 % респондентов не придают никакого значение семейному положению политика.

Наличие детей в семье является неотъемлемой частью семейного положения. Впрочем, как показывают данные исследования, дети в семье не влияют на успешность политического деятеля (52,8 %). Хотя четверть (28,5 %) респондентов приписывают успешному политику 2 ребенка в семье.

Респонденты полагают, что в большинстве случаев (51,2 %) успешность политика зависит от его вероисповедания. Так 48,0 % респондентов приписывают успешному политику православную веру, 0,8 % — католическую и 2,4 % — другую. Впрочем, 4,9 % считают, что отрицание существование Бога или любой другой высшей сущности, также определит успех политического лидера. Тем не менее, 43,1 % опрошенных не находят влияния национальности на успех в политической деятельности.

Среди вариантов другое (2,4 %) респонденты указали «буддист», «в зависимости от региона», «главное, чтобы не был мусульманином».

Что касается влияния национальности на успех человека в его профессиональной деятельности, то 68,1 % опрошенных респондентов считают, что национальность не влияет на успешность политика, а 36,6 % опрошенных отдают предпочтения русским. Среди вариантов другое (0,8 %) респонденты указали «титульной нации региона», «любая славянская».

Социальное происхождение личности во многом определяет ее успех на профессиональном поприще. Политика не является исключением. Так считают 55,3 % опрошенных респондентов. В числе приоритетных социальных происхождений респонденты выделяют происхождение из семей рабочих (22,8 %), деятелей культуры, науки и образования (8,9 %), военных (8,1 %) и профессиональных политиков (8,1 %), бизнесменов и предпринимателей (3,3 %). Впрочем, 44,7 % опрошенных не видят влияния на успех политика его социального происхождения.

Статистически зависимость социального происхождения политического лидера от социально-демографических характеристик респондентов, а также их политической активности, установлена не была. Однако можно заметить, что женщины чаще мужчин не придают значения происхождению (см. таблицу 3).

Таблица 3

Мнение респондентов о приоритетном социальном происхождении политического лидера, %

Варианты ответов

Мужчины

Женщины

1.

Из семьи рабочих

13,0

9,8

2.

Из семьи военных

5,7

2,4

3.

Из семьи бизнесменов, предпринимателей

0,8

2,4

4.

Из семьи деятелей культуры, науки, образования

4,1

4,9

5.

Из семьи профессиональных политиков

5,7

2,4

6.

Другое происхождение

0,8

1,6

7.

Не имеет значения

19,5

25,2

Всего

51,2

48,8

 

Что касается благоприятного уровня дохода политика для успеха последнего, то 39,0 % опрошенных считает, что таковым является средний уровень дохода, 30,9 % — высокий, и лишь 1,6 % — низкий. Вместе с этим 26,8 % не придают значения влиянию дохода на успешность политического деятеля.

Первое, на что обращают внимание, когда видят человека — это его внешность. Однако сюда относят не только природные данные, но и манеры, голос, жесты, а также умение одеваться. Этот компонент очень важен, поскольку известно, что примерно 80 % информации мы получаем с помощью зрения, а остальная часть в большей степени приходится на органы слуха. Поэтому, внешние характеристики являются одними из важнейших и напрямую обеспечивают успех политическому лидеру.

Приоритетными внешними характеристиками, присущих успешному политику, по мнению респондентов, являются способность вызывать доверие, симпатию (49,2 %), публичные навыки, например, такие как раскованность, ораторские приемы (45,9 %), умение производить впечатление уверенного в себе человека (32,8 %) и харизма (32,0 %).

На последние места в списке внешних характеристик респонденты отводят внешнюю привлекательность (3,3 %), а также одежду и прическу (4,9 %).

Говоря о нравственных качествах политического лидера, которые будут способствовать его успеху, респонденты чаще всего обращают внимание на честность (60,7 %) и справедливость (53,5 %). Если политик будет верен общественному долгу, то это, несомненно, сделает его успешным — так считают 37,7 % опрошенных. Также не маловажными для успеха политических деятелей будут и неподкупность (34,4 %) и порядочность (34,4 %).

Статистически различия не подтвердились (по критерию Хи-квадрат), однако интересно заметить, что мужской и женский взгляды на нравственны качества отличаются друг от друга. Так мужчины считают, что успешный политик должен обладать чувством такта (22,6 %), в то время как женщины придают значение гуманизму, человеколюбию (18,3 %). В отличие от мужчин, женщины придают большее значение неподкупности (40,0 %) и порядочности (40,0 %) политического деятеля в наборе его нравственных качеств.

Чтобы стать настоящим профессионалом в своей сфере деятельности, необходимо обладать определенным набором профессиональных качеств. Больше половины опрошенных, а именно 53,7 %, отметили, что наиболее значимым профессиональным качеством политика является его образованность. Следующими приоритетными профессиональными качествами, по мнению респондентов, являются политическая мудрость (32,5 %), компетентность (29,3 %) политика, его умение сплотить и повести за собой людей (28,5 %), а также знание нужд избирателей (23,6 %) и знание законов (23,6 %) своей страны не оставят политика без успеха. На последние места в списке профессиональных качеств респонденты ставят партийную принадлежность политика (4,9 %) и знание порядка работы государственных органов (4,1 %).

Деловые качества человека — это важнейшее условие развития и роста личности как профессионала. Деловые качества напрямую влияют на карьеру и успешность человека. Поэтому и политическим лидерам необходимо развивать и работать над этими качествами.

Респонденты полагают, что наиболее благоприятствующими успеху политического лидера будут являться адаптивность (43,9 %) и организованность (39,0 %).

Умение притягивать к себе людей своими мыслями и идеями, убеждениями и создавать команду последователей и единомышленников — качество, которое определяется успешность становления индивида в роли лидера. Особенно важно это качество политическим деятелям, поэтому четверть (26,0 %) респондентов уделяет ему значимое место в наборе деловых качеств политика.

Далее при создании своего имиджа политическому лидеру необходимо обратить внимание на гибкость, дипломатичность (26,8 %), дисциплинированность (23,6 %), целеустремленность (20,3 %), надежность (22,8 %).

Стоит отметить, что качества и характеристики успешного политика в большинстве случаев не зависят от пола респондента.

Анализ данных в программе SPSS по критерию Хи-квадрат позволил определить зависимость только между некоторыми признаками:

-                   пола, внешних характеристик и деловых и профессиональных качеств политика от возраста респондента;

-                   семейного положения и внешних характеристик политика от образования респондента;

-                   семейного положения политика и наличия у него детей от семейного положения респондента;

-                   пола политика от пола респондента;

-                   национальности политика от национальности респондента;

-                   а также вероисповедания политика от вероисповедания и степени верования респондента.

Что касается социального происхождения, уровня дохода и нравственных качеств политического лидера, то различий не было зафиксировано. Природные (биологические), социальные и внешние характеристики и нравственные, деловые и профессиональные качества политического деятеля политической активностью респондентов не обусловлены. Никаких других зависимостей от каких-либо социально-демографических характеристик опрошенных по критерию Хи-квадрат установлено не было.

Для определения лидирующей группы факторов (биологических, социальных, внешних, нравственных, профессиональных, деловых) опрошенным респондентам было предложено расположить группы характеристик по степени их влияния на успешность политика. Согласно полученным результатам профессиональные характеристики занимают центральное место в наборе качественных характеристик политика. Это благоприятный показатель, поскольку именно эти характеристики выделяют профессионала среди других представителей определенной сферы деятельности. Подробное размещение результатов отображено в таблице 4.

Таблица 4

Распределение групп характеристик по степени влияния их на успешность политика

Варианты ответов

Среднее значение

Место

Природные (биологические) характеристики

4,53

5

Социальные характеристики

4,03

4

Нравственные качества

2,72

3

Деловые качества

2,62

2

Профессиональные качества

2,51

1

Внешние характеристики

4,59

6

 

В целом можно сформулировать следующие выводы по проведенному социологическому исследованию.

По мнению респондентов, успешным политическим лидером может стать человек в возрасте от 36 до 50 лет, но наиболее благоприятным является возраст в диапазоне от 41 года до 50 лет, не зависимо от того, родился ли он мужчиной или женщиной. Хотя, как показывает проведенное исследование, у мужчин больше шансов обрести успех, чем у женщин.

Социальные характеристики политического лидера, в особенности его семейное положение, вероисповедание, и уровень дохода напрямую определяют его успех.

Внешние характеристики являются наиболее доступными для восприятия сторонним лицам, но, по мнению опрошенных, именно они влияют в последнюю очередь на успешность политика. Наиболее значимыми для имиджа успешного политического лидера являются способность политика вызывать доверие, симпатию, его хорошие манеры и развитые публичные навыки.

Чтобы достичь успеха, политическому лидеру необходимо быть примером для граждан, обладать высокими нравственными качествами. В числе приоритетных нравственных качеств, которые буду способствовать успеху политика, наибольшую значимость имеют честность и справедливость.

Только благодаря развитию деловых и профессиональных качеств и умений и работе над ними, политический лидер добьется желаемого успеха и признания в глазах граждан. Наиболее благоприятствующие успеху политического лидера будут являться такие его деловые качества как адаптивность и организованность.

Профессиональные качества политика оказывают наибольшее влияние на успех их обладателя. Приоритетными выступают образованность, политическая мудрость и компетентность.

 

Литература:

 

1.      Мякотина, О. Технологии формирования и продвижения имиджа политического лидера в условиях общества массмедиа [Текст] / Ольга Мякотина // Власть. — 2007. — № 7. — С. 16–19.

2.      Селиверстова, Ю. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация [Текст] / Юлия Селиверстова // Власть. — 2011. — № 1. — С. 71–73.

3.      Политическая имиджелогия: учебник [Текст] / под. ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной и др. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 400 с.

Основные термины (генерируются автоматически): политический лидер, успешность политика, качество, респондент, семейное положение, успешный политический лидер, мнение респондентов, успех, успешный политик, характеристика.


Ключевые слова

имидж, политический лидер, политическая имиджеология, политик, имидж успешного политической лидера

Похожие статьи

Успешный имидж политического лидера глазами общественности

Данная статья посвящена проблеме исследования имиджа политического лидера и социологическим факторам его формирующим. В статье раскрывается понятие политического имиджа и его составляющие глазами общественности. В статье представлены результаты социо...

Исследование проблемы формирования имиджа преподавателя вуза

Статья посвящена актуальной на данной момент проблеме — формированию образа (имиджа) современного преподавателя, оказывающего благоприятное воздействие на аудиторию, в качестве повышения мотивации среди студентов.

Теоретический анализ проблемы роли личности в построение успешной профессиональной карьеры в исследованиях зарубежных психологов

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы роли личности в построение успешной профессиональной карьеры в исследованиях зарубежных психологов. В статье уделяется внимание анализу понятия профессиональной карьеры, рассматриваются психологические...

Психологические аспекты разработки имиджа эстрадного исполнителя

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования, диагностики и совершенствования имиджа эстрадного вокалиста, описаны критерии диагностики и проанализированы первичные результаты.

Особенности формирования образа лидера в профессиональной деятельности в представлении студентов

В данной статье автор рассматривает проблему формирования у студентов представления о качествах идеального лидера через описание реально существующих образов лидеров. Приводятся результаты проведенного исследования.

Профессиональный стресс и его влияние на физическое и психологическое здоровье сотрудников

В настоящей публикации представлено исследование влияния стресса на психологическое и физическое состояние сотрудников организации. Исследованы подходы ученых к определению данного состояния. Представлены результаты воздействия стресса на индивидов. ...

Современные тенденции и проблемы формирования имиджа государственного служащего как инструмент повышения эффективности в профессиональной деятельности

В данной научно-исследовательской работе авторами выделены основные практические современные тенденции и проблемы формирования имиджа государственного гражданского служащего в России. Предпринята попытка определения актуальных факторов, которые могут...

Имидж современного учителя истории и обществознания

В статье затронута проблема изучения имиджа современного учителя истории и обществознания. Представлены результаты исследования представлений об имидже учителя истории и обществознания, сформированных в сознании коллег, учеников и их родителей.

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы

Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений.

Похожие статьи

Успешный имидж политического лидера глазами общественности

Данная статья посвящена проблеме исследования имиджа политического лидера и социологическим факторам его формирующим. В статье раскрывается понятие политического имиджа и его составляющие глазами общественности. В статье представлены результаты социо...

Исследование проблемы формирования имиджа преподавателя вуза

Статья посвящена актуальной на данной момент проблеме — формированию образа (имиджа) современного преподавателя, оказывающего благоприятное воздействие на аудиторию, в качестве повышения мотивации среди студентов.

Теоретический анализ проблемы роли личности в построение успешной профессиональной карьеры в исследованиях зарубежных психологов

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы роли личности в построение успешной профессиональной карьеры в исследованиях зарубежных психологов. В статье уделяется внимание анализу понятия профессиональной карьеры, рассматриваются психологические...

Психологические аспекты разработки имиджа эстрадного исполнителя

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования, диагностики и совершенствования имиджа эстрадного вокалиста, описаны критерии диагностики и проанализированы первичные результаты.

Особенности формирования образа лидера в профессиональной деятельности в представлении студентов

В данной статье автор рассматривает проблему формирования у студентов представления о качествах идеального лидера через описание реально существующих образов лидеров. Приводятся результаты проведенного исследования.

Профессиональный стресс и его влияние на физическое и психологическое здоровье сотрудников

В настоящей публикации представлено исследование влияния стресса на психологическое и физическое состояние сотрудников организации. Исследованы подходы ученых к определению данного состояния. Представлены результаты воздействия стресса на индивидов. ...

Современные тенденции и проблемы формирования имиджа государственного служащего как инструмент повышения эффективности в профессиональной деятельности

В данной научно-исследовательской работе авторами выделены основные практические современные тенденции и проблемы формирования имиджа государственного гражданского служащего в России. Предпринята попытка определения актуальных факторов, которые могут...

Имидж современного учителя истории и обществознания

В статье затронута проблема изучения имиджа современного учителя истории и обществознания. Представлены результаты исследования представлений об имидже учителя истории и обществознания, сформированных в сознании коллег, учеников и их родителей.

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы

Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений.

Задать вопрос