В данной статье приводятся основные результаты частотного анализа, проведенного среди студенческой молодежи Астраханской области социологического исследования, посвященного определению уровня толерантности в молодежной среде.
Ключевые слова:толерантность, студенческая молодежь, региональная культура
This articles gives the main results of frequency analysis of the conducted among student youth sociological survey within Astrakhan region, that is devoted to defining the youth level of tolerance.
Key words: tolerance, student youth, regional culture
Современные мировые процессы интеграции и глобализации приводят к росту интенсивности соприкосновения различных государств и культур. В данных условиях одним из важнейших аспектов построения позитивных отношений с представителями других национальностей является взаимодействие на основе толерантности.
Сегодня толерантность представляет собой норму цивилизационного компромисса между культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, права на непохожесть, уникальность. Проблема толерантности в современном мире не абстрактна, а глубоко пронизывает повседневность человека, является наиболее актуальной характеристикой для развития личности. Формирование толерантности и установок толерантного сознания в современном обществе выступает как социальный заказ системе образования. Культивирование толерантности в образовательном пространстве является необходимым условием развития гармоничной личности. Создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней научных, образовательных и развивающих программ, направленных на формирование осознанного отношения к толерантности как важнейшей ценности общества, обучение межкультурному диалогу становится одной из важнейших задач современности [1].
В ноябре 2013 года центром социологических исследований был проведен социологический опрос студенческой молодежи с целью определения уровень толерантности в молодежной среде (N=500). В рамках данного исследования уровень толерантность толерантность рассматривалась в узком значении как этническая толерантность, которая фиксирует определенные параметры социального поведения личности, основанное на осознанном цивилизованном компромиссе между различными национальными культурами, который обеспечивает сохранение этническое разнообразие, естественное права представителей иных этносов, народностей и национальностей на социальную отличность, непохожесть, инаковость. Эмпирически этническая толерантность может быть зафиксирована как свойство личности, которое может проявляться на когнитивном уровне в форме убеждений, определяющих позитивное, уважительное отношение к представителям др. этносов и на конативном уровне в форме позитивной волевой направленность поведения (уживчивость) личности по отношению к представителям др. этносов [2].
Уровень толерантность в молодежной среде в рамках проведенного исследования фиксировался через следующие операциональные понятия:
- когнитивные убеждения;
- установки на поведенческие стереотипы (конативная направленность);
- ценностно-эмоциональные установки этнической толерантности студенческой молодежи;
В целом, опрос показал, что большинство студентов в достаточной степени осведомлены с понятием «толерантность». Так, 79,1 % респондентов понимаю под термином толерантность «терпимое отношение к другому образу жизни», и только 10 % отметили, что толерантность это «непримиримое отношение к другим точкам зрения».
Если говорить о ценностно — эмоциональных установках, то в целом здесь можно говорить о наличии некого противоречия, между тем, что студенты декларирируют, и какие установки существуют на самом деле (при раскрытии установок с помощью других вопросов). Так, на прямой вопрос о наличии чувства дискомфорта при общении с представителями других национальностей большинство репондентов (75,2 %) ответили, что они испытывают такого чувства, и только у 9,6 % опрошенных такое чувство возникает (Табл.1.).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Испытываете ли Вы дискомфорт, общаясь с представителями других национальностей» (%.)
Вариант ответа |
% |
|
1. |
Да, испытывают дискомфорт |
9,6 |
2. |
Нет, не испытывают дискофорт |
75,2 |
3. |
Затруднились ответить |
15,2 |
Вопросы блока анкеты, который был посвящен ценностно-эмоциональным установкам студенческой молодежи, также содержали вопросы относительно отношения студентов к мигрантам. Так, 23,3 % опрошенных разделяют мнение о том, что мигранты, представители других национальностей, требуя уважать их обычаи, пытаются вытеснять традиции и обычаи коренных жителей данной территории, 30,5 % — скорее разделяют такое мнение, 27,2 % скорее не разделяют и 19 % — не разделяют (Рис.2.).
Среди опрошенных 42,3 % считают, что мигранты должны пользоваться равными правами с коренным населением, и 37,7 % не согласны с таким утверждением (Табл.2.).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Разделяете ли Вы мнение, что мигранты должны пользоваться равными правами с коренным населением?» (%.)
Вариант ответа |
% |
|
1. |
Разделяют |
42,3 |
2. |
Не разделяют |
37,7 |
3. |
Затруднились ответить |
20,0 |
Большинство студенческой молодежи (54,9 %) согласны с мнением о том, что уровень преступности значительно увеличивается за счет приезжих мигрантов, и только 22,9 % респондентов не согласны с этим утверждением, и 22 % опрошенных затруднились с ответом (Табл.3.). Распределение ответов на этот и на выше приведенные вопросы данного блока говорит о негативном отношении студенческой молодежи к мигрантам.
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Согласны ли Вы с мнением, что уровень преступности значительно увеличивается за счёт приезжих представителей других национальностей?» (%.)
Вариант ответа |
% |
|
1. |
Согласны |
54,9 |
2. |
Не согласны |
22,9 |
3. |
Затруднились ответить |
22,2 |
Распределение ответов на следующий вопрос: «Разделяете ли вы мнение, что мигранты, представители других национальностей, требуя уважать их обычаи, пытаются вытеснять традиции и обычаи коренных жителей данной территории?» также свидетельствует о негативном отношении студенческой молодежи к мигрантам. Среди студентов 23,3 % разделяют точку зрению, указанную в вопросе, 30,5 % — скорее разделяют, 27,2 % — скорее не разделяют и только 19 % — не разделяют (Табл.4).
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «Разделяете ли вы мнение, что мигранты, представители других национальностей, требуя уважать их обычаи, пытаются вытеснять традиции и обычаи коренных жителей данной территории?» (%.)
Вариант ответа |
% |
|
1. |
Да, полностью разделяют |
23,3 |
2. |
Скорее разделяют |
30,5 |
3. |
Скорее не разделяют |
27,2 |
4. |
Не разделяют |
19,0 |
По итогам частотного анализа проведенного социологического исследования можно сделать вывод о том, что в целом уровень межэтнической толерантности среди студенческой молодежи достаточно высок. Однако, с нашей точки зрения следует различать межэтническую толерантность по отношению к коренным жителям Астраханской области, и межэтническую толерантность по отношению к мигрантам. Уровень толерантности по отношению к мигрантам является достаточно низким, мигранты воспринимаются как «чужие», за счет которых растет уровень преступности в регионе, которые вытесняют коренных жителей и т. д. «Старые» этнические группы миграционных районов различаются по своему языку, культуре, «стажу» проживания в крае. Но, так или иначе, все они живут бок о бок на протяжении столетий. За это время сложились общие традиции внутрикультурного взаимодействия, был установлен известный баланс или динамическое равновесие между ними. Под влиянием миграции этническая структура заметно меняется. Недавние выходцы из горных местностей Кавказа далеки от традиций, сложившихся в Астраханском крае. Можно говорить о том, в рамках сформированных региональной культуры и регионального самосознания, существуют два противостояния «мы» — астраханцы, проживающие здесь веками (причем независимо от нации), и «они» — приезжие (в основном с Северного Кавказа и стран СНГ).
Литература:
1. Пашкова, Е. Е. Экстремизм в молодежной среде: понятие, виды и особенности / Е. Е. Пашкова // Молодой ученый. — Изд-во. Чита, 2012. — № 12. — С. 417–419.
2. Климова М. В. Проектирование социокультурной среды развития толерантности у подростков [Электронный ресурс] / М. В. Климова, И. В. Волкова // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 6. — Режим доступа: www.science-education.ru/ 97–4783
3. Киселева, Е. Е. Государственная политика РФ по противодействию экстремизму / Е. Е. Киселева // Молодой ученый. — Изд-во. Чита, 2013. — № 12 (59). — С. 787–788.
4. Киселева, Е. Е. Международная практика противодействию экстремизму и терроризму (на материалах ООН) / Е. Е. Киселева // Психология. Социология. Педагогика — Изд-во. ИНГН, 2013. — № 11 (36). — С. 31–32.