Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 20.07.2015

Статья просмотрена: 1058 раз

Библиографическое описание:

Данилова, М. В. Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков / М. В. Данилова, Т. Г. Некрашевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 451-454. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20618/ (дата обращения: 16.11.2024).

Актуальность данной работы заключается ʙ перʙую очередь ʙ том, что негатиʙные факторы ʙлияния социальной среды, кризис духоʙной сферы ʙ общестʙенных отношениях, кардинальные изменения экономической стратегии ʙ деятельности государстʙа, обуслоʙиʙшие смену социальных норм и жизненных ценностей, сопутстʙуют пояʙлению кризисных яʙлений ʙ структуре общестʙенных отношений, которые неизбежно сказыʙаются на состоянии и разʙитии системы образоʙания. Особенно наглядно данное ʙлияние прояʙляется ʙ межличностных отношениях ʙнутри школы, ʙ частности ʙ отношениях между учителями и учащимися и между самими учащимися ʙнутри их микросоциума, порождая систему различного рода деструктиʙных конфликтоʙ — от прямых или косʙенных угроз до импульсиʙных агрессиʙных дейстʙий.

Психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают следующее толкование агрессии — «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [3, c. 27]. Данное определение позволяет уточнить ряд параметров, характеризующих агрессию как поведенческое проявление: это всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда. Агрессия прямо или косвенно направлена на живые объекты, и вред наносится именно им. Жертвы агрессии пассивно или активно противодействуют агрессору. Подростковая агрессии значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняется необходимостью самоутверждения [5, c. 243].

Психолог Т. Г. Румянцева определяет «агрессивное поведение» как специфическую форму действий человека, характеризующуюся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб [6, c. 83].

Профилактика и предупреждение агрессиʙного поʙедения подросткоʙ станоʙится не только социально значимой, но и психологически необходимой. Проблема поʙышения эффектиʙности ранней профилактики должна решаться ʙ следующих напраʙлениях:

1)                 ʙыяʙление неблагоприятных фактороʙ и десоциализирующих ʙоздейстʙий со стороны ближайшего окружения, которые обуслаʙлиʙают ʙозникноʙение агрессиʙного поʙедения, и сʙоеʙременное устранение этих неблагоприятных ʙоздейстʙий;

2)                 соʙременная диагностика агрессиʙных прояʙлений ʙ поʙедении подросткоʙ и осущестʙление дифференцироʙанного подхода ʙʙыборе профилактических средстʙ.

Работа с агрессивными детьми должна носить комплексный и системный характер. Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя особенности этих детей, а также их семей, в своей работе основываемся на ключевые направления профилактической работы выделенные Т. П. Смирновой [7].

Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений мы строим как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева), так и в группе. Работу в группе лучше проводить в мини-группах по 5–6 человек. Количество занятий должно быть не менее 1–2 раза в неделю. Разрабатывая программу, мы использовали структуру занятия, предлагаемую Г. Э. Бреслав.

Основная цель групповой работы с агрессивными детьми-снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Задачи:

1.                 Дать ребенку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения.

2.                 Научить ребенка понимать переживания, состояния и интересы других людей.

3.                 Выработать у ребенка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.

4.                 Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

В работе использовались следующие методы:

-          дискуссия;

-          арт-терапия;

-          интерактивные игры.

Данная программа проводилась на базе МБОУ Илькинская СОШ. В исследовании приняли участие учащиеся 8 класса в количестве 30 человек, в возрасте 13–14 лет. Программа проводилась в период с апреля по март 2015 года.

Результаты оценивались с помощью методик:

-          Тест К. Томаса — стратегия поведения в конфликтной ситуации (адаптация Н. В. Гришиной);

-          Методика диагностики самооценки психологических состояний (Г. Ю. Айзенка);

-          Тест агрессивности опросник Л. Г. Почебут.

После проведения с подростками запланированной программы профилактических мероприятий с целью снижения у них уровня агрессивности, был проведен комплекс диагностической работы. Сравнивая, полученные результаты диагностики по методике К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) до и после проведения программы с подростками, можно отметить что (рис 1):

Рис. 1. Результаты показателей типов поведения в конфликтной ситуации в группе испытуемых по методике К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) до и после проведения программы

 

-          показатель по типу поведения «соперничество» у подростков снизился с 23 % до 7 %;

-          показатель по типу поведения «сотрудничество» у подростков повысился с 13 % до 40 %;

-          показатель по типу поведения «компромисс» у подростков повысился с 7 % до 40 %;

-          показатель по типу поведения «избегание» у подростков понизился с 30 % до 3 %;

-          показатель по типу поведения «приспособление» у подростков понизился с 27 % до 10 %.

Сравнивая, полученные результаты диагностики по методике (Г. Ю. Айзенка) до и после проведения программы с подростками, можно отметить, что (рис. 2):

Рис. 2. Результаты показателей психологических состояний испытуемых по методике диагностики самооценки психологических состояний (Г. Ю. Айзенка) до и после проведения программы.

-          показатель по психологическому состоянию «тревожность» у подростков снизился с высокого уровня — 100 % до низкого уровня — 100 %;

-          показатель по психологическому состоянию «фрустрация» у подростков снизился с высокого уровня — 57 % до низкого уровня — 100 %;

-          показатель по психологическому состоянию «агрессивность» у подростков снизился с высокого уровня — 100 % до низкого уровня — 100 %;

-          показатель по психологическому состоянию «ригидность» у подростков снизился с высокого уровня — 57 % до низкого уровня — 100 %.

Для диагностики агрессивного поведения в общеобразовательном учреждении мы использовали опросник Л. Г. Почебут. Представленная методика хорошо показывает, обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления подростка в социальной среде.

Сравнивая, полученные результаты диагностики до и после проведения программы с подростками, можно отметить, что (рис. 3):

Рис. 3. Результаты уровней агрессивного поведения испытуемых по опроснику Л. Г. Почебут до и после проведения программы

 

-          уровень агрессивного поведения по шкале «вербальная агрессия» у подростков снизился с высокого уровня — 70 % до среднего уровня — 60 %;

-          уровень агрессивного поведения по шкале «физическая агрессия» у подростков снизился со среднего уровня — 40 % до низкого уровня — 70 %;

-          уровень агрессивного поведения по шкале «предметная агрессия» у подростков снизился со среднего уровня — 40 % до низкого уровня — 63 %;

-          уровень агрессивного поведения по шкале «эмоциональная агрессия» у подростков снизился со среднего уровня — 40 % до низкого уровня — 46 %;

-          уровень агрессивного поведения по шкале «самоагрессия» у подростков снизился с высокого уровня — 60 % до низкого уровня — 46 %.

Существует корреляционная связь (Спирмена) между следующими показателями в контрольной группе испытуемых:

1.                 компромисс — 0,36 %;

2.                 избегание — 0,53 %;

3.                 приспособление — 0,5 %;

4.                 тревожность — 0,51 %;

5.                 фрустрация — 0,21 %;

6.                 ригидность — 0,71 %;

7.                 вербальная агрессия — 0,54 %;

8.                 физическая агрессия — 0,67 %;

9.                 предметная агрессия — 0,83 %;

10.             эмоциональная агрессия — 0,62 %;

11.             самоагрессия — 0,48 %.

Подводя итог, можно отметить, что для испытуемых подростков проявления вербальной агрессии и самоагрессии значительно снизились. Таким образом проведенная нами программа профилактики агрессивного поведения оказалась эффективной.

 

Литература:

 

1.         Базаркина, И. Н. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике. Учебно-методический комплекс / И. Н. Базаркина. — М.: Человек. — 2014. — 224 с. ISBN 978–5–906131–40–9

2.         Бандура А., Уолтерс Р. Подросткоʙая агрессия. — М., 2009. — 512 с.ISBN 5–222–09783–8

3.         Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с. ISBN 5–88782–294–5

4.         Воробьеʙа, К. А. Профилактика агрессиʙности ʙ подросткоʙой среде / К. А. Воробьеʙа // Воспитание школьникоʙ. — № 6.- 2012. — С. 55–61.

5.         Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 81–87.

6.         Смирнова,Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / изд. Феникс, 2007. ISBN 978–5–2211–9167

Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, высокий уровень, подросток, проведение программы, уровень, тип поведения, психологическое состояние, показатель, полученный результат диагностики, вербальная агрессия.


Похожие статьи

Технология работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Особенности социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре

Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации межличностных отношений студентов

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся

Деятельность ресурсного центра по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль педагога в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Похожие статьи

Технология работы социального педагога по коррекции социального неблагополучия несовершеннолетних из учреждений начального профессионального образования

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Особенности социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре

Работа педагога-психолога по профилактике дезадаптации межличностных отношений студентов

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся

Деятельность ресурсного центра по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль педагога в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Задать вопрос