Медико-социальные аспекты детской инвалидности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 13.07.2015

Статья просмотрена: 874 раза

Библиографическое описание:

Касимова, Д. А. Медико-социальные аспекты детской инвалидности / Д. А. Касимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20665/ (дата обращения: 24.11.2024).

Детская инвалидность является важнейшей проблемой современности. Сотни тысяч детей-инвалидов нуждаются во вниманиии поддержке общества, социальной, медицинской и другой помощи. Об актуальности этой проблемы свидетельствует количественный рост инвалидности с детства и неблагоприятные тенденции в её структуре.

Ключевые слова: детская инвалидность, факторы риска детской инвалидности, медицинское обслуживание детей-инвалидов.

 

Инвалидность с детства является не только сложной медико-социальной проблемой, но и приносит значительный экономический ущерб обществу, из сферы общественной деятельности исключается взрослые члены семьи, ухаживающие за инвалидом с детства. Тяжёлый морально-психологический климат в семьях, где имеются инвалиды с детства, как, правило, низкий материальный достаток, не могут не сказать негативного влияния на качество жизни таких семьей в целом(1,2).

В Республике Узбекистан осуществляется единый комплекс социально-экономических, профилактических и медицинских мероприятий по охране здоровья матерей и детей, направленных на их гармоничное развитие (3,4).

Одним из приоритетных направлений в реформировании здравоохранения является профилактика инвалидности с детства развитие медико-социальной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями. Особенно это актуально для крупных городов, каковым является Ташкент.

Целью исследования явилось изучение возрастных особенностей детской инвалидности, выявление факторов риска, способствующих её формированию.

Материалы и методы. Распространённость детской инвалидности по Ташкенту изучено сплошным методом в динамике за 2001–2010 гг. Исследование причин инвалидности, условий и образа жизни детей с ограниченными возможностями и их семей проведено в 2008–2010 гг. в рамках комплексной программы. В исследовании были включены дети до 16 лет, находящиеся на диспансерном учёте у врачей общей практики семейных поликлиник 4-х районов Ташкента: Мирзо-Улугбекского, Чиланзарского, Шайхонтахурского и Алмазарского. Cбор материала осуществляли методом опроса-интервью женщин-матерей и выкопировка данных из первичной учётной медицинской документации ребёнка-инвалида. Для унификации сбора информации была разработана комплексная анкета «Изучение медико-социальной помощи, условий и образа жизни детей-инвалидов». Причины инвалидности изучены почти у 2000 детей-инвалидов, которые составляют около 30 % от общего числа детей-инвалидов, родившихся и проживающих в Ташкенте. В социологическое исследование был включён каждый четвёртый ребёнок, отобранный случайным — механическим способом (500 — основная группа). Для установления основных причин и факторов риска распространённости детской инвалидности аналогичным механическим случайным отбором формировали группу здоровых детей (500 — контрольная группа).

Анализ причин инвалидности проводился по основным классам болезней в соответствии с МКБ 10-го пересмотра. Полученные результаты обработаны современными статистическими методами, методологией доказательной медицины (случайная выборка, метод «случай-контроль», когортный метод), способствующими элиминированию систематической и уменьшению случайной ошибки.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования было выявлено, что среди детей-инвалидов 31,3 % составляют дошкольники, 51,3 % дети школьного возраста. Инвалидов в возрасте 15–16 лет было 17,4 %. Следовательно, у 82,6 % детей инвалидность была установлена в дошкольном, среднем и младшем школьном возрасте. Среди инвалидов мальчиков было больше (54,8 %), чем девочек.

В целом по г. Ташкенту уровень детской инвалидности варьирует в пределах 98,1–105,6 случая на 10.тыс. детей 0–16 — летнего возраста. В последние годы наблюдается тенденция к снижению детской инвалидности с 10,7 случая на 10.тыс. в 2004 г. до 98,1 случая на 10.тыс. детей в 2010г. Интересно отметить, что 67,6 % детей-инвалидов имели врождённую, 32,4 % -приобретённую инвалидность. При этом с возрастом уровень врождённой инвалидности уменьшается, а приобретённой увеличивается (табл.1).

Таблица 1

Структура контингента инвалидов с детства с учётом характера её возникновения и классов болезней.

Возраст, лет

 

Характер возникновения инвалидности

Класс болезней

болезни нервной системы

врождённые аномалии

болезни костно-мышечной системы

психические расстройства

болезни уха и сосцевидного отростка

болезни глаза

болезни эндокринной системы

врождённый

приобретённый

0–2

89,0

11,0

24,6

43,8

20,5

2,7

-

2,7

 

3–4

70.3

29,7

29,7

28,8

11,0

1,7

6,8

2,5

7,6

 

5–6

27,5

27,5

43,9

20,9

6,6

3,3

5,5

4,4

6,6

 

7- 14

65,7

34,3

28,2

13,7

12,4

11,9

10,6

5,2

5,4

 

Всего

69,6

30,4

30,0

19,9

12,2

8,1

8,6

4,2

5,6

 

15–16

58,3

41,7

23,7

12,8

9,6

7,0

7,0

7,7

34,6

 

Итого

67,6

32,4

28,9

17,9

11,8

11,8

8,3

4,8

8,0

 

 

Среди всех причин детской инвалидности по классам болезней первое место занимают болезни нервной системы, второе врождённые аномалии, третье болезни костно-мышечной системы, четвёртое психические расстройства и расстройства поведения, пятое болезни уха и сосцевидного отростка. Перечисленные классы болезни составили 75,0–80,1 % всех причин детской инвалидности за изучаемые годы.

Таблица 2

Распространённость детской инвалидности по классам болезней

Класс болезней

На десять тыс. детей

Болезни нервной системы

19,4

Врождённые аномалии

12,0

Болезни костно-мышечной системы

7,9

Психические расстройства и расстройства поведения

6,3

Болезни уха и соцевидного отростка

5,6

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

3,2

Болезни глаза и его придаточного аппарата

4,0

Прочие

8,6

Всего

67,0

 

Установлено, что 45,4 % детей получали лечение в условиях стационара, 38,7 % детей находились под наблюдением в амбулаторных условиях, т. е. лечение сводилось к наблюдению специалистами в рамках диспансеризации, 12,3 % лечились в стационарах на дому и лишь 3,7 % для восстановительной терапии использовали профильные санатории и реабилитационные центры.

Из числа детей-инвалидов, нуждающихся в обучении, более половина (53,9 %) получают образовании в школах, 24,9 % обучаются в специализированных интернатах, 8,0 % учатся в домашних условиях, а 13,3 % нигде не учатся.

Большое значение для здоровья, социальной адаптации и интеграции и формирования личности ребёнка имеет его семья. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, относятся к категории высокого социального риска. Это обусловлено, прежде всего, большим числом негативно воздействующих на ребёнка          социально-гигиенических, медико-демографических и психологических факторов.

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что в семьях с детьми инвалидами относительно высок удельный весь матерей старшего возраста — 19,1 % против 6,7 % в контроле (p<0,001); каждая третья женщин к моменту рождения ребёнка (33,9 %) имела в анамнезе гинекологическую и хроническую экстрагенитальную патологию: 24,5 % матерей, (в контроле 10,0 %), имеющих средне специальное и высшее образование (p<0,001), вынуждены трудиться не по профессии; 36,0 % матерей вообще не работают, а являются домохозяйками и ухаживают за ребёнком-инвалидом. В 34,0 % семей имеет места нестабильная психологическая обстановка. Многие семьи не надеются на благоприятный исход заболевания. Установлена относительно низкая медицинская активность семей, воспитывающих ребёнка-инвалида: ¾ часть родителей выполняют предписания врача, около половина семей продолжают рекомендованное восстановительное лечение в домашних условиях. Только 31,6 % родителей регулярно занимаются с ребёнком, прививая ему развитием необходимые навыки.

Исследование уровня информированности и медицинских знаний родителей о характере заболевания ребёнка, способах воспитания и обучения позволило установить, что большинство родителей подобными знаниями не обладают. Кроме того, значительная их часть плохо информирована о причинах, патогенезе, и методах вторичной профилактики заболевания.

Все изложенное убеждает в том, что большинство семей с детьми инвалидами неблагополучны по ряду медико-демографических и социально-психологических показателей.

Эффективная работа государственных служб и общественных организаций по снижению детской инвалидности представляется как слажённый организм, решающий проблему на всех этапах формирования здоровья детей, начиная с антенатального периода и заканчивая системой реабилитации как ребёнка-инвалида, так и его семьи.

Выводы

1.      Детская инвалидность в г.Ташкенте имеют определённые возрастно-половые особенности: каждая третья инвалидность устанавливается в дошкольном возрасте. С увеличением возраста детей врождённые причины детской инвалидности незначительно уменьшаются, а приобретённые увеличиваются: во всех возрастных группах имеет место выявление детей-инвалидов с врождённой патологией.

2.      Ведущими причинами детской инвалидности являются болезни нервной системы, врождённые аномалии, болезни костно-мышечной и соединительной ткани, психические расстройства, болезни уха и сосцевидного отростка. Перечисленные классы болезни составляют 76,3 % причин детской инвалидности.

3.      Учитывая низкую медицинскую активность семей, где живёт и воспитывается ребёнок-инвалид, необходимо повышать качество оказываемой им медико-социальной помощи, путём активизации работы по внедрению навыков здорового образа жизни, усилению профилактической направленности системы общественного здравоохранения.

 

Литература:

 

1.       Зелинская Д. И., Детская инвалидность как проблема здравоохранения // Здравоохранение РФ. -2008. -№ 2. –С. 23–25.

2.       Свинцов А. А. Характеристика контингента инвалидов с детства // Здравоохранение РФ.-1998.- № 2. –С. 31–33.

3.       Асадов Д. А., Шарипова М. К. Значимость экономических потерь от инвалидности с детства и пути оптимизации медицинских мероприятий по их снижению.// Педиатрия. Спец. вып. –С 6–10.

4.       Инамова С. Т., Шарипова М. К. Становление службы перинатальной диагностики в Узбекистане. // Педиатрия. -2003. — Спец. вып.- С. 10–12.

5.       Кожоназаров К. К., Мамырова Р. О., Шишкина В. Г. Медико-социальные аспекты детской инвалидности. // Центрально-Азиатский мед журнал. -1997, № 5/6 -с 490–493.

6.       Ваганов Н. Н. Концепция и пути реализации региональных программ снижения младенческой смертности. // Научный доклад, -1991: 31.

7.       Актуальные вопросы современной конференции студентов и молодых учёных 24–26 апреля 1995 г Бишкек, -1995; 157.

8.       Овчаренко С. А. Методические подходы к изучению проблемы инвалидности с детства здравоохранение Российской Федерации -1993; (11); 21–23.

9.       Полунина Н. В., Нестеренко Е. И., Ашанина Н. М. Значение семейного воспитания в сохранении здоровья матери и ребёнка. // Мед. помощь -1995; 8–12.

10.   Работа ВОЗ в Европейском регионе: Отчёт регионального директора ВОЗ Копенгаген, -1990; 202.

Основные термины (генерируются автоматически): детская инвалидность, болезнь, болезнь уха, класс болезней, нервная система, ребенок, ташкент, костно-мышечная система, медико-социальная помощь, сосцевидный отросток.


Похожие статьи

Социально-психологические детерминанты женской преступности

Психолого-педагогические аспекты профилактики девиантного поведения

Болезни нервной системы как медико-социальная проблема

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного поведения в подростковом возрасте

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Психологические аспекты феноменов здоровья и отношения к здоровью

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Похожие статьи

Социально-психологические детерминанты женской преступности

Психолого-педагогические аспекты профилактики девиантного поведения

Болезни нервной системы как медико-социальная проблема

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного поведения в подростковом возрасте

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Психологические аспекты феноменов здоровья и отношения к здоровью

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Задать вопрос