Детская инвалидность является важнейшей проблемой современности. Сотни тысяч детей-инвалидов нуждаются во вниманиии поддержке общества, социальной, медицинской и другой помощи. Об актуальности этой проблемы свидетельствует количественный рост инвалидности с детства и неблагоприятные тенденции в её структуре.
Ключевые слова: детская инвалидность, факторы риска детской инвалидности, медицинское обслуживание детей-инвалидов.
Инвалидность с детства является не только сложной медико-социальной проблемой, но и приносит значительный экономический ущерб обществу, из сферы общественной деятельности исключается взрослые члены семьи, ухаживающие за инвалидом с детства. Тяжёлый морально-психологический климат в семьях, где имеются инвалиды с детства, как, правило, низкий материальный достаток, не могут не сказать негативного влияния на качество жизни таких семьей в целом(1,2).
В Республике Узбекистан осуществляется единый комплекс социально-экономических, профилактических и медицинских мероприятий по охране здоровья матерей и детей, направленных на их гармоничное развитие (3,4).
Одним из приоритетных направлений в реформировании здравоохранения является профилактика инвалидности с детства развитие медико-социальной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями. Особенно это актуально для крупных городов, каковым является Ташкент.
Целью исследования явилось изучение возрастных особенностей детской инвалидности, выявление факторов риска, способствующих её формированию.
Материалы и методы. Распространённость детской инвалидности по Ташкенту изучено сплошным методом в динамике за 2001–2010 гг. Исследование причин инвалидности, условий и образа жизни детей с ограниченными возможностями и их семей проведено в 2008–2010 гг. в рамках комплексной программы. В исследовании были включены дети до 16 лет, находящиеся на диспансерном учёте у врачей общей практики семейных поликлиник 4-х районов Ташкента: Мирзо-Улугбекского, Чиланзарского, Шайхонтахурского и Алмазарского. Cбор материала осуществляли методом опроса-интервью женщин-матерей и выкопировка данных из первичной учётной медицинской документации ребёнка-инвалида. Для унификации сбора информации была разработана комплексная анкета «Изучение медико-социальной помощи, условий и образа жизни детей-инвалидов». Причины инвалидности изучены почти у 2000 детей-инвалидов, которые составляют около 30 % от общего числа детей-инвалидов, родившихся и проживающих в Ташкенте. В социологическое исследование был включён каждый четвёртый ребёнок, отобранный случайным — механическим способом (500 — основная группа). Для установления основных причин и факторов риска распространённости детской инвалидности аналогичным механическим случайным отбором формировали группу здоровых детей (500 — контрольная группа).
Анализ причин инвалидности проводился по основным классам болезней в соответствии с МКБ 10-го пересмотра. Полученные результаты обработаны современными статистическими методами, методологией доказательной медицины (случайная выборка, метод «случай-контроль», когортный метод), способствующими элиминированию систематической и уменьшению случайной ошибки.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования было выявлено, что среди детей-инвалидов 31,3 % составляют дошкольники, 51,3 % дети школьного возраста. Инвалидов в возрасте 15–16 лет было 17,4 %. Следовательно, у 82,6 % детей инвалидность была установлена в дошкольном, среднем и младшем школьном возрасте. Среди инвалидов мальчиков было больше (54,8 %), чем девочек.
В целом по г. Ташкенту уровень детской инвалидности варьирует в пределах 98,1–105,6 случая на 10.тыс. детей 0–16 — летнего возраста. В последние годы наблюдается тенденция к снижению детской инвалидности с 10,7 случая на 10.тыс. в 2004 г. до 98,1 случая на 10.тыс. детей в 2010г. Интересно отметить, что 67,6 % детей-инвалидов имели врождённую, 32,4 % -приобретённую инвалидность. При этом с возрастом уровень врождённой инвалидности уменьшается, а приобретённой увеличивается (табл.1).
Таблица 1
Структура контингента инвалидов с детства с учётом характера её возникновения и классов болезней.
Возраст, лет
|
Характер возникновения инвалидности |
Класс болезней |
||||||||
болезни нервной системы |
врождённые аномалии |
болезни костно-мышечной системы |
психические расстройства |
болезни уха и сосцевидного отростка |
болезни глаза |
болезни эндокринной системы |
||||
врождённый |
приобретённый |
|||||||||
0–2 |
89,0 |
11,0 |
24,6 |
43,8 |
20,5 |
— |
2,7 |
- |
2,7 |
|
3–4 |
70.3 |
29,7 |
29,7 |
28,8 |
11,0 |
1,7 |
6,8 |
2,5 |
7,6 |
|
5–6 |
27,5 |
27,5 |
43,9 |
20,9 |
6,6 |
3,3 |
5,5 |
4,4 |
6,6 |
|
7- 14 |
65,7 |
34,3 |
28,2 |
13,7 |
12,4 |
11,9 |
10,6 |
5,2 |
5,4 |
|
Всего |
69,6 |
30,4 |
30,0 |
19,9 |
12,2 |
8,1 |
8,6 |
4,2 |
5,6 |
|
15–16 |
58,3 |
41,7 |
23,7 |
12,8 |
9,6 |
7,0 |
7,0 |
7,7 |
34,6 |
|
Итого |
67,6 |
32,4 |
28,9 |
17,9 |
11,8 |
11,8 |
8,3 |
4,8 |
8,0 |
|
Среди всех причин детской инвалидности по классам болезней первое место занимают болезни нервной системы, второе врождённые аномалии, третье болезни костно-мышечной системы, четвёртое психические расстройства и расстройства поведения, пятое болезни уха и сосцевидного отростка. Перечисленные классы болезни составили 75,0–80,1 % всех причин детской инвалидности за изучаемые годы.
Таблица 2
Распространённость детской инвалидности по классам болезней
Класс болезней |
На десять тыс. детей |
Болезни нервной системы |
19,4 |
Врождённые аномалии |
12,0 |
Болезни костно-мышечной системы |
7,9 |
Психические расстройства и расстройства поведения |
6,3 |
Болезни уха и соцевидного отростка |
5,6 |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
3,2 |
Болезни глаза и его придаточного аппарата |
4,0 |
Прочие |
8,6 |
Всего |
67,0 |
Установлено, что 45,4 % детей получали лечение в условиях стационара, 38,7 % детей находились под наблюдением в амбулаторных условиях, т. е. лечение сводилось к наблюдению специалистами в рамках диспансеризации, 12,3 % лечились в стационарах на дому и лишь 3,7 % для восстановительной терапии использовали профильные санатории и реабилитационные центры.
Из числа детей-инвалидов, нуждающихся в обучении, более половина (53,9 %) получают образовании в школах, 24,9 % обучаются в специализированных интернатах, 8,0 % учатся в домашних условиях, а 13,3 % нигде не учатся.
Большое значение для здоровья, социальной адаптации и интеграции и формирования личности ребёнка имеет его семья. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, относятся к категории высокого социального риска. Это обусловлено, прежде всего, большим числом негативно воздействующих на ребёнка социально-гигиенических, медико-демографических и психологических факторов.
Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что в семьях с детьми инвалидами относительно высок удельный весь матерей старшего возраста — 19,1 % против 6,7 % в контроле (p<0,001); каждая третья женщин к моменту рождения ребёнка (33,9 %) имела в анамнезе гинекологическую и хроническую экстрагенитальную патологию: 24,5 % матерей, (в контроле 10,0 %), имеющих средне специальное и высшее образование (p<0,001), вынуждены трудиться не по профессии; 36,0 % матерей вообще не работают, а являются домохозяйками и ухаживают за ребёнком-инвалидом. В 34,0 % семей имеет места нестабильная психологическая обстановка. Многие семьи не надеются на благоприятный исход заболевания. Установлена относительно низкая медицинская активность семей, воспитывающих ребёнка-инвалида: ¾ часть родителей выполняют предписания врача, около половина семей продолжают рекомендованное восстановительное лечение в домашних условиях. Только 31,6 % родителей регулярно занимаются с ребёнком, прививая ему развитием необходимые навыки.
Исследование уровня информированности и медицинских знаний родителей о характере заболевания ребёнка, способах воспитания и обучения позволило установить, что большинство родителей подобными знаниями не обладают. Кроме того, значительная их часть плохо информирована о причинах, патогенезе, и методах вторичной профилактики заболевания.
Все изложенное убеждает в том, что большинство семей с детьми инвалидами неблагополучны по ряду медико-демографических и социально-психологических показателей.
Эффективная работа государственных служб и общественных организаций по снижению детской инвалидности представляется как слажённый организм, решающий проблему на всех этапах формирования здоровья детей, начиная с антенатального периода и заканчивая системой реабилитации как ребёнка-инвалида, так и его семьи.
Выводы
1. Детская инвалидность в г.Ташкенте имеют определённые возрастно-половые особенности: каждая третья инвалидность устанавливается в дошкольном возрасте. С увеличением возраста детей врождённые причины детской инвалидности незначительно уменьшаются, а приобретённые увеличиваются: во всех возрастных группах имеет место выявление детей-инвалидов с врождённой патологией.
2. Ведущими причинами детской инвалидности являются болезни нервной системы, врождённые аномалии, болезни костно-мышечной и соединительной ткани, психические расстройства, болезни уха и сосцевидного отростка. Перечисленные классы болезни составляют 76,3 % причин детской инвалидности.
3. Учитывая низкую медицинскую активность семей, где живёт и воспитывается ребёнок-инвалид, необходимо повышать качество оказываемой им медико-социальной помощи, путём активизации работы по внедрению навыков здорового образа жизни, усилению профилактической направленности системы общественного здравоохранения.
Литература:
1. Зелинская Д. И., Детская инвалидность как проблема здравоохранения // Здравоохранение РФ. -2008. -№ 2. –С. 23–25.
2. Свинцов А. А. Характеристика контингента инвалидов с детства // Здравоохранение РФ.-1998.- № 2. –С. 31–33.
3. Асадов Д. А., Шарипова М. К. Значимость экономических потерь от инвалидности с детства и пути оптимизации медицинских мероприятий по их снижению.// Педиатрия. Спец. вып. –С 6–10.
4. Инамова С. Т., Шарипова М. К. Становление службы перинатальной диагностики в Узбекистане. // Педиатрия. -2003. — Спец. вып.- С. 10–12.
5. Кожоназаров К. К., Мамырова Р. О., Шишкина В. Г. Медико-социальные аспекты детской инвалидности. // Центрально-Азиатский мед журнал. -1997, № 5/6 -с 490–493.
6. Ваганов Н. Н. Концепция и пути реализации региональных программ снижения младенческой смертности. // Научный доклад, -1991: 31.
7. Актуальные вопросы современной конференции студентов и молодых учёных 24–26 апреля 1995 г Бишкек, -1995; 157.
8. Овчаренко С. А. Методические подходы к изучению проблемы инвалидности с детства здравоохранение Российской Федерации -1993; (11); 21–23.
9. Полунина Н. В., Нестеренко Е. И., Ашанина Н. М. Значение семейного воспитания в сохранении здоровья матери и ребёнка. // Мед. помощь -1995; 8–12.
10. Работа ВОЗ в Европейском регионе: Отчёт регионального директора ВОЗ Копенгаген, -1990; 202.