Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, государственная программа, комплекс PR-мероприятий, гражданская активность студентов НВГУ.
Актуальность проблемы и необходимость её решения в интересах консолидации общества привело к разработке концепции патриотического воспитания граждан РФ и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» [4]. Данная программа обеспечивает выполнение комплекса правовых, нормативных, организационно-методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий, направленных на совершенствование системы патриотического воспитания и формирования активной жизненной позиции граждан РФ.
Механизм реализации данной программы основывается на работе институтов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по осуществлению государственной политики в области патриотического воспитания граждан, пропаганды патриотизма в СМИ и консолидации деятельности всех структур гражданского общества. Соисполнителями мероприятий по реализации данной программы являются органы исполнительной власти субъектов РФ, которые разрабатывают свои региональные программы патриотического воспитания и организуют их выполнение [11].
Проблема связей с общественностью применительно к патриотическому воспитанию привлекает внимание военных, социологов, журналистов, политиков, специалистов в сфере рекламы, информационной безопасности, информационно-психологического противоборства. В публикациях В. Ф. Бондаренко, Г. П. Белоконцева, Д. А. Токарева, А.Кочеткова, А. С. Рукшина, А. С. Скворцова, В. П. Серегина обсуждается роль властей и общественности в реформировании армии.
В данной статье сделана попытка анализа PR-мероприятий, как способа повышения социальной, гражданской активности в области патриотического воспитания населения г.Нижневартовска. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания специальных курсов, на факультативных занятиях и специальных семинарах, при написании курсовых и дипломных проектов, а также могут оказать помощь студентам факультетов рекламы и связи с общественностью в их специальной профессиональной подготовке. Наиболее точным и всесторонним определением понятия патриотизма является определение, данное Ильичевым Н. М.: «Патриотизм — это исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся, прежде всего, на основе материального производства категория социальной философии, в которой отражено положительное отношение людей к своей Родине, включающая патриотическое сознание, деятельность, отношения, организацию и реализующая мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, ценностную и другие функции» [6, с. 87]. А. Н. Вырщиков в научном докладе «О пути формирование патриотизма современной молодёжи» представил четыре вида понятия современного патриотизма:
- национальный патриотизм (основан на истории и культуре конкретного народа);
- местный патриотизм (проявляется в любви к родным местам, к «малой Родине»);
- государственный патриотизм (идея служения государству, приоритета государственных интересов над личными);
- российский патриотизм (основой являются понятия Родина, Родина-мать, Отечество) [3].
Таким образом, основные пути формирования патриотизма в Российском обществе складываются через семью, образование, общество и армию, с момента начала его несознательной жизнедеятельности и до полного формирования его личности.
Патриотическое воспитание граждан РФ является основополагающим направлением государственной политики. Данное направление является важной составляющей системы национальной безопасности РФ, а значит, требует комплексного подхода к разработке проблемы. «Public relation», как эффективная деятельность, помогает управляющим органам следить и анализировать общественное мнение, создавать и управлять им, делая одной из главных целей удовлетворение интересов общественности в целом.
В городе Нижневартовске развивается система военно-патриотического воспитания. Основными направлениями PR-деятельности данной системы является:
- совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания;
- организация обучения вартовчан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы;
- массовая патриотическая и военно-патриотическая работа;
- укрепление материально-технической базы.
Ежегодно в городе Нижневартовске, в общеобразовательных учреждениях проводят декады Памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных конфликтов, смотры уголков и музеев Боевой Славы, военно-спортивные игры и т. д.
Комплекс PR-мероприятий, направленный на повышение уровня патриотизма среди населения города Нижневартовска очень разнообразен, его основой выступает военно-патриотическое воспитание молодёжи и подрастающего поколения. Данный PR-комплекс включает в себя:
- праздничные мероприятия, посвящённые памятным событиям и датам истории России с привлечением представителей общественных организаций и объединений и военнослужащих;
- военно-шефскую работу;
- организацию и проведение тематических месячников оборонно-массовой и спортивной работы, военно-спортивных соревнований;
- смотров-конкурсов уголков и музеев Боевой и Трудовой Славы, фестивалей, спартакиад;
- популяризацию государственной символики;
- взаимодействие общеобразовательных учреждений города, учреждений высшего и среднего профессионального образования с городскими общественными организациями: «Истоки памяти», «Дети-фронту», «Фонд инвалидов войны в Афганистане г.Нижневартовска и Нижневартовского района», «Комитет солдатских матерей», «Нижневартовский совет ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов»;
- реализацию мероприятий между администрацией города Нижневартовска и войсковой частью № 54998 в социальной, культурной и военно-патриотических сферах.
Активно с органами муниципальной власти по вопросам обучения и подготовки граждан призывного возраста, взаимодействуют городские общественные объединения и организации, такие как: «Казачье общество станица «Нижневартовская». Теоретические занятия кадеты станицы проходят в специально оборудованных учебных классах, практические занятия проходят в учебном центре «Кадет» и в полевых условиях в разные времена года. На полевых, тактических занятиях кадетами обрабатываются навыки ведения общевойскового боя в составе отделения, боевого охранения колонн, подавление огневых точек противника. Кадетов в реальных условиях обучают владеть приборами и оборудованием радиационной, химической, бактериологической защиты.
Юноши узнают устройство и технические характеристики стрелкового оружия. Занятия по огневой подготовке включают стрельбу из пневматического оружия. Нижневартовская городская общественная организация «РОСНО» совместно с администрацией города Нижневартовска организует и проводит PR-мероприятия: конкурс-смотр допризывной подготовки в школах; соревнования по стрельбе; соревнования по военно-прикладным видам спорта; военно-спортивная игра «Зарница»; встречи с участниками Великой Отечественной войны и локальных конфликтов. Зa 2014–2015 учебный год в образовательных учреждениях города Нижневартовска прошло 613 военно-патриотических мероприятий. Активисты города совместно с «РОСНО» осуществляют шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных конфликтов.
В городе Нижневартовске функционирует военно-патриотический клуб МБОУ ДО ЦДиЮТТ «Патриот», он создан на основании распоряжения Главы города Нижневартовска № 1361-р от 09.11.2004 года «Об учреждении и определении видов деятельности муниципального образовательного учреждения детей «Центр детского и юношеского технического творчества» [8]. Военно-патриотический клуб «Патриот» расположен в городе Нижневартовске и на 2015 год имеет 4 филиала. Организация занимается гражданско-патриотическим воспитанием молодёжи города Нижневартовска и проводит PR-мероприятия.
Помимо военно-патриотического клуба «Патриот» в городе Нижневартовске существуют 14 организаций поисковой деятельности, которые занимаются поиском предметов быта и вооружения времён Великой Отечественной войны. Выезжая на места прошлых боевых действий, ребята зачастую находят не только элементы обмундирования и вооружения, но и останки непогребённых русских и немецких солдат. Все они объединены в ассоциацию поисковых отрядов города Нижневартовска и базируются в центре детского юношеского технического творчества «Патриот» под общим руководством отряда «Самотлор». Одиннадцать отрядов входят в окружной реестр поисковых отрядов ХМАО-Югры. Поисковики ведут свою работу на территориях Самарской, Брянской, Псковской, Орловской, Новгородской, Ростовской областях, автономной Республики Крым, Нижневартовского района. Одним из важных путей активизации PR-форм военно-патриотического воспитания, подготовки молодёжи к службе в рядах Вооружённых Сил РФ является военно-шефская работа. В городе Нижневартовске данное направление системы военно-патриотического воспитания реализуется в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 21.06.2005 г.), постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 г. № 1441 «О утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе», в процессе организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы [7; 10].
Учебными заведениями Нижневартовска широко используются военно-шефские связи, ввиду отсутствия на территории города и района дислоцированных воинских частей и военно-учебных заведений профессионального образования. Практические занятия проводятся на базе Нижневартовского ОМОНа, где допризывники знакомятся с боевым оружием и техникой, преодолевают огневую, штурмовую полосы, посещают занятия по ведению тактики боя. Кроме того, администрация города Нижневартовска и военная часть № 54998, которая расположена на озере Андреевском Тюменской области, заключили соглашение о сотрудничестве в социальной, культурной и военно-патриотической сферах. Ежегодно, в рамках проведения месячника оборонно-массовой и спортивной работы, посвящённого Дню защитника Отечества, данную часть посещает творческая бригада с канцерной программой. 21 января, в День инженерных войск РФ, представители администрации города Нижневартовска выезжают в военную часть с поздравлениями.
В облике студенчества просматриваются сегодня черты будущей социальной действительности России, региона и города. В ходе опроса, проведённого среди студентов Нижневартовского государственного университета, мы попытались выяснить уровень гражданской активности в студенческой среде. В соответствии с концепцией исследования была осуществлена выборка, в которой фигурировали студенты гуманитарного факультета отделения филологии. Сбор информации осуществлялся методом анкетирования по месту учёбы. Всего было опрошено 54 человека [1].
Для современного российского общества важно становление молодой личности в её гражданском статусе. Этот процесс происходит под влиянием политической среды, социальных институтов, факторов и агентов социализации (семья, группы сверстников, школа, Вуз, церковь, искусство, культура, СМИ).
Показательным является распределение ответов на вопрос:
Таблица 1
«Какие качества обязательны для гражданина?» (в % к числу опрошенных)
Исполнение законов |
53 |
Регулярная уплата налогов в полном объёме |
8 |
Бдительность и готовность помочь государству в борьбе с врагами |
6 |
Бескорыстная помощь окружающим |
10 |
Противостояние экстремизму, национализму, фашизму |
10 |
Противостояние произволу властей |
8 |
Активное участие в политике |
2 |
Жертвование своими интересами в пользу общества, государства |
1 |
Как видим, на первое место студенты НВГУ поставили исполнение законов (53 %), остальные качества присутствуют в сознании 6–10 % студентов.
На становление гражданской культуры студентов более всего оказывает влияние семьи (67 %), сверстников (49 %), затем СМИ (31 %), школы (30 %), вуза (26 %), общественного мнения (20 %) и интернет — 18 %.
Слабо выражено влияние молодёжных общественных организаций (6 %), властных структур разного уровня (3 %), религиозных организаций (3 %), политических партий и движений (1 %). Несколько неожиданно было услышать от студентов о влиянии на гражданскую культуру бизнеса (2 %) и уж особенно, криминальных структур (8 %).
На фоне пристального внимания вузовской общественности к патриотическому воспитанию, показательным являются ответы на несколько вопросов:
Таблица 2
«Что означает быть патриотом России?» (в % к числу опрошенных)
Уважать и знать историю России |
50 |
Испытывать гордость за свою родину, любить Родину |
75 |
Уважительно относиться к ветеранам войны и труда, пожилым людям |
30 |
Быть готовым к самопожертвованию ради интересов страны |
23 |
Испытывать чувство ответственности за происходящее в стране |
30 |
Принимать участие в общественной политической жизни страны |
21 |
Не уклоняться от службы в армии |
6 |
Быть православным человеком |
5 |
Обладать чувством хозяина в своей организации, городе, стране |
12 |
Хорошо выполнять свою работу |
12 |
Вполне уместно отметить, что студенты НВГУ понимают патриотизм как многозначный термин, означающий любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Они готовы испытывают гордость за свою историю России (50 %), испытывать чувство ответственности за происходящее в стране (30 %), уважительно относиться к ветеранам, пожилым (30 %). Для 21 % патриотизм — это участие в общественно-политической жизни страны, а для 12 % — хорошо выполнять свою работу.
К сожалению, постулаты патриотизма в сознании студентов порой носят декларативный характер (декларация о намерениях).
Таблица 3
«С чем связано у Вас понятие — Родина?» Моя Родина это … (в % к числу опрошенных)
1. Россия |
50 |
2. Республика, область, в которой живу |
8 |
3. Родной город, с которым связаны детские воспоминания |
17 |
4. Природа моего края |
4 |
5. Культура, язык, обычаи, традиции, образ жизни, нац. характер моего народа |
15 |
6. Там, где хорошо |
3 |
7. Просто населённый пункт, где я родился |
2 |
8. Пустое слово, ещё один способ обмануть человека |
2 |
Половина опрошенных с гордостью заявляет, что их Родина — Россия; 31 % — считают, что Родина — это их малая Родина. В нашем многонациональном городе естественно определение Родины как синтеза обычаев, традиций, языка и культуры народа — 15 %. К сожалению, 2 % опрошенных считают, что Родина — это пустое слово.
Таблица 4
«Должны ли все юноши, годные к воинской службе проходить срочную службу?» (в % к числу опрошенных)
Да, это — долг каждого |
24 |
Да, армия — это школа жизни |
22 |
Да, кто-то должен служить |
12 |
Да, в армии можно получить полезную профессию |
4 |
Нет, это — потерянные годы для учёбы, карьеры |
16 |
Нет, это — повышенная опасность для жизни и здоровья |
16 |
Нет, не хочу подвергать себя унижениям, «дедовщине» |
5 |
Нет, в армии отсутствует свобода |
2 |
Как видим, довольно интересно распределились аргументы «за» (61 %) и «против» (39 %). Студенты понимают, что «это долг каждого», «это школа жизни», но аргументы «против» порой перевешивают, и в армию очень редко идут охотно. Совокупность положительных высказываний следует расценивать как наличие запаса уважения к армии и прочности социогенетической памяти, опираясь на которые возможно повышать привлекательность имиджа этой государственной организации.
Таблица 5
«Что, по Вашему мнению, может обеспечить успешное развитие России?» (в % к числу опрошенных)
Если люди смогут объединиться и научиться решать свои проблемы демократичным путём |
33 |
Если сильный лидер наведёт порядок в стране, руководствуясь запасом |
45 |
Нужно на время отказаться от представительной демократии и дать возможность сильному лидеру вывести страну из кризиса |
22 |
В сложной и нестабильной общественной ситуации студенты ставят необходимость «порядка» в обществе выше ценности «демократии». Мы увидели, что наиболее либеральную трактовку оптимального пути успешного развития России, наведения в стране порядка поддерживают 33 % опрошенных. Радикально-волюнтаристическую точку зрения демонстрируют 22 %. За промежуточный «жестко-государственно-демократический» путь выступили 45 % респондентов.
Таким образом, на протяжении нескольких лет в городе Нижневартовске накоплен большой опыт PR-работы — это праздничные мероприятия, посвящённые Дням Воинской Славы, месячник оборонно-массовой и спортивной работы, городские праздники «День призывника», военно-спортивные соревнования, митинги, конкурсы, фестивали патриотические песни, смотры среди учебных заведений города на лучшую подготовку к военной службе, конференции, семинары и т. д., направленные на изучение и популяризацию патриотического воспитания вартовчан.
Студенчество является одним из самых многочисленных отрядов молодёжи, находящейся на переходной стадии, переживающей важный этап социализации, интернализации норм и ценностей. Студент — это особая «социальная группа», переходная к такому социальному состоянию, в котором знания становятся капиталом.
Литература:
1. Белькова, А. Е. Факторы жизненного успеха студентов Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Шатиловские чтения: материалы XIII краеведческой конференции 23 апреля 2010 г. // Управление культуры администрации МО город Нижневартовск. МБУ «БИС»; НГГУ. — Нижневартовск: ПолиграфИнвест-сервис, 2010. — С. 128–133.
2. Вахмистров, В. П. Общественные объединения военнослужащих и проблемы социализации личности воина (философско-политологический анализ): Автореф. дисс... канд. филос. наук. — М., 1996.
3. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М. Б. Патриотизм ХХI века: осмысление и воспитание. Волгоград, 2003. — 209 с.
4. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (с изменениями и дополнениями).
5. Дудник, В. Общественные перемены в России и роль армии в обеспечении социально-политической стабильности государства // Армия в постоталитарном обществе. — М., 1993. — С.4–13.
6. Ильичев, Н. М. О патриотизме истинном и мнимом // Красный воин, 1994. 7 марта.
7. Постановление Правительства РФ от 31.12. 1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе».
8. Распоряжение Главы города Нижневартовска № 1361-р от 09.11.2004 года «Об учреждении и определении видов деятельности муниципального образовательного учреждения детей «Центр детского и юношеского технического творчества».
10. Федеральный закон от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 21.06.2005 г.).
11. http://archives.ru/programs/patriot_2015_p1.shtml, дата обращения 12.05.2015г.