Наряду с задачами формирования гражданского общества в республике Узбекистан, как общества информационного, в связи с возрастанием роли информации, информационных ресурсов и технологий развитии граждан, общества и государства в ХХI веке на первый план в системе обеспечения национальной безопасности выводятся вопросы информационной безопасности. Укрепление информационной безопасности названо в концепции национальной безопасности Узбекистана в числе долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех остальных компонентов государственной политики в единое целое.
С учетом всего этого, также того, что угроза ведения информационной войны и применения информационного оружия носит многоплановый и актуальный характер, рассмотрим подробнее содержание этой угрозы и ее особенности.
Информационная война имеет свою предысторию, но она никогда и нигде не афишируется. Сегодня ни одно государство не в состоянии защитить себя, используя одни лишь военно-технические средства. Обеспечение безопасности все больше и больше становится комплексной задачей, включающей в себя военные, политические, экономические, информационные и другие меры. Успешно решать эту задачу удается благодаря оптимальному сочетанию всех форм и способов противоборства, включая в их число и информационную войну.
Сущность войны в обычном понимании данного термина всесторонне изучена. Особенности же информационной войны понимают только специалисты.
Понятие «информационная война» имеет два основных значения. По мнению известного американского футуролога Элвина Тоффлера, развитие науки и техники осуществляется рывками в его терминологии — волнами. Первая волна, которую он назвал «сельскохозяйственной цивилизацией», прокатилась 10.000 лет назад. Она сломала первобытно — общинные формы самоорганизации, привела к разделению труда и созданию иерархических, организационных структур.
Вторая волна – «промышленная цивилизация», которая началась 300 лет назад, создала «самую могучую, сплоченную и экспансионистскую социальную систему, равной которой мир еще не знал» (Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999 С. 54.).
Третья волна, начавшаяся в середине 50-х годов ушедшего столетия, связана с так называемым «информационным взрывом», т. е. лавинообразным ростом информации, в результате которого человек оказался не в состоянии справиться с ее объемом без помощи новых информационных технологий. Поэтому третья волна, в которую вступило человечество, была названа технологической цивилизаций.
Каждая из волн, имела свою экономику, свои социальные и политические институты, культуру, свои средства коммуникации, а также свою волну со сменой типов войн, Т. Червинский отмечает, что «Войны «первой волны» велись за землю, волны второй — за способность физической продуктивности: возникающие войны «третъей волны» будут вестись за доступ к знаниям и контролю над ними. Поскольку «формы боевых действий» любого общества следуют за «формами создания благосостояния» этого общества, то войны будущего будут в основном, но не только «информационными войнами». Понятия, используемые для определения и изучения информационных войн, порожденных «технологической волной», еще не устоялись, что создает множественность трактовок этого термина.
Информационное воздействие — как таковое существовало всегда. В давние времена в качестве первых информационных использовались мифы. Так, войска Чингисхана шли вслед за рассказами об их невероятной жестокости, что в сильной степени подрывало моральный дух противников. Впервые термин «информационная война» появился в середине 80-х годов XX в. в связи с новыми задачами Вооруженных сил США, после окончания «холодной войны» и явился результатом работы группы американских военных теоретиков в составе Г. Е. Экклз, Г. Г. Саммерз и др. В дальнейшем термин начал активно употребляться после проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 г. в Ираке. В информационных войнах этого типа речь идет об определенной системе (концепции) навязывания моделей определенной системы. Без получения обновленных технологий, которые появляются сначала в стране –лидере, а уже затем тиражируются в остальных странах, массовое сознание обществ, использовавших эти технологии воздействия на него, начинает выходить из-под контроля государства.
Например, американские аналитики говорят о медиа –войне, которая создает очень сильный временной прессинг на лиц, принимающих решения, не оставляя времени для консультаций и анализа последствий принимаемых решений. Следовательно, теперь противник может достигать своих целей не только военными методами, но и чисто гражданскими.
Каждое общество для самосохранения использует релевантные информационные режимы. Так, бывший Советский Союз ограничивал возможности внешних коммуникаций, видя в них опасность сохранения строя. Запад же напротив, настойчиво требовал культурных обменов, по которым в результате и приходила губительная для СССР информация.
Информационная война — это всеобъемлющая целостная стратегия, обусловленная все возрастающей значимостью и ценностью информации в вопросах командования, управления и политики. Поле действия информационных войн при таком определении оказывается достаточно широким и охватывает следующие области.
1) инфраструктуру систем жизнеобеспечения государства –телекоммуникации, транспортные сети, электростанции, банковские системы т. д.
2) промышленный шпионаж — хищение патентованной информации, искажение или уничтожение особо важных данных, услуг, сбор информации разведывательного характера о конкурентах и. т.п.
3) взлом и использование личных паролей паролей VIP персон, идентификационных номеров, банковских счетов данных конфиденциально плана, производство дезинформации.
4) Электронное вмешательство в процессы командования и управления военными объектами и системами, «штабная война», вывод из строя сетей военных коммуникаций.
5) Всемирная компьютерная сеть Интернет, в которой, по некоторым оценкам, действуют 150.000 военных компьютеров, и 95 % военных линий связи проходят по открытым телефонным линиям.
«Информационная война» обозначает, прежде всего, жесткую, решительную и опасную деятельность, связанную с реальными боевыми действиями. Военные эксперты, сформулировавшие доктрину информационной войны, отчетливо представляют себе отдельные ее грани это штабная война электронная война психоронная война, информационно- психологическая война, кибернетическая война и. т. п.
Информационное оружие — это «средства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления системы защиты, ограничения или воспрещения доступа к ним законных пользователей, дезорганизации работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, жизни общества жизни общества и функционирования государства.
В настоящее время в США созданы и приняты на вооружение различные системы информационного оружия (Information weapon -ИНФОР). Эти системы по предназначению и сферам (объектам воздействия) можно условно подразделить на два вида.
ИНФОР нарушающее и парализующее информационные системы и сети, обеспечивающие функционирование органов управления государственных и военных объектов, промышленности, транспорта, связки, энергетики, банков и других учреждений. К этому классу относятся компьютерные вирусы, логические бомбы и другие средства.
ИНФОР оказывающее психологическое воздействие на людей, позволяющее управлять их поведением. Как сообщалось в печати, после окончания войны в зоне Персидского залива а научно — исследовательских учреждениях Пентагона разработаны средства, позволяющие, в частности, создавать на небо голографические изображения. Имеются также сообщения о так называемом «ВИРУСЕ- N-666», который обладает способностью губительно воздействовать на «психофизическое состояние» оператора ЭВМ. Этот «вирус-убийца» выдает на экран особую цветовую комбинацию, погружающую человека в своеобразный гипнотический транс и вызывающую у него такое подсознательное восприятие сердечно — сосудистой системы вплоть до блокирования сосудов головного мозга.
Надо признать, что информационные методы воздействия осуществляются на всех уровнях и носят комплексный характер. Они выделяются своей эффективностью, здесь уместно высказывание бывшего Президента США
Р. Никсона о том, что гораздо выгоднее вложить доллар в пропаганду, чем 10 долларов, в создание новых видов вооружения. Он мотивировал свое предложение тем, что оружие может быть, никогда не будет применено, а пропаганда работает ежечасно, ежедневно.
Исходя из вышеуказанных данных, следует отметить основные задачи в сфере обеспечения информационной безопасности:
- Формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере.
- Координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере обеспечения информационной безопасности.
- Развитие стандартизации информационных систем на базе общепризнанных международных стандартов.
- Защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в органах государственной власти и на предприятиях оборонного комплекса.
- Сохранение традиционных просвещенных духовных ценностей при важнейшей роли исламской религии, Русской православной церкви и других конфессий.
- Противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
Литература:
1. Бухарин С. Н., Глушков А. Г. Информационное противоборство. Книга 1. Основные принципы. М. Полиори, 2004
2. Фатьянов А. А. Тайна и право. Основные системы ограничений на доступ к информации в российском праве // МГИФИ, М., 1998
3. Лопатин В. Н. Концептуальные подходы к развитию законодательства в области обеспечения информационной безопасности // «Безопасность информационных технологий», 1998, № 2
4. Цыганов В. В., Бухарин С. Н. Информационные войны в бизнесе и политике. М. Академический проект, 2007