Данная работа рассматривает понятия слов «идентичность» и «национальная идентичность». Описывает возникновение и использование их в системе образования. Определяет задачи в воспитании у учащихся национальной идентичности и способы их решения.
Как формируется национальная идентичность?
Поставленный вопрос использует два понятия, которые сами нуждаются в объяснении. Что такое «идентичность» и что такое «национальность»? Мы должны отдавать себе отчет, что в национальном иногда скрывается идентификация или чувство лояльности к государству, а иногда ― к нации как к этническому сообществу.
Идентичность (англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам.
Национальная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Национальная идентичность не схожа с понятиями гражданства или национальности, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.
Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности человека к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.
Человек — это нечто сложное, и его можно рассматривать как природное, социальное и духовное существо. Следовательно, совокупность условий, создаваемых и защищаемых государством, призвана обеспечить надлежащее развитие гражданина России во всех трех его ипостасях: природной, социальной и духовной. Работая и постоянно взаимодействуя с детьми, для меня стало нормой сталкиваться с личностями разного темперамента и менталитета, и порой бывает сложно найти общий язык с ними. Но это не является основой для деления детей на национальности и определения их национальной идентичность. Если рассматривать мой класс — то детей разных национальностей у меня не много, а если считать учащихся с которыми я работаю, то их будет намного больше.
Система образования — важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.
Образовательная политика отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.
В образовании наметилась тенденция связывать воспитательную деятельность школы с формированием у учащихся российской идентичности, что также прослеживается в нашей работе с детьми, то есть осознания себя как носителя российской культуры и гражданина России. Она стала ответом на те проблемы, с которыми столкнулось образование в связи с внедрением программ патриотического воспитания в школе, вызванных к жизни катастрофическими процессами разрушения идентификационных структур сознания.
Для решения этой задачи необходимо осуществить целый комплекс разработок:
- во-первых, реформировать теоретические представления о процессах самоидентификации подростка со своей страной и культурой народа;
- во-вторых, создать систему мониторинга процессов формирования российской идентичности;
- в-третьих, предложить технологии педагогического воздействия на эти процессы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, введенном в действие приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, вопрос формирования российской государственной идентичности переводится на практические рельсы. Стандарт “направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности”; “Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны в первую очередь отражать российскую государственную идентичность”.
На формирование настроя нацелены школьные программы общественных наук, программа воспитания и социализации, внеурочная деятельность.
Для претворения в жизнь этой миссии, решения этой ключевой задачи школьному учителю на мой взгляд в первую очередь необходимы:
- Технологии педагогического воздействия на эти процессы;
- Толерантная образовательная среда, в своей работе толерантность в первую очередь должна проявлять «я», учитель, тем самым подавая пример обучающимся;
- Решение вопросов организации школьного самоуправления как инструмента гражданского воспитания, так как данная коллективная работа сплачивает коллектив и воспитывает в них чувства ответственности, долга и идентичности.
Кратко рассмотрим некоторые пути решения этих проблем.
1) Понятие “педагогические технологии” — это не просто совокупность организационных форм и методических приемов применения тех или иных средств обучения, а еще и исследования, проводимые с целью выявить принципы развития и найти способы оптимизации образовательного процесса, применить новые методические приемы и использовать разработки учебно-методических материалов и технических средств обучения.
В научном понимании и употреблении термина “педагогическая технология” существуют множество различных позиций:
- Педагогические технологии как средство для учебного процесса. (разработки классных мероприятий на патриотические темы например: «Первая мировая война», «Моральный долг и совесть человека. В чем они проявляются?», Классный час «Я — часть России» ко Дню народного единства., Герои Отечества» ко Дню Героев Отечества., «12 декабря — День конституции», Рождества Христова» (как празднуют Рождество в семьях учащихся, их бабушек и дедушек), «Живая память», посвященный Дню памяти погибших в Афганистане….
- Педагогическая технология как система коммуникации на определенном алгоритме взаимодействия участников образовательного процесса: разные формы работы с детьми — беседа, диалог, круглый стол, организация и проведение школьных и классных мероприятий.
- Педагогическая технология как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук.
- Педагогические технологии как многомерный процесс
Педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам на формирование национальной идентичности.
Любая педагогическая технология охватывает определенную область образовательной деятельности. Эта сфера труда, с одной стороны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), а с другой — сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня, что позволяет, говорить о вертикальной и горизонтальной структуре педагогических технологий.
Технологий формирования социокультурной идентичности — эта проблема может решаться на основе имеющегося опыта применения следующих типов технологий:
- личностно-ориентированного обучения и воспитания (диалог с ребенком, диалог с родителями, посещение ребенка на дому);
- технологии обучения в сотрудничестве(если у ребенка возникают какие-либо проблемы, то я как классный руководитель, учитель предметник и сам ребенок стараемся найти причину возникшей проблемы, и в совокупности приходим к общему знаменателю);
- групповые технологии (проведение мероприятий на пример линейка по ПДД для младших школьников);
технология коллективного взаимодействия (в нашем коллективе — это организация походов, коллективных поездок на экскурсии, проведение классных мероприятий Мастерская Деда Мороза» Новогодние представления. «Здравствуй, Новый Год!», Урок мужества «23 февраля — День Защитника Отечества. Помним, уважаем, чтим», 8 марта, «Венок памяти», посвященный Великой Победе. Классный час «Наши земляки в борьбе за Родину»);
- технология исследовательского (проблемного) обучения (когда мои учащиеся сами готовят и с моей помощью проводят классные часы например: Классный час «Первая мировая война», Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?», Кулинарное путешествие. Культура и этикет питания, Классный час «Константиновск — мой дом родной». (посвященный освобождению г.Константиновска), Минута славы: «Чтобы помнили…» — день памяти погибших в Чернобыльской катастрофе…);
- технологии творческой деятельности (ребята участвуют в творческих конкурсах).
В своей работе по формированию российской государственной идентичности, я также стараюсь использовать интерактивные формы и методы обучения: эвристические беседы, презентации, дискуссии, “мозговые атаки”, метод “круглого стола”, метод “деловой игры”, конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных ситуаций, групповые работы с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей).
Методологической помощью в формировании социокультурной и национальной идентичности на современном этапе развития средней школы счмтаю такие документы как:
- “Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы”;
- “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”;
- “Концепция Фундаментального ядра содержания общего образования”;
- “Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования” и др.
Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным концессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (стараюсь прививать детям любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие себе и окружающим тебя людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, «долг перед» Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших);
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека);