К вопросу об истории таинства крещения в правилах Карфагенского поместного собора 419 года Древней христианской Церкви | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 15.07.2015

Статья просмотрена: 373 раза

Библиографическое описание:

Стржалковская, А. Д. К вопросу об истории таинства крещения в правилах Карфагенского поместного собора 419 года Древней христианской Церкви / А. Д. Стржалковская, А. В. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 407-409. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20906/ (дата обращения: 16.11.2024).

Ключевые слова: христианство, крещение, собор, Византия.

 

Византийская история неразрывно связана с христианством и христианским учением. Поместные соборы в историческом развитии христианства имели большое значение и не могли не оказывать влияние на историю Византийской империи в целом. Вопросы, рассматриваемые на Поместных Соборах Древней христианской Церкви, относились к ее внутренней жизни, влияли на образ жизни каждого христианина и распространялись повсеместно в среде верующих. При изучении обрядов и быта населения Византии эти моменты нельзя не учитывать. К тому же стоит отметить что, это находит свое подтверждение в письменных источниках, относящихся к данным соборам. Принятые правила соборов, служат основой жизни христианина в Византийской империи.

Определение Поместных Соборов дано в церковном праве — это собрания предстоятелей нескольких частных Церквей [3, с. 39] и каноны или правила, принятые на этих соборах обязательны для всей церкви. [2, с. 98]

Уже с первых веков христианства поместные Соборы начали собираться для решения возникавших в Церкви споров, для осуждения лжеучений, для составления общих определений, касающихся учения, богослужения, церковного управления, для избрания и возведения в должность епископов, вообще во всех тех случаях, когда дело касалось не одной частной Церкви, но нескольких. Еще до IV века, вошло в постоянную практику проводить. [2, с. 102]. Наше исследования будет касаться лишь узкого направления в изучении правил и постановлений Поместных соборов Древней христианской Церкви, касающихся только таинства крещения и обрядов с ним связанных.

Не все Поместные соборы рассматривали вопросы связанные с таинством крещения, одним из них рассматриваемых некоторые вопросы о крещении был Карфагенский собор 419 года.

Правила Карфагенского собора были приняты на Соборе из 217 епископов в Карфагене в 419 году под председательством епископа Карфагенского Аврелия. На Соборе были и легаты Римского Папы. Поводом к созыву собора послужило возникновение вопроса о праве Римского Папы принимать апелляции на определения Собора Африканской Церкви. Отвергнув это право, отцы собора приняли несколько новых правил и пересмотрели правила, принятые на предыдущих Соборах. Таким образом были собраны во едино правила четырнадцати Соборов с 348 по 418 г. включительно. [2, c. 104]

Данный собор касательно крещения вынес следующие правило № 54–55: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью. Позорищные и глумящиеся на зрелищах и прочие таковые лица, или отступники, кающиеся и обращающиеся к Богу, да не лишаются благодати или примирения». [2, c. 115]

Данное правило содержит два отдельных постановления:

1) Дабы крещение взрослых людей (так как о таковых говорится в этом правиле) имело действительное значение, необходимо, чтобы оно было делом личного убеждения и искренней веры (VII всел. 8), а потому лица; находящиеся в тяжкой болезни и неспособные отвечать за себя сами, не могут быть удостоены святого крещения. Эту мысль категорически выражает данное (45) правило. Оно допускает совершать крещение над такими лицами только в том случае, если найдется кто, либо другой, заслуживающий доверия церкви, который засвидетельствует, что известный больной, еще будучи в сознании, действительно имел желание креститься и сообщал о нем. В таком случае правило допускает удостоить этого больного святого крещения, но не иначе, как под условием личной ответственности того лица, которое засвидетельствовало о желании больного и поручилось, что, выздоровев, он действительно будет искренним сыном православной церкви. Что касается крещения, совершаемого над больными, см. толкования 12 правила неокесарийского и 47 правила лаодикийского соборов. [2, c. 115]

2) Актеры (σκηνικοί) и комедианты (μίμοι) приравниваются в этом правиле к отступникам от христианской веры (τοις άποστάταις). Подразумеваются, конечно, те актеры и комедианты, которые представляют вещи, упоминаемые правилом, о чем говорилось и в толкованиях 24 и 51 правил трулльского собора. Относительно всех этих грешников правило постановляет, что, если они покаются в своем грехе и обратятся к Богу, т. е. выдержать назначенное им время покаяния (I всел. 11), то в таком случае недолжно их лишать божественной благодати и примирения с церковью. [2, c. 116]

Еще одно правило 59: «По данному нам поручению предлагаем и сие, определенное на соборе бывшем в Капуе, яко не позволительно быти перекрещиванию или перепоставлению, или прехождению епископов на иной престол. Кресконий епископ рекенского села, презрев народ своея паствы, вторгнулся в церковь векенскую, и даже до ныне, многажды быв увещеваем по правилам, не восхотел оставити сию церковь, в которую вторгся. О сем возвещенное выше мы слышали, как достоверное, и по заповеданному нам, просим вашего благоволения преподати нам разрешение, да будет позволено нам по требованию необходимости, для укрощения его, приступити к начальнику страны, по повелениям славнейших царей, дабы не восхотевший покоритися кроткому увещанию нашея святыни, и исправити нетерпимое, немедленно остановлен был властью правительства. Аврилий епископ рек: по соблюдении установленного обряда, таковый да не признается принадлежащим собору, аще, кротко прошен быв вашею любовию, отречется оставити место, им восхищенное: понеже своим презорством и непокоривостию подпал светской власти. Онорат и Урван епископы рекли: угодно ли сие всем? Все епископы отвещали: справедливо, угодно». [2, c. 118]

Прежде всего, под данным правилом подтверждается постановление 47 Апостольского правила о невозобновляемости крещения, затем — постановление 68 Апостольского правила о невозобновляемости правильно совершенного рукоположения и наконец постановление 14 Апостольского правила, воспрещающее епископу оставлять свою кафедру и самовольно занимать другую. Все эти постановления были утверждены и на соборе в Капуе в 391 году, а затем и на карфагенском соборе, сначала в 397 году, а потом на соборе в 419 году. [2, c. 119]

Правило 68 гласит: «Ваше единодушие купно со мною памятует определенное на предшествовавшем соборе: в малолетстве гибельно заблуждение их, но по достижении возраста, способного к размышлению, познавшие истину, и безумием их возгнушавшиеся, по древнему чину, возложением руки да приемлются в кафолическую Божию церковь, по всему миру распространенную. Нарекание прежнего заблуждения не должно быти препятствием принятию их в чин клира, когда они, приступив к вере, истинную церковь признали своею, и, в ней уверовав во Христа, приняли таинства Троицы, которые, как явно есть, все истинны и святы и божественны, и на которых утверждается все упование души, не смотря на то, что предварившая дерзость еретиков безрассудно стремилась нечто предати противное, под именем истины. Сие просто, как учит святый апостол, глаголя: един Бог, едина вера, едино крещение (Ефес. 4:5), и то, что единожды преподавали должно, не позволительно вновь воспринимати. Сего ради по предании анафеме имени заблуждения, возложением руки, да приемлются в едину церковь, которая, по реченному, есть голубица (Песнь песней, 2:12), единственная матерь христиан, и в которой спасительно приемлются все таинства вечные и животворящие, впрочем пребывающих в ереси подвергающие великому осуждению и казни. Что во истине светлее препровождало бы их к вечной жизни: то в заблуждении становится для них более омрачающим и осуждающим. Сего некоторые избежали, и познав прямый путь матери, кафолические церкви, всем оным святым таинствам, по любви к истине, поверили, и оные приняли. Что таковые, когда присоединится удостоверение в их добром житии, без сомнения, правильно могут утверждены быти в клире, для служения святым тайнам, особенно в толико затруднительных обстоятельствах, сего никто оспоривати не будет. Аще же некоторые тому же, то есть Донатову учению последовавшие клирики, возжелают присоединитися к нам с своим народом, и в своих степенях, из любви к чести, подавая народу советы к жизни, и удерживая за собою степени ко спасению: то полагаю оставити сие, доколе вышереченные братия, по внимательнейшем размышлении, подадут свое мнение, дабы они в своем благоразумнейшем совещании исследовали предмет нашего предложения, и удостоили подкрепити нас в том, что должно нам постановити о сем деле. Ныне же ограничиваемся токмо крещенными от донатистов во младенчестве, да согласятся вышереченные братия, аще им угодно, с нашим решением, чтобы рукополагать оных». [2, c. 125]

В толковании первой части 47 правила в главных чертах сказано было и о том, что составляет предмет данного правила, в котором, по поводу таинства крещения, высказывается замечательная мысль о том, что полноту значения и важности таинства имеют только тогда, когда они совершены в православной церкви. [2, c. 126]

В правиле 72 сказано: «О младенцах, когда не обретаются достоверные свидетели, связующие, яко без сомнения крещены суть, и сами они, по своему возрасту, не могут удовлетворительно отвещали о преподанном им таинстве, разсуждено, яко подобает без всякого сомнения крестити их, дабы таковое сомнение не лишило их очищения сею святынею. Сие братия наши местоблюстителя мавританские присоветовали потому, что многих таковых покупают у варваров». [2, с. 133]

Как видно из правила, крещение новорожденных считалось в то время (419 г.) общим законом африканской церкви, поэтому правило предписывает крестить каждого ребенка, относительно которого неизвестно, был ли он крещен ранее, или нет, конечно в том случае, когда сам ребенок по своему возрасту не способен сообщить, было ли принято им крещение, и нет лица, могущего засвидетельствовать это; такое постановление карфагенские отцы мотивируют тем, что нельзя, вследствие неизвестности, лишить ребенка очищения такой святыней, как таинство крещения. Поводом к изданию этого правила послужило то, что многие христиане покупали от нехристианских народов рабов, среди которых попадались нередко и дети, и для того, чтобы последние имели возможность стать истинными членами церкви, необходимо было сделать упомянутое постановление. В настоящее время это постановление имеет главным образом значение для подкидышей. [2, с. 133].

Таков краткий обзор правил Карфагенского поместного собора христианской Церкви 419 года, касательно традиции и обряда таинства крещения.

 

Литература:

 

1.                  Милаш Н. Церковное право. — СПб.: тип. В. В. Комарова, 1897. — 708 с.

2.                  Милаш Н. Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями. — М.: Отчий дом, 1996. — 2 т.

3.                  Цыпин В. А., прот. Церковное право: Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию, 1994. — https://www.sedmitza.ru/lib/text/432337/

Основные термины (генерируются автоматически): правило, собор, Апостольское правило, крещение, таинство крещения, африканская церковь, Византийская империя, Древняя христианская Церковь, карфагенский собор, Римский Папа.


Ключевые слова

Христианство, крещение, собор, Византия

Похожие статьи

Салическая правда как источник первых правовых учений

В данной статье автор предпринял попытку научного анализа отдельных актуальных влияний правового источника «Салическая правда». Особое внимание уделено вопросам влияния правовых норм Салической правды на современное законодательство.

Принятие христианства на Руси и его значение

В статье автор рассматривает причины принятия христианства на Руси и его влияние на дальнейшее развитие Российского государства. Православное христианство было ли единственным решением для внедрения нового государства на международную арену.

Отношение к миссии в первые века христианства

В статье исследуется динамика прозелитизма в христианстве, начиная с иудейских корней и переходя к универсальной миссии для всех народов, обсуждается использование термина «варвар» в Новом Завете и эволюция его значения, подчеркивая уникальность хрис...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Рабы в Византийской империи. Правовое положение и социально-экономическая роль

В статье автор пытается рассмотреть эволюцию положения рабов в Византии на протяжении VI–VIII веков.

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки и причины церковного раскола

Миссия Джованни Монтекорвино и несториане Империи Юань: встреча западного и восточного христианства

В статье приводятся и анализируются сведения письма Джованни Монтекорвино о контактах между католическими миссионерами и представителями несторианской общины.

Совесть как важнейшая моральная ценность в христианстве: на примере истории термина «совесть» в трудах античных и христианских авторов

В статье рассматривается история термина «совесть» в античной и христианской письменности.

Естественное право в христианской интерпретации Августина Аврелия

В данной статье автор рассматривает такие ключевые аспекты естественно-правового учения Святого Августина Аврелия (354–430), как взаимосвязь божественного и государственного законов; справедливость; свобода личности; институт рабства. Путем сравнител...

Способы перевода и толкования гебраизма «аллилуйя» в религиозной литературе XIV–XVIII веков (краткий обзор рукописных источников)

Похожие статьи

Салическая правда как источник первых правовых учений

В данной статье автор предпринял попытку научного анализа отдельных актуальных влияний правового источника «Салическая правда». Особое внимание уделено вопросам влияния правовых норм Салической правды на современное законодательство.

Принятие христианства на Руси и его значение

В статье автор рассматривает причины принятия христианства на Руси и его влияние на дальнейшее развитие Российского государства. Православное христианство было ли единственным решением для внедрения нового государства на международную арену.

Отношение к миссии в первые века христианства

В статье исследуется динамика прозелитизма в христианстве, начиная с иудейских корней и переходя к универсальной миссии для всех народов, обсуждается использование термина «варвар» в Новом Завете и эволюция его значения, подчеркивая уникальность хрис...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Рабы в Византийской империи. Правовое положение и социально-экономическая роль

В статье автор пытается рассмотреть эволюцию положения рабов в Византии на протяжении VI–VIII веков.

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки и причины церковного раскола

Миссия Джованни Монтекорвино и несториане Империи Юань: встреча западного и восточного христианства

В статье приводятся и анализируются сведения письма Джованни Монтекорвино о контактах между католическими миссионерами и представителями несторианской общины.

Совесть как важнейшая моральная ценность в христианстве: на примере истории термина «совесть» в трудах античных и христианских авторов

В статье рассматривается история термина «совесть» в античной и христианской письменности.

Естественное право в христианской интерпретации Августина Аврелия

В данной статье автор рассматривает такие ключевые аспекты естественно-правового учения Святого Августина Аврелия (354–430), как взаимосвязь божественного и государственного законов; справедливость; свобода личности; институт рабства. Путем сравнител...

Способы перевода и толкования гебраизма «аллилуйя» в религиозной литературе XIV–XVIII веков (краткий обзор рукописных источников)

Задать вопрос