Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 05.07.2015

Статья просмотрена: 1662 раза

Библиографическое описание:

Коконова, Е. А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников / Е. А. Коконова, Т. А. Коконова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 476-480. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20933/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье представлены краткие сведения о проведении эмпирического исследования на базе МБОУ Соленоозерная СОШ № 12 «Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников». Выводы были сделаны на основании полученных результатов анкетирования, которое проводилось среди преподавателей, родителей и младших школьников МБОУ Соленоозерной СОШ № 12.

 

Многие педагоги и психологи сходятся во мнении, что чтение — огромный труд. Вроде бы, нет ничего сложного, из знакомых букв сложить слова, а из слов — предложения. Но на самом деле это не так просто, как кажется, и если у младшего школьника не получается прочитать слово и понять его смысл или получается с трудом, то чтение из наслаждения превращается в наказание. И если над этой проблемой не работать уже с первого класса, то ни о каком интересе и любви школьника к книгам не стоит и говорить.

Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первым стал заниматься психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Он говорил о том, что если ребенок не может пересказать прочитанный текст и даже не может сказать о чем он, то у школьника снижается мотивация к чтению.

Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни — это читательская грамотность. Она играет важную роль в формировании личности младшего школьника, это расширение кругозора, духовно-нравственное развитие, это культура ребенка и его будущее. Читательская грамотность невозможна без самостоятельности ребенка. Читательская самостоятельность — свойство, которое не задается с рождения, а возникает как результат правильно организованного обучения чтению. Читательская самостоятельность — личностное свойство школьника, характеризуется потребностью и способностью ребенка правильно читать книги по осознанному выбору. Поэтому совместная работа школы и родителей должна быть направлена на повышение:

-        уровня начитанности, круга чтения школьников;

-        уровня сформированности интереса к читательской деятельности;

-        уровня сформированности специальных читательских умений.

Для успешной работы нужно выяснить: что нравится читать детям, от чего зависит качество чтения, сколько читают младшие школьники, нужны ли уроки внеклассного чтения, умеют ли родители заинтересовать ребенка книгой и др.

Исходя из всего вышеизложенного, мы исследовали основные параметры уровня «читательской грамотности» младших школьников.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Соленоозерная СОШ № 12. В анкетировании участвовали преподаватели, родители и младшие школьники МБОУ Соленоозерной СОШ № 12. Всего в исследовании приняло участие 60 человек, 20 преподавателей, 20 родителей и 20 младших школьников.

Преподавателям, родителям и младшим школьникам была предложена анкета «Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников, содержащая 15 вопросов. Их можно подразделить на 4 категории: качество чтения и приобщение к чтению: опыт учителей; организация уроков и ведения дневника внеклассного чтения; организация домашнего чтения и мотивация школьников к чтению; рейтинги книг, рекомендованных для внеклассного чтения.

I. Качество чтения и приобщение к чтению: опыт учителей

II. Организация уроков и ведения дневника внеклассного чтения

III. Организация домашнего чтения и мотивация школьников к чтению

 

IV. Рейтинги книг, рекомендованных для внеклассного чтения

10 книг, которые были прочитаны вслух за последнее время и понравились ребенку больше всего

10 книг по внеклассному чтению, которые с удовольствием прочитали школьники за последний год

10 книг, рекомендованных для внеклассного чтения педагогами

1. Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы»

2. Толстой А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

3. Носов Н. Н. «Большая книга рассказов»

4. Волков А. М. «Волшебник Изумрудного города»

5. Волков А. М. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

6. Дружков Ю. М. «Приключения Карандаша и Самоделкина: Правдивая сказка»

7. Кэрролл Л. «Алиса в Стране чудес»

8. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

9. Носов Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей»

10. Носов Н. Н. «Фантазеры. Рассказы»

1. Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы»

2. Волков А. М. «Волшебник Изумрудного города»

3. Носов Н. Н. «Фантазеры. Рассказы»

4. Бианки В. В. «Рассказы о животных»

5. Гераскина Л. Б. «В стране невыученных уроков»

6. Драгунский В. Ю., Медведев В. В., Коваль Ю. И., Каминский Л. Д. «Смешные рассказы о школе»

7. Кэрролл Л. «Алиса в Стране чудес»

8. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

9. Носов Н. Н. «Большая книга рассказов»

10. Носов Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей»

1. Пушкин А. С. «Золотые сказки»

2. Носов Н. Н. «Большая книга рассказов»

3. Андерсен Х. К. «Сказки»

4. Бианки В. В. «Рассказы о животных»

5. Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы»

6. Драгунский В. Ю., Медведев В. В., Коваль Ю. И., Каминский Л. Д. «Смешные рассказы о школе»

7. Заходер Б. В., Милн А. А. «Винни-Пух и все-все-все»

8. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

9. «Русские народные сказки»

10. Носов Н. Н. «Витя Малеев в школе и дома»

 

 

Проанализировав результаты ответов преподавателей, родителей и младших школьников, мы пришли к таким выводам:

1.         Педагоги рекомендуют школьникам младшего возраста на чтение уделять 3–4 часа в неделю. В среднем 3–5 книг необходимо читать младшему школьнику в месяц;

2.         Большинство родителей, говорят о том, что школьники младших классов читают в среднем 1–3 часа в неделю или в среднем до 4-х книг в месяц;

3.         В целом, многие школьники уделяют чтению достаточно времени, но стоит читать чуть больше;

4.         Большинство родителей и педагогов считают, что работа в школе над внеклассным чтением необходима;

5.         Многие педагоги для развития интереса к чтению используют в своей работе разнообразные формы: конкурсы, викторины, игры, беседы, встречи;

6.         Как родители, так и многие педагоги считают, что ведение дневника внеклассного чтения — устаревшая форма мотивации, не дающая положительных результатов и слабо влияющая на желание младших школьников читать больше;

7.         Заставлять читать нельзя — считает большая часть педагогов и родителей. Если ребенок не готов еще читать сам, значит, у него еще не сформировался интерес к чтению, читайте ему вслух, предлагайте разные книги для выбора, читайте вместе, придумывайте игры, обыгрывайте сюжет с ребенком, не ограничивайтесь классическими списками обязательных для школы книг, поинтересуйтесь, что ребенку нравится и о чем он хочет больше узнать;

8.         Чтение должно быть ежедневным ритуалом — считают педагоги, например, читать перед сном хотя бы 20–30 минут. 41 % родителей отмечают, что чтение происходит системно, 38 % с учетом настроения и возможностей и только 21 % семей читают ежедневно.

По результатам исследования мы убедились в том, что многих родителей интересует, какие книги предлагать ребенку для чтения; педагогам также интересен обмен опытом и мнение школьников.

 

Литература:

 

1.       Лабиринт.ру Отчет внеклассное чтение для педагогов и родителей по результатам Всероссийского онлайн-опроса [Электронный ресурс], 2013. — Режим доступа: Labirint.ru/report

2.       Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. — М.: ВАКО, 2005.

3.       Оморокова, М. И. Чтение в начальных классах: учебное пособие для студентов пед. вузов. — Тула, 1999.

4.       Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников. — М.: Педагогика, 1982.

5.       Рыбкина, Е. А. Шаг навстречу книге, или Как приобщить ребенка к чтению // Начальная школа. — 2009. — № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): внеклассное чтение, чтение, школьник, родитель, ведение дневника, Качество чтения, книга, младший школьник, нос, педагог.


Похожие статьи

Сравнительный анализ склонности к компьютерной зависимости студентов и преподавателей ИНПО

В статье представлены краткие сведения о проведении эмпирического исследования на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова ИНПО «Сравнительный анализ склонности к компьютерной зависимости студентов и преподавателей ИНПО». Выводы были сделаны на основании полученн...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

В данной статье представлены материалы опыта работы учителей начальной ГБОУ № 558 по нравственному воспитанию и развитию учащихся средствами курса «Основы светской этики».

Определение резервов адаптации обучающихся 10-х профильных классов МБНОУ «Лицей № 4» в условиях профильного обучения методом кардиоритмографической программы «ORTO EXPERT»

В статье рассматриваются результаты мониторинга адаптивных резервов организма обучающихся 10-х профильных классов МБНОУ «Лицей № 4» в условиях профильного обучения, проведенного в 2009-2010, 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах.

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)

Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...

Спортивная профориентация на физкультурных занятиях в ДОУ через социальную адаптивность детей дошкольного возраста посредством технологии «Гость группы»

В статье представлен опыт работы инструктора по физической культуре и педагога-психолога по созданию в ДОУ системы профориентационной работы к миру спортивных профессий через социальную адаптивность детей дошкольного возраста, посредством технологии ...

Военно-патриотический клуб как форма организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся МОУ «СОШ № 22»

В статье освещается один из воспитательных аспектов воспитательной работы школы в направлении патриотического воспитания обучающихся СОШ 22 поселка Беркакит на базе Военно-патриотического клуба «Юнармия».

Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...

Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена с помощью различных методов на уроках биологии

Изучение возможности развития дивергентного мышления на уроках биологии проводилось в рамках направления «Исследование в действии» в Назарбаев Интеллектуальной школе г. Павлодар. Показана, положительная динамика развития дивергентного мышления у школ...

Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей»

В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходи...

Похожие статьи

Сравнительный анализ склонности к компьютерной зависимости студентов и преподавателей ИНПО

В статье представлены краткие сведения о проведении эмпирического исследования на базе ХГУ им. Н. Ф. Катанова ИНПО «Сравнительный анализ склонности к компьютерной зависимости студентов и преподавателей ИНПО». Выводы были сделаны на основании полученн...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

В данной статье представлены материалы опыта работы учителей начальной ГБОУ № 558 по нравственному воспитанию и развитию учащихся средствами курса «Основы светской этики».

Определение резервов адаптации обучающихся 10-х профильных классов МБНОУ «Лицей № 4» в условиях профильного обучения методом кардиоритмографической программы «ORTO EXPERT»

В статье рассматриваются результаты мониторинга адаптивных резервов организма обучающихся 10-х профильных классов МБНОУ «Лицей № 4» в условиях профильного обучения, проведенного в 2009-2010, 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах.

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)

Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...

Спортивная профориентация на физкультурных занятиях в ДОУ через социальную адаптивность детей дошкольного возраста посредством технологии «Гость группы»

В статье представлен опыт работы инструктора по физической культуре и педагога-психолога по созданию в ДОУ системы профориентационной работы к миру спортивных профессий через социальную адаптивность детей дошкольного возраста, посредством технологии ...

Военно-патриотический клуб как форма организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся МОУ «СОШ № 22»

В статье освещается один из воспитательных аспектов воспитательной работы школы в направлении патриотического воспитания обучающихся СОШ 22 поселка Беркакит на базе Военно-патриотического клуба «Юнармия».

Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...

Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена с помощью различных методов на уроках биологии

Изучение возможности развития дивергентного мышления на уроках биологии проводилось в рамках направления «Исследование в действии» в Назарбаев Интеллектуальной школе г. Павлодар. Показана, положительная динамика развития дивергентного мышления у школ...

Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей»

В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходи...

Задать вопрос