Кассовые сборы российского драматического кино в 2010–2014 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 04.07.2015

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Захаров, С. М. Кассовые сборы российского драматического кино в 2010–2014 гг. / С. М. Захаров, И. А. Добренькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 248-253. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20970/ (дата обращения: 16.11.2024).

Несмотря на существующее предубеждение о том, что драматическое кино рассчитано исключительно на узкие группы зрителей, опыт показывает обратное: такие телевизионные проекты, как ныне уже приостановленный «Закрытый показ» на «Первом канале» и стремительно набирающий обороты «Открытый показ» на ТНТ доказывают, что экспериментальные кинопроекты могут рассчитывать на широкую аудиторию более миллиона человек. Статистика TNS Gallup Media показывает, что это социально активные жители городов-миллионников в возрасте 18–45 лет, заинтересованные в том, чтобы узнавать новую информацию раньше других. [3] Такие зрители активно смотрят новые зарубежные драматические сериалы и новое фестивальное кино.

Проанализируем данные о состоянии российского кинематографа в 2010–2014 гг., изучив, сколько в среднем зарабатывают отечественные драмы в российском прокате, на основе данных о количестве российских фильмов, выходящих за год; количестве российских драматических фильмов, общих кассовых сборах российских фильмов, общих кассовых сборах российских драм и средней величине кассовых сборов российских драматических кинокартин [1] (табл. 1):

Таблица 1

Кассовые сборы российских драматических фильмов в 2010–2014 гг.

Год

Количество российских фильмов, вышедших в прокат

Количество российских фильмов жанра «драма», вышедших в прокат

Общие кассовые сборы российских фильмов, тыс. руб.

Общие кассовые сборы российских фильмов в жанре «драма», тыс. руб.

Кассовые сборы в среднем на один российский фильм, тыс. руб.

Кассовые сборы в среднем на одну российскую драму, тыс. руб.

2010

72

29

5 110 619

758 726,7

70 980,8

26 162,9

2011

76

34

6 670 138

1 322 462

87 764,9

38 895,9

2012

77

32

5 758 368

1 288 423

74 784

40 263,2

2013

62

20

5 139 512

1 541 032

82 889,5

77 051,6

2014

80

29

4 888 793

687 531

61 109,9

23 707,9

 

По данным таблицы 1, средние кассовые сборы российских фильмов варьируются от 61 109,9 (в 2014 году) до 87 764,9 млн рублей (в 2011 году), тогда как средние кассовые сборы российским драм варьируются от 23 707,9 (в 2014 году) до 77 051,6 млн рублей.

Каждый российский фильм, снятый в жанре «драма», в 2010 году в среднем собирал 26 162,9 тыс. рублей, в 2011 году — 38 895,9 тыс. рублей, в 2012 году — 40 263,2 тыс. рублей, в 2013 году — 77 051,6 тыс. рублей, в 2014 году — 23 707,9 тыс. рублей.

Динамика средних кассовых сборов отражена на рис. 1:

Рис. 1. Динамика средней величины кассовых сборов российских драм в 2010–2014 гг.

 

По данным рисунка, своего пика средняя величина кассовых сборов российских драм составила в 2013 году: 77 051,6 тыс. рублей, вплотную приблизившись к средней величине кассовых сборов российских фильмов всех жанров (82 889,5 тыс руб.). Уже через год средняя величина кассовых сборов российских драм достигла своего минимума за последние пять лет: 23 707,9 тыс. рублей.

Учитывая тот факт, что каждый фильм является отдельным художественным произведением, производить анализ, основываясь исключительно на статистике средних кассовых сборов, некорректно, необходимо изучить историю кассового успеха российских драм в 2010–2014 гг., проанализировав топ-10 самых кассовых драм за каждый год по отдельности.

Рассмотрим самые кассовые драмы 2010 года (табл. 2):

Таблица 2

Топ-10 самых кассовых российских драм в российском прокате в 2010 году

Номер фильма по количеству кассовых сборов

Дата начала проката

Название фильма

Прокатчик

Кассовые сборы, тыс. руб.

Жанр

1

22.04.2010

Утомленные солнцем-2: Предстояние

Централ Партнершип

217 000

Военная драма

2

23.09.2010

Край

Централ Партнершип

159 000

Драма

3

04.11.2010

Брестская крепость

Централ Партнершип

136 000

Военная драма

4

17.06.2010

Чужая

Двадцатый век Фокс СНГ

53 000

Криминальная драма

5

04.04.2010

Поп

Двадцатый век Фокс СНГ

49 000

Военная драма

6

14.10.2010

Ярослав. Тысячу лет назад

Двадцатый век Фокс СНГ

47 000

Приключенческая драма

7

21.10.2010

Близкий враг

WDSSPR

29 000

Криминальная драма

8

21.10.2010

Правосудие волков

Top Film Distribution

15 000

Детективная драма

9

19.08.2010

Компенсация

Парадиз

13 000

Драма

10

28.10.2010

Овсянки

Апрель МИГ Пикчерс

13 000

Драма

 

По данным таблицы 2, лидером среди российских драм в 2010 году стала военная эпопея Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние», собравшая в прокате 217 млн рублей. Из топ-10 драм только две рассказывают зрителю истории, происходящие в наши дни — «Компенсация» (13 млн рублей) и «Овсянки» (13 млн рублей), сюжеты же остальных фильмов разворачиваются на фоне различных исторических эпох: действие фильма «Правосудие волков» (15 млн рублей) происходит за год до начала Великой Отечественной Войны, событиям которой посвящены фильмы «Брестская крепость» (136 млн рублей) и «Поп» (49 млн рублей), о жизни людей после Войны рассказывает выпускавшийся при маркетинговой поддержке «Первого канала» фильм «Край» (159 млн рублей), картина «Ярослав. Тысячу лет назад» повествует о молодых годах князя киевского Ярослава Мудрого, а фильмы «Чужая» (53 млн рублей) и «Близкий враг» (29 млн рублей) рассказывают о судьбе людей в эпоху «лихих» 1990-х.

Рассмотрим самые кассовые драмы 2011 года (табл. 3):

Таблица 3

Топ-10 самых кассовых российских драм в российском прокате в 2011 году

Номер фильма по количеству кассовых сборов

Дата начала проката

Название фильма

Прокатчик

Кассовые сборы, тыс. руб.

Жанр

1

01.12.2011

Высоцкий. Спасибо, что живой

WDSSPR

868 000

Биографическая драма

2

14.04.2011

Generation П

Каропрокат

125 000

Драма

3

07.04.2011

Мастер и Маргарита

Люксор

60 000

Мистическая драма

4

05.05.2011

Утомленные солнцем-2: Цитадель

Централ Партнершип

42 000

Военная драма

5

07.04.2011

ПираМММида

UPI

33 000

Драма

6

03.02.2011

Ты и я

Централ Партнершип

27 000

Драма

7

29.09.2011

Елена

Нон-Стоп Продакшн

22 000

Драма

8

08.09.2011

2 дня

Централ Партнершип

18 000

Драма

9

20.01.2011

Сатисфакция

Наше кино

15 000

Драма

10

27.10.2011

Жила-была одна баба

Наше кино

15 000

Драма

 

По данным таблицы 3, продолжение самой кассовой драмы 2010 года — «Утомленные солнцем-2: Цитадель» — собрало в российском прокате лишь 42 млн рублей (т. е. в 5 раз меньше предыдущей части), что свидетельствует о негативном «сарафане» фильма. Самой кассовой драмой же стал байопик о нескольких днях из жизни культового поэта и исполнителя Владимира Высоцкого «Высоцкий. Спасибо, что живой», собравший 868 млн рублей. Во многом успех картины зависит от агрессивного продвижения фильма со стороны «Первого канала». Фильмы о России 1990-х годов снова показывают высокие результаты — экранизация романа Виктора Пелевина «Generation П» и история о взлете и падении предпринимателя Сергея Мавроди «ПираМММида» заработали 125 и 33 млн рублей соответственно. Снятая еще в 1990-х годах, но пролежавшая на полке из-за юридических конфликтов экранизация романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» собрала в прокате 60 млн рублей. История жизни крестьянки начала 20-х годов «Жила-была одна баба» заработала 15 млн рублей. 4 фильма из 10 в списке рассказывают о событиях сегодняшнего дня: «Ты и я» (история злоключений поклонницы группы «Тату») — 27 млн рублей, «Елена» (отмеченная специальным призом жюри МКФ в Канне драма Андрея Звягинцева о женщине, решившей отравить мужа) — 22 млн рублей, «2 дня» (история непростых взаимоотношений чиновника и литературоведа) — 18 млн рублей, «Сатисфакция» (разговорная драма, продолжающая традиция моноспектаклей Евгения Гришковца в формате полнометражного кино) — 15 млн рублей.

Рассмотрим самые кассовые драмы 2012 года (табл. 4):

Таблица 4

Топ-10 самых кассовых российских драм в российском прокате в 2012 году

Номер фильма по количеству кассовых сборов

Дата начала проката

Название фильма

Прокатчик

Кассовые сборы, тыс. руб.

Жанр

1

04.10.2012

Духless

UPI

416 000

Драма

2

21.02.2012

Август. Восьмого

Двадцатый век Фокс СНГ

296 000

Военная драма

3

01.03.2012

Мамы

Каропрокат

229 000

Драма

4

03.05.2012

Белый тигр

Каропрокат

101 000

Военная драма

5

20.09.2012

Орда

Вольга

86 000

Историческая драма

6

01.05.2012

Матч

Централ Партнершип

65 000

Спортивная драма

7

15.11.2012

Рассказы

WDSSPR

26 000

Драма

8

09.02.2012

Фауст

Люксор

23 000

Драма

9

18.10.2012

Последняя сказка Риты

Вольга

15 000

Драма

10

29.03.2012

Дирижер

Мастерская Павла Лунгина

11 000

Драма

 

По данным таблицы 4, лидером среди драм в 2012 году наконец стал фильм о современной России, снятый по мотивам бестселлера Сергея Минаева — «Духless», повествующий о буднях топ-менеджера крупной корпорации, заработал в прокате 416 млн рублей и ввел исполнителя главной роли Данилу Козловского в число самых высокооплачиваемых актеров страны. Также в топ-10 попали снятые в популярном ныне формате альманаха фильмы «Мамы» (229 млн рублей) и «Рассказы» (26 млн рублей). Помимо них в рейтинге присутствуют философские драмы о смысле жизни — «Последняя сказка Риты» (15 млн рублей) и «Дирижер» (11 млн рублей). Не обошлось и без историй о далеком и недавнем прошлом страны — «Август. Восьмого» (кино о страданиях женщины на фоне конфликта Грузии и Южной Осетии) — 296 млн рублей, «Белый тигр» (фантазия на тему силы духа солдат Великой Отечественной Войны) — 101 млн рублей, «Орда» (драма о конфликте Золотой Орды и Московского княжества) — 86 млн рублей, «Матч» (история матча между советскими и немецкими футбольными командами на фоне Великой Отечественной войны) — 65 млн рублей.

Рассмотрим самые кассовые драмы 2013 года (табл. 5):

Таблица 5

Топ-10 самых кассовых российских драм в российском прокате в 2013 году

Номер фильма в порядке выхода в прокат

Дата начала проката

Название фильма

Прокатчик

Кассовые сборы, тыс. руб.

Жанр

1

10.10.2013

Сталинград

WDSSPR

1 700 000

Военная драма

2

18.04.2013

Легенда № 17

Централ Партнершип

923 000

Биографическая драма

3

21.02.2013

Метро

Наше кино

365 000

Экшн-драма

4

26.09.2013

Околофутбола

Наше кино

96 000

Драма

5

07.11.2013

Распутин

WDSSPR

54 000

Историческая драма

6

14.11.2013

Три мушкетера

Каропрокат

40 000

Приключенческая драма

7

06.06.2013

Гагарин. Первый в космосе

Централ Партнершип

36 000

Биографическая драма

8

12.09.2013

Интимные места

Люксор

14 000

Драма

9

08.08.2013

Майор

Bazelevs Distribution

4 000

Криминальная драма

10

16.05.2013

Девушка и смерть

Другое кино

2 900

Драма

 

По данным таблицы 5, самой кассовой драмой 2013 года стал фильм Федора Бондарчука «Сталинград» (1,7 млрд рублей), что является рекордом для российских картин. В отличие от «Утомленных солнцем-2» Никита Михалкова, являвшихся философской фантазией, «Сталинград» является масштабным киноаттракционом для юного поколения, что и повлияло на успех фильма, который в свою очередь привел к повышению средней наработки на фильм в жанре драмы в нашем исследовании. Следом идет байопик о хоккеисте Валерии Харламове — «Легенда № 17», собравший 923 млн рублей. Примерно такого же результата ждали и от фильма о более известном народном герое — космонавте Юрии Гагарине, однако, проект «Гагарин. Первый в космосе» собрал скромные 36 млн рублей, что связывают с неудачной маркетинговой компанией и недостаточно высоким художественным уровнем картины. [2, с.178] Недостаточно высокие сборы картины «Распутин» (54 млн рублей) же эксперты объясняют, тем что французский актер Жерар Депардье не смог достоверно вжиться в образ русского крестьянина. Также в топ-10 попали фильмы «Метро» (фильм-катастрофа о трагедии в метро) — 365 млн рублей, «Околофутбола» (жизнеописание футбольных хулиганов) — 96 млн рублей, «Три мушкетера» (новая экранизация романа Дюма) — 40 млн рублей, «Интимные места» (история о тайных фантазиях представителей среднего класса) — 14 млн рублей, «Майор» (драма полицейского, решившего пойти против «системы») — 4 млн рублей и «Девушка и смерть» (история мужчины, предающегося воспоминаниям о своей трагической любви) — 2,9 млн рублей.

Рассмотрим самые кассовые драмы 2014 года (табл. 6):

Таблица 6

Топ-10 самых кассовых российских драм в российском прокате в 2014 году

Номер фильма в порядке выхода в прокат

Дата начала проката

Название фильма

Прокатчик

Кассовые сборы в РФ, тыс. руб.

Жанр

1

10.07.2014

Поддубный

Централ Партнершип

217 000

Биографическая драма

2

23.01.2014

Чемпионы

Каропрокат

183 000

Спортивная драма

3

09.10.2014

Солнечный удар

DreamTeam

74 000

Драма

4

06.03.2014

Дубровский

DreamTeam

61 000

Драма

5

10.04.2014

Авантюристы

Двадцатый век Фокс СНГ/ A Company

55 000

Приключенческая драма

6

27.02.2014

Трудно быть Богом

Люксор

48 000

Фантастическая драма

7

04.12.2014

Василиса

Парадиз

17 000

Историческая драма

8

03.04.2014

Стартап

Парадиз

6 000

Драма

9

25.09.2014

Класс коррекции

Двадцатый век Фокс СНГ/ A Company

6 000

Драма

10

03.04.2014

Шагал-Малевич

Арена

4 100

Биографическая драма

 

Как видно из таблицы 6, кассовые сборы драм, вышедших в 2014 году, гораздо скромнее аналогичных показателей за предыдущий год. Лидером по количеству сборов стал байопик «Поддубный» — история о жизни знаменитого российского атлета собрала 217 млн рублей и, по мнению экспертов, могла бы заработать больше, если бы она вышла осенью или весной (летом — пора американских блокбастеров, что затрудняет выход российских фильмов). Другая биографическая драма, присутствующая в рейтинге — «Шагал-Малевич» о взаимоотношениях Марка Шагала и Казимира Малевича — собрала лишь 4,1 млн рублей. Спортивный альманах «Чемпионы» о победах российских спортсменов собрал в прокате 183 млн рублей. Новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» заработал в прокате 74 млн рублей, что выше результатов его предыдущего фильма («Утомленные солнцем-2: Цитадель» — 42 млн рублей), однако, фильмы Никиты Сергеевича по-прежнему нерентабельны (бюджет «Солнечного удара» — 960 млн рублей). Сложная для восприятия экранизация повести братьев Стругацких «Трудно быть Богом» заработала в прокате 48 млн рублей, что во многом связано с тем, что информация о фильме то и дело появлялась в СМИ еще с 2001 года. История крепостной крестьянки Василисы Кожиной и ее героизма в войне 1812 года «Василиса» заработала 17 млн рублей. Попытка сделать российский аналог голливудского хита «Социальная сеть» — «Стартап» о создании поисковика «Яндекс» — не принесла ожидаемых результатов, собрав лишь 6 млн рублей. В рейтинге также присутствуют драмы о современных событиях: «Дубровский» (попытка перенести сюжет романа А. С. Пушкина в наше время) — 61 млн рублей, «Авантюристы» (любовный треугольник на фоне поиска сокровищ) — 55 млн рублей, «Класс коррекции» (история детской жестокости и предательства) — 6 млн рублей.

Таким образом, проанализировав выше изложенные данные, можно сделать вывод, что наибольшим успехом пользуются драмы, которые максимально точно и достоверно отражающее то время, о котором они рассказывают; которые поднимают проблемы, волнующие широкую аудиторию; которые рассказывают о героях, с которыми зритель может себя ассоциировать.

 

Литература:

 

1.         Аналитика [Электронный ресурс] // Бюллетень кинопрокатчика: [сайт]. — URL: http://www.kinometro.ru/kino/analitika (01.07.2015)

2.         Добренькова И. А., Захаров С. М. Особенности маркетинга андеграундной кинопродукции // Неделя науки и творчества: материалы Межвуз. науч.-практ. студ. форума 21–25 апр. 2014 г. Ч. 2 / редкол.: А. Д. Евменов (отв. ред.) [и др.] — СПб.: СПбГУКиТ, 2014. — С. 178–179.

3.         Проблемы кино в России [Электронный ресурс] // Дилетант: [сайт]. — URL: http://diletant.ru/duels/52258/ (01.07.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): драм, рубль, WDSSPR, фильм, сбор, военная драма, российский прокат, биографическая драма, номер фильма, прокат.


Задать вопрос