Тикозные гиперкинезы негативно сказываются на психическом и эмоциональном состоянии подростка. С медицинской точки зрения тики — результат ошибок в работе экстрапирамидальной системы, но с психологической точки зрения, тики — это некое желание, эмоции, чувства, которые подавляются и не могут быть выражены. Часто ребенок испытывает тягостные чувства, стесняется тика, считая его проявлением своей неполноценности. Хронические тики нарушают процесс социального взаимодействия, понижают стрессоустойчивость и являются причиной формирования депрессивного состояния.
Ключевые слова: депрессия, депрессивность, гиперкинезы, дистимная акцентуация характера, психологическая коррекция, рационально-эмотивная психотерапия, символдрама.
Актуальность. Актуальность данной работы определяется большим количеством детей пубертатного возраста подверженных двигательным тикам и необходимостью нахождения новых эффективных инструментов выявления и терапии депрессивных состояний [2,12]. Сами по себе двигательные тики не являются серьезной патологией, угрожающей жизни подростку, но могут быть показателем неблагополучия детской психики, чрезмерных эмоциональных напряжений и стрессовых ситуаций, в которых пребывает ребенок [1,5].
Целью исследования явилось изучение влияния тикозных расстройств на формирование депрессивных состояний у подростков.
Гипотезой выступило предположение о том, что у подростков, страдающих двигательными тиками, повышена депрессивность и снижена стрессоустойчивость, что является как причиной, так и следствием тикозных гиперкинезов.
Материал и методы исследования.
В исследовании участвовало 30 подростков экспериментальной группы: в возрасте от 11 до 18 лет обоих полов (15 девочек и 15 мальчиков), страдающих различными двигательными тиками. Контрольная группа — 30 подростков того же возраста, входящих в категорию «здоровые».
Предварительно изучался анамнез детей: проводились беседы с ними и их родителями, учителями для составления картины течения болезни, возможных причин возникновения тиков и личностных особенностей подростков.
Диагностика депрессивности и стрессоустойчивости проводилась с использованием следующих методик [11,15,16]:
- шкала депрессии Бека;
- методика определения уровня депрессии Жмурова;
- тест — опросник на стрессоустойчивость Холмса — Раге;
- 16 — факторный опросник Кеттела.
Результаты исследования:
По результатам эмпирического исследования было выявлено следующее:
Показатели депрессивности по шкалам Бека и Жмурова у всех пациентов совпадают. Различия заключаются лишь в том, что диагностика Жмурова является более дифференцированной, и то, что у Бека рассматривается как наивысшая степень депрессивной (дистимной) акцентуации характера, в шкале Жмурова классифицируется как начинающаяся депрессия.
В результате можно сказать, что у подростков с двигательными тиками очень часто имеет место депрессивная (дистимная) акцентуация характера: 60 % (18 человек) случаев по шкале Бека и 53 % (16 человек) случаев по шкале Жмурова. Дистимность переходит в депрессию у 27 % (8 человек) по Беку и 43 % (13 человек) по Жмурову. И лишь у 4–13 % (3–4 человека), страдающих тикозными расстройствами, отсутствуют депрессивность и депрессия.
При этом половая и возрастная динамика проявления депрессивных состояний приблизительно одинакова.
Исследование стрессоустойчивости подростков с двигательными тиками дает схожую картину по диагностикам с использованием методик Холмса-Раге и Кеттела. Для группы девочек данные полностью совпадают по двум тестам, а у мальчиков наблюдается расхождение по оценкам у троих испытуемых. Данная неточность также может быть вызвана более глубокой дифференциацией теста Кеттела. Как и в первом случае, доказывать тождественность этого исследования по двум методикам не нужно.
В целом, большинство подростков, что принимали участие в исследовании, проявляют высокую стрессоустойчивость: 70 % (21 человек) по шкале Холмса-Раге и 67 % (20 человек) по шкале Кеттела. Средняя стойкость к стрессу наблюдается у 23 % и 20 % соответственно.
Низкая стрессоустойчивость, граничащая с болезненной ранимостью, отмечена у 7–13 % подростков с двигательными тиками, при этом в их числе только мальчики.
Стрессоустойчивость у девочек и мальчиков приблизительно распределяется одинаково. Возрастная динамика практически не отличается по двум тестам.
Следовательно, наша гипотеза в ходе обработки полученных данных исследования подтверждается лишь частично: подростки с двигательными тиками подвержены депрессивности, но при этом у большинства из них высокая стрессоустойчивость. Депрессия и низкая стрессоустойчивость имеют место реже и сопутствуют друг друга. Девочки меньше страдают от них, чем мальчики.
Теперь переходим к сравнению депрессивности и стрессоутойчивости у детей, страдающими двигательными тиками в сравнении со здоровыми детьми. У нас нет определенной гипотезы относительно соотношения депрессивности и стрессоустойчивости у детей с тиками и здоровых. Однако можно предположить, что психологическое состояние детей здоровых белее благополучно и у них реже встречается дистимная акцентуация характера, высокая стрессоустойчивость. Если предположение подтвердиться, то мы только подкрепим нашу основную гипотезу, о том, что дети с двигательными тиками более подвержены депрессивности, депрессивным состояниям и обладают пониженной стресоустойчивостью.
Рассмотрев сводные ведомости тестирования здоровых подростков по методикам Бека и Жмурова, а также Холмса-Раге и опростнику Кеттела, на первый взгляд можно убедиться, что у здоровых детей не наблюдаются депрессивные состояния, и на много реже встречается депрессивность. Стрессоустойчивость их также несколько выше, нет случаев очень низкой стрессоустойчивости, при этом у здоровых девочек, также показатели несколько лучше, чем у мальчиков. Депрессивность встречается всего у 3 — х девочек, а среди мальчиков — у 5 — ти (по шкале Бека). Высокая стрессоустойчивость характерно для 9 девочек, и 6 мальчиков (шкала Холмса-Раге).
Если рассматривать все факторы опросника Кеттела, то можно отметить, что почти все показатели у здоровых детей значительно выше. У них больше развита социальная нормированность, позитивное отношение к людям, меньшая степень тревожности.
Полученные результаты исследования были подтверждены математико-статистической обработкой данных по t — Стьюденту.
Рекомендации на основе полученных результатов
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что для подростков обоих полов, страдающих двигательными тиками в возрасте от 11 до 18 лет характерна депрессивность или дистимная акцентуация характера. При неблагоприятных условиях она приводит к развитию депрессии и часто мешает детям вести нормальный образ жизни, свойственный их возрасту. Чаще все эти нарушения развиваются на фоне холерического и меланхолического типов темперамента. Самое главное для таких детей — создание благоприятной психологической обстановки дома и в учебных заведениях, общения со сверстниками [8,9,13].
Так как со временем любая акцентуация характера способна сглаживаться, в некоторых случаях нужны коррекционные методики.
Предполагая, что тикозные гиперкинезы близки к невротическим расстройствам, то имеет место несогласованность коммуникативной и эмоциональной сфер подростков, которые существенно влияют на систему межличностных отношений. Поэтому необходимо осуществлять психокоррекционное воздействие с целью гармонизации коммуникативной сферы и снижения личностной тревожности, депрессивности.
Можно использовать методы рациональной психотерапии и символдрамы. Рациональная психотерапия — логически обоснованная разъяснительная психотерапия, целью которой является переоценка подростком, страдающего депрессией или чрезмерной депрессивностью, сложившейся ситуации и стоящих перед ним задач, своего состояния и компенсаторных возможностей (известная переориентация личности с изменением эмоционального отношения к определенным фактам и поиски разумного выхода из создавшегося положения с отказом от недостижимых стремлений и некоторых форм поведения).
Символдрама — это одно из направлений психотерапии, базирующейся на принципах глубинной психологии, в которой используется особый метод работы с воображением (если уровень развитости воображения подростка позволяет), для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания ребенка, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивления [14].
Психокоррекционная работа должна заключаться в выявлении невротического конфликта, послужившего причиной двигательного тика, личностного осознания перестройки системы отношений ребенка к себе и к травмирующей ситуации [3,16].
В процессе коррекционного воздействия, как правило, отмечается динамика коммуникативной сферы личности, гармонизация межличностных отношений. Расхождение между образами Я (реальным и идеальным) минимизируются. Снижение нервно психического напряжения в коррекционной работе способствует снижению уровня личностной тревожности и повышению стрессуустойчивости.
Стресоустойчивость подавляющего большинства подростков оказалась удовлетворительной. Однако некоторые подростки мужского пола склонны к ранимости. Возможно, именно низкая стрессоустойчивость в сочетании с дистимностью привела к возникновению тикозных гиперкинезов. Для этого можно рекомендовать следующую методику повышения стресоустойчивости:
1. выделяются наиболее типичные стрессовые ситуации;
2. каждая ситуация моделируется в игровой форме;
3. каждая ситуация проигрывается или отрабатывается по достижению успеха.
Например, если подросток испытывает трудности в новом знакомстве, общении со сверстниками то необходимо смоделировать ситуации, закрепив их позитивным финалом. Именно коммуникативная стрессоустойчивость актуальна для подростков с двигательными тиками в возрасте 12–14 лет.
Рассматривая депрессивность и стрессоустойчивость ребенка нужно также обращать внимание на другие аспекты его личности. Например, по результатам 16-факторного опросника Кеттела можно заключить, что у некоторых подростков на фоне депрессии и недостаточной стрессоустойчивости ярко выражены скрытность, неразвитость интеллекта, высокая степень подчинения, плохая социальная нормированность, слабо развитое воображение и высокое внутреннее напряжение. Поэтому необходим комплексный подход позволяющий устранить все негативные тенденции в развитии личности подростка. В таком случае, необходима семейная терапия.
Для всех подростков страдающих тикозным гиперкинезом, важно придерживаться гигиены нервной системы: больше отдыхать, проводить время на свежем воздухе, поддерживать режим сна и бодрствования, режим питания и нормирования физических и умственных нагрузок.
Литература:
1. Волков Б. С. Акцентуация характера школьников и учителей. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 96 с.
2. Гарбузов В. Нервные и трудные дети. СПб.: Астрель — СПб, 2007.- 352с.
3. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — М.: Речь, 2005. — 400 с.
4. Курпатов А. В. Депрессия. От реакции до болезни. — СПб.: Нева, 2006.- 187 с.
5. Куташов В. А. Анализ клинической картины и оптимизация терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях, автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук // Воронежский государственный технический университет. Воронеж, 2009, — С. 31–42.
6. Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013. — 170 с.
7. Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. — 729 с.
8. Куташов В. А., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Суржко Г. В. Когнтитвные и эмоционально-волевые нарушения у пациентов с последствиями черепно-мозговых травм как фактор нарушения социально-психологической адаптации // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии.2014.№ 12.С.41–45.
9. Куташов В. А., Сахаров И. Е., Куташова Л. А. Головная боль. Монография. Воронеж: ВГМА, 2015.-484 с.
10. Лоуэн А. Депрессия и тело. — М.: Эксмо, 2002. — 384 с.
11. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты. Под общей редакцией А. А. Реана. — М.: АСТ, 2007. — 128 с.
12. Самсонов А. С. Особенности психологического и аффективного статуса у пациентов нейрососудистого отделения // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины. — 2014. — Т. 13. № 4. — С. 850–853.
13. Хабарова Т. Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 107–111.
14. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.
15. Rybakowsky 1., Wesolowski L., lankowiak E., Walczak М. Testhamowaniaficksametazanem u chorych z zespolamidepresyjnumi.//Psychiat.- Pol., 1986, 20, 1, 22–26.
16. Tancer M. E., Brown T. M., Evans D. L., et al. Impaired Effortful Cognition in Depression //