В статье определены классы информационных систем электронного бизнеса в логистических процессах, описаны их ключевые особенности, рассмотрен стандарт GS1, применяемый в цепях поставок и представлена классификация стандартов, входящих в GS1.
Ключевые слова: информационные системы, электронный бизнес, цепи поставок, стандарт GS1, штрихкодирование, электронная коммерция, глобальная сеть синхронизации данных, электронный код продукции.
В настоящее время особую значимость имеет тенденция к использованию информационных систем, развитию информационных технологий и росту информационной инфраструктуры в целом, что в свою очередь, ведет к изменениям ведения электронного бизнеса. В организации формируются корпоративные информационные системы (КИС), совершенствуются бизнес — модели, пересматриваются бизнес — процессы, что обуславливает высокую значимость ведения эффективного электронного бизнеса.
Существуют следующие классы информационных систем электронного бизнеса:
1) ERP (англ. Enterprise Resource Planning) — Планирование ресурсов предприятия.
ERP — система представляет собой набор интегрированных приложений, позволяющих создать интегрированные информационные системы (ИИС) для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес — операций предприятия.
Данная система включает следующие модули:
- прогнозирование спроса;
- управление проектами, кадрами, финансовой деятельностью, инвестициями.
ERP — системы предназначены для управления всей деятельностью предприятия как финансовой, так и хозяйственной. Они создают инфраструктуру электронного обмена данными самого предприятия с его контрагентами.
2) CRM (англ. Customer Relationship Management) — информационные системы управления взаимоотношениями с клиентами.
CRM — система представляет собой комплексный подход к привлечению, продажам и обслуживанию клиентов.
Внедрение данной системы позволяет получить конкретные преимущества за счет оперативного отслеживания состояния продаж, ведения информации о потенциальных клиентах, представления качественного сервиса.
CRM — система минимизирует зависимость от конкретного менеджера, повышает эффективность за счет четкого планирования и контроля, экономит время руководителя, благодаря правильному распределению полномочий, позволяет определить самых прибыльных клиентов и анализировать результаты деятельности сотрудников.
3) BI (англ. Business Intelligence) — информационная система, отвечающая за сбор, анализ и представление бизнес информации.
BI — система, использующая средства аналитики для принятия соответствующих решений.
BI — технологии позволяют анализировать большие объёмы информации, уточняя значимость ключевых факторов эффективности для пользователей, моделируют результаты анализируемых вариантов действий, которые, в свою очередь, ведут к принятию тех или иных решений.
4) SCM (англ. Supply Chain Management) — управление цепями поставок.
SCM — система объединят поставщиков, дистрибьюторов и покупателей в единый логистический процесс.
Для SCM — системы характерно следующее:
- формирование стоимости товара на протяжении всей ЛЦ и проявление ее на последней стадии — при продаже конечному потребителю;
- влияние общей эффективности операций на стоимость товаров;
- наиболее управляемой, рассматривая аспект стоимости, является начальная стадия — производство, а наиболее чувствительной — конечная — продажа.
Задачи, которые решает модуль SCM:
- формирование складских помещений сырья и ГП, что ведет к снижению логистических издержек;
- оптимизация транспортных операций, схем маршрутов;
- выбор производителя товара для поставки на конкретный региональный рынок.
В целом SCM — система позволяет сократить расходы на поставку необходимых товаров и услуг, а также сократить время этой поставки.
Современные SCM — системы имеют доступ через Интернет. Среди программного обеспечения выделяют программные продукты для управления цепями поставок: электронный бизнес (E — business) и электронную коммерцию (E — commerce).
Особое место в цепях поставок (ЦП) отводится использованию стандартов GS1. Данный стандарт разрабатывает и организует Глобальную систему стандартов для ЦП. Стандарты GS1 способствуют налаживанию и упрощению взаимодействия между партнерами цепей поставок, сотрудничеству между ними, усовершенствуя такие составляющие, как коммуникацию на всей цепи поставок, а также идентификацию товаров. Благодаря усовершенствованию этих двух составляющих, происходит оптимизация обмена информацией, времени получения необходимых материалов и комплектующих, сроков поставки товаров от поставщиков и доставки товаров конечным потребителям.
В стандарт GS1 входят следующие группы стандартов:
1. GS1 BarCodes (Штрихкодирвание).
2. GS1 eCom (Электронная коммерция).
3. GS1 GDSN (Глобальная сеть синхронизации данных).
4. GS1 EPCglobal (Электронный код продукции).
1) Штрихкодирование (BarCodes). Предприятия используют штриховой код EAN/UPC, благодаря этим кодам, товар можно сканировать в любом пункте розничной торговли. Площадь символа EAN варьируется в разных пределах, но контрольной цифрой является 13. Идентификационным ключом здесь служит: GTIN (Глобальный номер предмета торговли). Обычно на штрих — коде указывается GTIN/цена/вес, а также срок годности товара, количество, номер партии и др. Существуют коды, которые не считывают кассовые аппараты, они наносятся непосредственно на коробку из картона (ITF–14). А в логистике обычно применяется код, имеющий все идентификационные ключи GS1 и несущий информацию о серийном номере, сроке годности и единицы измерения (GS1–128).
Особое внимание уделяется символике GS1 DataBar, которая вмещает больше информации и идентифицирует более мелкие единицы товаров, чем штрих — коды EAN/UPC. GS1 DataBar переносит такую информацию как: серийный номер, срок годности, позволяя организовывать подтверждение подлинности товаров, а также использование купонов.
Большое развитие получает GS1 DataMatrix, представляя собой двумерную символику, позволяющую кодировать большой объем данных в крайне компактном виде. Данный штрих — код наносится методом лазерной гравировки, что способствует его сохранению при любой эксплуатации.
2) Электронная коммерция (eCom) является одним из Коммуникационных стандартов GS1. С помощью идентификационных ключей GS1, как GTIN (Глобальный номер предмета торговли), GLN (Глобальный номер места нахождения), SSCC (Серийный код транспортной упаковки) стандарты GS1 eCom обеспечивают интеграцию данных, полученных при сканировании товаров, продаваемых в розницу и пр. Таким образом, пользователям не нужно тратить время и средства на составление собственных систем идентификации, поскольку используются одни и те же идентификационные ключи GS1.
GS1 eCom предлагает два взаимодополняющих стандарта: GS1 EANCOM и GS1 XML. Оба стандарта позволяют напрямую связать физический поток товаров и услуг с информацией о них, т. е. осуществляют электронные транзакции.
3) Глобальная сеть синхронизации данных (GDSN) является одним из Коммуникационных стандартов GS1, основываясь на Глобальном регистре GS1, каталогах данных, Руководстве по контролю над качеством данных GS1 и Глобальной классификации продукции GS1, из данной совокупности создается среда надежной непрерывной синхронизации точных данных.
Благодаря сети GDSN деловые партнеры всегда владеют актуальными данными. Любые изменения, внесенные в базу одной из компаний, немедленно автоматически сообщаются партнерам. Это, как правило, приводит к оптимизации времени и затрат на ведение общих дел. Синхронизация классифицированных данных ведет к повышению точности выполнения заказов, сокращению бумажной работы и повторных действий, а также снижает издержки в ЦП.
4) Электронный код продукции (EPS) — способ глобальной идентификации товаров, грузов, места нахождения и т. д., перемещение которых необходимо отследить по радиочастотным меткам (FRID) или штриховым кодам сети (EPC Network). Товары с кодом EPS получают уникальный серийный номер, который присваивается одному объекту, что исключает возможность совпадения, обеспечивая точную идентификацию отдельных объектов.
Таким образом, GS1 стандарты направлены на взаимодействие партнеров в ЦП, налаживая процессы коммуникации между контрагентами и идентификации товаров и услуг. Данные стандарты способствуют получению достоверной своевременной информации от участников ЦП, сокращению времени работы между ними, снижению издержек, а также получению максимальной выгоды.
Литература:
1. А. А. Канке, И. П. Кошевая. Основы логистики: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2010. — 576 с.
2. Резер С. М., Родников А. Н. Логистика. Словарь терминов. — М.: ВИНИТИ РАН, 2007–412 с.
3. Сергеев В. И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 976 с.
4. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / [Пер. с англ. Н. Н. Барышниковой, Б. С. Пинскера]. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. — 640 с.
5. http://www.gs1ru.org/files/4065/GS1_Systemofstandards2013kopiya.pdf [Электронный ресурс].