В статье рассмотрены возможности заниматься научной и исследовательской работой преподавателям кафедры физического воспитания. Предпосылки для привлечения к публицистической деятельности преподавателей, стимуляция со стороны администрации, возможные итоги.
Ключевые слова: научная деятельность, мониторинг, профессиограмма, опыт, образовательный процесс, эффективность, результат
Мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений высшего звена для оценки эффективности их деятельности, был инициирован Указом Президента РФ в 2012 г. Одним из важнейших критериев оценки, помимо непосредственно, образовательной деятельности, является научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава ВУЗов. В расчет берется объем научно-исследовательской работы (НИР) в расчете на одного научно-педагогического работника учебного заведения. Что подразумевается по этой деятельностью? Вот такой мы находим ответ на этот вопрос в материалах Википедии: «НИР — работы поискового, теоретического и экспериментального характера, выполняемые с целью определения технической возможности создания новой технологий. НИР подразделяются на фундаментальные (получение новых знаний) и прикладные (применение новых знаний для решения конкретных задач) исследования». А так же: «работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов». [1]
Как же картина выглядит на практике, конкретно в Новосибирском Государственном Университете Экономики и Управления на кафедре физического воспитания и спорта. Не умаляя роли научных исследований в университете, преподавателям физической культуры сложно интегрироваться в этот процесс. Материально-техническая база кафедры не предусматривает наличие лаборатории и необходимого медико-биологического инструментария для проведения экспериментов. Да и сама публицистическая деятельность в ведущих научных изданиях материально затратная для преподавателей кафедры. А территориальная удаленность является препятствием для общения с представителями ведущих научных школ, освоения грантов и других внешних форм для финансирования науки. Да и явного энтузиазма в этом направлении преподаватели кафедры не проявляют. Фактором, влияющим на необходимость заниматься научно-исследовательской работой в вузе, является контрактная система заключения договоров, в которой обязательной статьей прописана наличие такой деятельности и критерии её оценки. Так же присутствует материальная заинтересованность, выраженная в стимулирующих выплатах по итогом календарного и учебного года, но эта мера не является эффективной. В целом можно отметить, что смещение центра тяжести с преподавания на научно-исследовательскую деятельность сторону чревато снижением качества проведения практических занятий для студентов. Задача преподавателя, найти золотую середину, не быть назидательной и директивной фигурой в глазах студента, а регулировать учебный процесс и заниматься его общей организацией. [2] Но все же, положительная динамика в этом направлении появляется, если ранее в индивидуальном плане преподавателя в разделах НИР и НИРС (научно-исследовательская деятельность со студентами) были пробелы то в последние пару лет эти графы наполнены содержанием научных мероприятий. К ним относятся участие в ежегодной научной сессии преподавателей, в рамках дней науки НГУЭУ, подготовка студентов к аналогичному мероприятию среди молодежи, публицистическая деятельность, участие с докладами во внешних научно-практических конференциях и т. п. Планирование научно-методической работы и следование этому плану — объективная необходимость и одновременно важное условие формирования профессионализма преподавателей, развития креативности, компетентности, творческого подхода в педагогическом процессе. А это делает практические занятия эффективными, эмоциональными, адаптированными к здоровью и способностям современной молодежи.
Научно-методическая деятельность — целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге — на повышение качества и эффективности образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся. [3]
По итогам распределения дополнительных средств на развитие науки в НГУЭУ в 2015 году кафедра физического воспитания и спорта получила грант на исследовательскую деятельность. Заявку для гранта готовила инициативная группа, уже имеющая опыт научно-исследовательской работы. В команду входят кандидаты наук, аспиранты, студенты старших курсов, зарекомендовавшие себя отличной учебой и планирующие дальнейшее обучение в аспирантуре. Наименование проекта: «Развитие психолого-педагогических технологий в системе физического воспитания и саморазвития студентов экономического вуза». Тема исследования: развитие психолого-педагогических технологий в системе физического воспитания и саморазвития студентов. Коллектив преподавателей ставит своей целью создание условий по разработке новых образовательных, оздоровительных, и профилактических программ для студентов вуза. Методами исследования стали: диагностика психического состояния и свойств личности, и тестирование уровня физического состояния студентов. Исследования проводились со студентами второго курса экономического и социально-гуманитарного факультета. Научно-исследовательский грант рассчитан на 2015 календарный год, сумма грантовой поддержки составляет триста тысяч рублей. В эту сумму входит приобретение необходимого для исследования инструментария, публикация материалов, участие в конференциях по актуальной тематике, расходы на полиграфическую продукцию, оплату труда и т. д. В июне предусмотрен промежуточный отчет по результатам исследования. На начало нового учебного года планируется исследование студентов первого курса тех же факультетов, для проведения сравнительного анализа и разработки технологии физического воздействия, направленного на повышения уровня знаний, информативности, и практическому навыку по рациональному двигательному режиму. По итогам будут разработаны методики использования средств оздоровительной физической культуры для совершенствования морфо-функциональных возможностей организма с учетом психологического и физического состояния студентов. При рекомендации физических нагрузок будет учитываться профессиограмма будущих специалистов, их психологический и физиологический потенциал как будущих специалистов. В области сохранения и укрепления здоровья студентов в качестве структурных компонентов комплексного подхода используется множество параметров, отражающих особенности психофизического статуса и отдельных компонентов жизнедеятельности. В основном данное многообразие базируется на концептуальной основе изучения физического психического и социального компонентов здоровья. [4]
На повышение международной конкурентоспособности отечественного высшего образования правительством РФ в 2014–16 годах планируется направить 25 млрд. рублей. Стимулировать продвижение в международных рейтингах и попадание в первую сотню мировых образовательных центров распланировано до 2020года. И результат уже не заставил себя долго ждать, по итогам Times Higher Education Московский государственный университет (МГУ) имени Ломоносова занял 25-е место в репутационном рейтинге вузов. Для России это удачный год, благодаря тому, что МГУ поднялся на 25-е место, а еще один университет вошел в рейтинг. Хорошая репутация в мире очень важна, поскольку помогает университетам и России в целом привлекать и удерживать талантливых людей. Но Россия тоже должна быть бдительна: между этими прекрасными репутационными данными и жесткой объективной методологией рейтинга лучших университетов мира — зияющая пропасть (из средств массовой информации от 12марта 2015г)
Репутация университета субъективна, но она имеет большое значение при сегодняшней жестокой конкуренции на мировом рынке, помогая привлечь лучшие таланты среди студентов и профессоров и притягивая инвестиции.
Динамика в этом процессе наметилась, важно сохранить и развить этот потенциал. Эффективно использовать бюджетные средства, это даст возможность развиваться и периферийным высшим учебным заведениям. Талантливой молодежи много, и дать возможность получить ей достойное образование — задача и государства, и учебных заведений и преподавательского состава этих образовательных учреждений.
Литература:
1. По материалам Википедии: https://ru.wikipedia.
2. Коршунова О.С, Философский взгляд на физическое воспитание в современной России Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 868–870.
3. Кувишникова И. А. Научно-методическое обеспечение регионального дополнительного образования. 13.00.01 Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Рязань-2006.
4. Бондин В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогическго образования / В. И. Бондин//Теория и практика физ. Культуры.-2004.- № 10 С. 15–18.