В современных условиях для развития и подержания экономики России требуется приложить немалые усилия по модернизации экономики регионов. Поиск слабых мест экономик регионов и упор на их сильные стороны задача, которая в настоящее время стоит перед государством. В условиях санкций основной упор стоит сделать на развитие импортозамещения.
Ключевые слова:экономический потенциал, ресурсная база, социально-экономическая политика, дотации, ассигнования, внешняя экономика, санкции, импортозамещение.
В настоящее время состояние экономики страны в целом зависит от экономического благосостояния каждого субъекта в частности. На вопрос «Как повысить эффективность экономической деятельности в регионах Российской Федерации?» необходимо искать ответ по данным экономико-географического положения, уровню развитости инфраструктуры, ресурсному обеспечению.
По данным Минэкономразвития на конец 2014 темп экономического роста снижается на фоне осложнения геополитической обстановки. Нельзя не вспомнить о резком падении национальной валюты, вызвавшее применение жестких мер со стороны Правительства совместно с Центральным Банком, которые позволили на данный период времени постепенно повышать курс рубля с дальнейшей положительной перспективой.
Таможенные экспортно-импортные рамки, в которых оказалась наша страна в связи с санкциями оказали сильное влияние на региональную экономику и экономику страны в целом. С одной стороны, такое положение уменьшило спрос на экспортную нефть и заставило снизить цену вдвое по отношению к прогнозируемой. С другой стороны, недостаток импортных товаров на рынке стимулирует развитие тех отраслей народного хозяйства, которые до настоящего времени не могли конкурировать на мировом рынке. В данном случае речь идет об импортозамещении, то есть развитии фармацевтики, сельскохозяйственной промышленности, расширению пахотных земель и производства оргтехники, требующей наукоемких затрат.
На данном этапе основной целью, стоящей перед Российское Федерацией является сглаживание социально-экономических слоев на уровне регионов и на уровне страны в целом. Следует отметить, что проведение максимально эффективной финансовой политики дает основу для регулирования общеэкономического состояния в стране.
Социально-экономическое развитие регионов — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной на сегодняшний день. Выход из сложившегося кризисного состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые. Проблема, которую приходится решать на различных отрезках исторической и социальной динамики в процессе модернизации, заключается в переплетении горизонтального и вертикального измерения российской жизни, обилии докапиталистических маргинальных жизненных стратегий, всего того, что не укладывается в рамки рационального поведения, сопровождающихся рамками свободы, как анархии и порядка, как авторитаризма [3, c.11].
Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.
Для решения проблемы, вставшей перед регионами страны, в результате введения западом санкций, существует целый ряд экономически эффективных сценариев. Ни для кого не секрет, что импортозамещение многих товаров и услуг на национальном рынке составляет не более 30 %, что является отправной точкой для поднятия проблемы в этой области. Подавляющее большинство регионов страны, не использует эффективно свой природно-ресурсный потенциал, пользуясь лишь дотациями из федерального бюджета. Как увеличить импортозамещение в России в 2015 году и поднять из руин отечественное производство? Необходимо дать предпринимателям «зеленый свет», наладить отношения на международной арене, начать менять менталитет людей. Нужно, чтобы государство обеспечивало низкий уровень коррупции и работающие законы. Например, отдельно хочется сказать о Северо-Кавказском Федеральном Округе. По основным продовольственным товарам самодостаточный регион. Среди регионов Центральной России в Ставропольском крае самые низкие цены по 13 видам социальных продуктов питания. А в некоторых республиках Кавказа действует правительственный штаб, который отслеживает ситуацию по ценам и ассортименту, в том числе и по лекарствам.
Наибольшее значение для СКФО в целом имеет Ставропольский район, в природном отношении ограниченный пределами Ставропольской возвышенности. Этот район обладает наиболее благоприятными агроклиматическими ресурсами изо всех районов округа, и на него приходится основная часть производимой в Ставропольском крае продукции агропромышленного комплекса [2, c.210]. Весь наш регион имеет огромный экономический потенциал, благодаря плодородию земель, но нельзя забывать, что скотоводство и растениеводство может принести не менее важный и полезный вклад в экономику страны. Со стороны услуг, наш регион является рекреационной зоной, но сказать о том, что наши курорты развиты и пользуются большим спросом тоже нельзя. Также проблемой нашего региона является отток кадров, как правило, в Центральную Россию и за рубеж. А кто же будет поднимать экономику на месте? Со стороны государства следует приложить все усилия на стимулирование рабочей силы в конкретном регионе. Это и есть слабые звенья социально-экономического развития Кавказа.
При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкого производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства. По данным Федеральной службы государственной статистики можно сделать вывод, что коэффициент изобретательной активности имеет за последние 10 лет положительную динамику, и на данный момент составляет 2 единицы на 10 тысяч человек. Такая активность в области науки дает надежду, что наш производитель, вскоре, сможет выдать уникальный продукт, конкурирующий на мировом рынке.
Экономическое развитие — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Наши малые предприятия должны стать крупными производителями. В России нет экономической ресурсной базы для изготовления процессоров, микросхем, а также приборов бытовой техники. Это огромная пропасть в национальной экономике.
Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития.
Что касается промышленности, Правительство, совместно с Министерством промышленности Российской Федерации работает над реализацией федеральных целевых программ. Например, поддержка автопрома в части продления программы утилизации, закупка газомоторной техники. Ведется активная работа по созданному Фонду развития промышленности. Работа ведется с Министерством обороны, так например, по гособоронзаказу работают 25 предприятий.
Разработанный комплекс мер по стимулированию создания импортозамещающих производств, повышению конкурентоспособности и продвижению на внутренние, внешние рынки отечественной продукции с учётом того, что экспортные возможности по ряду продуктов увеличились. И, конечно же, увеличение доли нашей продукции по системе государственных закупок.
Однако основная проблема — ухудшение условий кредитования, нехватка оборотных средств. В наиболее сложной ситуации оказались предприятия обрабатывающей отрасли, в первую очередь машиностроение. Необходимо найти решение по вопросу субсидирования процентных ставок на пополнение оборотных средств. Те средства, которые сегодня есть, неподъёмны для этих машиностроительных предприятий, так как их рентабельность лежит в пределах от 6 до 11 %, — они в этой ситуации не выживут.
Большую обеспокоенность вызывает начавшийся рост цен на металл — до 35 %, материалы — 48 %, авто компоненты. Некоторые поставщики ориентируются на курс иностранной валюты. Кроме того, после введения ответных санкций в крупных городах республики в еженедельном режиме стали активнее проводиться субботние сельскохозяйственные ярмарки. За осень было продано 10 тыс. т картофеля и овощей, свыше 1,5 тыс. т мяса, 1,5 тыс. т молока, 1,5 тыс. т муки, 2,5 тыс. т сахара. На ярмарках цена на 20–30 % ниже, чем в рознице. Сейчас эта работа продолжается, тем самым резких колебаний цен по продуктам питания пока нет.
В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг. Первая тенденция — падение удельного веса перерабатывающих отраслей, с одновременным укреплением добывающих — является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на до-индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов. После перехода от административно-командной системы управления к рыночной экономики следует особое внимание уделить развитию рыночной конъюнктуры субъектов, которые так же должны участвовать в мировой торговле и иметь конкурентоспособный товар.
Ассигнования на проведения социальной политики составляют основу бюджета почти всех стран мира. В свою очередь, государственный бюджет всюду финансируется за счет налогов, в том числе НДФЛ, а в развитых странах это вообще главный по поступлениям налог в бюджет [1, c.238]. Социально-экономическая политика должна иметь основное место в стране и достижение результатов ее проведения должно жестко отслеживаться компетентными органами. Механизмы и анализ проведения такой политики дает почву для размышлений над тем, что нужно применить для того чтобы страна вышла на новый уровень в своем развитии.
Научные подходы к ведению и совершенствованию экономики в регионах дают общую картину того, к чему в принципе стремится любое государство, желающее наиболее эффективно использовать свои ресурсы. Так дифференциация и интеграция являются основными методами ведения социально-экономической политики. Изучение природно-климатических особенностей регионов позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы, снизить транспортные расходы, а благодаря чему и себестоимость производимых товаров и услуг. Экономика страны всецело зависит от регионов, поэтому каждое звено огромной цепи под названием «национальная экономика» должно функционировать безотказно и с полной выработкой.
В большинстве научных работ содержится не достаточно сведений о проблемах в регионах социально-эконмического и природно-климатического характера, что не позволяет увидеть полную картину, а, следовательно, максимально точно и оперативно принять решение по их устранениям. И даже несмотря на большой объем документов официального характера, государственных программных документов: Указов Президента Российской Федерации, федеральных законов, постановлений Правительства РФ и иных нормативно-правовых актов, посвященных проблемам регионального развития, отмечается явный недостаток исследований в области региональных аспектов социально-экономической политики.
Устойчивые экономические показатели в последние годы наблюдались за счет правильно выбранной и строго отслеживаемой государственной стратегии в области экономики. Но в настоящее время ситуация в стране не особо стабильна. После наблюдаемого резкого падения курса национальной валюты по отношению к «американцу» и «европейцу» ситуация складывалась не лучшим образом. Общими силами Правительства РФ и Центрального банка страну удалось спасти от кризисного положения, но вернуться к прежнему уровню пока что так и не удалось.
Также важной частью развития регионов является усовершенствования законодательства. Введение новых законопроектов, направленных на конкретную область экономики в конкретном регионе позволит простимулировать местных властей сфокусировать внимание на определенной проблеме для дальнейшего ее эффективного решения.
Таким образом, можно отметить, что научные взгляды на политико-экономические проблемы позволят найти новые, непроработанные пути по их решению и развитию, а государство, в свою очередь, должно обеспечить безболезненное введение новых методов и форм ведения экономики в регионы для повышения экономики страны в целом.
Литература:
1. Булатова А. С. Макроэкономика—Учебник для бакалавров—М: Юрайт, 2014. —406 с.
2. Мартынов В. Л. Экономическая и социальная география России. Регионы страны [Электронный ресурс]: учебное пособие — СПб: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2012.— 356 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19325
3. Фролко С. В. Развитие бизнес-процессов в условиях модернизации региональной экономики [Электронный ресурс]: монография/ Саратов: Вузовское образование, 2013.— 274 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11395