Данная статья посвящена проблеме межнационального общения учащихся младшего подросткового возраста. В работе рассматривается теоретический анализ, а так же эмпирическое исследование данной проблемы. Целью данного исследования является выявление особенностей межнационального общения младшего подросткового возраста. В статье рассмотрены результаты, проведенного исследования.
Ключевые слова: межнациональное общение, культура, культура межнационального общения, этнос, нация.
Проблема общения учащихся разных национальностей в педагогическом процессе является одной из актуальных в современном обществе. Российская школа сегодня это, пожалуй, единственный зримый пространственный срез межкультурных, межпоколенных и духовно — нравственных процессов. Приобщаясь к новой культуре, дети разных национальностей приобретают знания и духовный опыт народа, имеющего иные традиции, нередко трудносовместимые с их собственными. С другой стороны, быстрое приобщение к новой культуре сопровождается утратой собственных исторических корней. В результате актуализируется потребность в выявлении человекозащитных основ, способствующих сближению личностных интересов учащихся в процессе совместного обучения и воспитания. И от того, какие отношения складываются у современных школьников в общении со сверстниками, учителями, внешним и внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу в целом.
Изучению проблемы культуры межнационального общения посвящены работы педагогов, в том числе З. Т. Гасанова, который изучает проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости, А. Р. Исаева, который исследует феномен сложившейся культуры межнационального общения, ее источники, нормы и ценности, важнейшие факторы и условия ее формирования, В. П. Комарова, А. Н. Некрасовой и др.
Рассмотрим базовые понятия исследования.
Межнациональное общение — это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами [5].
Согласно Гасанову З. Т., культура межнационального общения — это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству [2].
Остановимся на особенностях межнационального общения младших подростков. В подростковом возрасте дети не только увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь младших подростков, влияя на не учебные занятия и отношения с родителями.
В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах, интенсивнее. Но особенно важно для подростка иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.
Подростковый период является наиболее благоприятным для развития коммуникативных навыков и формирования их на более высоком уровне — межличностного взаимодействия и межнациональных отношений. В этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, повышается интерес к вопросам культурной принадлежности и к вопросам иных культур; к общению за рамками ближайшего социума. Потребность во взаимопризнании и взаимопонимании с окружающим миром заставляет подростка впервые заинтересованно столкнуться с иными культурами. В младшем подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.
С целью анализа проблемы культуры межнационального общения младшего подросткового возраста было проведено эмпирическое исследование.
За основу была взята гипотеза о том, что на межнациональное общение влияет тип межличностных отношений, уровень толерантности, уровень принятия других.
В исследовании использовалось тестирование с помощью методик:
1) методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
2) методика принятия других Фейя.
3) экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатова
Экспериментальное исследование проводилось на базе Мстерской средней общеобразовательной школы. В исследовании участвовали 25 учащихся 4 «А» класса, в возрасте 10–11 лет.
За основу была взята методика диагностики межличностных отношений Т.Лири. На первом этапе исследования проводилась методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, которая показала следующие результаты.
Преобладающие типы отношений — дружелюбный (48 %), то есть лояльное отношение ко всем, ориентация на принятие и социальное одобрение; зависимый тип (4 %) — неуверенный, стеснительный. Так же наблюдаются такие типы отношений, как авторитарный (16 %), подчиняемый (12 %), что может сказаться на благоприятном психологическом климате класса, так как учащиеся с данными типами отношений отрицательно влияют на межличностные отношения в группе, могут провоцировать конфликты, подчинять себе других, быть диктаторами. Присутствие такого типа отношений между учащимися, как эгоистический (8 %), показывает, что межличностные отношения в классе имеют отрицательные черты (Рис.1).
Рис. 1. Результаты теста межличностных отношений Т. Лири
На втором этапе проводилась методика «Диагностика принятия других», В. Фейя; результаты представлены на рис. 2.
Большинство учащихся класса (44 %) проявляют средний уровень принятия других, с тенденцией к низкому. 36 % показывают средний уровень, с тенденцией к высокому, у 12 % учащихся выявлен низкий уровень и у 8 % — высокий уровень принятия других.
Рис. 2. Результаты методики «Диагностика принятия других»
На третьем этапе проводился экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова), который помогает выявить, как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия. Результаты представлены на рис. 3.
Рис. 3. Результаты экспресс-опросника «Индекс толерантности» по уровню этнической толерантности
По результатам методики у 60 % учащихся средний уровень толерантности как черты личности. 16 % младших подростков — с низким уровнем и 24 % учеников — с высоким уровнем толерантности как черты личности.
Сопоставив результаты методик, рассмотрим выявленные особенности межнационального общения младших подростков.
У 100 % учащихся с зависимым типом межличностных отношений у выявлены такие характеристики, как средний уровень принятия других, с тенденцией к высокому; средний уровень толерантности, этнической толерантности, социальной толерантности и толерантности как черты личности. Для данных учащихся характерно то, что для них значимо чужое мнение, они способны относиться к учащимся других национальностей так же, как и остальные учащиеся, либо значимые для них люди.
Младшие подростки с дружелюбным типом отношений обладают средним уровнем принятия других, с тенденцией к высокому (75 %) и высоким уровнем принятия других (25 %); средним уровнем толерантности (83 %) и высоким уровнем толерантности (17 %); средним уровнем этнической толерантности (58 %) и высоким уровнем этнической толерантности (42 %); средним уровнем социальной толерантности (66 %) и высоким уровнем социальной толерантности (34 %); средним уровнем (50 %) и высоким (50 %) уровнем толерантности как черты личности. Такие учащиеся легко вступают в контакты, склонны к сотрудничеству, легко принимают учащихся других национальностей в свой коллектив.
У учащихся с альтруистическим типом отношений выявлен средний уровень принятия других, с тенденцией к высокому (100 %); средний (34 %) и высокий (66 %) уровень толерантности, высокий уровень этнической толерантности (100 %), высокий уровень социальной толерантности (100 %) и высокий уровень толерантности как черты личности (100 %). Ученики с такими характеристиками способны помочь и сострадать окружающим, они обладают высокой эмпатией. Легко вступают в контакт с детьми других национальностей, готовы помочь им, заботиться, поддерживать их.
Ученики с подчиняемым типом отношений обладают средним уровнем толерантности с тенденцией к высокому (100 %), средним уровнем толерантности (100 %), средним уровнем этнической (100 %), социальной толерантности (100 %), и толерантности как черты личности (100 %). Такие ученики скромные, робкие, идут, они принимают учащихся других национальностей, так как склонны уступать всем и во всём, не имея собственного мнения.
У младших подростков с авторитарным типом отношений проявляются следующие особенности: средний уровень принятия других, с тенденцией к высокому (75 %) и средний уровень принятия других с тенденцией к низкому (25 %); средний (75 %) и низкий (25 %) уровень толерантности, средний (75 %) и низкий (25 %) уровень этнической толерантности, средний (75 %) и низкий (25 %) уровень социальной толерантности, средний уровень толерантности как черты личности. Младшие подростки с данными характеристиками, с затруднениями принимают учащихся других национальностей, они чувствуют себя лидерами, прислушиваются только к своему мнению, не учитывая мнения окружающих.
Ученики с эгоистичным типом межличностных отношений имеют следующие особенности: низкий уровень принятия других (90 %), низкий уровень толерантности (100 %), этнической (100 %), социальной толерантности (100 %) и толерантности как черты личности (100 %). Они отрицательно настроены на учащихся других национальностей, так как стремятся быть над всеми, относятся к ним несколько отчужденно. С такими учениками необходимо проводить работу, направленную на коррекцию культуры межнационального общения.
Ответы 8 % учащихся свидетельствуют о необходимости усиления самых различных аспектов учебно-воспитательной работы, нацеленной на формирование культуры межнационального общения.
В ходе исследования мы выяснили, что у респондентов существуют проблемы в сфере культуры межнационального общения, учащиеся не знают как воспринимать культурные различия и что это может стать причиной для возникновения неприятия других. Был сделан вывод, что необходимо проводить работу с целью научить подростков осмысливать, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах. При этом процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов. В этом случае возможна выработка собственного мнения, и тогда каждый ученик будет чувствовать ответственность за свои поступки.
Литература:
1. Бубер, М. Я и Ты. Два образа веры / М. Бубер. — М.: ИНФРА — М, 2005.-256 с.
2. Гасанов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. № 6. — С. 51–55.
3. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
4. Данилова, М. В. Педагогическая поддержка учащихся-мигрантов в учебно-воспитательном процессе: Учебн. пособие для студ. высш. пед. заведений. / Под ред. В. А. Попова. — Владимир: Издательство «Транзит-ИКС», 2009.-224с.
5. Иконникова, С. Н. Теория культуры: Учебн. пособие / С. Н. Иконникова. — СПб.: Питер, 2008. — 592 с.
6. Калечи, Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т. Н. Калечиц. — М.: Академия, 2007. — 462 с.
7. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008. — с. 140–146.