«Сколько ни говори «сахар», на языке слаще не станет», — гласит народная пословица. Сколько бы ни говорили о новых требованиях общества к школе, а школы к ученикам — без желания, стремления, активного включения самого ученика в учебный процесс желаемого результата — образованную, высоконравственную, творческую, социально активную, способную к саморазвитию личность — не воспитаешь. В начальной школе дети, как правило, учатся охотно. Но в процессе усложнения учебного материала интерес у большинства детей пропадает, активность ребенка снижается, у многих детей пропадает желание учиться, начинаются трудности в усвоении требований программы. И тогда мы говорим о познавательной активности ученика. Из-за неумения или, наоборот, умения выполнять интеллектуальные задания, из-за индивидуальных особенностей психики и волевой сферы характера, из-за неумения или, напротив, умения преодолевать трудности дети резко делятся на разные уровни познавательной активности, а, значит, на разные уровни возможности для качества обучаемости и воспитания.
Чтобы учителю активизировать познавательную деятельность ученика, необходимо приложить усилия для развития его познавательного интереса. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается в количестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Следует отметить, что особое внимание проблеме формирования познавательной активности уделяется у детей младшего школьного возраста т. к. степень её решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Главное в деятельности учащегося в этот период обучения — чувство собственного роста в условиях постоянно создаваемых для него педагогом ситуаций успеха.
Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, — все это формирует и развивает личность школьника. Активной формой реализации задачи формирования познавательной активности, возникновения интереса к учению является самостоятельная работа детей под руководством учителя, например, в форме проекта. Приведем пример проекта «Учусь читать, писать, понимать» в 4 классе. Обоснование для темы проекта: к концу 4 класса ученики должны обладать определенной скоростью и техникой чтения и письма, понимать прочитанное и уметь его пересказать и ответить на вопросы по его содержанию и пониманию. Как правило, далеко не все учащиеся отвечают этим требованиям, причем, из-за слабого уровня познавательной активности не очень-то беспокоятся об этом, не понимая, как трудно будет учиться в следующих классах. Чаще всего не беспокоятся об этом и родители, говоря, что у ребенка нет способностей, он не может, и они не могут его заставить читать. Цель проекта: побудить детей с низким уровнем познавательной активности к самостоятельной работе над пробелами в умении читать и писать быстро и грамотно, к умению адекватно оценивать свои успехи/неуспехи, а у детей с высоким уровнем закрепить желание совершенствовать свои умения. Участники проекта: учащиеся, учитель, родители, библиотекарь школы. Время действия проекта: в продолжение всего учебного года с систематическим отслеживанием результатов.
Этап мотивации для участия в проекте. В качестве занимательного материала используем стихотворение А. Шибаева «Грустные вести», предупредив ребят о том, что оно шуточное, настроив их на внимательное отношение к тексту. Приводим текст стихотворения: «Пришло письмишко мне, Гляжу — из лагеря, от Мишки… Здесь чудный лук, и я лижу. Написано в письмишке. Лук лижет? Что за чудеса? Наверно, шутит плут… Читаю дальше: Здесь лиса, красивый длинный прут… На днях в лесу нашел я грусть и очень был доволен…Нет, нет, не шутит он! Боюсь, мой друг серьезно болен. (Вернется — надо подлечить, Заставить правила учить)». Сначала учитель читает стихотворение вслух без концовки, можно записать его, если позволяет время. На вопрос учителя: «Как вы думаете, какое настроение у Мишки, который написал письмо?» — дети обычно отвечают, что настроение у него отличное, он хорошо отдыхает, лежит на лугу, купается в пруду, рад, что нашел груздь. Спрашиваем тогда: а что же здесь шуточного? — наверное, в нем есть что-то интересное, какая-то загадка. Учитель предлагает детям самим прочитать текст (он распечатан для каждого ребенка без курсива), сказав, что концовка стихотворения не напечатана, нам самим надо сделать ее: Далее беседа по прочитанному тексту. Дети с низким уровнем познавательной активности обычно читают так, как написано, не задумываясь о смысле стихотворения, более активные и внимательные найдут несоответствия в устном и письменном оформлении содержания. Спрашиваем у детей: а какое, по- вашему, состояние у автора и из чего сделали свои предположения? (он удивлен, поражен, не верит своим глазам). Почему такое несоответствие настроения, ведь у Мишки все хорошо? Дети с высоким уровнем и с хорошей скоростью и техникой чтения увидят, что написанное не соответствует прочитанному, так как из-за неправильного написания слов изменился и их смысл. Почему же это произошло? (Мишка писал, как слышал, не думая о правописании слов). Делаем вывод: нельзя писать так, как слышишь, написание слов подчиняется определенным законам, нарушив которые, можно попасть в неловкое и даже в несуразное положение, как герой стихотворения. Какой вывод, по-вашему, сделал автор? (высказываем предположение, сравниваем его с авторским мнением). Предлагаем детям помочь герою написать то, что он хотел. Для этого надо прочитать, вдуматься в содержание, найти слова с искаженным смыслом, т. е. проделать огромную работу.
Чаще всего результатом такого исследования стихотворения бывает удивление, (как же так, хотел поделиться радостью, а не получилось), содержание письма поражает воображение детей (они ведь представляют картину, описанную в письме), дети смеются над незадачливым героем. Постепенно вопросы учителя и ответы на них заставляют детей задуматься, подводят их к видению нового в знакомом материале (как я не заметил сразу! мы же изучили эти правила! все же очень просто!), помогают подвести к умозаключению: чтение и письмо связаны очень тесно. Если хочешь, чтобы тебя поняли и не смеялись над написанным тобой, будь внимательнее к себе, думай о том, что надо применять в жизни то, что изучаешь в школе. В процессе работы с текстом мы читали, наблюдали, как работают слова, делали предположения, их обосновывали, делали выводы. К какому самому важному выводу пришли мы? — чтобы правильно писать, надо хорошо читать. Эмоциональный фон подготовлен, переходим к следующему этапу.
А умеем ли мы читать и писать грамотно? Конечно, ответят все дети, мы научились и читать, и писать. А так ли это на самом деле? Давайте почитаем, убедимся в своих предположениях относительно наших умений. Таким образом, переходим к следующему этапу подготовки детей в нашем проекте — эксперименте — самооценке детей.
. Обычно дети с низким уровнем познавательной активности не обращают внимания на число прочитанных слов, оно им практически ничего не говорит. Предлагаем детям оценить свое умение читать сегодня, настроив на сведения о предстоящем в новом, 4 классе количестве предметов и объеме чтения, проведя проверку скорости чтения и письма. Конечно, результаты кого-то радуют и удовлетворяют, кого-то настораживают, ведь мы убедились, что из-за низкой скорости чтения не все успели понять смысл, сделать выводы. По результатам проверки и сравнения их с нормами каждый для себя приходит к выводу: читать и писать грамотно я умею/не умею/сомневаюсь/читаю и поэтому пишу мало/хочу научиться читать и писать быстрее, чтобы все успеть сделать и понять на уроке и т. д. Предлагаем провести эксперимент, в результате которого обоснуем одно из утверждений: научиться читать быстро можно, важно и нужно, или: читать и писать быстро научиться невозможно и не очень-то и важно. Для выяснения любого из данных утверждений будем участвовать в проекте под названием «Учусь читать и писать грамотно». Участие в проекте обязательно для всех, чтобы или научиться, или достичь более высоких результатов. Задача детей, на первый взгляд, проста: в течение учебного года ежедневно читать и писать на время, отслеживать результаты, ведя своего рода дневник, заполняя таблицу, отмечая + и -.
Контроль скорости чтения и письма
Фамилия обучающегося ____________________________________________________
ноябрь
дата |
к-во слов |
итог |
|
дата |
к-во слов |
итог |
|
дата |
к-во слов |
итог |
|
|||
|
чтение |
письмо |
+,-,0 |
|
чтение |
письмо |
+,-,0 |
|
чтение |
письмо |
+,-,0 |
|
||
13.11 |
|
|
|
20.11 |
|
|
|
27.11 |
|
|
|
|
||
14.11 |
|
|
|
21.11 |
|
|
|
28.11 |
|
|
|
|
Напоминаем о нормах скорости чтения и письма, о требованиях к технике чтения. Подключаем родителей к тому, чтобы дома поддерживался возникший интерес к самосовершенствованию, периодически беседуем с родителями о ходе эксперимента, советуем, как поддержать интерес ребенка к себе, объясняем родителям, что данная работа поднимет успеваемость ребенка по всем предметам, что ребенок должен научиться уважать себя, тренировать силу воли, чтобы не бросить эту ежедневную работу. Итоги работы подводим ежедневно, учитель проверяет заполнение таблицы, дети рассказывают о своих результатах. Важно, чтобы дети говорили о своем отношении к процессу и результатам, отвечали на вопрос учителя: каких результатов достиг? Доволен ли ты собой на неделе, в конце четверти, в конце года?
Естественно, что резко положительных результатов ждать не приходится. Ребенок, который до сегодня не прикладывал практически никаких усилий для того, чтобы читать больше и лучше, сразу не зачитает. Но наша задача — формирование познавательной активности. Замечательно, если дети будут вести этот дневник, родители будут вместе с нами участвовать в поддержании усилий ребенка. Ранее мы говорили о создании ситуации успеха. Хвалим ребенка за каждую новую цифру в количестве прочитанных слов и написанных букв, если даже она отличается от вчерашней на одну. Хвалим за то, что ежедневно читает, даже если подозреваем, что он просто сделал запись (но вспомнил, не забыл, не захотел отставать от других, не захотел получить порицание, не захотел оказаться лентяем или по разным другим причинам)! Технику чтения проверяем в конце четверти, беседуя с каждым индивидуально, без участия других детей, нацелив детей с низким уровнем познавательной активности к тому, что сможем подготовить сюрприз для всего класса, когда в конце года прочитаем норму, выше нормы!. На уроках русского языка проводим параллель между чтением и письмом, активно работаем с орфограммами, с условиями их применения, пишем под диктовку дома и проверяем себя. И важнейшая деталь — все время даем себе оценку, сравнивая себя сегодняшнего с собой вчерашним. Особенно, конечно, впечатляющие результаты бывают, когда сравниваем скорость чтения и письма в конце второй четверти с тем, что было в начале года. Этот этап важен тем, что положительные результаты не так быстро появляются, как ребенку бы хотелось, а в конце четверти, по прошествии почти четырех месяцев уже есть что-то радующее глаз и ухо.
Заключительным этапом данного проекта является этап рефлексии. Сравнивая данные о себе в начале года и в конце проделанной работы, дети отмечают результаты проведенного эксперимента и выбирают подходящее для себя утверждение: я убедился в том, что умение хорошо читать очень важно, т. к. я стал… (лучше разбираться в прочитанном, понимать его; стал быстрее писать и обращать внимание на правописание (помню тот текст о Мишке); мне стало интереснее учиться, так как я стал успевать понимать вопросы и задания учителя и отвечать на них и т. д.). Приведем некоторые данные по результатам в 4 классе. Из 8 обучающихся на начало года норму прочитывали 4 человека (50 %), к концу года, они стали читать выше нормы на 15–20 слов, остальные в силу своих физиологических способностей норму чтения не выполняют, но читают количество слов, превышающее первоначальное на 20–30 слов. Очень важно отметить, что в классе нет ребенка, который отказался бы от участия во внеклассных мероприятиях, в подготовке дополнительного материала по другим учебным предметам из-за того, что ему не интересно или он просто не хочет. Можем сделать вывод, что проект «Учусь читать и писать грамотно» прошел успешно, все его участники благополучно дошли до его конца, получили положительные результаты, остались довольны собой и друг другом. Цель проекта — повышение познавательной активности учащихся — достигнута, важно в дальнейшем поддерживать этот дух соревнования ребенка с самим собой, настраивать его на успех.
Литература:
1. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М 1996
2. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. — М.,1988.
3. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.1997
4. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М., Педагогика, 1988.