Сельское хозяйство Республики Корея в настоящее время является высокотехнологичной отраслью экономики. Стране удалось реализовать инновационную модель развития сельского хозяйства. В настоящее время Республика Корея уже сама стала продуцентом и экспортером аграрных технологий. Реализация инновационной модели развития сельского хозяйства России — жизненно важна как для будущего облика отрасли, так и в целом для обеспечения продовольственной независимости страны. В статье автор, акцентируя внимание на инвестиционном сотрудничестве России и Кореи, предлагает наиболее перспективные сферы для его расширения, а также предлагает ряд совместных проектов в области аграрных инноваций.
Ключевые слова: российско-корейское сотрудничество, сельское хозяйство, инвестиции, инновации, Россия, Республика Корея.
South Korean agriculture is a high-tech industry. The country has implemented the innovative agricultural model successfully. At the present time Republic of Korea has become a producer and exporter of agricultural technologies. For Russia the innovative agricultural model is vitally important as for the future shape of the industry, as to provide the national food independence. The author, focusing on Russian-Korean investment cooperation, offers the most promising areas and some projects.
Keywords: Russian — Korean cooperation, agriculture, investment, innovation, Russia, Korea Republic.
Инвестиционное сотрудничество в сфере сельского хозяйства между Россией и Республикой Кореей находится на начальной стадии своего развития. Вместе с тем сельское хозяйство Республики Корея представляет собой высокотехнологичную отрасль. Стране удалось за относительно короткий период времени выстроить эффективную модель сельского хозяйства, основанную на инновациях [1, 13, 15]. В аспекте существующих проблем сельскохозяйственной отрасли России, расширение российско-корейского сотрудничества в аграрной сфере представляется актуальным.
Российско–корейские проекты в сфере сельского хозяйства немногочисленны. В мае 2012 года министры сельского хозяйства России и Южной Кореи подписали меморандум о сотрудничестве [8] с целью укрепления двустороннего сотрудничества в области сельского хозяйства. 8 июля 2013 года в Республике Корея состоялось первое заседание Российско-Корейского комитета по сотрудничеству в области сельского хозяйства. Комитет состоит из представителей двух сторон, включая сопредседателей на уровне директоров департаментов и официальных должностных лиц соответствующих ведомств. Представители сторон пришли к договоренности осуществлять обмен информацией по вопросам развития внутренней и зарубежной политики в области сельского хозяйства. Также корейская сторона будет информировать российскую сторону о предложениях по улучшению делового климата для корейских сельскохозяйственных компаний в Приморском крае. Стороны договорились проводить дальнейшие дискуссии на постоянной основе на базе Центра одного окна, созданного для поддержки иностранных сельскохозяйственных инвесторов. Стороны обозначили необходимость развития логистической инфраструктуры в Дальневосточном регионе с целью развития взаимовыгодного сотрудничества в сфере сельского хозяйства. В результате российская сторона для укрепления взаимного сотрудничества в сельском хозяйстве обязалась оказывать помощь корейским компаниям в осуществлении капиталовложений и предоставлении корейской стороне информации о размещении объектов инфраструктуры, таких как зерновые терминалы.
В свою очередь российская сторона проявляет интерес к реализации инвестиционных проектов по развитию рыбохозяйственного центра на территории Приморского края Российской Федерации. Договоренность о проекте была зафиксирована в протоколе 22-й Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству от 16 мая 2013 года. Также российская сторона обратила внимание корейской стороны на необходимость активизации работы по созданию Международного торгово-логистического центра рыбопродукции в Приморском крае Российской Федерации и подписанию Меморандума о взаимопонимании по данному вопросу [10].
Следует отметить, что особый интерес корейских инвесторов к расширению сотрудничества с Дальневосточным Федеральным Округом (ДФО) в сфере сельского хозяйства и рыболовства не случаен. Заинтересованность южнокорейской стороны обуславливается значительным аграрным потенциалом округа. Российский Дальний Восток обладает значительными площадями неиспользуемых земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, в том числе органического земледелия, богатыми водными и водно-биологическими ресурсами, благоприятным климатом для выращивания определенных видов культур, например, сои.
Вместе с тем на Дальнем Востоке производится лишь 42,1 % потребляемого продовольствия. При этом площади сельскохозяйственных угодий и пахотных земель макрорегиона сократились с 1990 года в 1,7 и 2,3 раза соответственно. Указанные тенденции обуславливают необходимость изменения тенденции и увеличения сельскохозяйственного производства в ДФО на условиях устойчивого развития сельских территорий. Южнокорейский опыт развития сельского хозяйства мог бы способствовать достижению данной цели.
В последние годы отмечается активизация взаимного интереса России и Республики Корея к расширению инвестиционного сотрудничества, в том числе, в сфере сельского хозяйства. В начале 2013 года делегация Минвостокразвития посетила с рабочим визитом Республику Корея. В ходе рабочей поездки представители Министерства встретились с представителями крупного корейского бизнеса, государственной власти и институтов развития Республики Корея и обсудили организацию сотрудничества при создании территорий опережающего развития на Дальнем Востоке.
В рамках создания Комиссии по российско-корейскому деловому сотрудничеству при Национальной ассамблее Республики Корея делегация Минвостокразвития представила крупнейшим корейским корпорациям новую инвестиционную стратегию развития Дальнего Востока. Стороны договорились об обмене опытом создания территорий опережающего развития, проявили заинтересованность во взаимовыгодном сотрудничестве в сферах инвестиционной и внешнеторговой деятельности [7].
Следует отметить, что заявленные в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» [9] (Программа) инвестиционные проекты, направлены на социально-экономическое развитие территорий региона и ориентированы на создание производств, которые должны стать в будущем отправной точкой для общего экономического развития регионов.
В качестве приоритетных было заявлено несколько инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства и рыболовства. В рамках Программы на территории Находкинского городского округа Приморского края планируется реализация инвестиционного проекта «Строительство Находкинского завода минеральных удобрений».
На территории острова Шикотан в составе Курильских островов планируется реализация инвестиционного проекта «Создание рыбоперерабатывающего кластера на острове Шикотан». Проект предусматривает модернизацию производственных мощностей и инфраструктуры ЗАО «Рыбокомбинат «Островной», находящихся в максимальной приближенности к одному из крупнейших в мире по запасам водных биологических ресурсов районов рыболовства.
В рамках Программы на территории Приморского края планируется реализация инвестиционного проекта «Строительство Большого морского порта Зарубино».
Проект предусматривает создание универсального порта. Технические характеристики нового строительства основаны на самых передовых технологиях грузовых работ, планируется высокая производственная эффективность, соответствующая мировым стандартам. Реализация проекта позволит увеличить интенсивность внешней торговли в регионе. В состав порта Зарубино планируется включить четыре терминала: зерновой, контейнерный, терминал генеральных и навалочных грузов, угольный. Предполагаемый грузооборот составит до 60 млн. тонн в год.
Таким образом, реализация заявленных проектов требует привлечения значительных объемов частных инвестиций. Одним из партнеров могла бы стать Республика Корея. Бизнесмены Южной Кореи неоднократно заявляли, что готовы инвестировать в аграрный сектор Дальнего Востока. В Приморском крае уже успешно функционируют 7 корейских сельскохозяйственных предприятий. Ежегодно корейскими партнерами в регионе выращивается около 120–125 тысяч тонн сои и кукурузы, порядка 80 тысяч тонн риса и более 30 тысяч тонн фуражной пшеницы [6].
Высокая заинтересованность корейской стороны в развитии сотрудничества с Россией в сфере сельского хозяйства обусловлена еще и тем, что страна по многим видам продовольствия является импортозависимой, что снижает уровень ее национальной продовольственной безопасности [2, 3, 4].
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время присутствует значительный интерес в расширении сотрудничества в области сельского хозяйства как со стороны России, так и Южной Кореи.
Одним из перспективных проектов в целях развития такого сотрудничества могло бы стать создание индустриально — технологического парка с участием российского и корейского капитала на территории Дальнего Востока. Данный проект мог бы предусматривать возможность входа инвесторов из других стран, в частности, БРИКС и Евразийского Экономического Союза. Сфера деятельности парка могла бы включать, в том числе, создание производств в области сельскохозяйственного машиностроения, производства удобрений и средств защиты растений. Создание совместных предприятий на территории России с участием южнокорейского капитала в сфере сельского хозяйства может охватывать достаточно широкий перечень областей как в растениеводстве, так и животноводстве. Российская сторона, обладая значительным неиспользуемым агарным потенциалом, в первую очередь, заинтересована в получении доступа к современным аграрным технологиям. Южная Корея обладает такими технологиями. В связи с этим, особое внимание в процессе переговоров с корейской стороной следует уделить вопросу технологического сотрудничества сторон. В свою очередь, Южная Корея заинтересована в ресурсах России. Расширение инвестиционного сотрудничества России с Республикой Корея могло бы стать взаимовыгодным для обеих стран.
Развитию сотрудничества между Россией и Южной Кореей в сфере сельского хозяйства могло бы способствовать проведение мероприятий по упрощению доступа продовольственной продукции, в том числе органической, на рынок страны — партнера. Работа в данном направлении уже ведется. Так, 18 апреля 2013 года состоялся российско-корейский Семинар по пищевой безопасности, сертификации и продвижению корейских пищевых товаров на российский рынок, организованный Корейско-российским деловым советом совместно с Московским государственным университетом пищевых производств (МГУПП) при поддержке Министерства промышленности, торговли и энергетики Республики Корея. На наш взгляд, было бы целесообразно проведение такого рода встреч не только по вопросам доступа корейской продукции на российский рынок, но и вопросам расширения присутствия сельскохозяйственной продукции российского производства на рынке наших партнеров [11]. По мере увеличения торговли продукцией органического сельского хозяйства было бы целесообразно создание совместного российско-корейского центра по сертификации такой продукции.
Наибольший интерес, как у России, так и Южной Кореи вызывают проекты в сфере строительства зерновой инфраструктуры на территории России. В первую очередь, речь идет о строительстве зернового терминала в порте Зарубино, необходимого для расширения экспортных поставок зерна в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Привлечение корейской стороны, обладающей богатым опытом строительства портовой инфраструктуры, был бы полезен в данном проекте. В России традиционно ощущается нехватка мощностей по хранению зерна. По мере наращивания российского экспорта зерновых эта проблема будет обостряться. Важной задачей остается необходимость обновления парка вагонов-зерновозов. Создание совместных российско-корейских предприятий по производству принципиально новых вагонов-зерновозов с большей грузоподъемностью и объемом кузова — один из возможных вариантов решения этой проблемы.
В долгосрочной перспективе возможно создание совместного фонда посевных инвестиций с целью инвестирования стартапов в сфере высоких агротехнологий. С российской стороны активное участие в этом проекте могли бы принять Роснано и Российский фонд прямых инвестиций.
Достижению цели повышения технологического уровня сельского хозяйства России могло бы способствовать создание российско-корейского центра научных исследований в сфере агротехнологий, на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Южнокорейской национальной академии аграрных исследований.
В настоящее время наиболее актуальными сферами агарных исследований для России и Республики Корея являются:
- устойчивое развитие сельского хозяйства;
- защита растений;
- уменьшение отрицательного влияния на аграрное производство природных катаклизмов.
Учитывая накопленный южнокорейский опыт послепродажного обслуживания сельскохозяйственной техники, плодотворным направлением сотрудничества могло бы стать создание российско-корейских предприятий в сфере оказания сервисных услуг сельскохозяйственным организациям и фермерам на территории России.
Актуальна для России проблема создания современных, обширных холодильных мощностей в портах Дальнего Востока. При среднегодовом дальневосточном улове около 2 млн. тонн, общий объем холодильных мощностей на Дальнем Востоке составляет 54,5 тыс. тонн, а общероссийских — всего 300 тыс. тонн. Для сравнения, холодильник в южнокорейском порту Пусан рассчитан на 1,2 млн. тонн [5]. Опыт Южной Кореи в сфере создания портовой инфраструктуры крайне интересен и полезен для России. Использование Россией опыта своего партнера могло бы осуществляться в различных формах от привлечения специалистов — консультантов до создания совместных проектов.
Одним из перспективных направлений сотрудничества между Россией и Республикой Корея могла бы стать реализация проектов в сфере строительства рыбоперерабатывающих плавучих комплексов и перерабатывающих предприятий на береговой территории, в которых Южная Корея обладает исключительным опытом.
Строительство современных тепличных комплексов на территории Приморского края и Хабаровского края, Еврейской автономной области могло бы стать одной из форм взаимовыгодного сотрудничества между российской и южнокорейской сторонами.
Наиболее значительных результатов Южная Корея достигла в сферах садоводства и выращивания лекарственных трав. По уровню развития технологий в этих областях страна занимает пятое место в мире [12]. Создание российско–корейских предприятий по выращиванию продукции садоводства и лечебных трав, в дальневосточных регионах, обладающих уникальным климатом, а также по их переработке и упаковке могло бы стать интересным обеим сторонам.
Создание совместного инвестиционного портала, на котором потенциальные инвесторы могли бы получить информацию об инвестиционных режимах России и Республики Корея, несомненно, способствовало бы развитию инвестиционного сотрудничества, в том числе в аграрной сфере.
Осуществление совместных проектов с области популиризации деревни. Южная Корея имеет положительный опыт реализации таких проектов. Например, Министерство продовольствия, сельского хозяйства, лесничества и рыболовства Южной Кореи реализует проект Rural — 20 с целью развития сельского туризма и популиризации национальной культуры [14]. Такой опыт в условиях деградации российских деревень был бы полезен для страны.
Литература:
1. Ахмадулина Т. В. Инновационный аспект развития сельского хозяйства Республики Корея // Современные научные исследования и инновации. — № 3–3 (47). — 2015. — С. 121–126.
2. Ахмадулина Т. В. Перспективы расширения экспорта продовольствия из Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона // Вестник экономики, права и социологии. — № 2. — 2012. — С. 8–11.
3. Ахмадулина Т. В. Сибирь как житница Азиатских стран // Международная экономика. — № 10. — 2014. — С. 4–7.
4. Ахмадулина Т. В. Торговля России продовольствием со странами Восточной Азии // Российский внешнеэкономический вестник. — № 10. — 2012. — С. 47–53.
5. Дальнему Востоку нужны мощности для хранения рыбы на берегу//Золотой рог. — 27.10.2009.
6. Иностранные инвесторы заинтересовались российским сельским хозяйством. URL: http://www.agropages.ru/page/9380.shtml?highlight= %D0 %98 %D0 %9D %D0 %9E %D0 %A1 %D0 %A2 %D0 %A0 %D0 %90 %D0 %9D %D0 %9D %D0 %AB %D0 %95+ %D0 %98 %D0 %9D %D0 %92 %D0 %95 %D0 %A1 %D0 %A2 %D0 %9E %D0 %A0 %D0 %AB+ %D0 %97 %D0 %90 %D0 %98
7. Минвостокразвития представило инвестиционную стратегию развития Дальнего Востока бизнесу Кореи. URL: http://minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=1880
8. Министры сельского хозяйства России и Южной Кореи подписали меморандум о сотрудничестве. URL: http://www.ruskorinfo.ru/data/economy/4720/?sphrase_id=5504
9. Проект федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». URL: http://minvostokrazvitia.ru/upload/iblock/75a/DVBR2025.pdf
10. Протокол тринадцатого заседания российско-корейской совместной комиссии по экономическому и научно — техническому сотрудничеству. URL: http://www.minvostokrazvitia.ru/upload/iblock/3ac/Korea_2013_ru.pdf
11. Семинар по вопросам сертификации и продвижения корейских пищевых товаров на российский рынок. URL: http://krbcouncil.org/russian/notice/list.asp?mode=view&serboardsort=&page=1&idx=1147&search=&searchstr=
12. Horticultural Crop Production. URL: http://www.rda.go.kr/foreign/eng/agd_aft.jsp
13. Korea’s agricultural technology goes global. URL: http://www.korea.net/NewsFocus/Policies/view?articleId=88567
14. Rural — 20. URL: http://www.rural20.kr/en/menu/firstLeaf.do?menuNo=588
15. South Korean Strategy for Agricultural Technology Transfer to Developing Countries. URL: http://asiafoundation.org/resources/pdfs/ChoGyoungRaeStrategyforTechnologyTransfertoDC7thver.pdf