Роль нравственно-эстетического воспитания в профессиональной деятельности будущих медицинских работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хамадеев, Э. Ф. Роль нравственно-эстетического воспитания в профессиональной деятельности будущих медицинских работников / Э. Ф. Хамадеев, А. М. Еникеева, А. А. Хусаенова, Л. М. Насретдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 542-544. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21028/ (дата обращения: 16.11.2024).

Морально-эстетическое воспитание — процесс непрерывный. Оно осуществляется не только в процессе обучения, бесед, занятий, собраний и мероприятий воспитательного характера. Действенность окружающей среды не всегда заметна, менее ярка и показательна и не всегда осознаётся даже самим воспитуемым. Всё это порою служит основанием для пренебрежительного отношения к вопросам эстетического оформления окружающего нас мира: учебных аудиторий, лечебных учреждений, студенческих общежитий. Необходимо исходить из того, что в нравственно-эстетическом воспитании нет и не может быть «мелочей». Вот почему как важный воспитательный фактор рассматривается не только идейное содержание, но и художественное оформление наглядной агитации, студенческих рефератов и конспектов, музыкальные и физкультурные паузы и другие элементы учебного и воспитательного процессов в медицинском вузе. Даже элементарные требования личной гигиены должны носить характер не только гигиенических требований, но и нравственно-эстетических норм.

Система активно-преобразующих средств воздействия нравственно-эстетического воспитания включает в себя различные формы воздействия с первого дня поступления студентов в медицинский вуз и до его окончания как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Это — и морально-эстетическая и деонтологическая проблематика в курсах лекций и практических занятий по предметам и участие студентов в художественной самодеятельности.

Формирование активной жизненной позиции у будущих специалистов не должно превращаться в напыщенные моральные проповеди. К сожалению, приходится отмечать, что преподаватели нередко сбиваются на путь формальной назидательности, морализирования, внешнего «давления» и призывов. Причём, нравственные правила нередко подаются сложно, без учёта живой практики, многообразного мира чувств, мыслей и действий современного студента. В моральных призывах он нередко слышит одно, а на практике видит совсем другое. В результате гуманистический смысл деятельности медицинского работника подвергается нежелательной трансформации, ибо при этом возникает расхождение между словом и делом, раздвоенность между знанием этических норм и нежеланием или неумением следовать им на практике.

Нравственно-эстетическое воспитание в процессе учёбы — это исторически первичный и определяющий момент в морально-эстетическом развитии личности студента. Каким бы запасом этических и художественных знаний ни обладал человек, какие бы тонкие и оригинальные этические и эстетические суждения он ни высказывал, но если к труду он относится формально и не творчески, не ищет возможностей для творческого самопроявления и самоутверждения, такую личность нельзя назвать высокоразвитой нравственно-эстетически.

Морально-эстетические моменты проявляются во всех сферах человеческой деятельности — в учёбе, в общественной работе, в занятиях спортом, в семейно-бытовых отношениях и т. п. Для студенческой молодёжи проявление нравственно-эстетических аспектов в самом процессе овладения знаниями является одним из важнейших элементов в повышении эффективности их учебной деятельности. Пока в учёбе преобладают зубрёжка, механическое запоминание фактов и формул, нравственно-эстетические моменты в ней отсутствуют. Они начинают пробивать себе дорогу, когда студент овладевает навыками работы с учебниками, методами решения определённых задач, когда он умеет выделить и законспектировать главное в лекции и первоисточнике. И, наконец, когда он может логично, свободно и творчески изложить знания определённого материала. Вот почему проблемное обучение, которому в вузе придаётся большое значение, следует рассматривать не только как средство повышения эффективности учебного процесса, но и как важнейшую форму нравственно-эстетического воспитания студентов.

По сравнению с информационно-иллюстративным методом, проблемный должен содействовать тому, чтобы студент-медик творчески, инициативно подходил к усвоению тех или иных вопросов природоведения и обществоведения, умел делать выводы, принимать те или иные решения. В этом случае преподаватель должен излагать некоторые знания не в готовом виде, а приобщать студентов к размышлениям, к трудностям и противоречиям жизни. Методически оправдано даже некоторое обострение познавательного противоречия, поскольку этим приёмом достигается активизация сознания студентов, повышение их интереса, мобилизация их собственных мыслительных способностей.

Конечно, проблемный метод обучения чрезвычайно труден методически, его применение требует переосмысления всего учебного процесса. Но именно проблемное преподавание является наиболее оптимальным методом, ориентируясь на который, можно более успешно решать не только сложные задачи формирования творческой личности специалиста, но и воспитания высокогуманных нравственно-эстетических его качеств.

Исследования психологов и социологов свидетельствуют, что студенты в лекторе ценят, прежде всего, эвристический, т. е. исследовательский подход к изложению материала, включающий их в процесс активного размышления.

В морально-эстетическом воспитании первостепенное место, безусловно, занимает формирование культуры чувств, умение эмоционально воспринимать добро и красоту, нравственно-эстетическое переживание. Вместе с тем нельзя рассматривать нравственно-эстетическое воспитание как нечто не связанное с развитием ума, познавательными способностями человека. И добро и красота требуют понимания, знания их законов. Моральные качества специалистов, их активная жизненная позиция формируются на основе принципов медицинской этики. Знания о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести играют роль своеобразного путеводителя в познании болезни и больного. Поэтому серьёзным фактором, помогающим глубже понять закономерности возникновения и развития нравственно-этических сторон в самой действительности, являются теоретические аспекты морально-эстетического воспитания.

Курс по этике и эстетике рассматривается как теоретический раздел общей системы нравственно-эстетического воспитания в медицинском вузе. Этот подход определил и выбор тематики лекций по этике. Главная цель, которая стоит перед этим курсом, — раскрыть специфику нравственно-эстетического сознания, его взаимодействие с другими формами сознания, в том числе и его взаимодействие с наукой. Для реализации этой цели отмечается не только специфика содержательной стороны нравственно-эстетического сознания, но и специфическая роль, которую играет мораль и эстетическое сознание в жизни общества, в формировании гармонически развитой личности.

Одним из ведущих принципов изложения морально-эстетической проблематики является принцип историзма. В лекциях раскрывается понятие нравственно-эстетического прогресса и обосновывается, что нравственно-эстетическое сознание общества представляет собой его высший этап.

Особое место в курсе читаемых лекций занимает теоретический анализ основных категорий медицинской этики (долга, чести, совести и т. д.).

Проблемы этики и эстетики, поднимаемые на лекциях, переносятся для обсуждения на практические занятия.

В органической связи с теоретическим курсом по этике и эстетике должен осуществлять свою работу студенческий научный кружок, на котором обсуждаются проблемы морали, эстетики, художественной деятельности.

Главной особенностью деятельности кружка является нравственно-эстетическая направленность обсуждаемых проблем. Рассматриваются основные категории этики и эстетики: содержание понятий добра, красоты, смысла жизни, гуманизма и т. п. Анализ этих категорий осуществляется как в общесоциологическом аспекте, так и в медико-этическом измерении. Обсуждение всех этих нравственно-эстетических категорий вызывает очень оживлённую дискуссию у студентов.

Основы обучения медицинской этике и деонтологии, закладываемые в теоретических курсах, далее укрепляются и развиваются в ходе практических занятий студентов в клиниках (их работы у постелей больных) и в поликлиниках (их работы с амбулаторными больными, при оказании помощи на дому), в процессе научно-исследовательской работы в кружках, при прохождении практики.

Исходя из того, что клиника — прежде всего больница, и, хотя она дополнительно играет роль образования студентов, специализации и усовершенствования медицинских работников, в ней всё должно быть подчинено основной задаче: лечению больных людей. Об этом никому нельзя забывать, в особенности студентам.   Огромное значение в обеспечении должной организации и результативности нравственно-эстетической работы в клинике имеет высокий морально-эстетический уровень, профессиональная образованность и педагогический опыт преподавателей клинических дисциплин. При этом им следует стремиться не столько к тому, чтобы учить и воспитывать студентов, сколько к тому, чтобы обеспечить им возможность к самообразованию и самовоспитанию под их руководством. Именно в этом случае они будут и морально и методически подготовлены к последующему самостоятельному совершенствованию, что для нравственно-эстетического развития личности имеет первостепенное значение.

Студенты должны учиться и воспитываться в ходе текущей жизни клиники на хороших примерах. Но от них не следует скрывать и возможные дефекты в работе: нерадивость отдельных сотрудников, упущения, ошибки и т. п. Более того, все эти дефекты должны непременно вскрываться, глубоко анализироваться, из них должны делаться выводы на будущее.

Студенты должны воспитываться отнюдь не в оранжерейных условиях. Конечно, не следует искусственно создавать какие-либо затруднения и препятствия, но не надо уводить их от сложных жизненных ситуаций. Будущий специалист должен научиться не только смотреть, но и видеть, понимать жизнь и действовать в любой сложившейся ситуации.

Нравственно-эстетическое воспитание должно привить интерес и любовь к своей специальности, к своей будущей работе. Всему этому надо научить, всё это требуется воспитать. Именно на клинических базах путём разъяснения, убеждения, исторических и личных примеров у будущих медицинских работников должна быть сформирована готовность к безропотному несению и претворению в жизнь своего нелёгкого профессионального долга. Способность трудиться при любых обстоятельствах, готовность при необходимости к самопожертвованию ради других, ради высоких целей, инициативность, исполнительность, аккуратность и честность — все эти моральные качества человека, в том числе и специалисты, тоже взращиваются в условиях воспитания и образования в медицинском вузе.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственно-эстетическое воспитание, медицинский вуз, медицинская этика, морально-эстетическое воспитание, студент, учебный процесс, активная жизненная позиция, знание, нравственно-эстетическое сознание, том.


Похожие статьи

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Методологические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей

Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений

Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием технологии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Похожие статьи

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Методологические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей

Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений

Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием технологии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля

Задать вопрос