В статье проводится анализ наркоситуации на территории Московской области за последние два года. С учетом систематизации статистических данных, предоставленных УФСКН России по Московской области, ГУ МВД России по Московской области, УФСБ России по Москве и Московской области, Бюро судебно-медицинской экспертизы, автором предпринята попытка выработать меры по решению проблемы наркотизации российского общества и созданию реальных механизмов защиты личности.
Ключевые слова: наркоситуация, наркозависимость, наркопреступность, наркопотребитель, механизм защиты личности; мониторинг.
Одной из острейших и наиболее актуальных проблем борьбы с преступностью в стране является проблема противодействия незаконному обороту наркотических средств. Наркомания поразила значительные слои населения. В последние годы Россия превратилась из государства-транзита в активного потребителя всех видов наркотиков (примерно 2–4 % от всего населения страны). Удельный вес нелегально ввозимых в Россию наркотиков в общем объеме незаконного оборота увеличился за последние годы почти в три раза.
Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под угрозу физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной её части, социальную стабильность российского общества в ближайшее время [1, c. 8]. По данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков за последние 10–12 лет число жертв наркомании достигло четырёх миллионов граждан. Согласно статистическим данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано свыше 500 тыс. лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, в том числе более 340 тыс. человек с диагнозом — «зависимость от наркотиков».
Одной из главных проблем начала XXI вв. стала подростковая наркомания. В нашей стране, как, в прочем, и во всем мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 25 лет. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 11–13 лет. Однако, медиками уже выявлены случаи наркотической зависимости у детей 9–10-летнего возраста [2]. Каждый четвертый подросток пробовал наркотик, эпизодически употребляют наркотические средства 17 % мальчиков и 10 % девочек [3, c. 9]. Таким образом, прослеживается устойчивая тенденция омоложения контингента наркоманов.
За последние пять лет смертность детей от наркотиков увеличилась в 42 раза. Еще несколько лет назад были территории, где проблем наркотизации населения не существовало. Сегодня таких регионов не осталось. За 11–12 лет количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выросло в 12 раз [4, c. 386]. Отмеченные факторы подтверждают неотложность решения проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков, ее остроту и актуальность.
По данным Московского областного наркологического диспансера, на конец 2014 года за потребление наркотических средств в немедицинских целях на всех видах учета в органах здравоохранения Московской области состояло 24 726 (2013 г. — 21357) лиц, в том числе 16 719 на диспансерном учете (2013 г. — 14 707) и 8 007 на профилактическом учете (2013 г. — 6650) [5].
Из числа наркопотребителей, состоящих на учетах в органах здравоохранения — 640 (за аналогичный период прошлого года (далее — АППГ) — 409) являются несовершеннолетними (удельный вес 2,5 %), из которых 57 человек состоят на диспансерном учете (2013г. — 40) и 583 — на профилактическом учете (2013 г. — 369) [5].
В течение 2014 г. на диспансерный учет с установленным диагнозом — «впервые» — взято 1 585 потребителей наркотиков (АППГ — 1 210), на профилактический учет –1 558 потребителей наркотиков (АППГ — 1 745).
Уровень заболеваемости наркоманией в Московской области составил 234,4 на 100 тыс. населения (АППГ — 207,7).
Значительно превышен среднеобластной уровень заболеваемости наркоманией в городском округе Орехово-Зуево — 849,4, Ногинском — 442,3 (АППГ — 399,5), Мытищинском — 344,1 (АППГ — 320,7) муниципальных районах, городских округах Домодедово –476,3 (АППГ — 475,9), Королев — 489,9 (АППГ — 463,8), Серпухов — 417,0, Жуковский — 343,1 (АППГ — 331,3), Химки — 323,0 (АППГ — 314,7). Самый низкий уровень в Лотошинском –28,9 (АППГ — 22,6), Ступинском — 54,5 (АППГ — 47,7), Волоколамском –59,9 (АППГ — 49,3) муниципальных районах, городских округах Бронницы –87,7 (АППГ — 69,8) и Ивантеевка — 108,0 (АППГ — 99,2).
В течение весенне-осеннего призывного периода 2014 г. психиатром-наркологом было осмотрено порядка 13 000 (АППГ — 11 151) человек и по показаниям протестирован 1 651 (АППГ — 1 583) призывник. При этом выявлено 22 (АППГ — 63) человека, эпизодически употребляющих наркотические и иные психотропные вещества. Все 22 призывника возвращены в территориальные военкоматы для дальнейшего направления на дополнительное обследование в наркологические подразделения по месту жительства.
По данным Бюро судебно-медицинской экспертизы в 2014 г. в Московской области зарегистрировано 1 923 случая смертельных исходов от передозировки наркотиками (2013 г. — 1 930) [6].
Одной из причин распространения наркотиков среди населения, является их легкая доступность, их без труда можно приобрести в ночных клубах, на дискотеках и даже в общественных местах.
Еще одним фактором является целенаправленная деятельность организованной наркопреступности по расширению круга потребителей наркотиков с целью увеличения преступных доходов. Потребители наркотиков в основном получают наркотические средства через профессиональных сбытчиков. Эти препараты преимущественно приобретаются через распространителей (более чем в 75 % случаев). Опыт самостоятельного изготовления психотропных веществ встречается достаточно редко (15 %). Кроме того, распространением наркотиков активно занимаются наркоманы, как состоящие на учетах, так и фактически имеющие зависимость.
Анализ ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков свидетельствует, что за 2014 г. из незаконного оборота изъято (на момент возбуждения уголовного дела) — 2021,3 кг (2013 г. — 2636,2) (за 1 квартал 2015 г. — 394,3 кг) наркотических средств, из которых:
- маковая соломка — 234,3 кг (АППГ — 1334,1);
- героин — 1055,7 кг (АППГ — 776,5);
- марихуана — 315,1 кг (АППГ — 222,4);
- гашиш — 291,3 кг (АППГ — 140,5);
- кокаин — 18,9 кг (АППГ — 16,7) [7].
УФСКН России по Московской области изъято 1771,6 кг НС(88 %), ГУ МВД России по Московской области [8] — 150,7 кг (7 %), УФСБ России по Москве и Московской области — 86,8 кг (4 %), таможенными органами — 11,1 кг (1 %).
Наибольшее число наркопреступлений зарегистрировано на территории Люберецкого, Одинцовского, Мытищинского, Пушкинского муниципальных районов, городских округов Химки и Балашиха.
Лицами в состоянии наркотического и токсического опьянения совершено 2048 преступлений (рост 8,6 %), лицами, ранее совершавшими преступления — 2609 (рост 10,7 %).
В отчетном периоде правоохранительными органами раскрыто 5627 наркопреступлений (АППГ — 5561), не раскрыто — 7551 (АППГ — 6770), раскрываемость составила — 42 % (АППГ — 45 %).
В суд направлены уголовные дела по обвинению 5173 (АППГ — 4910) лиц, обвиняемых в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, из которых 2315 (АППГ — 2215) — моложе 30-ти лет, в том числе 55 (АППГ — 36) несовершеннолетних [9].
Из общего числа совершивших наркопреступления:
- несовершеннолетних — 55 (2013 г. — 36);
- лиц в возрасте от 18 до 29 лет — 2260 (2013 г. — 2179);
- лиц в возрасте старше 30 лет — 2858 (2013 г. — 2695);
- женщин — 748 (2013 г. — 710);
- граждан Российской Федерации — 4566 (2013 г. — 4407);
- граждан Таджикистана — 260 (2013 г. — 238);
- граждан Украины — 115 (2013 г. — 73);
- граждан Узбекистана — 71 (2013 г. — 65) [10].
По социальному статусу лица, привлеченные к уголовной ответственности, разделяются на следующие группы:
- лица без постоянного источника доходов — 3941 (2013 г. — 3797);
- учащиеся — 59 (2013 г. — 58).
В 2014 г. правоохранительными органами Московской области выявлено 152 преступления (АППГ — 185), связанные с организацией, либо содержанием наркопритонов (УФСКН — 127, ГУ МВД — 25).
В соответствии Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критерии развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах от 24 декабря 2014 г. № 26 состояние наркоситуации в Московской области оценивается следующим образом:
По параметру «Масштабы незаконного оборота наркотиков» — тяжелое,в том числе по показателям:
- распространенность противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков (на 100 тыс. населения) — напряженное;
- криминальная пораженность (число лиц, совершивших наркопреступления, на 100 тыс. населения) — тяжелое;
- удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний (%) — предкризисное;
- удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, в общем числе осужденных лиц (%) — кризисное;
- удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений (%) — тяжелое.
По параметру «Масштабы немедицинского потребления наркотиков» — кризисное,в том числе по показателю «Распространенность немедицинского потребления наркотиков с учетом латентности — на 100 тыс. населения) — кризисное.
По параметру «Обращаемость за наркологической медицинской помощью» — тяжелое, в том числе по показателям:
- общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями (на 100 тыс. населения) — напряженное;
- первичная заболеваемость наркоманией (на 100 тыс. населения) — тяжелое;
- первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями (на 100 тыс. населения) — кризисное.
По параметру «Смертность от употребления наркотиков» — кризисное.
В целом по всем параметрам — предкризисное.
Таким образом, анализ данных, характеризующих наркоситуацию в Московской области, приводит к следующим выводам:
1. Прослеживается тенденция на усиление наркотизации населения. За последние 3 года количество лиц, состоящих на наркологическом учете, увеличилось на 21,9 %, в том числе на диспансерном учете — на 17,5 %.
2. В структуре лиц, состоящих на наркологическом учете, по-прежнему значительно преобладают больные наркоманией, на их долю приходится 67,6 %.
3. Среди состоящих на наркологических учетах, преобладают лица взрослого возраста, на долю несовершеннолетних приходится 2,5 % от всех состоящих на учете по поводу злоупотребления наркотическими средствами. При этом в результате проведенных мероприятий в 2014 году впервые поставлено на профилактический учет 300 несовершеннолетних.
4. Уровень преступности в сфере незаконного оборота наркотиков по сравнению с 2013 г. не изменился. При этом отмечается снижение качества работы правоохранительных органов по раскрытию наркопреступлений, противодействию организованной наркопреступности, пресечению деятельности организаторов и содержателей притонов для потребления наркотиков.
5. Отмечается рост числа преступлений, совершенных лицами в состоянии наркотического и токсического опьянения, а также лицами, ранее совершавшими преступления.
6. Факторы, способствующие ухудшению наркоситуации, носят как объективный, так и субъективный характер: материальная и социально-бытовая неудовлетворенность части населения, целенаправленная деятельность организованной преступности, неэффективная антинаркотическая пропаганда, недостаточная активность в сфере профилактической работы с молодежью правоохранительных и других государственных органов.
7. Фактором, существенно влияющим на состояние борьбы с наркоугрозой, является недостаточная эффективность деятельности правоохранительных органов по выявлению и пресечению наркопреступлений.
Как показывает практика, используемые в настоящее время формы и методы противодействия наркотизации общества не достаточно эффективны. В условиях глобализации проблема наркомании выходит на новый уровень, поэтому обществом и государством должны быть предприняты совершенно новые меры по её решению и созданы реальные механизмы защиты личности, прежде всего молодёжи [11, c. 105].
В связи с этим Указом Президента РФ утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. [12] Необходимость её принятия обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, возникновением новых вызовов и угроз, связанных прежде всего с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств, усилением таких негативных тенденций, как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков. По существу, Стратегия — это нормативный правовой документ, в котором концептуально закреп лены ключевые моменты политики государства по обеспечению наркобезопасности [13, c. 104–110]
Эффективность реализации Стратегии напрямую зависит от принимаемых обществом и государством мер, к которым можно отнести:
- разработку и внедрение государственной системы мониторинга развития наркоситуации;
- сокращение спроса на наркотики путём совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы;
- совершенствование системы мер лечебных и реабилитационных мероприятий;
- развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками;
- создание и реализацию общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации;
- своевременное противодействие наркотрафику;
- обеспечение надёжного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров.
В систему мер реализации основных положений Стратегии входят:
- меры по сокращению предложения наркотиков;
- меры по уменьшению спроса на наркотики.
В связи с этим, считаем, что наиболее приоритетными направлениями реализации указанных мер могут выступать:
- формирование в обществе негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков, в том числе путём проведения активной антинаркотической пропаганды;
- повышение уровня осведомлённости населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте, проведение грамотной информационной политики в средствах массовой информации;
- организация и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков;
- организация профилактической работы в трудовых и образовательных коллективах. Нельзя не согласиться с мнением Д. А. Медведева в том, что «…очень важно усилить профилактическую работу в школах, в учреждениях начального и среднего специального профессионального образования, в университетах. Может быть, есть резон подумать и о включении отдельных курсов в программы обучения, особенно в неблагополучных местах и в тех учебных заведениях, где отмечаются всплески потребления наркотиков.».. [14];
- развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков [15, c. 75]. На наш взгляд, это является задачей и одновременно условием успешной борьбы с наркотизацией общества;
- создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность, формирование, стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтёрского молодёжного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании. Следует активнее привлекать к деятельности реабилитационных центров тех, кто ранее относился к наркозависимым, но успешно прошёл лечение;
- формирование личной ответственности за своё поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики;
- формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у детей школьного возраста, их родителей и учителей.
Литература:
1. Уварова И. А. Выявление и расследование наркопреступлений, совершаемых в молодежной и подростковой среде: монография / под общ.ред. П. П. Сергуна. М., 2011.
2. С. 8.
3. http://fskn.pnz.ru/arch/archive.asp (дата обращения: 07.07.2015)
4. Уварова И. А. Выявление и расследование наркопреступлений, совершаемых в молодежной и подростковой среде: монография / под общ.ред. П. П. Сергуна. М., 2011.
5. С. 9.
6. Российский статистический ежегодник. М., 2012. С 386
7. Данные наркологического диспансера по Московской области.
8. Отчет Государственного бюджетного учреждения Министерства здравоохранения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» за 2014г. в сравнении с АППГ
9. По данным отчета формы 3-МВ-НОН Управления ФСКН по Московской области за 2014 г/
10. По данным, предоставляемым ИЦ ГУВД по Московской области за 2014 г.
11. По даны отчета формы 5 Лиц и 8-УД Управления ФСКН РФ по Московской области за 2013 г. и 2014 г.
12. По данным отчета 5-Лиц Управления ФСКН РФ по Московской области за 2013 г. и 2014 г.
13. Уварова И. А. Стратегия государственной антинаркотической политики: принятие мер по ее реализации // Антинаркотическая безопасность. 2013. № 1. С. 105.
14. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 09 июня 2010 г. № 690 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 24. Ст. 3015.
15. Кухарук В. Стратегия государственной антинаркотической политики и проблемы определения контролируемых веществ // Уголовное право. 2011. № 3.
16. С. 104–110.
17. Заседание президиума Госсовета, посвящённое борьбе с распространением наркотиков среди молодёжи [Электронный ресурс]. URL: http:// президент.рф/новости/10986 (дата обращения: 07.07.2015 г.).
18. Уварова И. А. Меры по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики // Правовая культура. 2011. № 2. С. 75.