В статье представлены результаты исследования по формированию мотивации у студентов вуза к научно-исследовательской деятельности в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования на примере опыта работы Института непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова».
Ключевые слова:мотивация, научно-исследовательская деятельность, готовность к научно-исследовательской работе.
The article presents the results of a study on the formation of motivation of students to research activities in accordance with Federal state educational standards of higher education on the example of the Institute of continuous pedagogical education of fsbei HPE «Khakass state University named. N. F. Katanov».
Keywords:motivation, research, willingness to research work.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» выпускник вуза должен обладать следующими компетенциями в области научно-исследовательской деятельности:
- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования;
- способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;
- способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования;
- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
- готов руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников [1, 2].
Поэтому одной из значимых задач подготовки современных специалистов является формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Готовность к научно-исследовательской работе включает в себя ряд компонентов: мотивационный, ориентационный, деятельностный, рефлексивный.
В данной работе мы остановимся на первом компоненте — мотивационном, характеризующий познавательный интерес, мотивацию исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Можно выделить следующие виды источников активности:
К внутренним источникам мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).
Внешние источники мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Ожидания характеризуют отношение общества к научно-исследовательской деятельности. Возможности — это объективные условия, которые необходимы для осуществления научно-исследовательской деятельности (наличие лабораторий, научной литературы, библиотеки и т. д.).
Особое место среди источников, мотивирующих научно-исследовательскую деятельность, занимают личные источники. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в научной деятельности. Взаимодействие данных источников мотивации оказывает влияние на характер научно-исследовательской деятельности и ее результаты.
Нами был проведен опрос с целью выявления доминирующих мотивов и значимых условий организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС) .
Анкета включала в себя следующие вопросы:
1. Что является для Вас ведущим мотивом для организации Вашей научно-исследовательской работы в Институте? (Возможен выбор нескольких вариантов ответа).
а) возможность повысить свой уровень научно-исследовательской работы;
б) установление контактов с ведущими учеными Республики Хакасия, страны, зарубежья;
в) возможность получать повышенную государственную академическую стипендию;
г) возможность получить хорошие отметки за курсовые и дипломные исследования;
д) другое.
2. Какие формы научно-исследовательской работы студентов для Вас более предпочтительны? (Возможен выбор нескольких вариантов ответа).
а) кружки и проблемные группы;
б) участие в конференциях и олимпиадах в рамках Университета и Республики.
в) очное участие в выездных научных мероприятиях;
г) заочное участие в научных мероприятиях (написание статей, конкурсных работ);
д) другое.
3. Какая помощь Вам необходима для успешной организации научно-исследовательской деятельности?
а) более внимательное отношение научного руководителя к Вашей научно-исследовательской деятельности;
б) более внимательное отношение администрации Института к Вашей научно- исследовательской деятельности (проведение семинаров по разъяснению путей реализации научно-исследовательского потенциала);
в) организация материально-технических и других условий (компьютерные классы, лаборатории, корректировка учебного расписания);
г) другое.
Выборка состояла из 240 респондентов — студентов 3–5 курсов, обучающихся по направлениям подготовки: педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование.
Результаты опроса представлены на рисунках (см. Рисунки 1 и 2). На первом рисунке представлены результаты опроса студентов в зависимости от курса обучения. На втором рисунке представлены обобщенные результаты опроса.
Рис. 1. Преобладающие мотивы научно-исследовательской деятельности у студентов разных курсов
На первом рисунке можно наблюдать разницу в мотивах в зависимости от курса обучения. Так мы наблюдаем, что ответы «возможность повысить свой уровень НИР», «возможность получения хороших отметок за курсовые и дипломные работы» у студентов младших курсов наблюдаем меньше, чем у старших, — для них более значимым является вариант «возможность получения повышенной академической государственной стипендии»
В отношении второго блока анкеты можно выделить значимость кружков и проблемных групп для студентов второго курса, что говорить о желании приобщения студентов к НИР, так во многих случаях студенты второго курса еще должны определиться в направлении своей исследовательской работы.
В третьем блоке мы видим, что в зависимости от курса меняется понимание об организационных условиях НИР. Так студентам младших курсов требуется больше внимания от администрации Института, а старших — от своего научного руководителя. Мы считаем, что данный факт связан с тем, что на младших курсах студенты еще не пишут курсовые работы, поэтому у них нет конкретного научного руководителя, с которым они могут выстраивать свою работу.
Рис. 2. Преобладающие мотивы научно-исследовательской деятельности у студентов всей выборки
Как мы видим на втором рисунке, ведущими мотивами НИРС являются: возможность повысить свой уровень НИР и возможность получить хорошие отметки за курсовые и дипломные работы. Можно сделать вывод, что внутренняя мотивация у студентов преобладает над внешними источниками мотивов.
Во втором блоке опроса в отношении предпочитаемых форм НИРС наиболее выбираемые ответы — участие в конференциях, и олимпиадах и очное участие в выездных мероприятиях. Но необходимо отметить, что в целом все варианты ответов выбираемы и значительного перевеса в отношении какого-либо варианта нет.
Третий блок анкеты направлен на выявлении значимых условий организации НИРС. Как видно из гистограммы наиболее важным условием научно-исследовательской деятельности студенты считают внимательное отношение научного руководителя к своей работе, на втором месте организация материально-технических условий.
Таким образом, можно отметить, что у студентов Института непрерывного педагогического образования в целом можно отметить сформированность мотивации к научно-исследовательской деятельности.
Рассмотрим теперь основные пути формирования мотивации научно-исследовательской деятельности студентов вуза.
Чтобы студенты овладели научно-исследовательской деятельностью, необходимо формировать у них стойкий интерес к данному виду деятельности, а также все виды широких социальных и внутренних мотивов, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осознаваемыми, стойкими и смыслообразующими.
Первый путь, называемый «снизу вверх» состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности студентов, которые необходимо ведут к формированию у них нужной мотивации. Этот путь означает, что преподаватель, опираясь на уже имеющиеся у студентов потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызывала у них эмоции удовлетворения, ощущение успешности. Так, например, участие в научных мероприятиях, на которых студенты занимают призовые места, вызывает у них положительные эмоции (ситуации успеха), что в свою очередь влияет на формирование стойкой мотивации к научно-исследовательской деятельности.
Второй путь заключается в усвоении студентами предъявляемых им в форме побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые должны у них сформироваться. Это механизм формирования «сверху вниз». Такой путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой действует студент. Значимыми формами работы здесь являются кружки и проблемные группы (методы погружения).
Рассмотрим, каким образом организована работа в Институте непрерывного педагогического образования (ИНПО).
Основными направлениями НИРС являются:
1. Учебно-исследовательская работа студентов в рамках тематики научно-исследовательской работы кафедры и института: подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ с последующей апробацией на конференциях разного уровня (очное участие с публикацией материалов, заочное участие с публикацией материалов), публикацией в сборниках научных трудов, журналах РИНЦ и перечня ВАК.
Более 10 лет в ХГУ им. Н. Ф. Катанова с марта по май проходят Дни науки «Катановские чтения». В рамках Дней науки ежегодно в конкурсах принимает участие около 250 человек. По результатам проведенных научных секций самые активные студенты получают возможность принять участие в Республиканском конкурсе научных работ студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам. За 2012–2014 гг. наш институт представляли на конкурсе 36 студентов, из которых 7 человек получили призовые места.
На этом участие студентов в конкурсах не ограничивается. В 2013 году Кыштымова Кристина стала победителем сразу двух международных заочных конкурсов: II Международный конкурс «Я молодой и талантливый» и II Международный конкурс «Открытые сердца» в г. Таганроге. В 2014 году победителем этих конкурсов стала Крутилина Мария.
Студентка 3 курса Барановская Полина в 2014 г. заняла 1 место во Всероссийском конкурсе методических разработок «Уроки нравственности», г. Вологда.
В 2012 году Борисова Наталья успешно приняла участие в 50-ой Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» в г. Новосибирске, завоевав диплом 1 степени. В этом году наши студенты также примут участие в этом научном мероприятии.
Призовые места студенты занимают на Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Актуальные проблемы исследования этноэкологических традиций народов Саяно-Алтая» в г. Кызыле в течение трех лет.
Традиционным уже становится для студентов нашего института ежегодное очное участие в Международной научно-практической конференции «Реальность этноса» в г. Санкт-Петербурге (РГПУ им. А. И. Герцена). 24 марта 2015 года студенты 4 курса группы 4П Института непрерывного педагогического образования Злотникова Елена, Полтинникова Александра приняли очное участие в работе IV Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки» в г. Санкт-Петербурге на базе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. По итогам работы конференции представители нашего университета были отмечены не только сертификатами за участие, положительными отзывами организаторов конференции и председателей секций, но и дипломами: Злотникова Елена Юрьевна — дипломом 2 степени, Полтинникова Александра Васильевна — дипломом 3 степени.
Наши студенты становятся победителями выездных олимпиад.
Это и Всероссийская студенческая олимпиада среди педагогических вузов — Сибирский тур (г. Новокузнецк), Всероссийская студенческая олимпиада «Тюркские языки. Филология. Языки и литература народов России» (г. Горно-Алтайск), Всероссийская студенческая олимпиада по педагогике и психологии начального образования (г. Красноярск), Всероссийская студенческая олимпиада по специальному (дефектологическому) образованию (г. Новосибирск). В течение 10 лет студенты нашего института принимают очное участие в олимпиадах разного уровня в г. Новокузнецке. Важным в развитии интереса к научно-исследовательской деятельности является традиционное участие в Международной студенческой олимпиаде по педагогике им. В. А. Сластенина (г. Новокузнецк), в которой команда нашего института принимает участие на протяжении 8 лет и занимает призовые общекомандные и индивидуальные места.
2. Внеучебная работа студентов: кружки и проблемные группы по актуальным научным проблемам («Актуальные проблемы психологии образования», «Педагогическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности младших школьников», «Школа будущего учителя», «Аксиологические основы концепции гуманно-личностного подхода к детям («Школа жизни» Ш. Амонашвили»), «Человек говорящий: лингводидактика, психосемантика детской речи»); участие в подготовке заявок на гранты РФФИ, РГНФ, Министерства образования и науки РХ, на конкурсы социальных проектов; участие в реализации поддержанных проектов в качестве исполнителей.
3. Организационно-массовые мероприятия: участие студентов в подготовке и проведении массовых научных мероприятий: конференций, круглых столов, научных семинаров. Студенты выполняют функции тьюторов, ведущих, оформителей и корреспондентов мероприятий. В процессе организации мероприятий устанавливают контакты с учеными из других образовательных организаций, что способствует развитию интереса к научно-исследовательской деятельности.
Но также следует отметить, что в соответствии с мониторингом НИРС в институте научно-исследовательской работой занимается 74 % студентов, с докладами выступают 37 % студентов, 50 % публикуют результаты своих исследований в научных изданиях разного уровня, 7 % занимают призовые места по результатам конкурсных мероприятий. Поэтому профессорско-преподавательскому составу и администрации института следует совершенствовать систему мотивации научно-исследовательской деятельности студентов.
Наиболее важными направлениями повышения результативности НИРС мы считаем:
- развитие научных школ и активно привлечение студенчества через создание временных научных коллективов, поднимающих качество подготовки будущих специалистов;
- развитие практики участия студентов в международных и межрегиональных конференциях, конкурсах, выставках и т. д.;
- вовлечение студентов в НИР на экспериментальных площадках;
- укрепление позиций кафедр в инновационном научно-образовательном пространстве университета через создание команды инновационно-ориентированных преподавателей и студентов и банка данных инновационных образовательных проектов федерального, регионального и университетского уровней.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207164014.pdf
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111115121912.pdf