Василий Розанов как писатель Серебряного века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 12.07.2015

Статья просмотрена: 883 раза

Библиографическое описание:

Бессонова, Е. В. Василий Розанов как писатель Серебряного века / Е. В. Бессонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 561-564. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21068/ (дата обращения: 18.12.2024).

Василий Розанов был не только мыслителем, философом, публицистом, литературным критиком, но и писателем. Его собственный вклад в литературу — это прежде всего «Уединенное» (1912) и «Опавшие листья» (короб первый — 1913; короб второй — 1915). В. Розанов создал новый жанр, в основе которого лежит принцип «случайных записей», набросков «для себя», подчас бесформенных и непоследовательных, но отражающих процесс мышления, что было для В. Розанова существеннее любой законченной системы или догмы.

 

В этих книжках Василий Васильевич предстает перед нами совершенно открытым, нараспашку открывая дверь в свой внутренний мир, «как в бане нагишом» [13, c. 145]. М. Гершензон писал: «Бездна и безнаказанность — вот что в ней («Уединенное»); даже непостижимо, как это Вы сумели так совсем не надеть на себя системы, схемы, имели античное мужество остаться голо-душевным, каким мать родила, — и как у Вас хватило смелости в ХХ веке, где все ходят одеты в систему, в последовательность, в доказанность, рассказывать вслух и публично свою наготу…» [12, c. 231]

Этой трилогией В. Розанов хотел преодолеть литературу, хотел возвращения литературного языка к допечатному состоянию, более исконному, к вечному звучанию. Эта трилогия уже не просто книга, она становится частью человека, это беседа вдвоем, наедине с читателем, обращение к каждому лично. «Опавшие листья» — не случайно метафора, опавшие листья — листья, которые еще оторвались от дерева, но они еще живы, так же и мысли Розанова еще живут на бумаге, переливаясь всеми цветами радуги, они не стали застывшим печатным словом, потому-то главный признак творчества В. В. Розанова — рукописность.

Г. Адамович писал о стиле В. Розанова: «Но никому не удавалось создать иллюзию полного слияния слова с мыслью, никто не писал с такой непосредственностью: будто каждая фраза — моментальная фотография мысли. Никакого красноречия, никаких гармонически закругленных периодов, а все же розановский стиль — подлинное волшебство». [1, c. 157]

В. В. Розанов сам писал Э. Голлербаху 7 июня 1918 г.: «Вы знаете, что мое «Уединенное» и «Опавшие листья» в значительной степени сформированы под намерением начать литературу с другого конца: вот с конца этого уединенного, уединения, «сердца» и «своей думки»!» [11, c. 106]

В этой трилогии противоречивость, двузначность В. Розанова сменяется многоголосием! К. Чуковский писал: «Как будто не одно, а тысяча сердец, и каждое полно каким-то горячим вином, в каждом — этот изумительный «зеленый шум», «весенний шум». [16, c. 170]

В этой трилогии В. Розанов обращался к существу литературы и писательству. Современная литература казалась ему искусственной, бездушной и вину за это он возлагал на Гуттенберга, на изобретение печати: «Как будто этот проклятый Гуттенберг облизал своим медным языком всех писателей, и они все обездушили в печати; потеряли лицо, характер». [13, c. 18] И отсюда вывод о литературе сегодняшнего времени: «Оловянная литература. Оловянные люди ее пишут. Для оловянных читателей она существует». [13, c. 331]

Но это все только внешние причины; далее В. Розанов проникает глубже в суть вещей: «Не литература, а литературность ужасна; литературность души, литературность жизни. То, что всякое переживание переливается в играющее, живое слово: но этим все кончается, — само переживание умерло, нет его». [13, c. 92]

Литературность жизни ужасна для Розанова, но он сам, пытаясь преодолеть литературу, был ею поглощен, он в ней жил. «И у всех «литература» была «для чего-нибудь», у меня же «литература в литературе», или другие привходили в «литературу» — несли достойнейшее, чем у меня, — как во что-то вне себя, как в «гости» и в «гостиницу». Моя же литература и даже (чего-то брезжит на уме) литература вообще в своем рождении и существе есть «мой дом», в который я никогда не «приходил», но тут жил всегда и должно быть беспамятно родился», — пишет Василий Васильевич. [14, c. 117]

Вот и в «Уединенном» Розанов замечает: «Литературу я чувствую как штаны. Так же близко и вообще «свое». Их бережешь, ценишь, «всегда в них» (постоянно пишу). Но что же с ними церемониться???!!!» [13, c. 172] Характерно также воспоминание З. Гиппиус: «Писанье, или, по его слову, «выговариванье», было у него просто функцией. Организм дышит, и делает это дело необыкновенно хорошо, точно и постоянно. Так Розанов писал, — «выговаривал» — все, что ощущал и все, что видел, а глядел он в себя постоянно, пристально». [3, c. 143]

Но это была единственно возможная победа над литературой, узнать ее изнутри, довести до предела. Жанр розановской трилогии — это реализм, доведенный до предела, до микроскопичности, — куда же дальше?

Вообще же свой дар, свой талант В. Розанов считал грехом, как считал греховной всю литературу. Не каждому дано — выставить себя всего напоказ: все мысли, чувства, движения души. Постоянно записывать этот нескончаемый водоворот мыслей: не характерно ли это для модерна — поставить жизнь как искусство, всю жизнь как литературу? В этом смысле у В. Розанова было ощущение, что он — последний писатель, поскольку он дошел до предела жанра. Но ощущение конечности, финальности вообще было характерно для эпохи Серебряного века, так В. Маяковский в стихах также называл себя последним поэтом.

Но есть в этой трилогии и более оптимистичные высказывания о литературе: «Вот когда почувствуешь свое бессилие в литературе, вдруг начинаешь уважать литературу: «Как это трудно! Я не могу!» Где «я не могу» — удивление и затем восхищение (что другие могут). У меня это редкий гость, редчайший». [13, c. 141]

В русской литературе В. Розанов подчеркивал ее гуманизм, психологичность, тема человека, его души — главная тема русской литературы. «Вся русская литература антропологична, — космологический интерес в ней слаб. Вся сосредоточенность мысли, вся глубина, все проницание у нас относится исключительно к душе человеческой, к судьбе человеческой, — и здесь по красоте и возвышенности, по верности мысли русские не имею соперников, — пишет он. [13, c. 390] С этой точки зрения В. Розанов высоко оценивал русскую литературу. Она прекрасно выразила глубину русской души и те она выше литературы европейской.

Но литература, по мнению Розанова, в России близка к общественному, освободительному движению, ведь «каждая большая книга русской литературы становилась ступенью в согревании русского общества». И потом, по его мнению, литература «убила государственность», развалила Россию. Мы отдали государство, Россию взамен литературы: «Еще никогда не было случая, «судьбы», «рока», чтобы литература наконец сломила царство, «разнесла жизнь народа по косточкам», переделала «делание» в «неделание» — завертела, закружила все и переделала всю жизнь. «Литература» в каждой истории есть «явление», а не суть. У нас же она стала сутью. Россию разорвало, разорвала ее литература». [9, c. 660]

Оригинальные взгляды на русскую культуру и литературу доказывают, что В. Розанов был удивительным, противоречивым писателем. Эта противоречивость приводила к тому, что вокруг Василия Васильевича постоянно бурлили полемики. П. Перцев подметил эту черту: «Вообще уже тогда стала обозначать характерная черта розановских писаний — умение вызывать по поводу себя полемику. И сколько их, этих разнообразных полемик, последовало всюду за тем! Я думаю, мало найдется в русской литературе писателей, вокруг которых кипели бы такие литературные битвы, перекрещивалось столько копий из противоположных лагерей, как вокруг и по поводу Розанова». [8, c. 149]

Среди современников были люди, которые уже тогда считали, что В. Розанов талантлив. З. Гиппиус писала: «Розанов — писатель громадного, почти гениального дарования». [3, c. 145] Н. Бердяев отзывался о нем: «Розанов был одним из самых необыкновенных, самых оригинальных людей, каких мне приходилось в жизни встречать. В нем были типично русские черты и вместе с тем он был ни на кого не похож. Литературный дар его был изумителен, самый большой дар в русской прозе. Это настоящая магия слов. Мысли его очень теряли, когда вы излагали их словами». [2, c. 168] И даже М. Горький писал Розанову: «какой у Вас огромнейший талант, какая жадная, живая, цепкая мысль. Рано Вы родились или поздно, но вы удивительно несвоевременный человек». [5, c. 306]

Но практически также много было у В. Розанова и противников, тех, кто не верил в его талант. Луначарский писал о нем: «Большой, но подлый ум». [4, c. 118] П. Струве называет его: «Большой писатель с органическим пороком». [15, c. 271] Н. Михайловский писал: «Розанов не ведет не может вести за собой: просто потому, что физически невозможно идти зараз направо и налево». [12, c. 5]

Эти полемики продолжаются и сейчас, после второго открытия В. Розанова в 1990-м году. Существует множество точек зрения по поводу идей, мыслей, писаний В. Розанова. Так, например, В. Бибихин пишет: «Но именно у нас Розанов смеет позволить себе бескрайнюю широту вопросов. После него говорить, принадлежит ли Росси мировой цивилизации, уже анахронизм. После Розанова Россия вся, с провинциями, пригородами, огородами, коровой, колодцем, пьяным в канаве, вошла, широко въехала в единственную историю мира». Ж. Нива пишет о понятии «розановизм» — это не «двойственность кривляющегося фигляря, не гегелевская диалектика, но неповторимое своеобразное единство противоположностей». [6, c. 171] Есть и не слишком лестные высказывания. Б. Парамонов пишет: «Розанов остался тем же провинциалом: темой его писаний стали быт, кухня, задворки и кулисы семейной жизни. На его страницах душно, как в детской, — и повсюду висят предметы домашней одежды, «исподнее». [7, c. 357]

В. В. Розанов не только мыслитель, философ, но и яркий писатель-художник Серебряного века. Он создал особый жанр в литературе — на грани эссе, дневника, философского трактата. В этом он близок С. Кьергкегору, который говорил, что он не философ, а поэт; Ф. Ницше, Л. Шестакову, философам, которые создали, по словам П. Слотердайка, особый род кентаврической литературы, жанр «живой» мысли.

В. Розанов, как и другие представители эстетики модерна, считал, что творчество должно быть спонтанным, стихийным. В. Розанову ближе созерцание, созидание мира, природы человек. Его жизнь прошла в литературе, свою жизнь он превратил в объект искусства и сделал это непосредственно, искренне. В. Розанов также ценил красоту в искусстве, определенную игру. Все эти идеи близки духу модерна с его культом красоты, жизни, ставкой на самоценность искусства. В то же время его взгляды на русскую классику, как и стремление «обнажиться» до мельчайших подробностей, предвосхитили время.

 

Литература:

 

1.                  Адамович Г. Одиночество и свобода. СПб., 1993

2.                  Бердяев Н. Самопознание. М., 1991

3.                  Гиппиус З. Живые лица. Л., 1991

4.                  Горбунов А. Н. Философ-лирик//Кентавр. 1991, № 6

5.                  Иокар Л. Письма М. Горького к В. В. Розанову и пометы на книгах Розанова//Контекст — 90 М., 1990

6.                  Нива Ж. Возвращение в Европу: статьи о русской литературе. М, 1999

7.                  Парамонов Б. Конец стиля. СПб.; М., 1999

8.                  Перцов П. П. Воспоминания о Розанове//Новый мир. 1998, № 10

9.                  Розанов В. В. О писательстве и писателях//Собрание сочинений М., 1995

10.              Розанов В. В. Гершензон М. О. Переписка (1909–1918)// Новый мир. 1991, № 3

11.              Розанов В. В. Письма В. В. Розанова к Голлербаху// Звезда. 1993, № 8

12.              Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. М., 1992

13.              Розанов В. В. Уединенное. М., 1990

14.              Сукач В. Г. Литературный феномен В. В. Розанова и его книга «Сахарна»//Литературная учеба. 1989, № 2

15.              Струве П. PATRIOTICA. М., 1997

16.              Чуковский К. Книга о современных писателях. СПб., 1914

Основные термины (генерируются автоматически): литература, Розан, Россия, русская литература, эта, жизнь, лист, Литературность жизни, мысль, Серебряный век.


Похожие статьи

Отношение к вере в Бога лирических героев М. Ю. Лермонтова

Во многих лирических произведениях М. Ю. Лермонтова нашли отражение его религиозные взгляды: мотивы обращения к Богу, неоднозначное к нему отношение. Порой звучат трепетные слова о Всевышнем, порой недовольство им и даже откровенное соперничество. Ка...

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия»

В статье предпринимается попытка анализа концепции любви в дебютном сборнике Бенедикта Лившица. Таким образом, любовь для поэта — это не возвышенные и светлые чувства, а сражение, битва и тяжелое испытание. Б. К. Лившиц раскрывает свою концепцию чере...

Ономатетический акт как вступление в «знаковый космос» vs трагедия «неназванности»

В статье описывается феномен «ономатетического акта». Автор предлагает рассматривать его как способ структурирования бытия, форму познания, определяющий существование человека и мира. Для иллюстрации этого утверждения, осуществляется анализ венгерско...

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

Эмоциональный концепт разочарования на материале произведений О. Хаксли

Статья посвящена изучению эмоционального концепта в целом и эмоции разочарования в частности. Эмоции являются неотъемлемой частью здоровой жизнедеятельности человека. Трудность изучения эмоционального концепта заключается в том, что он абстрактен, сл...

Влияние литературного мастерства Н. В. Гоголя на творчество С. Довлатова

Просматривая статьи, интервью С. Довлатова, убеждаешься переменам в ориентире литературы. Сначала это подражание американской прозе, западному стилю. Отмечая в американской литературе то, чего не хватало в русской, но, позже, оказавшись на Западе и п...

Картины научных изысканий в повести А. П. Платонова «Эфирный тракт»: динамика утопических и эсхатологических мотивов

Творчество Платонова представляет собой соединение проективной мечты и реальности. Воплощение утопического идеала видится в научно-фантастических произведениях писателя. В повести «Эфирный тракт» (1927г.), как раз, утопические мотивы соединены с эсха...

Место травелога как литературного жанра в творческом наследии Лоренса Даррелла

Лоренс Даррелл (1912–1990) — английский писатель-путешественник, публицист, автор ряда романных циклов, путевых книг и поэтических сборников. Однако особое место в его творческой биографии занимает жанр травелога. Наиболее значимым циклом его путевой...

Жанровое своеобразие романа-антиутопии В. Войновича «Москва 2042»

Как формы художественного воплощения общечеловеческого стремления к совершенствованию мира антиутопия и утопия, базируясь на общих объектах изображения и познания, образуют единый жанр амбиутопии. В статье дается характеристика жанрового восприятия р...

Железный Феликс и отечественная песенная лирика XX века

Статья посвящена образу Феликса Дзержинского в русской песенной лирике XX века. Материалом исследования выступают тексты таких авторов, как Егор Летов, Яна (Янка) Дягилева и Михаил Танич. Рассматриваемые произведения интересны тем, что в них предложе...

Похожие статьи

Отношение к вере в Бога лирических героев М. Ю. Лермонтова

Во многих лирических произведениях М. Ю. Лермонтова нашли отражение его религиозные взгляды: мотивы обращения к Богу, неоднозначное к нему отношение. Порой звучат трепетные слова о Всевышнем, порой недовольство им и даже откровенное соперничество. Ка...

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия»

В статье предпринимается попытка анализа концепции любви в дебютном сборнике Бенедикта Лившица. Таким образом, любовь для поэта — это не возвышенные и светлые чувства, а сражение, битва и тяжелое испытание. Б. К. Лившиц раскрывает свою концепцию чере...

Ономатетический акт как вступление в «знаковый космос» vs трагедия «неназванности»

В статье описывается феномен «ономатетического акта». Автор предлагает рассматривать его как способ структурирования бытия, форму познания, определяющий существование человека и мира. Для иллюстрации этого утверждения, осуществляется анализ венгерско...

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

Эмоциональный концепт разочарования на материале произведений О. Хаксли

Статья посвящена изучению эмоционального концепта в целом и эмоции разочарования в частности. Эмоции являются неотъемлемой частью здоровой жизнедеятельности человека. Трудность изучения эмоционального концепта заключается в том, что он абстрактен, сл...

Влияние литературного мастерства Н. В. Гоголя на творчество С. Довлатова

Просматривая статьи, интервью С. Довлатова, убеждаешься переменам в ориентире литературы. Сначала это подражание американской прозе, западному стилю. Отмечая в американской литературе то, чего не хватало в русской, но, позже, оказавшись на Западе и п...

Картины научных изысканий в повести А. П. Платонова «Эфирный тракт»: динамика утопических и эсхатологических мотивов

Творчество Платонова представляет собой соединение проективной мечты и реальности. Воплощение утопического идеала видится в научно-фантастических произведениях писателя. В повести «Эфирный тракт» (1927г.), как раз, утопические мотивы соединены с эсха...

Место травелога как литературного жанра в творческом наследии Лоренса Даррелла

Лоренс Даррелл (1912–1990) — английский писатель-путешественник, публицист, автор ряда романных циклов, путевых книг и поэтических сборников. Однако особое место в его творческой биографии занимает жанр травелога. Наиболее значимым циклом его путевой...

Жанровое своеобразие романа-антиутопии В. Войновича «Москва 2042»

Как формы художественного воплощения общечеловеческого стремления к совершенствованию мира антиутопия и утопия, базируясь на общих объектах изображения и познания, образуют единый жанр амбиутопии. В статье дается характеристика жанрового восприятия р...

Железный Феликс и отечественная песенная лирика XX века

Статья посвящена образу Феликса Дзержинского в русской песенной лирике XX века. Материалом исследования выступают тексты таких авторов, как Егор Летов, Яна (Янка) Дягилева и Михаил Танич. Рассматриваемые произведения интересны тем, что в них предложе...

Задать вопрос