Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Задача каждого современного учителя — обеспечить индивидуальные зоны творческого развития каждого ученика, поэтому целесообразно использовать уровневый подход в обучении. В своей педагогической деятельности я использую специальные методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволяет поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.
Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения дает возможность сопоставить версии разных учащихся, найти рациональный способ решения.
Метод конструирования понятий способствует созданию коллективного творческого продукта, совместно сформулированного определения понятия.
Метод проб и ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с “правильностью” стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод “если бы…” помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий хорошо развивает воображение.
“Мозговой штурм” позволяет собрать большое число идей, в результате освобождает участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов, здесь же можно использовать задачи с элементами исследования, развивающие задачи.
Среди современных технологий, способствующих активизации творческой деятельности обучающихся, можно выделить игровые технологии, которые представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учеников через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Данная технология позволяет создать такую «внутреннюю среду», дает такие внутренние импульсы, благодаря которым процесс деятельности становится более активным, творческим. К тому же, именно в процессе игры рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного. В то же время игра позволяет активизировать познавательный интерес. Урок-игра как элемент технологии и как форма организации урока может занимать любое место в системе учебных занятий, обеспечивающих усвоение программы по тому или иному предмету. Это может быть и урок изучения нового материала, и урок закрепления знаний, их систематизации и обобщения, и урок контроля и оценки знаний обучающихся.
Предметная игра может быть командной, а может быть и индивидуальной, например, в форме решения занимательной задачи. При этом в ходе игры возникает дух соревнования, сотворчества, соучастия. При систематическом применении дидактических игр на уроке и во внеурочной деятельности развивается скорость мышления. Не менее важным для воспитания личностных качеств является и испытанное чувство успешности, которое способствует формированию и лидерских качеств. Поражение в игре — это тоже результат, который необходимо уметь принять, уметь проанализировать причины проигрыша и найти в себе силы для достижения лучшего результата в следующей игре. Таким образом, предметная игра, организуя образовательное пространство и познавательную деятельность, является и средством активизации познавательной деятельности учеников.
В своей педагогической деятельности я использую дидактические игры и как способ учебной деятельности, и как метод учения. Но и в первом, и во втором случае сверхзадача, которая ставится, — показать красоту предмета математика, преодолеть представление о ней как о формальном и скучном предмете.
Знание правил игры обучающимися и неукоснительное следование им — одно из необходимых условий использования дидактических игр на уроке и во внеурочной деятельности. Правилами прописывается и область задач, и способ действий, и поведение участников игры, и система оценивания. Правила усваиваются постепенно, поэтому знакомство с новыми играми происходит поэтапно, от класса к классу.
Учиться должно быть интересно. Только в этом случае учение может быть успешным. Этому принципу подчиняется вся работа учителя. Сделать каждый урок увлекательным, интересным, чтобы сформировать у ребят потребность в учении, научить получать от учебы удовольствие.
Для активизации учебной деятельности и развития интереса на уроках математики использую различные типы и формы уроков, современные технологии обучения. Например, «урок — соревнование», когда класс разбивается на группы и в течение всего урока задания выполняются в группах на время, после каждого задания подводятся результаты. Так можно проводить уроки на проверку знаний или урок обобщение знаний. Включаю в урок задания с элементом игры, при устном счете соревнование по рядам, на лучшего счетчика, отправляется листок с примерами на каждый ряд, чей ряд первый справится с заданием, тот получает жетоны. Включаю в урок задания с кодировкой ответов. Для запоминания правил, определений, терминов помогают творческие задания на составление кроссвордов по терминам и определениям. При изучении нового материала дети готовят исторические справки. Пример: при изучении в 8 классе темы «Теорема Пифагора» учащиеся знакомятся с биографией Пифагора, узнают другие способы доказательства знаменитой теоремы, готовят сообщения и презентации. В 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость» учащиеся готовят сообщения на темы «Координаты в нашей жизни», «Первые упоминания о координатах», «Игры в которых есть координаты» и т. д. готовим графические диктанты, для этого учащиеся придумывают зверей в системе координат с обязательной записью координат точек, по которым выполняется построение. Провожу практические работы на уроках, например при изучении в 5 классе темы «Сумма углов треугольника» дети измеряют градусную меру углов треугольника и находят их сумму, после чего делается вывод. Экспериментальным путем дети определяют число π, они приносят предметы имеющие форму цилиндра, измеряют у них длину окружности и диаметр и при делении этих величин у всех получается практически одно и то же число.
После изучения темы предлагаются творческие работы (составление задач, сказок, написание докладов, рефератов, презентаций), которые позволяют выйти за рамки программного материала. Творческие задания предлагаю только желающим, чтобы они выполнялись с удовольствием. К сожалению, заниматься творчеством хотят не многие дети, и их количество уменьшается в старших классах.
Я считаю, что необходимо систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, и т. д. Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов. Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить результат. Это может быть электронная презентация или документ, макет, буклет или книжка-раскладушка и т. д.
Представляю некоторые материалы, которые я использую во время своих уроков и во внеурочной деятельности. Для создания некоторых из них я использовала идеи из учебников математики автор Э. Г. Гельфман, а так же идеи телевизионных игр.
Игра «Проверки»
Ход игры. Задача играющих — найти за отведенное время как можно больше ошибок допущенных при выполнении тех или иных действий: кто быстрее найдет две ошибки при сложении а) 12345 + 4457 = 16702; б) 7909 + 4121 = 11030; или поставьте пропущенные запятые а) 5472: 12 = 4,56; б) 118,35: 15 = 0,789; в) 16,06: 16 = 100375; г) 999,9: 30 = 3333. Ребята работают самостоятельно или в маленькой команде.
Когда отведенное время истекло, читаются вслух получившиеся примеры. Выигрывает тот, у кого оказалось больше правильных проверок.
Обратный вариант игры: кто за 5 минут больше придумает заданий на сложение десятичных дробей так, чтобы среди них было: легких — 2; трудных- 3; интересных — сколько хотите. Далее все так же, как и в первом варианте.
Цели. Главная цель — закрепить навык самоконтроля при выполнении различных действий с числами. Особенно полезна процедура объяснения причин возникновения каждой ошибки. Кроме этого, игра формирует тем самым у учеников готовность рефлексивно (осознанно) относится к собственной деятельности, приучает к быстрой сосредоточенной работе.
Игра «Намеки»
Играть в пассивный вариант можно уже с пятиклассниками, а в активный — начиная с 7–8 класса. Количество играющих любое, ведущий необходим только при пассивном варианте.
Ход игры. Ведущий предлагает играющим первую букву загаданного слова (это может быть геометрическая фигура, функция, множество чисел и т. д.) и намек на него — другое слово, которое он считает некоторым образом связанным с первым. Называемые слова, должны быть связаны неким общим математическим понятием. Важно только, чтобы эта связь одинаково воспринималась всеми, то есть если большинство играющих связи между загаданным словом и намеком на него не увидят — задание считается некорректным. Выигрывает тот, кто сможет первым назвать загаданное слово.
Цели. Игра развивает интуицию, ассоциативное мышление, способность понять ход мысли другого человека. Показывает ученикам роль образов в мыслительной деятельности при усвоении понятий.
Предлагаемые задания — намеки:
- К — фигура, плоская, нет сторон (круг)
- Н — порядок, бесконечно много, число, подсчет предметов. (натуральные числа)
- Т — угол, острый, вершины, … (треугольник)
Литература:
1. Обогащающая модель обучения в проекте МПИ: проблемы, раздумья, решения. Вып.1. — Томск: Изд — во Том. Ун — та, 1998.
2. Учитель в современных моделях обучения: Материалы конференции. — Томск: Ид — во Том. ун — та, 2002.
3. Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей» Ярославль 1996 г.
4. Коваленко В. Г. «Дидактические игры на уроках математики» Волгоград 1990 г.
5. Нагибин Ф.Ф «Математическая шкатулка» М., Учпедгиз, 1958г.