В прошлом учебном году наша школа стала пилотной площадкой опережающего введения ФГОС основной школы, что, безусловно, является приоритетом в осознании ответственности для всего педагогического коллектива школы в разработке целесообразного, эффективного и адекватного возрасту основной школы механизма оценивания, в английском языке в частности. Работая в 5–9 классах, я являюсь непосредственным участником инновационной деятельности по разработке и апробированию принципов построения основной школы, организационно-методического обеспечения и разработки оснований для критериального оценивания.
Новизна опыта заключается в том, что он представляет собой авторскую позицию в описании форм и способов организации оценивания результатов учебной деятельности по английскому языку в основной школе.
Широкое применение деятельностных технологий обучения демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания и закономерно ставит вопрос о создании новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения. В технологии развивающего обучения сформулированы следующие принципы оценивания:
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Одним из ведущих принципов является принцип критериального оценивания, т. к. именно в нём заложены основные подходы к учебной деятельности, в которой школьник становится субъектом.
В настоящее время проектная деятельность обучающихся стала неотъемлемой частью учебного процесса. Проектную деятельность можно определить как форму их учебно-познавательной активности, заключающуюся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта. При выполнении проекта ученик применяет знания, усвоенные в процессе изучения различных предметных дисциплин, синтезирует полученные в школе знания, навыки и умения.
Роль учителя в проектной деятельности учащихся велика. На мой взгляд, прежде всего, необходимо ознакомить учащихся с алгоритмом действий по выполнению проекта, т. е. научить ребёнка последовательности действий по его созданию. В этой связи выделяются следующие этапы работы над проектом по английскому языку в средней и старшей школе:
1. Выбор темы проекта.
2. Определение целей работы.
3. Выбор путей достижения поставленных целей.
4. Планирование этапов достижения целей (наличие плана проекта является обязательным, т. к. принято считать, что в случае отсутствия чётко спланированных действий создание качественного проекта невозможно).
5. Поиск и отбор информации.
6. Выполнение проекта, оформление письменной части на английском языке.
7. Самооценка.
8. Сравнение целей и результатов.
9. Анализ проведенной работы.
10. Подготовка презентации.
11. Защита проекта.
Важным моментом после ознакомления учащихся с этапами создания проекта является объяснение им критериев оценивания проектов, поскольку учащиеся должны понимать основные требования к своей работе и её презентации (работа должна быть творческой, содержать план, анализ, написана на английском языке и т. д.).
Следует обратить внимание на то, что на каждом этапе, начиная с выбора темы, учитель «сопровождает» ученика, а именно наблюдает, советует, консультирует, помогает.
После защиты проекта необходимо объективно и правильно его оценить. Несмотря на то, что проектной деятельности в российской школе уже двадцать лет, учителя нередко оценивают проекты учащихся, руководствуясь своими личными впечатлениями, с точки зрения «нравится/не нравится». Более корректно и удобно было бы, по моему мнению, пользоваться определённым набором критериев для оценки проектного продукта.
Описание примерных критериев.
1. Целеполагание
Цель не сформулирована 0 баллов
Цель сформулирована, но не обоснована 1 балл
Цель ясно сформулирована, но обоснована в общих чертах 2 балла
Цель определена, сформулирована, чётко обоснована 3 балла
2. Планирование путей достижения цели проекта
План отсутствует 0 баллов
План не обеспечивает достижения цели 1 балл
Краткий план, состоит только из основных этапов проекта 2 балла
Развёрнутый план, состоит из основных этапов и промежуточных шагов по достижению цели проекта 3 балла
3. Глубина раскрытия темы проекта
Тема не раскрыта 0 баллов
Тема раскрыта фрагментарно 1 балл
Автор показал раскрытие темы в рамках школьной программы 2 балла
Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 3 балла
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования
Использована неподходящая информация 0 баллов
Большая часть информации не относится к теме 1 балл
Использован незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2 балла
Представлена полная информация из разнообразных источников 3 балла
5. Анализ хода работы, выводы и перспективы (с 7–8 класса)
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы («я понял, что…») 0 баллов
Анализ заменён описанием хода работы 1 балл
Представлен развёрнутый обзор работы по достижению заявленных целей 2 балла
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций проектной работы, намечены перспективы 3 балла
6. Личная заинтересованность
Работа шаблонная, оформление формальное 0 баллов
Проявлен незначительный интерес, не использованы возможности творческого подхода 1 балл
Серьёзная заинтересованность, элементы творчества 2 балла
Творческий подход, оригинальное отношение 3 балла
7. Соответствие требованиям оформления письменной части
Письменная часть отсутствует 0 баллов
Отсутствует установленный правилами порядок, структура 1 балл
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами 2 балла
Чёткое и грамотное оформление 3 балла
8. Качество проведения презентации
Презентация не проводилась 0 баллов
Внешний вид и речь автора не соответствуют правилам проведения презентации 1 балл
Внешний вид и речь автора соответствуют правилам проведения презентации, но автор не владеет культурой общения, не уложился в регламент 2 балла
Внешний вид и речь автора соответствуют правилам проведения презентации, автор владеет культурой общения, уложился в регламент, ему удалось вызвать большой интерес 3 балла
9. Качество проектного продукта
Проекта нет 0 баллов
Не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1 балл
Не полностью соответствует требованиям качества 2 балла
Полностью соответствует требованиям качества 3 балла
Считаю, что данные критерии оценивания проектов дают возможность не только всесторонне и правильно оценить проект, но и позволяют учителю сделать вывод, на что должна быть направлена дальнейшая работа учащихся, показавших не очень хорошие результаты по какому-либо из критериев.
Литература:
1. Красноборова А. А., Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно-ориентированного подходов А. А. Красноборова // Начальная школа плюс До и После. — 2010. № 1. — C. 76–78.
2. Полат Е. С., Метод проектов на уроках иностранного языка Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2. — С. 3–11.
3. Шнейдер М. Я., Оценка качества проектной деятельности учащихся М. Я. Шнейдер // Лицейское и гимназическое образование. — 2002. — № 9. — С. 4–6.