«Единственный путь, ведущий к знаниям,- это деятельность»
Бернард Шоу
Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека новых качеств, и прежде всего способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Метод проектов занимает одно из ведущих мест среди методов личностно-ориентированного подхода в обучении и охватывает все ступени обучения. В начальной школе проект осуществляется на уроках, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты с родителями или индивидуальные, групповые. А вот в основной школе проект носит творческий характер, метод проектов дает возможность накапливать опыт самостоятельности и развитию личности. Особенность проектов в 10–11 классах является их исследовательский, прикладной характер.
Практика показывает, что проекты имеют низкий эффект на уроках химии продолжительность которых 40–45мин, поэтому в своей работе использую долгосрочные проекты (четверть, полугодие). Программа курса химии автора О. С. Габриеляна позволяет использовать проектную деятельность в 8–11 при изучении всех тем. При организации проектной деятельности следует иметь в виду, что:
- содержание проекта дополняет, углубляет основной курс химии.
- позволяет решать метапредметные взаимодействия с физикой, биологией, обж, географией, математикой.
Вот некоторые темы последних лет:
- Металлы в искусстве
- Удивительная сода
- Исследование чая, меда
- Жевательная резинка: жевать или не жевать и т. д.
Работа проводится поэтапно и чаще во внеурочный период в рамках: факультатива, кружка, элективного курса, курсов по выбору.
Проект — с латинского языка переводится «как брошенный вперед». Для ученика проект — это возможность максимально раскрыть свой потенциал. Наша школа несколько лет находится в эксперименте по ФГОС, где каждый ребенок должен уметь работать с проектами и выпускать свой продукт, а для этого требуется научно обоснованный подход и решение комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с обучением школьников. С 2015–2016 учебного года в эксперименты продолжают быть уже 7 классы, которые идут в нем с пятого класса. Через год они начнут изучать химию, наш предмет предусматривает обязательную исследовательскую работу, которая требует определенных материальных затрат. Кабинет химии имеет 12 нетбуков, которые позволяют расширять возможности для исследовательской работы. Самый сложный процесс — подготовительный. Важно выделить темы или разделы, которые будут выноситься на проектирование. Количество учащихся резко возрастает для работы над проектами и роль учителя резко меняется.
В своей деятельности над проектами начинаю с терминов, которые используются чаще всего при работе. Это метод, проект, проектная деятельность продукт проектной деятельности, актуальность, гипотеза, задачи, индивидуальный проект, информационный, творческий проект, цель, этапы и т. д. Работа над проектами включает в себя несколько этапов и учащихся должны знать, что проект — это 5П.
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Очень важно грамотно поставить цель перед работой над проектом: выявить, установить. Разработать, уточнить, обосновать. В исследовательском проекте она одна. Четко определить задачи — шаги и выдвигать гипотезу — если…то, так как, при условии, что….
Большая проблема у детей — это написать отчет. Для этого даю детям шпаргалку, которая состоит из трех частей.
1. ВВЕДЕНИЕ — я выбрал эту тему, потому что, тема проекта, цель моей работы, этапы работы, сбор информации, продуктом проекта будет, изготовление продукта, оформление письменной части
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ — я начал работу с того, что, потом приступил к, завершил работу тем, что, столкнулся с проблемами, чтобы справиться, я, но все же я достиг цели
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ — закончив свой проект, я могу сказать, работа над проектом показала мне, что не всегда детям понятен результат проекта — продукт. Привожу перечень возможных выходов проектной деятельности: видеофильм, газета, атлас, выставка, коллекция макет, костюм, письмо, статья, мультимедийный продукт, сказка, учебное пособие и т. д.
В процессе проектной деятельности формируются: рефлексивные умения, поисковые, навыки оценочной самостоятельности, коммуникативные умения, менеджерские умения и навыки, презентационные. Учитель на всех этапах выступает в роли консультанта, а учащиеся — активные участники процесса.
Литература:
1. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Москва 2004
2. Федотова Н. И. Разработка проекта стр. 70 Химия в школе № 6 2013
3. Трактирникова А. И. К формированию исследовательской компетентности стр. 23 Химия в школе № 5 2014