Последнее время значительно повысился интерес к английскому языку. Сейчас он считается языком профессионального общения в различных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка, что в то же время является одним из важных условий успешного обучения иностранного языка в современном мире. Поначалу дети с большой радостью приходят на первые занятия иностранным языком. Одним это просто любопытно, других нацеливают на это родители, через несколько занятий некоторые дети начинают терять интерес к языку. Причин много, и одна из них кроется в том, что только взрослый человек понимает, как важно и необходимо знать иностранный язык в современных условиях. Для ребенка это не мотивация. Он будет изучать то, что он хочет изучать. Именно поэтому с самого начала необходимо создать на уроке такие условия, чтобы у ребенка не возникало негативных эмоций, и соответственно повысилась мотивация, которая является источником активности.
Сегодня учителя пересматривают методы воздействия на умы, волю, эмоций учащихся с целью введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: письма, говорения, аудирования, чтения. Внедрения в процесс обучения наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
Для активаций учебного процесса и стимуляции познавательной деятельности нужно внедрить в процесс обучения, наряду с традициями, занятиями, игровых технологий. Причина столь повышенного интереса к различного рода играм — это отход от традиционных форм и методов обучения. Но нельзя забывать, что при достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Это происходит потому, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игра как один из методов, во-первых стимулирует учебно-познавательную деятельность, во-вторых, позволяет использовать все уровни усвоения значений, формирует устойчивый интерес к деятельному изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им, следовательно, использование игровых технологий на уроках иностранного языка, является важным аспектом в мотивации и интересе, становится основой для развития учащихся навыков учебной деятельности. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышления, память воспитывает инициативность, позволяет преодолевать скуку в обучении иностранному языку. А также игры развивают сообразительность и внимание, обогащает язык и закрепляет запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения.
Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности — является одним из актуальных вопросов дидактики. Мотивация определяет значимость того, что познается и усваивается обучающимися, их отношение к учебной деятельности и ее результатом.
В процессе изучения иностранного языка учащиеся овладевают навыками общения, в процессе которых формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения.
Познавательные аспекты, которые содержатся в самой учебной деятельности придают личностный смысл. Источником является осознанная познавательная потребность обучающихся иностранному языку. Настоящие потребности связаны с желанием общаться на языке, который изучают, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. И поэтому привлечение игры, как приема обучения есть действенный прием, активирующий мыслительную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс интересным и увлекательным.
Р.Штейнер писал: «С детьми к предмету, а не с предметом к детям». Мы такое высказывание пониманием так: с детьми надо по-детски, а это значит, играючи. Игра — как стимул к овладению иностранным языком, эффективный прием, который использует преподаватель иностранного языка. Использование такого приема и умение создать речевые ситуации вызывает у обучающихся готовность, желание играть и общаться.
Следовательно, можно сделать вывод, что игра не имеет точного и единственного определения. Многие ученые в своих работах определяют ее. Но любая игра предполагает определенную цель, знание, правил, а также элемент развлечения и удовольствия.
Что касается учебной игры — это особо организованное задание, которое требует эмоциональных и умственных сил. Игра на уроке способствует выполнению важных методических задач:
1) Создание психологической готовности учащихся к речевому общению.
2) Сделать процесс обучения занимательным, а также создать бодрое рабочее настроение у учащихся.
3) Сделать эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.
4) Развивать способность анализировать, анализировать, сравнивать и обобщать.
В игре все равны. Она приемлема для тех, кто не имеет достаточно прочных знаний в языке, Более того, учащийся может стать первым в игре, хотя слабый в языковой подготовке: находчивость, смекалка и сообразительность оказываются здесь более важным, чем знания предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущения посильности заданий — все это дает возможность преодолеть скованность, стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова, обороты и выражения чужого языка. Таким образом, повышается самооценка ученика и он начинает чувствовать равным среди сверстников, что благотворно сказывается на результатах обучения. В этом случае возникает чувство удовлетворенности, а вместе с тем языковой материал усваивается легко и незаметно.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
- обучающая (развитие памяти, внимания, восприятия информации, развития навыков владения иностранным языком).
- воспитательная (воспитание такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимоподдержки и взаимопомощи).
- коммуникативная (создание благоприятной обстановки для общения).
- психологическая (формирование подготовки психики учащихся для усвоения больших объемов информации).
- релаксационная (снятие эмоционального напряжения из-за нагрузки на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
- психологическая (формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности развивающая (развитие личностных качеств для активизации возможностей личности.
Простота и сложность организации и проведения игры зависит от многих факторов: от типа игры, от типа аудитории и от характера взаимоотношений учителя с учащимися. При этом очевидно, что игры на уроке способны сформировать реальное речевое общение, что занимает особое место в коммуникативной методике.
Игры на уроке иностранного языка полезны, но следует учитывать целый ряд требований:
- быть экономным и ставить перед собой определенные учебные задачи.
- работать до конца по заданному ритму и не допускать, чтобы игра срывала ход урока.
- стимулировать активность учащихся.
- вовлекать всех учащихся в игру, не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.
Игра требует от каждого учащегося активности. Участники должны получать удовольствие не только от игры, но и от урока. При этом каждая игра должна быть тщательно продумана и отработана учителем. Она не должна страдать рыхлостью, многословием неэкономичностью. Чтобы учитель мог эффективно управлять игрой, ему самому необходимо знать и четко представлять желаемый результат.
Существует различные подходы к классификации игр. Но все они условны.
Некоторые методисты подразделяют игры на:
- языковые (обработка грамматики и лексики)
- коммуникативные (обработка речевой деятельности).
М. Ф. Стронин выделяет 2 раздела таких игр:
- грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию языковых навыков.
- творческие игры, способствующие развитию речевых навыков и умений.
Предлагаю вашему вниманию некоторые игры:
- лексические игры:
Вариант 1 (фронтальная игра). Учитель вывешивает на доске картинки (это могут быть различные тематические карточки: фрукты, животные, одежда, достопримечательности Лондона, и.т.д.) В течении одной минуты учащиеся должны запомнить название, затем по памяти называют их. Победителем становится тот, кто запомнил и назвал больше.
Вариант 2 (групповая игра). Две команды становятся лицом друг к другу. Учащиеся должны назвать значения слова, картинку которой показывает команда — соперник. Побеждает та команда, которая дала наибольшее число правильных ответов.
Вариант 3 (пантомима). Ведущий изображает какого- либо животного, остальные учащиеся должны отгадать.Эту же игру можно предложить в другом варианте: ведущий загадывает какое- либо животное, а остальные по очереди задают вопросы: «Is it fluffy?» … По ответам необходимо отгадать загаданное животное.
Игры можно проводить по различным темам: цифры, цвета, одежда, животные, транспорт, времена года ит.д.
Еще один вариант лексической игры, которую можно проводить не только с учащимися начальной школы, но и старше.
Игра-цепочка. Учитель предлагает одно слово, учащиеся по цепочке должны добавлять по одному слову.
T: I like.
P1: I like playing.
P2: I like playing football.
P3: I like playing football with…
P4: I like playing football with my…
P5: I like playing football with my friends и т. д.
Если ученик не может назвать свое слово он выбывает из игры.
Ту же самую игру можно сыграть после изученной и хорошо отработанной лексики. Возьмем к примеру тему «Школьные принадлежности» или «Фрукты и овощи».
T: I put into my bag a book.
P1: a pen
P2: a pencil
P3: a lunch-box
P4: a pencil case и т. д.
Игра «Самый интересный рассказ». Представители каждой команды выбирают тему, которая запечатана в конверте например: «В зоопарке», «Поездка за город», «Спортивные игры». Побеждает та команда, которая составила самый интересный рассказ и допустила меньше ошибок.
Игра «Собери пазлы». Две команды выбирают конверты, в которых находятся части одной картинки. Цель игры: как можно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур: I see …,This is …, There is/are … и т. д.
В начальной школе широко используются фонетические игры. В качестве таких игр можно использовать скороговорки.
1. How can I clam in a clean cream can? 2. Send toast to ten stout saints’ ten tall tents.3. Roberta ran rings around the Roman ruins. 4. Wayne went to Wales to watch walruses.
Орфографические игры.
Игра «Вставь букву». Эта игра отрабатывает орфографию в пределах изученного лексического материала. Учащимся предлагаются слова с пропущенными буквами, цель- вставить верную букву. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием. Например: c..t, d..g, f..x, ar.., e..g (cat, dog, fox arm, egg).
Это, конечно же, не весь перечень игр, который я использую на уроках английского языка, его можно еще продолжить. Очень важно помнить, что игра — это лишь элемент урока, и ее необходимо использовать для достижения дидактических целей урока. Поэтому нужно точно знать какие именно навыки и умения отрабатываются в данной игре, что учащийся не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Главное для учителя иностранного языка учитывать не только возраст, но и психологические особенности каждого ребенка отдельно взятого.Учитель должен давать возможность каждому ребенку проявит себя, реализовать себя без боязни быть непонятым. Таким образом, педагогический потенциал любой игры заключается в том, чтобы привлечь школьника, вызвать в нем интерес, стимулировать его в изучении языка, формировать в классе дружескую атмосферу, дать возможность каждому ученику в игре взглянуть на себя и своих товарищей со стороны.
Наша задача сегодня искать новые пути, совершенствовать методику и систему своей работы для высокого уровня владения иностранным языком, в частности английским: он открывает доступ для обучающихся к различным языкам и культура, к мировой информации по различным отраслям знаний.
Литература:
1. Конышева А. В. «Английский для малышей». СПб- Каро 2004.
2. Конышева А. В. «Игровой метод в обучении иностранному языку». СПб- Каро 2006.
3. Шишкова И. А. «Английский для малышей» М. — Росмэн 2000
4. Стронин М. Ф. «Обучающие игры на уроке английского языка» / М. Ф. Стронин// Просвещение,1984.
5. Эльконин Д. Б. «Психология игры»/ Д. Б. Эльконин // Просвещение, 1987.
6. Жукова И. В. «Дидактические игры на уроках английского языка» / Первое сентября. Англ.яз. 2006.
7. Аникеева Н. П. «Воспитание игрой» — М., Просвещение
8. Хайдаров Ж. С., Пидкасистый П. И. «Технология игры в обучении развитии» / В. М. Филатов, П. И. Пидкасистый — М., 1996.
9. Мухина В. С. «Детская психология» / В. С. Мухина — М., Просвещение 1985.
10. Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка».- М., Просвещение.