Понятие «дифференцированное обучение» в переводе с латинского означает разделение, разложение целого на части.
Вопрос дифференциации обучения и воспитания интересовал всегда. Ведь жизнь показывает, что все люди на Земле рождаются разными.
Цель дифференцированного обучения — организовать учебный процесс на основе уровня возможностей и способностей каждой личности.
Задача — увидеть индивидуальность ученика и сохранит её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Согласно мнению исследователя Л. Н. Вакиной, «принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования — создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль» [2].
Дети всегда приступали и будут приступать к изучению школьных программ с разными исходными предпосылками.
Поэтому в начале 1 класса совместно со школьным психологом проводим диагностику познавательных процессов и условно делим учащихся на 3 группы.
1 группа — учащиеся со слабой подготовленностью к школе, с недостаточной сформированностью психических процессов. Они нуждаются в постоянном внимании.
2 группа — достаточно подготовленные учащиеся к школе, владеют основным обязательным объемом знаний и умений. Но им требуется помощь при обобщении и анализе изученного.
3 группа — дети с высокой степенью подготовки к школе, у них выражена познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.
Все дети, несмотря на то, что поступили в школу с разной подготовкой, талантливы. Главная задача учителя, выявить суть одарённости каждого ребенка и в нем «зажечь звезду», что бы он проявил себя в какой-либо области.
«Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” — “одаренные дети встречаются крайне редко”. Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей». [1] Я придерживаюсь точки зрения, что все дети являются одарёнными.
Существует следующая классификация типов одарённости, разработанная отечественными психологами:
Академически одарённые и интеллектуально одарённые;
Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать — сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности.
Данный тип одарённости не обязательно изначально принадлежит ко 2 или 3 группе, но вероятность велика.
Социально одарённые;
Это еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как одаренность. Синонимом этого является выражение «организаторские способности». Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе. Иногда статус лидера ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок.
Спортивно и физически одарённые;
Часто бытует мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов. Это не соответствует действительности. Ведь многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Для таких детей в городе Петропавловске — Камчатском очень много спортивных объединений. Задача как учителя — направить их энергию в нужное русло.
Творчески и художественно одарённые
Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Стараюсь увидеть эти способности, содействовать их развитию и в случае высокого уровня их проявления забочусь о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься. К счастью, в школе № 11 есть простор для таких талантов. Это знаменитый не только в родном городе хореографический ансамбль «Фейерверк», художественное объединение «Акварелька».
Креативный тип
Этот тип одаренности наиболее интересен. Главная его особенность выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на жизнь. Часто бывает, что таких учеников недолюбливают, они почти всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы. Тот факт, что практически у всех творческих детей — подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен — именно так называемая не комфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, следует предлагать особую деятельность, допускающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты. Чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей, учитель должен сам обладать, достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе.
Все дети движутся постепенно, каждый своим путем к основной цели — к усвоению школьной программы, к яркому проявлению и применению своей одаренности в какой — либо области.
Дифференциацию обучения следует широко применять на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, уроки закрепления, дифференцированная домашняя работа, самостоятельные и контрольные работы до 6 вариантов, во внеурочной работе. Рекомендуется использовать такие формы и методы работы как в парах, в группах, индивидуальная, фронтальная, игра, эвристическая беседа.
На протяжении четырех лет обучения ребенка в школе, я веду тетрадь, в которой фиксируются все ошибки по предметам и достижения каждого ученика. Это позволяет изучить причины возникновения ошибок, пути устранения пробелов. Такая работа позволяет выявлять индивидуальные особенности отдельных учеников. При составлении рабочей программы следует планировать индивидуальную работу. Исследователь С. В. Ильина отмечает: «Индивидуализация неотрывна от дифференциации, так как учет личностных особенностей каждого ещё не означает равноуровневое овладение знаниями каждым учащимся. Этот процесс долгий и нелегкий, так как индивидуализировать задания требует от учителя большего творчества». [3]
Опыт показывает, что каждый ребенок в классе при дифференцированном обучении чувствует себя успешным. Он, справляясь с заданиями, составленными индивидуально для него, психологически раскрепощается. Не боится участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, активно стремится посещать различные кружки. И обязательно раскрывается в какой-либо области.
Название олимпиады, конкурса, проекта, фестиваля |
Год проведения |
Уровень |
Результат (участник, лауреат, победитель) |
Олимпиада по математике |
2011 |
школьный |
Путинцева Алена — победитель |
Олимпиада по окружающему миру |
2011 |
школьный |
Путинцева Алена — победитель |
Олимпиада по русскому языку |
2011 |
школьный |
Морозов Виталий — призер |
Игровой конкурс по русскому языку «Русский медвежонок языкознание для всех» |
2011 |
федеральный |
Доля Ирина — 1 место в регионе Попова Мария — 1 место в регионе |
Дистанционный тур первоклассников |
2012 |
международный |
Вагин Александр — лауреат Черновский Всеволод — лауреат Попова Алина — лауреат |
Конкурс «Зелёная волна» по изучению ПДД Конкурс знатоков литературы родного края |
2012 2013 |
федеральный муниципальный |
Шитов Данил -диплом 1 степени Сербиенко Дмитрий — диплом 2 степени, Безродная Анастасия — лауреат Чечель Антон — лауреат |
Олимпиада по литературному чтению |
2014 |
школьный |
Бахтурина Елизавета — призер |
Олимпиада по математике |
2014 |
школьный |
Юн Мария — победитель |
Конкурс — игра по русскому языку «Ёж» |
2014 |
международный |
Каптелова Анастасия — 2 место в регионе |
Конкурс — игра по математике «Кенгуру» |
2014 |
международный |
Мирошниченко Артем — 2 место в регионе |
Олимпиада по русскому языку |
2014 |
школьный |
Журавлев Александр — призер |
Олимпиада по русскому языку |
2014 |
школьный |
Попова Алина — призер |
Интеллектуальный марафон |
2014 |
муниципальный |
Сербиенко Дмитрий — призёр |
«Открытый микрофон» |
2014 |
муниципальный |
Калига Марк — диплом 3 степени в конкурсе юных прозаиков Смердова Арина — участник |
Викторина, организованная международным благотворительным фондом поддержки космонавтики |
2014 |
международный |
Сербиенко Дмитрий, Самсонова Ксения — диплом 2 степени, Бахтурина Елизавета — диплом 3 степени, Безродная Анастасия — диплом 2 степени |
Конкурс по естествознанию «Человек и природа» |
2014 |
международный |
Петушков Никита — 2 место в школе Журавлев Александр — 3 место в школе |
Дистанционный блиц — турнир «Азбука жизни» проекта «Новый урок» |
2014 |
международный |
Журавлев Александр — диплом 1 степени, Овчинников Сергей — диплом 1 степени, Петушков Никита — диплом 2 степени, Смердова Арина — диплом 2 степени, Мирошниченко Артём — диплом 3 степени, Хижняк Павел — диплом 3 степени, Юн Мария — участник, Салмин Алексей — участник, Хушану Софья — участник, Вагин Александр — участник, Безродная Анастасия — участник, Каптелова Анастасия — участник |
Интеллектуальная олимпиада среди сборных команд начальной школы |
2014 |
школьный |
Сборная класса — призер |
Начиная с 1-го класса, в рамках внеурочной занятости учащихся проводится комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты.
Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в конкурсах разных уровней. «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Конкурс юных прозаиков», «Интеллектуальный марафон», предметные олимпиады.
Я работаю по программе «Начальная школа 21 века». Это хорошая поддержка учителю. Содержание тетрадей и учебников даёт каждому ребёнку учиться в соответствии со своими возможностями. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда.
Высокий уровень информационно-технического оснащения школы № 11 в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.
Выпуская детей из 4 класса, рекомендуется составлять характеристику на каждого ученика, проводить индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.
Это очень непростой труд — организовывать учебный и воспитательный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, так как на подготовку уходит очень много времени.
Но когда я вижу, что каждый ребенок счастлив, что он успешен, не испытывает стресса от обучения в школе, меня охватывает радость и понимание, что этот труд проделан не зря. Ведь именно из этих маленьких «звездочек» вырастут будущие Паганини, Пушкины, Павловы, Яшины.
Такое обучение бережёт чувства ребёнка, что немаловажно. Ведь часто бывает, что в погоне за качеством знаний мы забываем про них. Великий Амонашвили говорил: к чувствам ребенка надо прикасаться с таким же вдохновением и мастерством, как прикасался Орфей к струнам своей лиры.
Литература:
1. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] // http://old.school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=roditel_grupp_kinder_3_dopvolor
2. Вакина Л. Н. Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении английского языка [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/628401/
3. Ильина С. В. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка [Электронный ресурс] // http://ilyina-sf.narod.ru/p10aa1.html