В статье излагаются основы методики формирования динамичной функционально-пространственной структуры общественных зданий на основе принципа функционально-временного зонирования; приводится пример проектной апробации функционально-временного принципа как части аналитического этапа проектирования.
Ключевые слова: функционально-временной принцип, функционально-временная зона, динамичная функционально-пространственная структура архитектурного объекта.
Общественный строй в странах СНД постепенно приобретает черты постиндустриального общества, имеющего своей главной ценностью информацию (знания и образование), инновационные технологии и квалифицированные кадры. С этим связано постоянное дробление потребностей и интересов общества, а также характер его организации, ориентированный на знания, контакты, опыт, разработки и т. п., как на залог успеха и развития. Поэтому вся современная деятельность проявляет устойчивую тенденцию к появлению новых отраслей и путей распространения информации.
Архитектура общественных зданий непосредственно связана с характером человеческой деятельности. Многообразие процессов обслуживания отражается на запросах относительно формирования пространства для их протекания. Все чаще возникают новые общественные услуги разного характера и длительности, требующие новых функционально-пространственных решений. Таким образом, вместе с общественной жизнью развивается и становится разнообразнее функциональное наполнение объектов общественного назначения. Для сохранения эффективности общественного здания во времени необходимо при проектировании ориентироваться не только на непосредственную актуальную пользу, а и учитывать возможность его трансформации в связи с появлением потребностей в новых функциях в будущем. В условиях, предусматривающих постоянное усовершенствование технологий и изменение функционального предназначения, наиболее эффективным решением для объекта общественного назначения представляется модель гибкой структуры, которая является основой для дальнейших трансформаций. Такой объект может оставаться эффективным в условиях изменения характера эксплуатации благодаря своей динамичной функционально-пространственной организации, предусматривающей возможность изменения объемно-пространственного решения объекта в соответствии с изменениями характера функциональных процессов.
В основе предлагаемой модели динамичной функционально-пространственной структуры объекта заложена идея совмещения традиционного принципа функционального зонирования и временных характеристик функций [1, с.129–138], где
функционально-временное зонирование — дифференциация пространственно-планировочной структуры архитектурного объекта по признаку длительности протекания функции.
К разным функционально-временным зонам относятся участки объекта, в которых функциональное назначение имеет разную скорость и темп изменения. Таким образом, архитектурный объект представляется в виде системы, состоящей из нескольких подсистем — функционально-временных зон. Каждая из них имеет свои планировочные особенности и функциональное наполнение и формируется в соответствии с определенными принципами [2, с.189–192]. В качестве научной гипотезы, предлагается разделить планировочно-пространственную структуру архитектурного объекта на 4 функционально-временные зоны. Постоянная функционально-временная зона формирует наиболее устойчивое «ядро» объекта, отвечающее за его жизнеобеспечение и безопасную эксплуатацию: перемещение, эвакуацию, санитарно-гигиенические требования. К долговременной функционально-временной зоне отнесены пространства и помещения, включающие функции, связанные с технологическими процессами, администрированием, анализом информации, хранением стационарного инвентаря и материальной базы. В кратковременную функционально-временную зону включены помещения и пространства для проведения «активных» общественных процессов, например: обучение, досуг, развлечения, спорт и тому подобное. Переменная функционально-временная зона образует «свободный» буфер между объектом и окружающей средой. Эта зона является пространством экспериментирования, синтеза и проверки новых общественных функций [1, с.129–138].
Методика формирования динамичной функционально-пространственной структуры общественного здания на основе принципа функционально-временного зонирования состоит в определении взаимного расположения функционально-временных зон с учетом всех необходимых требований к находящимся в них помещениям, обязательных путей доступа и потенциальных возможностей трансформации каждой из зон. После составления перечня всех необходимых помещений следует отнести их к соответствующим функционально-временным зонам, по сумме нормативных площадей всех помещений подсчитать размеры зон и определить особенности требований к помещениям каждой из зон, а именно:
- необходимость естественного освещения;
- обязательная связь с вертикальными коммуникациями (лифтами, лестницами);
- обязательная связь с улицей;
- технологическая потребность в воде (обязательная связь с сетями ВК) и другими инженерными сетями.
Таким образом, определяются внешние связи каждой из функционально-временных зон, на основании которых формируется дальнейшая схема функционально-временного зонирования объекта. Важным аспектом является то, что одни зоны не должны мешать пространственным изменениям в других зонах. Переменная функционально-временная зона может быть расположена как в центре здания, так и по ее периметру, но она не должна быть «разрезана» или «зажата» между другими зонами, которые изменяются реже или медленнее. Зоны должны быть максимально сплошными, удобными для реорганизации и превращений. Переменная и кратковременная функционально-временные зоны могут при необходимости пространственно объединяться, потому их лучше располагать в одном связанном пространстве. Постоянная и долговременная функционально-временные зоны также являются тесно связанными между собой, поэтому их стоит располагать рядом, объединяя в «стволы», «узлы» или «стены».
В данной статье предлагается рассмотреть применение представленной методики на примере здания школы. Технология процесса школьного обучения часто подвергается изменениям, связанными с различными факторами, например с применением разных систем обучения. Все более популярными в странах СНД становятся методика обучения Марии Монтесорри [3] или система Вальдорфской школы [4], которые предлагают индивидуальный и игровой подход к обучению детей, предусматривающий постоянное изменение сценариев преподавания. Также, в связи с повышением «подвижности» населения (возможности международных переездов, доступность съемного жилья и т. д.) постоянно меняются запросы относительно возрастных групп детей, что особенно проявляется в небольших городах и поселках. Кроме того, на примере эксплуатации существующих зданий школ можно убедиться в неполной эффективности их использования: здания пустуют во второй половине дня, а на период летних каникул и вовсе не используются. При проведении мероприятий каких-либо других функциональных назначений приходится «вписываться» в существующее пространство. Создание динамической функционально-пространственной структуры помогло бы учесть все эти особенности эксплуатации школьных зданий, которые все более явно проявляются в современных условиях.
Основываясь на стандартном задании на проектирование средней школы, необходимо выделить функционально-временные зоны. В состав постоянной функционально-временной зоны школы входят: вертикальные коммуникации (лестницы, пассажирские и грузовые лифты) вместе с необходимыми тамбурами; помещения, имеющие подключение к водопроводным и канализационным сетям (санузлы, мойки, душевые и т. д.); технические помещения (серверные, щитовые и т. д.). Помещения этой зоны не требуют естественного освещения, но должны иметь выход наружу (для эвакуации и загрузки). Таким образом, постоянная зона может одной стороной «выходить» на улицу, а другими сторонами примыкать к остальным зонам объекта. Такое взаимное расположение обеспечит необходимое использование всех зон вертикальными коммуникациями и инженерными сетями. Постоянная функционально-временная зона сконцентрирует все самые важные функции объекта в один «жесткий» и цельный «узел», проходящий сквозь все этажи, не «нарезая» при этом пространства остальных зон.
В состав долговременной функционально-временной зоны школы входят: производственные помещения кухни (цехи, склады, моечные, раздаточные); места хранения информации и материальной базы (архивы, книгохранилища, склады); помещения администрации (кабинеты директора, завуча, преподавателей, бухгалтерия и т. д.). Долговременная функционально-временная зона должна быть непосредственно связана с постоянной и кратковременной зонами. Некоторые помещения, входящие в ее состав, требуют естественного освещения, остальные же могут оставаться «темными».
В состав кратковременной функционально-временной зоны школы входят: учебные классы, школьные лаборатории, актовый и спортивный залы, обеденный зал столовой, читальный зал библиотеки. Кратковременная функционально-временная зона должна быть связана с тремя остальными зонами: она «прикреплена» как к технологическим и техническим помещениям долговременной и постоянной функционально-временной зоны, так и к свободному пространству переменной, которая даст возможность при необходимости объединять пространства и использовать их с бóльшими возможностями.
В состав переменной функционально-временной зоны школы может входить вестибюль, рекреации, универсальные помещения для проведения разных небольших мероприятий, реализации творческой активности учеников. Это пространства, в которых трансформативный потенциал должен быть реализован наиболее полно. Они должны иметь возможность объединения с кратковременной функционально-временной зоной в случае необходимости (например, при проведении открытых школьных мероприятий, ярмарок и т. д.) и быть максимально открытыми внешней среде.
Рис. 1. Схема функционально-временного зонирования здания школы
На основании поставленных требований к разным функционально-временным зонам была создана схема функционально-временного зонирования здания учебного заведения (рис.1). Такая схема позволит, во-первых, более разнообразно и эффективно использовать все пространства и помещения объекта и максимально разнообразить процесс учебной деятельности. Во-вторых, такое здание становится пригодным для протекания в нем других процессов, например, во второй половине учебного дня или во время школьных каникул. Такая схема позволит внести при необходимости коррективы в функциональное наполнение школы — организовать музей, различные курсы или кружки, проводить выставки, ярмарки, организовывать общественные мероприятия и так далее.
Одновременно с таким подходом к проектированию здания понадобится иной подход к его эксплуатации, а именно к организации работы каждой из зон, поскольку регулярные пространственные, функциональные и организационные изменения будут требовать соответствующей координации, исследовательской и планировочной работы. Для более согласованной организации возникнет необходимость в формировании специализированного персонала для разработки и эффективной реализации сценариев трансформаций. Необходимыми направлениями такой работы станут:
- исследование новых возможностей мобильной, трансформативной архитектуры (конструкций, материалов, устройств, мебели и оборудования) и использования ее элементов в конкретном контексте;
- исследование модернизации технологий, слежение за появлением новых тенденций в общественном обслуживании и максимально эффективное их отражение в структуре общественного объекта;
- регулярное планирование рациональной, функциональной и эстетичной среды с учетом всех новых информационных поступлений и контекста;
Таким образом, анализируя новые потребности и возможности, можно разрабатывать соответствующие сценарии и конкретные проектные решения и реализовывать их, постоянно «обновляя» и «освежая» общественное здание, создавая при этом более приспособленную к изменениям во времени архитектуру.
Литература:
1. Ковальчук К. К. Функціонально-часовий підхід у проектуванні громадських будівель. // Сучасні проблеми архітектури та містобудування: Наук.-техн. збірник / Відпов. ред. М. М. Дьомін. — К., КНУБА, 2013. — Вип.34. — 592с.
2. Ковальчук К. К. Принципы формирования модели архитектурного объекта на основании функционально-временного подхода. // Эволюция научной мысли: сборник статей ІІІ Международной научно-практической конференции (5 октября 2014г., г.Уфа). — Уфа: Аэтерна, 2014. — 222с.
3. Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. — М.: Задруга, 1913. — 339 c.
4. Штейнер, Р. Методика обучения и предпосылки воспитания / Р. Штейнер. М.: Парсифаль, 1994. — 74 с.