В статье анализируется сущность, признаки, формы проявления, последствия и способы противостояния манипуляции массовым сознанием в контексте необходимости обеспечения информационной безопасности современного российского общества.
Ключевые слова: манипуляция сознанием, массовое сознание, информация, безопасность, информационная безопасность, общество, информационная война
Современные массовые коммуникации оказывают все большее влияние на экзистенцию современного человека, играя «важную роль в формировании человека как личности и как члена общества» [1, С. 102]. Но в условиях ХХI века глобальный мир, к сожалению, все чаще становится пространством, в котором происходят информационные войны. При этом общим для них становится то, что они адресованы культурному уровню ментальности человека, имеющему ценностную основу, что неоднократно подчеркивалось в современных исследованиях [2, С. 20–27; 3, С. 80–85; 4, С. 84–86]. Современные информационные войны особенно часто используются в экономике, политике и военной борьбе. Кроме того, «информационная война может вестись управляющей элитой с целью удержания в нем своего господствующего положения через сохранение доминирующей в данном обществе структуры приоритетов и ценностей, через поддержание возможности непрерывно продолжать воспроизведение этой структуры, поддерживая тем самым и непрерывность (сохранение) власти» [5, С. 36]. В настоящее время информационно-психологические войны становятся основой и всяких других войн, предшествуя им или протекая параллельно, определяя успех или поражение их исхода.
Современное российское общество нуждается не только в поступлении информации, но и в защите от негативной информации, а информационная составляющая служит важным компонентом национальной безопасности. Информационная безопасность не ограничивается сугубо техническими и технологическими параметрами (информационно-техническая безопасность). Не менее значимой как для военной, так и для невоенной области оказывается информационно-психологическая (психофизическая) безопасность. Информационно-психологическая безопасность в отношении личности состоит в защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Информация является важнейшей категорией, сущность которой состоит в содержании, которое передается в процессе коммуникации и, таким образом, является одним из ее элементов. А в философском понимании информация, наряду с веществом и энергией, является одной из трех фундаментальных субстанций, составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности человека.
В самом общем виде всю информацию можно условно разделить на два вида:
- биологическая (генетическая) информация, т. е. информация, которая содержится в хромосомах организмов и передается по наследству;
- социальная информация, т.е. информация, которая каждым поколением каждый раз заново приобретается в обществе.
Одним из видов массовой информации является массовая информация, которая собирается, накапливается, обрабатывается, передается с помощью информационных агентств, а затем через средства массовой информации. Массовая информация лежит в основе процесса массовой коммуникации. К характерным чертам массовой информации относятся [6, С. 25–26]:
- направленность на массовую аудиторию (общество, народ, слой, группу, регион, профессию и т. п.);
- направленность на формирование единой позиции масс по социальным проблемам;
- способность ориентировать массы в реализации социально-политических, экономических, культурно-духовных и других потребностей и интересов гражданского общества;
- доступность: легкость восприятия и усвоения информации, удобные способы ее получения (на дом, на работу или службу и т. д.);
- возможность интерактивного обмена информацией взаимодействующих сторон (благодаря современным информационным технологиям);
- регулярность поступления;
- открытость для участия в работе органов информации в различных формах (письма, отклики, «прямой провод», выход в эфир).
К основным критериям оценки ценности информации можно отнести ее новизну, достоверность (точность и полноту содержания происходящего), доступность, своевременность и соответствие запросам потребителя (потребностям и интересам). В целом социальная информация эффективна лишь тогда, когда отражает тенденции общественного прогресса и способствует ему.
Основной площадкой для ведения информационных войн на сегодняшний день являются СМИ, так как они имеют возможность оказывать влияние на массовое сознание. Например, гражданская война в Сирии, начавшаяся в марте 2011 г., вызвала широкий резонанс в общественных и политических кругах. Россия и Франция заняли в отношении этого конфликта противоположные позиции. Французское правительство настаивало, вслед за США, на военном или экономическом воздействии на конфликтующие стороны, в то время как российские дипломаты старались не допустить любого вмешательства во внутригосударственный конфликт. Политическое противоборство двух государств нашло свое отражение и в средствах массовой информации, о чем свидетельствуют выявленные исследователями признаки (или приемы) информационной войны. Среди них был отмечены следующие [7, С. 319–320]:
1. Использование стереотипов (в 43 % материалов, посвященных деятельности оппозиции, антиправительственные силы названы боевиками. В 12 % им дано еще более категоричное определение — террористы. Использование таких понятий влечет за собой фиксированное негативное восприятие, связанное ни столько с отношением к самой сирийской оппозиции, сколько с восприятием понятий «террористы» и «боевики». Зачастую подобное определение не обосновано самим новостным материалом);
2. Замена имен, или наклеивание ярлыков (подобный метод получил широкое распространение во французских СМИ. Одним из наиболее заметных примеров является использование сочетаний «кровавый режим» и «жестокая диктатура» относительно правительства Башара Аль-Асада).
3. Повтор информации (при частом повторении одной и той же информации может наблюдаться эффект внушения. Данный прием использовался как российским, так и французским информационными агентствами).
4. Сокрытие значимой информации (примером подобного приема служит игнорирование французскими СМИ информации о содействии сирийского правительства миссии Красного Креста во время событий в Хомсе. Однако «РИА Новости» уделило этому факту большое внимание, не сообщая при этом информацию о новых жертвах со стороны оппозиции).
Таким образом, информация служит в войнах данного типа главным инструментом борьбы: она извращается, изымается, переструктурируется, перемещается и т. п. Но особенно часто информация выступает средством манипуляции массовым сознанием. Манипуляция массовым сознанием — это воздействие, направленное на психику человека, которое осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением массовой аудитории, лишить ее свободы выбора посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.
Иными словами, манипуляция — это контроль над поведением людей посредством внедрения в сознание определенных идей, мыслей и представлений. Манипулирование позволяет погрузить аудиторию в состояние иллюзорности, ведь само активное информационное поле обладает способностью формировать сознание людей, подчиняя их тем, кто управляет процессом.
Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют свои манипуляции, является информация, используя которую, можно производить следующие действия [8, С. 479]:
- сфабриковать, выдавая за подлинную;
- исказить путем неполной, односторонней подачи;
- отредактировать, добавив различные домыслы;
- интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете;
- утаить саму важную информацию, какие-либо существенные детали;
- проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей позицией;
- сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию;
- приписать кому-либо заявления, которых он никогда не делал;
- опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность;
- неточно цитировать, когда приводится часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста приобретает другой, подчас противоположный смысл.
Наиболее откровенно средства массовой коммуникации проявляют свои манипулятивные возможности в ходе избирательных кампаний. Особенно эффективно они манипулируют результатами социологических опросов. Ведь одну и ту же цифру в одном контексте можно подать как успех, а в другом — как катастрофу [9, С. 135–136].
Признаками манипуляции сознанием являются:
- скрытое психологическое насилие (мишенью действий манипулятора является психика человека, его образ мира, ценности, представления, убеждения, стереотипы и установки);
- скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции (успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно);
- наличие фальшивой действительности (зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ, которые служат информационными фильтрами, формируют повестку дня и являются проводниками авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные);
- применение специальных манипулятивных техник, которые которое требует значительного мастерства и знаний (учитывая, что манипуляция общественным сознанием является технологией, сегодня имеются профессиональные работники, владеющие ею);
- отношение к манипулируемым людям не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам, лишенным свободы выбора (манипуляция представляет собой часть технологии власти, чем она и отличается от простого психологического воздействия);
- подмена истинных причин событий мнимыми, дезориентирующими обьект в нужном для манипулятора направлении (данная задача может быть выполнена как с помощью СМИ, так и на основе неформальных каналов информации. Если главной целью классической войны служит физическое уничтожение врага, то целью информационной войны, ведущейся посредством манипулятивных технологий, является уничтожение врага в духовном аспекте за счет разрушения его ценностей, а также смыслового контекста в котором эти ценности укоренены);
- попытка заставить объект манипуляции признать неполноценность и ущербность своих собственных ценностей на фоне показательной яркости и привлекательности ценностей врага (это чаще всего является целью манипулятивной программы).
Условие успешной манипуляции заключается в том, что преобладающее большинство граждан являются пассивным объектом информационного воздействия. Люди не стремятся тратить душевные и умственные силы или время на то, чтобы усомниться в сообщениях, поступаемых со стороны средств массовой коммуникации.
Основными принципами манипуляции через систему массовой коммуникации, которые наиболее точно сформулировал американский лингвист, философ и общественный деятель Ноам Хомский, являются [10, С. 133–135]:
1. Отвлечение внимания. Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибер-нетики.
2. Создание проблемы, а затем предложение способа ее решения. Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая ситуация, рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения, в результате оно само потребует принятия мер, которые необходимы правящим кругам.
3. Постепенное применение. Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом.
4. Отсрочка исполнения. Этот способ продавливания непопулярного решения заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем. Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать.
5. Общение с народными массами как с малыми детьми. В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или об умственно неполноценных индивидуумах. Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты.
6. Влияние на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления. Воздействие на эмоции представляет собой классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего.
7. Поддержание людских масс в невежестве, культивирование посредственности. Это ведет к неспособности людей понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.
8. Побуждение граждан восторгаться посредственностью. Внедрение в сознание населения мысли о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным.
9. Усиление чувства собственной вины. Человека необходимо убедить в том, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может.
10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают. Успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы. Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. «Системе» удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает.
Думающему человеку следует знать, что современное информационное общество живет в мире образов, которые создаются искусственно. Эти образы незаметно для большинства реципиентов информации, предоставляемой средствами массовой коммуникации, становятся тем, что считается реальностью и служит ориентиром для наших мыслей, мнений, чувств и поступков. Мы надеемся, потому что нам внушают надежды, и боимся, потому что нам внушают страхи. Бульварная пресса эксплуатирует подобную взаимосвязь искусственных образов и действительности с особенным цинизмом, превратив разжигание эмоций в весьма доходный бизнес [9, С. 140].
Важнейшими формами противодействия манипуляции личностью являются: критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников, повышение уровня компетентности и формирование научного образа мышления.
Литература:
1. Руденко А. М., Фролова Ю. А. Влияние средств массовой коммуникации на экзистенцию современного человека // Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. — Часть 11. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. — С. 102–103.
2. Roudenko A. M., Kotlyarova V. V., Shubina M. M. Philosophical analysis of the values influence of the western world in the socio-cultural space of Russia // Paradigmata poznani. — 2015. — № 1. — С. 20–27.
3. Котлярова В. В. Современный ценностный кризис и поиск общечеловеческих ценностей // Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — № 2. — С. 80–85.
4. Котлярова В. В. Традиционные ценности в современной культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2010. — № 1. — С. 84–86.
5. Самохвалова В. И. Глобальный мир как пространство современных информационных войн // Философия и общество. 2011. № 4. С. 33–49.
6. Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 250 с.
7. Медведева Я. В., Марущак А. В. Приемы ведения информационных войн (на примере освещения гражданской войны в Сирии в информационных агентствах России и Франции) // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. — 2013. — № 10. — С. 319–320.
8. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психология массовых коммуникаций: учебник для бакалавров. — М.: Изд-во Юрайт, 2014. — 516 с.
9. Воронина С. А. Манипулятивный аспект функционирования средств массовой коммуникации // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. — 2013. — № 5. — С. 135–143.
10. Васильев С. С. Средства массовой коммуникации и их роль в формировании нравственного самосознания в региональных условиях Юга России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4. С. 133–141.