«Плох тот солдат, который не хочет стать генералом»,- говорит пословица. Чем же он плох? Ведь не суждено же всем солдатам стать генералами — услышим в ответ. А теперь подумаем: что мы можем сказать о человеке, судя по его реакции? Верно, человек этот совершенно без воображения, он не понимает иносказательного смысла высказывания, слова и понятия воспринимает только в прямом значении, у него нет сомнения в неверности своего мнения, в общем, человек этот живет здесь и сейчас. Еще, наверное, не очень общительный, может быть, даже ворчливый, в общем, скучноватый. Нельзя однозначно утверждать, хорошо это или плохо, ведь все люди разные, но, наверняка, радости от общения с ним у окружающих мало.
Что же предполагает приведенная нами пословица? А ведь в ней говорится о ребенке, который с детства может выбирать свой путь взрослого человека: остаться «ребенком» до старости или вырасти самостоятельной, успешной и уверенной в своих силах личностью, способной занять свое достойное место в Жизни, умеющей постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.
Конечно, каждый нормальный ребенок перед вступлением на школьную тропу выбирает второй путь. Еще лучше, если он в школу пришел из детского дошкольного учреждения, где получил первоначальные знания о мире, его окружающем. А если ребенок сел за парту из дома, где он был «солнцем», вокруг которого вращался весь мир? Когда личностные качества ограничивались понятиями «не хочу»/»хочу», когда хвалили и восхищались по поводу и без него, когда не захотел что-то делать — ну и ладно, захотел чего-то — дали, помогли, сделали… а дальше все по накатанной прямой: трудно, не могу запомнить, не могу решить и, как следствие, не хочу делать. А потом еще: дома все делал, решал, а в классе не может, потом — не хочет, и т. д., и т. д. В общем, получаем ученика, который вроде бы учится, а на самом деле — нет. Делает формально то, что от него требуют, не прилагая никаких усилий. Выделим ключевое слово– учится (здесь: получает новые и новые знания). Но ведь учиться — это усваивать какие-нибудь знания, навыки (С. И. Ожегов, Словарь русского языка). Значит, усваивать для чего? Для получения и усвоения новых и новых знаний, для применения их в жизни, а, значит, развиваться, совершенствоваться, воспитываться. Глаголы все возвратные, обозначают действие «на себя», «учить, развивать, совершенствовать себя самому». Приведем еще одно высказывание, иллюстрирующее процесс обучения: «Невозможно научить, можно только научиться». Вывод, к которому мы пришли, можно сформулировать следующим образом: школа с участием семьи должна научить ребенка учиться самому. Только тогда цепочка школа — ученик- окружающий мир будет крепкой, надежной и, если хотите, красивой. Чтобы научить ребенка обучаться и развиваться всю жизнь, что очень важно в условиях, когда жизнь меняется быстро и учителя не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся выпускнику в будущем, необходимо сформировать у него УУД, достаточно хорошо уже изученные всеми учителями, доведенные до сведения родителей и детей.
Таким образом, успешность обучения в основной школе и дальше в зависимости от жизненных ситуаций во многом зависит от сформированности у ребенка универсальных учебных действий, которые сгруппированы в четыре основных блока. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Как следует из определений, ребенок всегда должен работать в общении, сначала в паре, затем в коллективе. Первой парой, на наш взгляд, может быть пара ученик–родитель, ведь если ребенок научится толково объяснить родителю то, что от него требуется, он научится так же доходчиво объясняться с товарищем по классу. Конечно, учитель должен разъяснить родителю его роль в общем деле, в чем состоит его помощь и поддержка ребенку.
Рассмотрим процесс формирования УУД в начальной школе на примере применения местного материала. Обоснование выбора: ребенок изучает учебную тему на знакомом и близком ему материале, что постепенно даст возможность для расширения его кругозора и приведет его к умению переносить узкие знания на более широкий фон, делать обобщения и выводы. А это значит, что будут формироваться личностные УУД, которые позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Например, на уроках предмета «Окружающий мир» дети говорят о семье, о «Я» ребенка в ней, о занятиях и т. д. Предложим ученику исследовать и описать свою семью. Если мы в классе будем рассказывать, как это сделать, ребенок, естественно, забудет, он просто не способен запомнить то, что составляет большой объем какой бы то ни было информации. Поэтому параллельно просим родителя помочь, ставим перед ним ту же задачу: исследуйте и опишите свою семью так, чтобы было интересно и познавательно для ребенка. Тут уж родителям надо самим подумать, как это сделать. Поможем им, сделав упор на слове «исследовать», ведь это значит, что надо описать не то, что есть, а и то, что было, как развивалось. В случае необходимости, безусловно, учитель даст подсказки, может быть, на первых порах даже целый план составит, чтобы у взрослого помощника было от чего оттолкнуться, ведь далеко не все родители сами могут определить границы данной работы, не считая многое заслуживающим внимание. Родитель, включаясь в работу, должен, по нашей версии, настроить ребенка на чувство ответственности за сделанную работу, дать возможность ребенку предложить план работы над данной темой: как ты думаешь, что можно сделать? с чего начать? кого привлечь из родных? Таким образом, родители вместе с ребенком делают фото семьи, находят в альбоме фото старших фамилии, составляют историю своей семьи в виде генеалогического древа (пусть очень простое, даже примитивное) и т. д. Результат, который мы получаем в ходе данной работы: происходит сближение ребенка и родителя не на бытовом уровне, а на уровне совместной учебной деятельности, ребенок видит заинтересованность родителей в том, чтобы работа была сделана качественно, хорошо технически, наполнена интересным материалом. Видя историю своей семьи в лицах на одной странице, ребенок чувствует себя членом большого коллектива, где каждый беспокоится и отвечает друг за друга, где каждый является потенциальной опорой и поддержкой друг другу, а это создает чувство защищенности, надежности. Не будем перечислять все УУД, начало формированию которых можем положить, главное — ребенок включен в совместную учебную деятельность, взрослые слушают и учитывают его предложения, а он имеет возможность их вносить; ребенок имеет возможность создать образ (семьи, в данном случае), удивиться (ого, как нас много!), сделать вывод о себе (а что я значу в моей семье?), получить удовлетворение от работы (мы сделали это, сделали все вместе, я могу, потому что мне помогут). Здесь важно слово «помогут», а не сделают за ребенка, не оттолкнут словами «да ты не сможешь, работа твоя не будет красивой»…). Рассмотрим пример такой работы «Пословицы и поговорки народов нашего села», сделанной в форме проекта к уроку литературного чтения.
Тема «Пословицы и поговорки народов нашего села» предполагает немалую исследовательскую работу как со стороны ученика, так и со стороны учителя, родителей. Мотив выбора темы: на уроке литературного чтения мы знакомимся и плотно работаем с русскими пословицами и поговорками, выясняем смысл, значение для нашего времени и конкретно для нас. Можно расширить тему и поговорить о пословицах народов мира, но все это останется на уровне знакомства с чужим, далеким по времени ив пространстве, на уровне разговора, который скоро забудется («я слушаю — я забываю») и практически не требует от ученика никаких усилий. Сузим географию и приблизим теорию к практике. Просим ребят высказать собственное мнение о том, как знания и умения, приобретенные при изучении данной темы, могут сослужить нам здесь и сейчас важную службу? — мы можем изучить национальный состав жителей нашего села, узнать, какие пословицы и поговорки есть у этих народов, выяснить, есть ли у них что-то общее с теми, которые мы уже прочитали, или они отличаются от них. Хорошо, узнаем, выясним, а дальше что? — сделаем книжку (брошюру), поместим ее в школьный музей, чтобы знать не только то, что делали, чем занимались наши предки, но и как они говорили, что для жизни считали важным, как налаживали жизнь в многонациональном селе. Для того, чтобы наша работа имела действительно вид исследования, выдвинем две гипотезы (предположения), которые надо обосновать в ходе работы над проектом. Какие, как вы считаете? — мы должны узнать: пословицы и поговорки народов нашего села близки по тематике и общему смыслу пословицам других народов мира или в корне отличаются от них. Следующий вопрос: как вы считаете, каким образом мы сможем осуществить этот проект? (методы работы) — спросим у родителей о национальностях, расспросим бабушек, или прочитаем в книгах, или найдем информацию в Интернете о пословицах и поговорках, запишем их, найдем похожие по тематике, озаглавим эти группы, выясним их смысл, сравним с изученными русскими, сделаем выводы. Учитель советует узнать в Администрации села о национальном составе населения, выделить наиболее многочисленные национальности, узнать, как и когда эти люди поселились на территории, какие семьи сейчас преобладают (ведь везде идет процесс ассимиляции, смешения в одной семье представителей разных национальностей). Что можно еще сделать, чтобы наша общая работа была красочной, привлекательной, интересной, практически значимой? — нарисовать иллюстрации, найти рисунки в Интернете, написать свои соображения по поводу той или иной пословицы, описать случай из своей жизни и т. д., здесь фантазии и возможности и детей, и взрослых безграничны, тем более, что можно найти огромное количество подобных работ и адаптировать их к конкретной теме.
Итак, предлагая работу над данным проектом, мы выполняем задачи по формированию у детей универсальных учебных действий, указанных в государственных стандартах второго поколения:
- под руководством учителя на основании имеющихся знаний дети находят новые темы для самостоятельной работы (сначала по подсказке, затем самостоятельно);
- с помощью учителя учатся формулировать цели и задачи работы, т. е. определять границы исследования в соответствии с темой;
- с помощью учителя дети прогнозируют (предполагают) область применения имеющихся знаний (зачем?- практическое применение (значение) данной работы);
- с помощью учителя учатся выдвигать гипотезы, (делать предположения), практическим путем обосновывать их доказательство, т. е. аргументировано защищать;
- с помощью учителя определять предмет и методы исследования, т. е.находить способы добывания информации и привлекательного ее оформления;
- с помощью учителя учатся распределять обязанности (поручения) по силам и возможностям учеников, по возможностям родителей в оказании помощи при работе;
- с помощью учителя (или родителей) готовят материалы к защите, осуществляют ее, оценивают качество своей работы (доволен/не очень), учатся оценивать (ценить) труд других ребят, радуются или огорчаются, в зависимости от впечатления, которое складывается во время защиты;
- во время работы над своей частью общего дела дети учатся самостоятельно (под ненавязчивым вниманием родителей) контролировать сроки сдачи работы, ее качество, стараются сделать хорошо.
Тем для самостоятельной исследовательской работы на местном материале огромное количество, так что поле деятельности и учителя, и ученика безгранично, что также способствует развитию инициативы, фантазии, творчества.
Литература:
1. Братанова,Т.А.. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т. А. Братанова // Начальная школа. — 2008. — № 5. — С. 41.
2. Каирова, Л.А.. К вопросу о формировании исследовательской культуры учителя [Текст] / Л. А. Каирова.// Начальная школа. — 2007. — № 6. — С. 15.
3. Новолодская, Е.Г.. Реализация творческих проектов при изучении природоведения [Текст]/ Е. Г. Новолодская, С. Н. Яковлева // Начальная школа. — 2008. — № 1. — С. 94. 5.
4. Тимофеева, В.П.. Исследовательская работа в начальной школе [Текст] /В. П. Тимофеева // Начальная школа. — 2008. — № 2. — С. 9.