Патриотическое воспитание — одно из основных приоритетных направлений современного образования. Как научить ребенка, будущего выпускника, полноправного члена общества, любить свою Родину? Этим вопросом задается каждый учитель, классный руководитель, особенно учитель литературы, предмет преподавания которого тесно связан с воспитанием нравственных, в том числе и патриотических чувств.
Родина всегда считалась фундаментальной общечеловеческой ценностью, и подвергалась глубокому осмыслению в разные исторические эпохи существования общества. В отечественной педагогике воспитанию патриотизма уделяли особое внимание педагоги: К. Д. Ушинский, С. И. Гессен, П. Ф. Каптерев, В. И. Водовозов, А. П. Вахтеров, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский.
В современной педагогике под патриотизмом поднимется «нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [9, с. 351]
В ФГОС от 17.12.10 г. мы находим термин «потрет выпускника основной школы», под которым понимается ряд личностных характеристик, которыми должен обладать каждый выпускник по окончании школы. Например, будущий полноправный член общества должен быть человеком, «…любящим свой край, Отечество, знающим русский и родной язык, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции».
Кроме того, в «Примерной основной образовательной программе основной школы», изложены планируемые результаты воспитания и социализации, где первым пунктом мы находим результаты воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитанный человек, согласно программе, это человек, с сформированным ценностным отношением к России, народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, символике государства, законам Российской Федерации, родным языкам, старшему поколению, он должен знать основные положения Конституции Российской Федерации, основные права и обязанности граждан России, иметь системные представления о народах России, понимать общность их исторической судьбы, идею единства народов нашей страны, иметь опыт социальной и межкультурной коммуникации и опыт участия в гражданской жизни, иметь представление об институтах гражданского общества, их истории, современном состояние в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении, понимать важность защиты Отечества, иметь уважительное отношение к органам охраны правопорядка, знать национальных героев, важнейшие события истории России и государственные праздники.
Патриотические качества формируются, как правило, во внеурочной воспитательной работе. Однако, как показывают педагогические исследования, патриотическое воспитание может быть реализовано и на уроках из цикла гуманитарных дисциплин. Например, на уроках изобразительного искусства учитель может познакомить учащихся с живописью, памятниками скульптуры и архитектуры, которые наглядно иллюстрируют величие и мощь страны, творческий потенциал граждан. На уроках музыки возможно разучивание песен патриотического характера, знакомство с лучшими музыкальными произведениями, созданными соотечественниками.
Особую же роль в воспитании патриотизма играют уроки русского языка и литературы. Возможности дидактического материала, представленного в учебниках по русскому языку и литературе, позволяют педагогу не только успешно выполнять требования, предъявляемые государственными образовательными стандартами, но и осуществлять «воспитание бережного отношения к родному языку, как к элементу общей культуры, средству выражения культурно-исторического наследия русского народа» [7, с. 67].
Специфика патриотического воспитания на уроках литературы проявляется через работу с художественным текстом, соответствующим возрасту, уровню развития и воспитания учащихся.
В общеобразовательной программе по литературе для 5 класса под редакцией В. Я. Коровиной представлено 10 авторов, художественные тексты которых, обращены к патриотическим темам войны и родной природы. Это М. Ю. Лермонтов (стихотворение «Бородино»); Ф. И. Тютчев (лирика); И. С. Никитин (лирика), А. Н. Плещеев (лирика), А. Н. Майков (лирика), И. З. Суриков (лирика), А. В. Кольцов (лирика); С. А. Есенин (стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…»); К. М. Симонов (стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…»); А. Т. Твардовский (стихотворение «Рассказ танкиста»).
Рассмотрим возможные формы работы с образцами художественного текста.
При изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» с учащимися организуется беседа, в которой рассматриваются вопросы:
1. Обратите внимание на название стихотворения. Внимательно прочитайте весь текс. О чем он? О каком знаменательном историческом событии в нём идет речь? (О Бородинском сражении 1812 года).
2. Обратите внимание на строфы с восьмой по четырнадцатую. Кого полковник вдохновляет на сражение? Какую роль народ, в лице солдат, играет в этом сражении? Историческом развитии страны в целом? (Полковник вдохновляет народ, простых солдат, которые готовы до последнего стоять за свою Родину и даже отдать жизнь, а значит, играют главную роль в сражении).
3. Давайте подумаем над вопросом: только ли в сражениях наши предки-соотечественники проявляли желание помочь стране, или те, кто строил города, делал научные открытия и создавал великие художественные произведения, так же внесли немалый вклад в развитие и процветание страны? Считаете ли Вы, что каждый гражданин России должен делать то же самое? (Желание помочь стране проявляли не только те, кто учувствовал в сражениях, но и те, кто делал что-то важно вне поля боя. Конечно, каждый уважающий себя человек и гражданин должен делать все возможное, чтобы Родина процветала).
Таким образом, при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», учащиеся приходят к выводу о том, что страна не может существовать без народа, а народ не может существовать без страны. Родина — это самое ценное, что у нас есть, поэтому каждый должен делать всё, что в его силах, чтобы она развивалась и процветала, ни в чем не нуждалась и ни от кого не зависела.
На заключительном этапе учитель задаёт вопрос: Ребята, мы выяснили, что понятия Родина и народ неделимы. Без чего ещё мы не можем представить страну, в которой родились? Об этом так много писали наши поэты. Это так любили изображать на картинах русские художники.
Ожидаемые ответы учащихся: Без русской природы, её полей и лесов, рек и озер, без русской березы.
Опираясь на ответы учеников, логично продолжить беседу о патриотизме, анализируя стихотворение С. А. Есенина «Синий май. Заревая теплынь».
План беседы:
1. Что описывается в стихотворении? (В стихотворении описывается русская природа: май, полынь, черемуха, сад, луна, прохлада ночи).
2. Читая стихотворение, мы видим, что поэт очень любит свою Родину, как это проявляется в тексте? Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору выразить свое отношение к красоте родной природы? Что Вы чувствуйте при прочтении стихотворения? (Автор использует эпитеты «синий май», «заревая теплынь», «липкий запах», «взбалмошная луна», «веселый май», «голубая прохлада». Образы очень яркие, мы чувствуем запах этой полыни, теплынь, а потом прохладу, вместе с поэтом, видим эту луну).
Задание: Такой русскую природу видит С. А. Есенин, а как её видите Вы? Попробуйте придумать небольшой рассказ, из 5–10 предложений, от лица, человека впервые увидевшего русскую природу. Его восхищает то, что он видит? Опишите его первые ощущения?
Следовательно, при анализе стихотворения С. А. Есенина «Синий май. Заревая теплынь», учащиеся приходят к выводу, что именно выразительные средства помогают автору текста выразить самые глубокие и добрые чувства по отношению к родной природе.
Таким образом, при изучении правильно подобранных художественных текстов, обращенных к темам войны и родной природы, на уроках литературы, у учащихся 5-го класса происходит формирование таких качеств как: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, уважение к истории, культурным и историческим памятникам, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности. Происходит формирование активной гражданской позиции и выстраивается общая ориентировка на положительные результаты воспитания и социализации будущего выпускника школы.
Литература:
1. Есенин, С. А. Собрание сочинений [Текст]: в 3 т./ С. А. Есенин, Т.1 — М.: Издательство «правда», 1983.- 349с.
2. Коровина, В. Я. Литература: 5 класс: Учебник [Текст]: в 2 ч./В. Я. Коровина; Ч.1 — М.: Просвещение, 2013. — 303с.
3. Коровина, В. Я. Литература: 5 класс: Учебник [Текст]: в 2 ч./В. Я. Коровина; Ч.2 — М.: Просвещение, 2013. — 303с.
4. Коровина, В. Я. Литература: 5кл.: Метод. Советы. [Текст]/В. Я. Коровина, И. С. Збарский — М.: Просвещение, 2004.- 144с.
5. Лермонтов, М. Ю. Полное собрание сочинений [Текст]/М. Ю. Лермонтов. — СП.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014.- 1056с.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.
7. Первухина, Е. В. Патриотическое воспитание учащихся средствами русского языка [Текст] / Е. В. Первухина //Молодой ученый. — 2015.- № 9.1.- С.67–69
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.— М., 2010.— 50 с.
9. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебное пособие для педагогических вузов [Текст] / И. Ф. Харламов.— М.: Гардарики, 1999.— 520 с.