Тувинские праздники как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 14.07.2015

Статья просмотрена: 1908 раз

Библиографическое описание:

Жуйкова, Т. П. Тувинские праздники как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 466-468. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21203/ (дата обращения: 18.12.2024).

Русский и тувинский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Авторитета достойно завоеванного тувинским и русским искусством, литературой, музыкой.

Мы не должны забывать о своем культурном духовном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, музыке. Мы должны обучать детей истории своей страны, города, села, обычаи, традиции, национальные колориты. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой части души ребенка, началом, порождающим личность. Но так как мы живем в Туве, то мы не должны забывать обычаи и традиции тувинского народа.

Детство — это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты величия.

Средний дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей данного возраста любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры [1].

Педагогическим коллективом МБДОУ «Хунчугеш» с. Берт-Даг Тес-Хемского района был разработан план мероприятий, который включал содержание тувинских праздников.

Для успешного выполнения намеченных мероприятий необходимо оборудование и оснащения педагогического процесса. В связи с этим педагогами и родителями ДОУ был собран большой методический материал для бесед с детьми среднего дошкольного возраста и проведения занятий по патриотическому воспитанию. Приобретены видеокассеты, буклеты, книге о Туве, изготовлены альбомы «История Тувы», «Животный мир и растения Тувы», «Обычаи построения юрты» о быте и устройстве юрты, сделана картотека тувинских и русских игр, оформлены папки — передвижки на темы «Малая Родина, в которой я живу».

Силами педагогов, детей и родителей были организованы в каждой группе мини-музеи экспозиции, которых посвящены родному городу, быту тувинцев, истории республики и России. На базе мини — музеев проводятся занятия, беседы с детьми данной группы. Дошкольники имеют возможность заниматься в них самостоятельной исследовательски-поисковой деятельностью и игровой. Все это делает мини — музеи важным средством воспитания будущих патриотов.

Постоянными в ДОУ стали панорамы открытых мероприятий «Растим патриотов», выставки творческих работ детей и их родителей среднего дошкольного возраста «Расцветай, Тува родная!». Фестиваль русских и тувинских народных игр, театрализованный фестиваль «Что за представление — всем на удивление», с использованием произведений устного тувинского народного творчества, тематические развлечения и праздники «День пожилых людей», «День города», «День Победы», «Шагаа», «Наадым» и т. д.

Приобщения дошкольников к тувинским праздникам мы строили на основании следующих подходов: вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевые и театрализованные игры). Интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного). При опоре на фольклор; использование взаимодействия в системе «воспитатель — ребенок — родитель», так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к тувинским праздникам.

В ходе исследования были выявлены критерии и показатели сформированности патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в определенной логической последовательности, предусматривающей природу и закономерности патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Цель исследования — опытно-экспериментальным путем определить эффективность ознакомления детей среднего дошкольного возраста с тувинскими праздниками. В исследовании приняли участие 40 детей среднего дошкольного возраста.

Для оценки знаний детей среднего дошкольного возрастать о тувинских праздниках мы составили 20 вопросов, которые задавались детям во время проведения бесед.

Выявив первоначальный уровень, мы проанализировали результаты и пришли к следующему выводу, что дети в обеих группах находятся на среднем уровне и низком уровнях знаниях о патриотическом воспитании.

На основе проведенной диагностики мы составили план, включающий тувинские праздники, с целью повышения знаний детей патриотического воспитания.

Приведем пример некоторых из них:

Праздник Наадым имеет тысячелетнюю историю. Самый ранний период Наадыма — родовое жертвоприношение в честь духа-хозяина местности и предков рода, которое устраивалось в середине лета, когда уже имелось определенное обилие молочных продуктов, сопровождавшееся праздничным гулянием, играми, состязаниями. Функциональная направленность Наадыма на данном этапе сводилась к демонстрации единения членов рода друг с другом, а также с охраняющими родовую территорию духами умерших предков и духами-хозяевами местности. В праздники дети узнают об истории самого праздника, с какой целью проводится этот праздник. Основная цель праздника Наадым — это чествование передовиков производства, обмен опытом, воспитание у детей любви к народным традициям и уважения к нелегкому труду животноводов.

Шагаа — праздник встречи Нового года по восточно-лунному календарю, который празднуется в конце января или в начале февраля, т. е. в начале белого месяца. Это очень глубокий праздник тувинцев, связанный с мировоззрением и духовной жизнью народа. Новый год обязательно встречают с восходом солнца, символизирующим всегда начало, рассвет, обновление в первый новогодний день. Вы обязательно по своим наблюдениям отметите то, что тувинцы, особенно взрослые, чтобы не пропустить момент наступления нового года — восход, не будут ложиться спать. Скорее всего, многие из них ночь проведут в буддийском монастыре, в котором монахи будут вести особую службу и читать мантры. Почему же? — спросите вы. Это связано с поверьем, которое все тувинцы знают, от мала до велика. Считается, что в эту ночь Будда объезжает на своей колеснице всю землю, а спящих людей он принимает за мертвых и не благословляет их. С восходом солнца все мужчины проводят особый сокровенный обряд — «сан салыры» на вершинах священных гор. Это очень древний обряд, несущий в себе информацию о жизни предков тувинцев, их образе мышления, духовной жизни [2, c. 45–51].

Празднование национального праздника Шагаа в детском саду «Хунчугеш» с. Берт-Даг стало приоритетным направлением работы, которого является сохранение и развитие традиционной тувинской культуры, формирование патриотического воспитания считается самым масштабным и красочным событием. Этот год не стал исключением — празднование длилось целую неделю, в течение которой дети соревновались в знании тувинских национальных традиций, обычаев, устного народного творчества.

Ежегодно в детском саду проходит конкурс на самый красивый, оригинальный и традиционный тувинский национальный костюм, приуроченный празднику Шагаа, в котором дети и их родители принимают активное участие. И в этом году воспитанники детсада пришли в очень красивых национальных костюмах самого разного дизайна.

Помимо конкурса национальной одежды проходит также конкурс национальных блюд, где традиционно представлены тувинские деликатесы из мяса, молочных продуктов. Среди представленных в этом году блюд выделялись барашки слепленные из талгана, лепешки в виде букв «Ш», «А», «Г», «А», «А», выглядевшие очень оригинально.

Среди воспитанников детского сада также был объявлен конкурс стенгазет на тему «Как празднуют Шагаа в Туве», работы конкурсантов украсили стены актового зала учреждения. Всю неделю в детском саду проходил показ фильмов о Туве, шли беседы-занятия, где детям рассказывали о традициях празднования светлого праздника Шагаа. Кроме того, дети учили скороговорки, загадки и песни о Туве, делали ручные поделки в виде национальной посуды и частей юрты. В рамках празднования недели Шагаа в садик были приглашены работники Дома культуры с. Берт-Даг, которые показали театрализованное представление «Шагаа-найырчалап туру, чолукшуулу» и сказку по мотивам тувинского фольклора.

Все познавательные и развлекательные мероприятия были направлены на то, чтобы детям было комфортно и интересно знакомиться с тувинской культурой, изучать ее, узнавать свою малую Родине, ее традиции и обычаи.

Оваадагыыры

Обряды и традиции тувинцев, функционировавшие до конца 30-х годов XX века, представляли сложную систему, в которой наряду с древнейшими обрядами существовали обряды и праздники, заимствованные у других народов, впитавшие, однако в себя элементы древних действ тувинцев. Практически все обряды приходились на весенне-летний период.

Составной их частью являлись коллективные моления, проводившиеся с целью освящения объектов природы и жертвоприношения «хозяевам» мест. Все коллективные моления связывает общее название дагылга, дагыыры (ср. монг. тахих, тахилга жертвоприношение, приносить в жертву). У тувинцев дагыыры означает освящение, так, летний обряд Оваадагыыры освещение (оваа культового сооружения из камней и веток, вид древнего жертвенника). Существуют также обряды освящения родовой горы (даг), Вселенной (Оран танды или Оран делегей), Неба (дээр), перевала (арт), тайги, деревьев: лиственницы и березы, растущих из одного места, или ели и березы (тельыяш), дерево-шамана (хам ыяш), начала реки (сугбажы), начала оросительного канала (бугабажы), источник целебной воды (аржаан), семейного очага (от).

Все они тесно связаны с традиционной хозяйственной деятельностью тувинцев, кочевым образом жизни. От того, насколько благосклонны были «хозяева» мест, духи к людям, зависело, по представлению древних тувинцев, благополучие рода, скота, удача на охоте, урожайность и т. д.

Однако, несмотря на общность названия, и главной цели, они во многом разнятся. Так, различны места их проведения вершина родовой горы, вершина священной, общей для нескольких фамилий горы, на которой возвышается большой оваа, трудный перевал, место у дерева шамана, начало оросительного канала и т. д. Неодинаков и состав участников: от членов одной семьи (от дагыыры), до представителей нескольких родов (оранделегейдагыыры) [31, c. 28–30].

Праздник оваа-дагыыры считается интереснейшим для детей. Увиденные на этом празднике действа, моления, различные национальные игры, которые проводятся во время освящения, способствуют узнаванию своих традиций, обычаев и святых мест.

По окончанию проведенной работы, провели контрольный срез, чтобы подтвердить эффективность опытно-экспериментальной работы.

Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях при использовании плана в усвоении детьми экспериментальной группы представлений тувинских праздников и умении использовать их в самостоятельной деятельности. В контрольной группе, где план не использовался, результаты изменились, но незначительно.

Таким образом, содержание всех проведенных мероприятий способствовало расширению знаний о тувинских праздниках: дети познакомились с семейными традициями, узнали о тувинских народных промыслах, об особенностях тувинских праздников, народных игр, познакомились с особенностями тувинского характера; узнали пословицы и поговорки, характеризующие национальную культуру тувинцев.

 

Литература:

 

1.      Майны, Ш. Б. Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ: диссертация... кандидата: 24.00.01 / Майны Ш. Б. — Кемерово, 2014.– 186 с.

2.      Кужугет, А. К. Шагаа / А. К. Кужугет // Круг знания. — Вып. 1. — Кызыл, 1998. –С. 44–51.

3.      Кыргыс, З. К. Тувинские праздники / З. К. Кыргыс // Музыка и время, 2005. — № 9. — С. 28–30.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, патриотическое воспитание, праздник, Тува, ребенок, детский сад, ребенок среднего, опытно-экспериментальная работа, оросительный канал, родная культура.


Похожие статьи

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Семейные спортивные праздники как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Гимн России как фактор патриотического воспитания дошкольников

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников

Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Семейные спортивные праздники как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Гимн России как фактор патриотического воспитания дошкольников

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников

Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Задать вопрос