Статья посвящена проблеме информированности и активности избирателей и факторам, влияющим на их уровень.
Приведены результаты авторского исследования. На основе проведенного исследования выявлены особенности информированности и предпочтения избирателей в зависимости от возраста, пола и занятости.
Ключевые слова: электорат, средства массовой информации, избирательная активность
В настоящее время проблема низкой активности избирателей является достаточно актуальной. Явка на выборах, проводимых в последние годы, в некоторых регионах составляла менее 30 %. Согласно современным исследованиям [2] причинами спада являются экономические, демографические, культурные, технологические, институциональные и психологические факторы.
Выявление конкретных механизмов, повышающих активность электората, необходимо для разработки эффективных методов воздействия, выбора средств массовой информации, в том числе и в целях оптимизации использования бюджетных средств, направляемых на проведение выборных кампаний.
На сегодняшний день в практике избирательных комиссий используется широкий спектр технологий повышения электоральной активности [1]. Избирательными комиссиями направляются значительные бюджетные средства на издание информационных материалов, в том числе в средствах массовой информации. Вместе с тем, явка на выборах в регионах становится ниже. К таким регионам относится Забайкальский край.
В исследовании, проведенном в апреле 2015 года в нескольких муниципальных образованиях Забайкальского края, были поставлена следующая задача — выявление наиболее эффективных источников информирования населения в целях дальнейшего их использования для повышения электоральной активности.
Методом анкетирования было опрошено 183 респондента (34,4 % — мужчины, 65,6 % — женщины).
В ходе опроса респондентам был задан вопрос «Достаточно ли, по Вашему мнению, население информировано об избирательном процессе и политической жизни в Чите и Забайкальском крае?».
Ответы распределились следующим образом:
Да, достаточно — 44,3 % опрошенных;
Нет — 16,9 %;
Затруднились ответить — 38,8 %.
Достаточно информированным население края считают 40 % женщин и 49,2 % мужчин, о низкой информированности говорили 14,2 % женщин и 22,2 % из опрошенных мужчин.
Мнение о высокой информированности населения края характерно для представителей возрастных групп до 18 лет и старше 25 лет (55,6 % и 52,3 % соответственно). Необходимо отметить, что ни один из респондентов до 18 лет не дал отрицательный ответ на данный вопрос.
Мнение о низкой информированности населения превалирует в возрастных группах от 23 до 25 лет (26,7 %) и от 18 до 20 лет (22,4 %).
При этом, основными причинами низкой информированности населения респонденты, как правило, считают внешние: «информация доступна не в полном объеме», «мало информации о самом процессе выборов», «не всегда избирательная агитация кандидатов организована в полной мере», «основная информация на местном канале, в местных газетах», «Забайкальский край отсталый»,
Также причинами недостаточной информированности опрошенные называли отсутствие интереса у самого населения (6,5 %): «мало интересуются», «население не заинтересовано» и т. п.
Кроме того, в качестве причин, по мнению респондентов, выступают: «правовая безграмотность граждан», «не у всех есть такая возможность» и т. д.
В ходе анкетирования (вопрос «Ходите ли Вы на выборы?») выявлено, что мужчины и женщины проявляют одинаковую активность в участии на выборах: 68,3 % мужчин и женщин (от общего числа опрошенных мужчин и женщин). Не ходят на выборы — 15,9 % мужчин из числа опрошенных мужчин и 13,3 % женщин; периодически ходят на выборы 15,8 % и 18,4 % соответственно.
Основными причинами неучастия в выборах в качестве избирателя респонденты указали: разочарование, бессмысленность и бесполезность своего участия в выборах, а также то, что от них ничего не зависит («не верю в честность выборов», «отсутствие веры в демократию», «считаю бессмысленным», «все заранее решено», «от выбора ничего не зависит», «даже если проголосую за другого кандидата, это ничего не изменит», и т. п.).
Часть участников опроса выразили отсутствие интереса к политике и равнодушие («мне безразлично», «лень ходить» и т. п.).
На вопрос анкеты «Вы обсуждаете избирательную активность?» подавляющее большинство респондентов (73,2 %) ответили положительно, распределение по полу сложилось следующим образом: 79,2 % от числа опрошенных женщин и 61,9 % от числа опрошенных мужчин.
Анализ ответов показал, что около половины респондентов предпочитают обсуждать избирательную активность со своим ближайшим окружением (с родственниками — 49,7 % опрошенных, с друзьями — 42,1 % опрошенных). Наименьшее число респондентов ведут обсуждение с руководством — 4,9 % опрошенных и в социальных сетях — 7,7 % опрошенных.
Менее всего мужчины предпочитают обсуждать избирательную активность в социальных сетях (4,9 % от общего числа опрошенных мужчин), женщины — с руководством (0,5 % от общего числа опрошенных женщин). С другой стороны, мужчины более ориентированы на обсуждение с друзьями (44,4 % от общего числа опрошенных мужчин), женщины — с родственниками (39,3 % от общего числа опрошенных женщин).
Практически для всех возрастных категорий характерно активное обсуждение избирательной компании с родственниками и друзьями, что позволяет сделать вывод о наибольшем косвенном влиянии ближайшего окружения на избирательную активность.
В целях обсуждения избирательной активности социальные сети активнее, чем остальные категории респондентов, используют лица в возрасте 23–25 лет (20 % от числа опрошенных данной возрастной категории).
Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Что, по Вашему мнению, на сегодняшний день может влиять на активность избирателей?» сложилось следующим образом (по убывающей):
- непосредственное общение с кандидатами — 49,7 % от общего числа опрошенных;
- дебаты (ТВ, радио, интернет) — 39,9 %;
- мнение окружающих — 24,0 %;
- информационные кампании (плакаты, листовки, буклеты) — 22,4 %;
- социальные сети — 13,7 %;
- ничего, только собственная позиция — 10,9 %;
- административный ресурс — 7,7 %.
При этом женщины больше, чем мужчины склонны ориентироваться на непосредственное общение с кандидатами (53,3 % женщин от общего числа опрошенных женщин, 42,9 % мужчин) и на мнение окружающих (25 % и 22,2 % соответственно), что объясняется их большей эмоциональностью.
Дебаты (на телевидении, радио и в интернете), по мнению мужчин, практически в равной степени с непосредственным общением с кандидатом оказывают влияние на избирателя (41,3 % мужчин высказались за дебаты, 42,9 — за непосредственное общение с кандидатами).
Административный ресурс оказывает воздействие на избирательную активность лишь по мнению 7,9 % мужчин и 7,5 % женщин. Данного мнения придерживаются студенты — 3,2 % от общего числа респондентов и служащие — 3,8 %.
По мнению респондентов до 18 лет, наибольше влияние на избирателей влияет мнение окружающих (33,3 %), менее всего, по их мнению, способны повлиять социальные сети, что вероятнее всего связано с восприятием социальных сетей развлекательными ресурсами.
Респонденты от 19 до 25 лет считают приоритетными факторами непосредственное общение с кандидатами и дебаты по телевидению, радио и в интернете. При этом необходимо отметить, что не один из респондентов в возрасте 20–22 лет не отметил, что избиратели, прежде всего, ориентируются на собственную позицию.
Респонденты старше 25 лет приоритет отдали непосредственному общению (свыше 52 %).
Необходимо отметить, что для всех возрастных групп характерно мнение о слабом влиянии административного ресурса на активность и взгляды избирателей — показатель не превышает 11,1 % (у респондентов младше 18 лет).
Наиболее часто об ориентации на собственное мнение заявляли респонденты старше 30 лет (15,9 %).
В ходе исследования выявлялись наиболее эффективные источники получения электоратом информации.
Подавляющее большинство респондентов предпочитают получать информацию по ТВ и на интернет-ресурсах (66,7 % и 74,3 % соответственно).
При этом, уровень доверия у телевидения значительно выше, чем у интернет-ресурсов: 57,9 % доверяют телевидению, тогда как уровень доверия источникам в интернете — 33,9 %. Следует отметить, что касается телевидения, то, как правило, это относится к новостным передачам федеральных каналов и частично региональным новостным телевизионным передачам («такая информация передается из официальных источников», «информация предоставляется с места происходящего», «потому что зритель видит, что на самом деле творится», «так как за телевидением осуществляется контроль» и т. п.).
Интернет-ресурсы являются приоритетным источником информации для 74,3 % респондентов (выбрали 72,5 % из опрошенных женщин и 76,1 % из опрошенных мужчин). Наиболее популярны Интернет-ресурсы у возрастной группы от 19 до 22 лет (свыше 86 %), менее предпочтителен в качестве источника информации Интернет у людей младше 18 лет, что вероятнее всего обусловлено использованием Интернета молодыми людьми этого возраста в качестве развлечения (подтверждает и отсутствие доверия данному источнику информации у респондентов до 18 лет).
Уровень доверия Интернет-ресурсам составляет 33,9 %, при этом у тех, кто пользуется данным источником информации уровень доверия — 42,6 %. Более всего склонны доверять информации на Интернет-ресурсах люди старше 30 лет (43,2 %), что объясняется использованием официальных сайтов, информационных порталов, которые, по мнению респондентов, выдают «официальную информацию», «менее подвержены коррупции и продажности», на них «можно получить разнообразную информацию и сравнить», «сравнение и анализ информации из различных источников» и т. п.
В качестве источника для получения информации социальные сети назвали 32,8 % респондентов (в равной степени мужчины и женщины — 32,5 % и 33,3 % соответственно).
Уровень доверия данному источнику информации составил 10,9 %, при этом женщины более склонны доверять информации, получаемой из социальных сетей (11,6 %, а у мужчин — 9,5 %), объяснить свой выбор респонденты рационально, в основном, не могли. Как правило, ориентируются на эмоциональность подачи информации («там много всего интересного»).
В качестве источника для получения информации печатную продукцию (буклеты, листовки и т. п.) назвали 9,3 % респондентов (в равной степени мужчины и женщины — 9,5 % и 9,2 % соответственно). Это является самым низким рейтингом среди всех источников информации. При этом уровень доверия данному источнику составил 4,9 %. Свой выбор респонденты не поясняли.
Ни одному из источников информации не доверяют 6 % опрошенных (в равной степени мужчины и женщины).
Таким образом, по результатам исследования были сделаны выводы:
- неэффективность направления бюджетных средств на издание буклетов, листовок и плакатов;
- информирование населения посредством сюжетов в новостных программах федеральных и региональных каналов, а также через неразвлекательные интернет-ресурсы (информационные порталы и официальные сайты);
- повышение интереса электората к выборам возможно через непосредственное общение кандидатов, представителей избирательных комиссий с населением.
Литература:
1. Информационный портал Избираем.Ру. URL: http://www.izbiraem.ru (дата обращения: 27.06.2015)
2. Яук Ю. К. Явка избирателей как характеристика электоральной активности // Культура и образование. — Май 2014. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/05/1807 (дата обращения: 27.06.2015).