Об информированности и предпочтениях источников информации электората | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 16.07.2015

Статья просмотрена: 298 раз

Библиографическое описание:

Верхушина, Е. Н. Об информированности и предпочтениях источников информации электората / Е. Н. Верхушина, А. А. Бартош. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 686-688. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21227/ (дата обращения: 18.12.2024).

Статья посвящена проблеме информированности и активности избирателей и факторам, влияющим на их уровень.

Приведены результаты авторского исследования. На основе проведенного исследования выявлены особенности информированности и предпочтения избирателей в зависимости от возраста, пола и занятости.

Ключевые слова: электорат, средства массовой информации, избирательная активность

 

В настоящее время проблема низкой активности избирателей является достаточно актуальной. Явка на выборах, проводимых в последние годы, в некоторых регионах составляла менее 30 %. Согласно современным исследованиям [2] причинами спада являются экономические, демографические, культурные, технологические, институциональные и психологические факторы.

Выявление конкретных механизмов, повышающих активность электората, необходимо для разработки эффективных методов воздействия, выбора средств массовой информации, в том числе и в целях оптимизации использования бюджетных средств, направляемых на проведение выборных кампаний.

На сегодняшний день в практике избирательных комиссий используется широкий спектр технологий повышения электоральной активности [1]. Избирательными комиссиями направляются значительные бюджетные средства на издание информационных материалов, в том числе в средствах массовой информации. Вместе с тем, явка на выборах в регионах становится ниже. К таким регионам относится Забайкальский край.

В исследовании, проведенном в апреле 2015 года в нескольких муниципальных образованиях Забайкальского края, были поставлена следующая задача — выявление наиболее эффективных источников информирования населения в целях дальнейшего их использования для повышения электоральной активности.

Методом анкетирования было опрошено 183 респондента (34,4 % — мужчины, 65,6 % — женщины).

В ходе опроса респондентам был задан вопрос «Достаточно ли, по Вашему мнению, население информировано об избирательном процессе и политической жизни в Чите и Забайкальском крае?».

Ответы распределились следующим образом:

Да, достаточно — 44,3 % опрошенных;

Нет — 16,9 %;

Затруднились ответить — 38,8 %.

Достаточно информированным население края считают 40 % женщин и 49,2 % мужчин, о низкой информированности говорили 14,2 % женщин и 22,2 % из опрошенных мужчин.

Мнение о высокой информированности населения края характерно для представителей возрастных групп до 18 лет и старше 25 лет (55,6 % и 52,3 % соответственно). Необходимо отметить, что ни один из респондентов до 18 лет не дал отрицательный ответ на данный вопрос.

Мнение о низкой информированности населения превалирует в возрастных группах от 23 до 25 лет (26,7 %) и от 18 до 20 лет (22,4 %).

При этом, основными причинами низкой информированности населения респонденты, как правило, считают внешние: «информация доступна не в полном объеме», «мало информации о самом процессе выборов», «не всегда избирательная агитация кандидатов организована в полной мере», «основная информация на местном канале, в местных газетах», «Забайкальский край отсталый»,

Также причинами недостаточной информированности опрошенные называли отсутствие интереса у самого населения (6,5 %): «мало интересуются», «население не заинтересовано» и т. п.

Кроме того, в качестве причин, по мнению респондентов, выступают: «правовая безграмотность граждан», «не у всех есть такая возможность» и т. д.

В ходе анкетирования (вопрос «Ходите ли Вы на выборы?») выявлено, что мужчины и женщины проявляют одинаковую активность в участии на выборах: 68,3 % мужчин и женщин (от общего числа опрошенных мужчин и женщин). Не ходят на выборы — 15,9 % мужчин из числа опрошенных мужчин и 13,3 % женщин; периодически ходят на выборы 15,8 % и 18,4 % соответственно.

Основными причинами неучастия в выборах в качестве избирателя респонденты указали: разочарование, бессмысленность и бесполезность своего участия в выборах, а также то, что от них ничего не зависит («не верю в честность выборов», «отсутствие веры в демократию», «считаю бессмысленным», «все заранее решено», «от выбора ничего не зависит», «даже если проголосую за другого кандидата, это ничего не изменит», и т. п.).

Часть участников опроса выразили отсутствие интереса к политике и равнодушие («мне безразлично», «лень ходить» и т. п.).

На вопрос анкеты «Вы обсуждаете избирательную активность?» подавляющее большинство респондентов (73,2 %) ответили положительно, распределение по полу сложилось следующим образом: 79,2 % от числа опрошенных женщин и 61,9 % от числа опрошенных мужчин.

Анализ ответов показал, что около половины респондентов предпочитают обсуждать избирательную активность со своим ближайшим окружением (с родственниками — 49,7 % опрошенных, с друзьями — 42,1 % опрошенных). Наименьшее число респондентов ведут обсуждение с руководством — 4,9 % опрошенных и в социальных сетях — 7,7 % опрошенных.

Менее всего мужчины предпочитают обсуждать избирательную активность в социальных сетях (4,9 % от общего числа опрошенных мужчин), женщины — с руководством (0,5 % от общего числа опрошенных женщин). С другой стороны, мужчины более ориентированы на обсуждение с друзьями (44,4 % от общего числа опрошенных мужчин), женщины — с родственниками (39,3 % от общего числа опрошенных женщин).

Практически для всех возрастных категорий характерно активное обсуждение избирательной компании с родственниками и друзьями, что позволяет сделать вывод о наибольшем косвенном влиянии ближайшего окружения на избирательную активность.

В целях обсуждения избирательной активности социальные сети активнее, чем остальные категории респондентов, используют лица в возрасте 23–25 лет (20 % от числа опрошенных данной возрастной категории).

Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Что, по Вашему мнению, на сегодняшний день может влиять на активность избирателей?» сложилось следующим образом (по убывающей):

-        непосредственное общение с кандидатами — 49,7 % от общего числа опрошенных;

-        дебаты (ТВ, радио, интернет) — 39,9 %;

-        мнение окружающих — 24,0 %;

-        информационные кампании (плакаты, листовки, буклеты) — 22,4 %;

-        социальные сети — 13,7 %;

-        ничего, только собственная позиция — 10,9 %;

-        административный ресурс — 7,7 %.

При этом женщины больше, чем мужчины склонны ориентироваться на непосредственное общение с кандидатами (53,3 % женщин от общего числа опрошенных женщин, 42,9 % мужчин) и на мнение окружающих (25 % и 22,2 % соответственно), что объясняется их большей эмоциональностью.

Дебаты (на телевидении, радио и в интернете), по мнению мужчин, практически в равной степени с непосредственным общением с кандидатом оказывают влияние на избирателя (41,3 % мужчин высказались за дебаты, 42,9 — за непосредственное общение с кандидатами).

Административный ресурс оказывает воздействие на избирательную активность лишь по мнению 7,9 % мужчин и 7,5 % женщин. Данного мнения придерживаются студенты — 3,2 % от общего числа респондентов и служащие — 3,8 %.

По мнению респондентов до 18 лет, наибольше влияние на избирателей влияет мнение окружающих (33,3 %), менее всего, по их мнению, способны повлиять социальные сети, что вероятнее всего связано с восприятием социальных сетей развлекательными ресурсами.

Респонденты от 19 до 25 лет считают приоритетными факторами непосредственное общение с кандидатами и дебаты по телевидению, радио и в интернете. При этом необходимо отметить, что не один из респондентов в возрасте 20–22 лет не отметил, что избиратели, прежде всего, ориентируются на собственную позицию.

Респонденты старше 25 лет приоритет отдали непосредственному общению (свыше 52 %).

Необходимо отметить, что для всех возрастных групп характерно мнение о слабом влиянии административного ресурса на активность и взгляды избирателей — показатель не превышает 11,1 % (у респондентов младше 18 лет).

Наиболее часто об ориентации на собственное мнение заявляли респонденты старше 30 лет (15,9 %).

В ходе исследования выявлялись наиболее эффективные источники получения электоратом информации.

Подавляющее большинство респондентов предпочитают получать информацию по ТВ и на интернет-ресурсах (66,7 % и 74,3 % соответственно).

При этом, уровень доверия у телевидения значительно выше, чем у интернет-ресурсов: 57,9 % доверяют телевидению, тогда как уровень доверия источникам в интернете — 33,9 %. Следует отметить, что касается телевидения, то, как правило, это относится к новостным передачам федеральных каналов и частично региональным новостным телевизионным передачам («такая информация передается из официальных источников», «информация предоставляется с места происходящего», «потому что зритель видит, что на самом деле творится», «так как за телевидением осуществляется контроль» и т. п.).

Интернет-ресурсы являются приоритетным источником информации для 74,3 % респондентов (выбрали 72,5 % из опрошенных женщин и 76,1 % из опрошенных мужчин). Наиболее популярны Интернет-ресурсы у возрастной группы от 19 до 22 лет (свыше 86 %), менее предпочтителен в качестве источника информации Интернет у людей младше 18 лет, что вероятнее всего обусловлено использованием Интернета молодыми людьми этого возраста в качестве развлечения (подтверждает и отсутствие доверия данному источнику информации у респондентов до 18 лет).

Уровень доверия Интернет-ресурсам составляет 33,9 %, при этом у тех, кто пользуется данным источником информации уровень доверия — 42,6 %. Более всего склонны доверять информации на Интернет-ресурсах люди старше 30 лет (43,2 %), что объясняется использованием официальных сайтов, информационных порталов, которые, по мнению респондентов, выдают «официальную информацию», «менее подвержены коррупции и продажности», на них «можно получить разнообразную информацию и сравнить», «сравнение и анализ информации из различных источников» и т. п.

В качестве источника для получения информации социальные сети назвали 32,8 % респондентов (в равной степени мужчины и женщины — 32,5 % и 33,3 % соответственно).

Уровень доверия данному источнику информации составил 10,9 %, при этом женщины более склонны доверять информации, получаемой из социальных сетей (11,6 %, а у мужчин — 9,5 %), объяснить свой выбор респонденты рационально, в основном, не могли. Как правило, ориентируются на эмоциональность подачи информации («там много всего интересного»).

В качестве источника для получения информации печатную продукцию (буклеты, листовки и т. п.) назвали 9,3 % респондентов (в равной степени мужчины и женщины — 9,5 % и 9,2 % соответственно). Это является самым низким рейтингом среди всех источников информации. При этом уровень доверия данному источнику составил 4,9 %. Свой выбор респонденты не поясняли.

Ни одному из источников информации не доверяют 6 % опрошенных (в равной степени мужчины и женщины).

Таким образом, по результатам исследования были сделаны выводы:

-        неэффективность направления бюджетных средств на издание буклетов, листовок и плакатов;

-        информирование населения посредством сюжетов в новостных программах федеральных и региональных каналов, а также через неразвлекательные интернет-ресурсы (информационные порталы и официальные сайты);

-        повышение интереса электората к выборам возможно через непосредственное общение кандидатов, представителей избирательных комиссий с населением.

 

Литература:

 

1.       Информационный портал Избираем.Ру. URL: http://www.izbiraem.ru (дата обращения: 27.06.2015)

2.       Яук Ю. К. Явка избирателей как характеристика электоральной активности // Культура и образование. — Май 2014. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/05/1807 (дата обращения: 27.06.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, избирательная активность, мужчина, общее число, непосредственное общение, уровень доверия, источник информации, респондент, выбор, Забайкальский край.


Похожие статьи

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Влияние средств массовой информации на воспитание молодежи

В данной статье рассматривается вопрос истории возникновения и развития средств массовой информации и их влияние на молодое поколение Казахстана. Представлен анализ проведенного анкетирования студентов в возрасте от 16 до 21 года по проблеме исследов...

Использование ресурсов сети интернет для решения проблемы повышения электоральной активности молодежи

В статье авторы пытаются определить роль ресурсов сети Интернет, используемых для решения проблемы повышения электоральной активности молодежи.

Психологическая стабильность молодежи — гарант защиты от экстремизма

В статье рассмотрена проблема возрастания среди молодежи экстремистской направленности. Представлены результаты проведенного исследования в виде анкетного опроса. Основной целью исследования являлось измерить психологическую стабильность среди молоде...

Профориентационная работа как фактор успешного развития профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по выявлению факторов, влияющих на выбор направления профессиональной подготовки молодежи.

Роль СМИ в избирательных правоотношениях

Статья раскрывает современные позиции средств массовой информации в избирательной системе РФ. Их значение обусловлено развитием информационных технологий, доступности. Отсюда возникает необходимость установления законодательных пределов статуса СМИ к...

Исследование мотивационной среды студентов педагогического вуза

Статья посвящена исследованию детерминанты активности студентов педагогических вузов в межсессионный период. Обработка данных по посещаемости позволила выявить основные проблемы, связанные с активизацией личности и получить комплексный результат иссл...

Проблемы профориентации молодежи

В работе рассматриваются актуальные проблемы профориентации молодежи. При проведении исследования был определен масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников; выявлены факторы, влияющие на выбор будущей профессии; выявлены основн...

Вопросы планирования семьи и репродуктивного здоровья молодежи

В работе рассмотрены вопросы планирования семьи и заботы о репродуктивном здоровье, представлены результаты опроса общественного мнения, проведенного с помощью размещения оригинальной анкеты в сети Интернет.

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

В статье раскрывается значение СМИ в формировании политического сознания граждан. Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ...

Похожие статьи

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Влияние средств массовой информации на воспитание молодежи

В данной статье рассматривается вопрос истории возникновения и развития средств массовой информации и их влияние на молодое поколение Казахстана. Представлен анализ проведенного анкетирования студентов в возрасте от 16 до 21 года по проблеме исследов...

Использование ресурсов сети интернет для решения проблемы повышения электоральной активности молодежи

В статье авторы пытаются определить роль ресурсов сети Интернет, используемых для решения проблемы повышения электоральной активности молодежи.

Психологическая стабильность молодежи — гарант защиты от экстремизма

В статье рассмотрена проблема возрастания среди молодежи экстремистской направленности. Представлены результаты проведенного исследования в виде анкетного опроса. Основной целью исследования являлось измерить психологическую стабильность среди молоде...

Профориентационная работа как фактор успешного развития профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по выявлению факторов, влияющих на выбор направления профессиональной подготовки молодежи.

Роль СМИ в избирательных правоотношениях

Статья раскрывает современные позиции средств массовой информации в избирательной системе РФ. Их значение обусловлено развитием информационных технологий, доступности. Отсюда возникает необходимость установления законодательных пределов статуса СМИ к...

Исследование мотивационной среды студентов педагогического вуза

Статья посвящена исследованию детерминанты активности студентов педагогических вузов в межсессионный период. Обработка данных по посещаемости позволила выявить основные проблемы, связанные с активизацией личности и получить комплексный результат иссл...

Проблемы профориентации молодежи

В работе рассматриваются актуальные проблемы профориентации молодежи. При проведении исследования был определен масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников; выявлены факторы, влияющие на выбор будущей профессии; выявлены основн...

Вопросы планирования семьи и репродуктивного здоровья молодежи

В работе рассмотрены вопросы планирования семьи и заботы о репродуктивном здоровье, представлены результаты опроса общественного мнения, проведенного с помощью размещения оригинальной анкеты в сети Интернет.

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

В статье раскрывается значение СМИ в формировании политического сознания граждан. Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ...

Задать вопрос