В данной статье был рассмотрен метод проектов, позволяющий построить обучение на активной деятельности ученика. Подробно описаны проект на тему «Графы вокруг нас» и организация работы над ним. Этот проект можно предложить учащимся 5–6 классов в рамках математического кружка «Элементы теории графов». Представлены возможные критерии оценки проекта.
Ключевые слова: деятельностный подход, метод проектов, формирование универсальных учебных действий, теория графов.
In this article we have described the method of projects, allowing you to build training on active work of pupil. The project on the topic «Graphs around us» and organization of work on it are described in detail. This project can be offered to students in grades 5–6 in the framework of the mathematical circle «Elements of graph theory». Possible criteria for evaluating the project are presented.
Keywords: activity approach, project method, formation of universal educational activities, graph theory.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Реализовать данный подход как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности позволяет метод проектов.
Термин проектно-ориентированное обучение (project based learning) широко используется в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. В настоящее время под проектно-ориентированным понимается обучение в условиях организованной преподавателем совместной, самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся, завершающейся созданием творческого продукта [2].
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся и творческого мышления, умения самостоятельно планировать свою деятельность и отслеживать результаты своей работы, умения ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, используя метод проектов, учитель формирует у учащихся универсальные учебные действия, которые прописаны в ФГОС.
Метод проектов возник в начале XX века в США. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Уже тогда Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. А для того чтобы интерес появился, необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, решая которую необходимо приложить не только полученные знания, но и новые знания, которые еще предстоит приобрести [1, с. 39].
Таким образом, работа над проектом включает в себя следующие этапы:
1) проблематизация (выявление проблемы);
2) целеполагание (цель — проектный продукт);
3) планирование (формулирование задач; определение способов, которыми эти задачи будут решаться; составление графика выполнения проекта, выбор исполнителей);
4) реализация проекта (сбор, систематизация и анализ полученных данных);
5) рефлексия (оценка работы, сравнение полученного результата с первоначальным замыслом);
6) презентация работы (оформление конечных результатов, защита продукта) [3, с. 10].
Необходимо заметить, что использование метода проекта на практике ведет и к изменению роли учителя в образовательном процессе. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. В целом при работе над проектом учитель
- помогает ученикам в выделении проблемы, в поиске источников информации, способных помочь им в работе над проектом,
- координирует весь процесс,
- поддерживает непрерывную обратную связь.
Также учителю необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Например, для учащихся 5–6 классов трудно дается выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. Все это предполагает, что значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком. Для учащихся 7–8 классов основной проблемой является сохранение интереса и мотива к деятельности на протяжении всей работы. Учащиеся 9–11 классов имеют уже достаточно знаний и опыта, чтобы самостоятельно справится с работой. Поэтому помощь, оказываемая учителем, на данном возрастном этапе становится минимальной [3, с. 16].
Для типологии проектов предлагаются следующие признаки:
1) Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная;
2) Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект;
3) Характер контактов: среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира;
4) Количество участников проекта: индивидуальные, групповые, коллективные проекты;
5) Продолжительность проекта: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные [1, с. 42].
Рассмотрим пример проекта на тему «Графы вокруг нас», который можно предложить учащимся 5–6 классов в рамках математического кружка «Элементы теории графов».
Теория графов в настоящее время является интенсивно развивающимся разделом математики. При этом учащиеся не знают, что графы применяются не только в математике, но и окружают нас в повседневной жизни. Интернет, телефонная сеть, схемы движения городского транспорта и авиалиний, карта звездного неба — все это является примерами графов, которые используются в современном мире. Поэтому работа над проектом «Графы вокруг нас» позволит учащимся ближе познакомиться с понятием графа и узнать его сферы применимости в разных областях науки и жизни.
Тип проекта — информационно-поисковый.
Продолжительность проекта — 4 недели.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос:
Нужны ли графы?
Проблемные вопросы:
Что такое граф?
Какова история происхождения теории графов?
Какие виды графов существуют?
В каких областях науки и сферах жизни используются графы?
Этапы проведения проекта
Подготовительный этап.
1. Представление ученикам краткой информации (в форме презентации) об учебных проектах.
2. Выбор темы, постановка задач.
3. Обсуждение основополагающего и проблемных вопросов с учащимися.
4. Формирование групп для работы над проектом.
5. Обсуждение плана работы в каждой из созданных групп.
6. Создание критериев оценивания проекта и ознакомление с ними учащихся.
Основной этап.
1. Самостоятельная работа в группах, распределение обязанностей.
2. Поиск информации в разных источниках, анализ найденной информации, выбор главного.
3. Подготовка информации для использования в работе.
4. Просмотр и обсуждение подготовленных материалов с учителем.
5. Корректировка проектов с помощью обсуждения в группах.
6. Создание презентации для выступления.
Заключительный этап.
1. Защита проекта перед классом.
2. Подведение итогов. Рефлексия.
Среди критериев, по которым будет оцениваться проекты учащихся, наиболее важными можно считать следующие:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта (при групповом проекте);
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта [1, с. 46].
Таким образом, метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, который позволяет учащимся научиться самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из разных областей, развивать свой творческий потенциал, а учителю — эффективнее организовать учебный процесс.
Литература:
1. Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; вып. 2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. Мн.: РИВШ БГУ, 2003. — 240 с.
2. Сангалова М. Е. Проектно-ориентированное обучение математической логике. // Тенденции и перспективы развития математического образования. Материалы XXXIII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, посвященного 100-летию ВятГГУ. Киров, 2014. — 248–250 с.
3. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010. — 44 с.