Статья посвящена адаптации студентов к условиям ВУЗа и становлению неблагоприятного социального статуса первокурсника в группе. Целью статьи является анализ направлений работы куратора по оптимизации социального статуса первокурсников в группе. Так же в статье рассматриваются профилактическая и коррекционная работа куратора и работа с родителями по данному направлению.
Ключевые слова: социализация, адаптация, первокурсник, студенческая группа, неблагоприятный социальный статус, студент, взаимодействие, куратор.
В любом возрасте взаимодействие человека и группы имеет большее значение, но особую значимость оно приобретает в юношеском возрасте, когда продолжается становление личности и родительский авторитет замещается авторитетом сверстников, особенно при переходе из школьного коллектива в студенческую группу.
Опыт социального взаимодействия первокурсников приобретает в группе большое значение, которое влияет в последующем на обучение. Этот процесс может протекать с разной степенью успешности.
Социализация первокурсника в группе является процессом освоения и реализации социальных норм и отношений. Первокурсник не просто адаптируется к группе сверстников, к вырабатываемым в ее среде социальным нормам поведения, духовным ценностям, но и помогает вырабатать индивидуальный путь реализации собственных социальных ценностей. Социализация представляется фактором личностного становления студентов, определяющим уровень и динамику становления индивида как личности с определенным социометрическим статусом [4, с.115].
Для организации помощи студентам, начиная с первого курса, и существует система кураторства в ВУЗе.
Куратор группы должен помочь первокурснику адаптироваться к условиям в ВУЗе, требованиям обучения, группе сверстников, преподавательскому составу. Необходимо, в первые дни обучения, провести кураторский час, целью которого будет ознакомление с условиями и формами обучения, расписанием, преподавательским составом, деканатскими работниками…, а так же необходимо познакомится всем первокурсникам группы и куратору. Каждый студент может дать краткую информацию о себе: фамилию, имя, возраст, место жительства, какую школу окончили, есть ли братья или сестры, кем работают родители, почему поступил на эту специальность. Это даст возможность получить первоначальную информацию о всех членах группы и сократить сроки адаптации студентов к коллективу.
Куратор не только отслеживает успешность обучения студентов группы, но и в конечном счете вся его деятельность должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности студентов, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Через 2–3 месяца обучения куратор уже выявляет нуждающихся в психологической помощи первокурсников. Это неуспевающие, отвергнутые или игнорированные студенты, которые в силу своих особенностей не могут успешно взаимодействовать в группе, а возможно, имеют еще и проблемы в обучении. Это могут быть и студенты, которые переживают стрессы в коллективе сверстников, в группе или в семье. Это могут быть и ограниченные в здоровье студенты, с теми или иными недостатками.
Куратор узнает информацию об обучении студентов группы по отдельным предметам, их поведении на занятиях и посещаемости у преподавательского состава. Он периодически информирует деканат факультета ВУЗа о психологическом климате в группе, о каждом трудном первокурснике и об формах оказания ему помощи.
Особое внимание требуется от куратора к первокурсникам, у которых нет мотивации к обучению. Зачастую такие студенты занимают статус «отшельников» или «прогульщиков». Куратор помогает выявить проблемы студента, привлечь к взаимодействию родителей и декана, помогает освоиться в новом коллективе, привлечь к помощи одногруппников.
Иногда помощь этим студентам может состоять только в том, чтобы помочь им разобраться в их отношениях с окружающими, в другом случае — научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным.
Так же, в ВУЗе может быть создана психологическая служба, работающая по адаптации первокурсников, работе с неуспевающими студентами, профориентационной деятельности с выпускниками… «Психолог организует воспитательную работу в группе, общежитии, на курсе, потоке образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей студентов» [4, 134].
Взаимоотношения ВУЗа и семьи в изменении социального статуса первокурсника в группе должны быть отношениями сотрудничества. Работа с семьей может быть коллективной и индивидуальной, опережающей работу со студентами и параллельно ей, регулироваться предложением ВУЗа или спросом семьи.
Опережающая коллективная работа направляется предложением ВУЗа. Это, прежде всего родительское собрание. Основные его цели — ознакомление семьи с проблемами студента в коллективе, разъяснение необходимости по изменению неблагоприятного социального статуса первокурсника в группе, выяснение отношения к нему родителей, предложение сотрудничества.
Родительские собрания нужно проводить дважды в течение первого учебного года. При дополнительной, исходящей от семьи инициативе возможна организация дополнительных встреч с куратором, и сотрудниками деканата и т. д.
Индивидуальная (опережающая или параллельная) работа с семьей может исходить от куратора.
Профилактическая работа по оптимизации социального статуса первокурсника может включать в себя консультативную работу: индивидуальную по запросу студента, с родителями по решению проблем.
Куратор в работе с родителями использует наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии и т. д. Конечной целью консультационной работы является — актуализировать внутренние ресурсы семьи, откорректировать отношение к ребенку [5, с.98].
Взаимодействие куратора и родителя по формированию его педагогической культуры является успешным, если между ними установлен диалог. Важные требования в связи с этим предъявляются к личностным качествам куратора (эмпатия, гибкость, общительность, рефлексия, сотрудничество) и профессиональным (направленность на успех родителя неполной семьи, склонность замечать в людях доброе и хорошее) [5, с. 101].
Для изменения неблагоприятного статуса первокурсников в группе, куратор осуществляет работу по следующим видам деятельности:
Организационная работа — работа с первокурсниками (формулирование целей и задач работы с точки зрения администрации); встреча с преподавателями, работающими с группой, где обучаются студенты, с целью получения информации о данной категории студентов и получения общих сведений о группе.
Информационная работа — встреча с родителями с целью получения информации об особенностях личности первокурсников и передачи информации об успеваемости в обучении; встреча куратора с первокурсниками для формирования мотивации на совместную работу; анализ полученной информации.
Диагностическая деятельность. Исследование особенностей социального статуса с помощью разнообразных методов диагностики; выделение проблемных студентов. В процессе изучения неблагоприятного социального статуса юношей в группе выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении. Поэтому в методическом багаже куратора значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др. К ним относятся: методика исследования самооценки (Дембо-Рубинштейн), тест на социометрию (Дж. Морено), методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной, методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реан, В. А. Якунин и. т.д.
Основная задача психодиагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях студентов, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — преподавателям, родителям, деканатским сотрудникам [1, с.134]. Т. е. ответить на конкретный вопрос, выявить причину становление неблагоприятного социального статуса первокурсника, но при этом, диагностика причин — не самоцель для куратора, она всегда подчинена главной целью — разработке рекомендаций по преодолению трудностей. Д. Б. Эльконин подчеркивал. «Необходима специальная диагностика, направленная не на отбор участников, а на контроль за ходом их психологического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений… Контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось возможно раньше» [2, с. 276]. Психодиагностика в образовательном учреждении должна быть тесно связана с педагогической проблематикой, в этом ее основной смысл.
По итогам наблюдения за студентами, бесед с преподавателями — предметниками, результатов диагностики, можно спланировать коррекционную работу со студентами имеющими низкий социальный статус. Коррекционное направление работы куратора — одно из наиболее сложных, оно требует специальной психологической подготовки специалиста-практика.
При коррекционной работе с группой по оптимизации социального статуса первокурсников идеального подходит тренинговая работа.
Содержание работы куратора в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности студентов в высших общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, в условиях ВУЗа куратор осуществляет работу по изменению неблагоприятного социального статуса первокурсника в группе в русле диагностической, тренинговой, просветительской, профилактической и консультативной работы. Данная работа предполагает изучение психолого-педагогические особенностей личности студентов и её микросреды, условий жизни, выявлении интересов и потребностей, трудностей и проблем; оказание социальной помощи и поддержки первокурсникам; реализации прав и свобод студентов; создании комфортной и безопасной обстановки, обеспечении охраны их жизни и здоровья. При этом работа с первокурсниками с неблагоприятным социальным статусом должна вестись в рамках вузовской системы социально-педагогической помощи студентам и родителям, потому что куратор в одиночку не сможет сделать того, что можно сделать в союзе с родителями, психологом, деканатом и всем преподавательским коллективом.
Литература:
1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб. Питер, 2006. — 351 с.
2. Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
3. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / ответственный редактор М. В. Буланова-Топорков. — Ростов н/д:Феникс, 2002. — 544 с.
4. Социология молодежи: Учебник / Под ред. д-ра социол. наук, проф., чл. -корр. РАН В. Н. Кузнецова. — М.: Гардарики, 2005. — 335 с.
5. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.