С целью повышения эффективности и конкурентоспособности фермерских хозяйств государство должно оказывать инвестиционную поддержку инновационно-инвестиционных проектов фермерских хозяйств при выполнении задач местных, региональных, отраслевых и государственных программ развития сельского хозяйства [1, с. 46]. Цели системы государственного регулирования неупорядоченные, нет согласования между целями и задачами, а измеримые показатели достижения целей — отсутствуют, что не позволяет обеспечить надлежащий контроль за отчетностью и не способствует обоснованному расходованию и распределению средств. Таким образом, необходимо найти решение многокритериальной задачи, связанной с моделированием и выбором эффективных хозяйств в сложных системах государственного регулирования использования сельскохозяйственных угодий. Какие показатели приоритетнее при выборе объекта регулирования — экологические или экономические? Интегрировать экологические показатели с экономическими возможно с помощью методики анализа среды функционирования АСФ (англ. — DEA). [2, с. 2]. АСФ является непараметрическим математическим подходом программирования, где мера эффективности не зависит от выбранных единиц измерения показателей деятельности, при условии, что все единицы измерения совпадают для всех субъектов оценивания [3, c. 9]. Таким образом, даже факторы, которые не могут быть выражены в денежных единицах (или имеют нерепрезентабельный вид), могут быть включены в оценку эффективности.
Есть ряд исследований с применением АСФ для анализа эффективности сельскохозяйственных предприятий, в том числе фермерских хозяйств: Павловская Л. Д. и Грабчук И. Ф. [1]; Сазонова Д. Д. и Сазонов С. Н [4]; Лисситса А., Оденинг М., Бабичева Т. [5]; Антонюк Я. М., Антонюк Г. Я. [6]; Онисько С. М. и Богач Н. Н. [7].
Для того чтобы рассчитать эффективность фермерских хозяйств, мы использовали обычную Charnes-Cooper-Rhodes (CCR) модель, разработанную Чарнзом, Купером и Родес (1978) [2, c. 42]. Базой метода АСФ является построение кривой на основе «успешных» (эффективных) предприятий путем линейной оптимизации. Для каждого хозяйства необходимо решить задачу с использованием формулы, которую приводят Jochen Kantelhardt и Karin Eckstein [8, c. 4–5].
В нашей модели предлагаем следующие показатели: площадь пашни, объём чистой прибыли (ЧП), численность работников (ЧР), размер заработной платы (ЗП), производственные расходы (ПР), баланс гумуса (БГ) и уровень эрозионной опасности (ЭО). Расчета последнего показателя производится с использованием коэффициентов эрозионной опасности (КЭО) [9, с. 60]. Расчёт балансу гумус по проекту был проведённый по методике описанной в «Методичних вказівках з охорони ґрунтів» [10, с. 86–92]. Данными оценивания меры экономико-экологической эффективности фермерских хозяйств Харьковской области (Украина) являются справочные материалы и статистическая отчетность и за три года (2011–2013). Хозяйства с высокой мерой эффективности могут участвовать в программах получения различных видов государственной поддержки в 2015–2016 представлены в таблице 1.
Таблица 1
Фермерские хозяйства претендующих на государственную поддержку в 2015–2016 году
№ п/п |
Название фермерских хозяйств |
Мера эффек-тив-ности |
Пашня, га |
ЧП, тыс. грн. |
ЧР, чел. |
ЗП, тыс. грн. |
ПР, тыс. грн. |
БГ, т |
ЭО |
Первая группа — экономико-экологическая эффективность равна единице |
|||||||||
1 |
«Проминь» |
1,00 |
4670,6 |
2130,5 |
277 |
4815,3 |
26363,5 |
-376,9 |
11059,07 |
2 |
«Янтар» |
1,00 |
1374,7 |
1859,4 |
19 |
298,6 |
3588,7 |
-455,4 |
1816,48 |
3 |
«Юг» |
1,00 |
1986,2 |
2505,2 |
20 |
552,0 |
2589,8 |
-1595,9 |
1782,58 |
4 |
«Нива-2006" |
1,00 |
1298,0 |
1215,4 |
7 |
172,0 |
2802,1 |
-386,1 |
1499,85 |
5 |
«Джал» |
1,00 |
1277,2 |
4044,2 |
8 |
210,7 |
9822,1 |
177,1 |
2707,26 |
6 |
Никоненко В. О. |
1,00 |
1662,4 |
3622,6 |
15 |
516,2 |
16882,5 |
589,5 |
2747,82 |
7 |
Лаврик Ю. В. |
1,00 |
1308,2 |
1066,4 |
12 |
366,6 |
14046,7 |
571,0 |
2523,45 |
8 |
«Пересичне» |
1,00 |
885,9 |
319,0 |
32 |
792,8 |
3309,3 |
-298,5 |
1590,99 |
9 |
«Альфа " |
1,00 |
5811,6 |
7104,4 |
201 |
6048,9 |
48202,1 |
5773,0 |
21365,79 |
10 |
«С. А. М». |
1,00 |
1099,4 |
716,9 |
22 |
588,6 |
13188,2 |
-169,2 |
1620,21 |
11 |
«Бакуменко» |
1,00 |
895,2 |
174,1 |
17 |
376,6 |
14666 |
-302,3 |
1714,00 |
12 |
«Бугаенко С. В». |
1,00 |
1248,8 |
1360,7 |
9 |
178,0 |
2691,7 |
-659,5 |
1583,57 |
В среднем |
1,00 |
1959,9 |
2176,6 |
53 |
1243,0 |
8120,0 |
238,9 |
4334,26 |
|
Вторая группа — экономико-экологическая эффективностью от 0,82 до 0,99 |
|||||||||
. |
. |
||||||||
. |
. |
||||||||
. |
. |
||||||||
22 |
Коньшина В. Д. |
0,88 |
2212,9 |
-1430,7 |
104 |
1649,8 |
14468,6 |
-527,4 |
5112,83 |
23 |
«Гай» |
0,87 |
1393,1 |
1943,9 |
24 |
517,0 |
5229,6 |
101,7 |
2647,73 |
24 |
«Агроном» |
0,83 |
1211,1 |
788,3 |
17 |
417,0 |
4674,2 |
-245,7 |
1956,70 |
В среднем |
0,91 |
1419,5 |
1608,2 |
25 |
576,7 |
5160,1 |
-102,5 |
2813,61 |
|
Третья группа — экономико-экологическая эффективностью до 0,81 |
|||||||||
. |
. |
||||||||
. |
. |
||||||||
. |
. |
||||||||
35 |
Строгого А. Ф. |
0,57 |
4944,3 |
6250,7 |
46 |
1045,5 |
25891,7 |
2968,0 |
11178,87 |
36 |
«Веселе» |
0,57 |
1799,4 |
970,6 |
14 |
332,7 |
4801,6 |
-664,6 |
2728,15 |
37 |
«Колос» |
0,36 |
3689,1 |
1938,7 |
31 |
942,7 |
14040,1 |
-609,1 |
6759,34 |
В среднем |
0,65 |
2393,6 |
2154,9 |
28 |
606,8 |
8826,438 |
-369,2 |
4409,83 |
В таблице 1 первые 12 фермерских хозяйств согласно предложенному нами подхода могут претендовать на применение к ним прямых или косвенных форм государственного влияния. Остальные несколько предприятий, у которых мера эффективности ниже единицы, приведены для сравнения, всего исследованы 37 фермерских хозяйств.
Нами обобщены данные фермерских хозяйств в зависимости от уровня их эффективности. С этой целью исследуемые предприятия были разделены на три группы: первая по экономико-экологической эффективностью равная единице, вторая — от 0,82 до 0,99 (таблица 1), третья — до 0,81. Средние показатели первой группы на 23 % лучше, чем в третей по чистой прибыли в расчете с одного гектара пашни и всего на 2 % ниже чем у второй группы. Но баланс гумуса в расчете с одного га пашни первой группы положительный. Тогда как в третьей и второй — отрицательный. Именно хозяйствам первой группы целесообразно предоставлять государственную поддержку, потому что они успешно сочетают экологические и экономические достижения производственной деятельности. А еще хозяйства первой группы в расчете на один га пашни соответственно больше обеспечивают рабочими местами и размером заработной платы на 131 % и 20 % по сравнению с третей группой 54 % и 12 % — второй.
Необходимо особо подчеркнуть, что в уровне экономико-экологической эффективности непосредственно отражается степень рациональности использования ресурсов, включенных в модель. Если эколого-экономическая эффективность меньше 1, то это означает, что предприятие способно уменьшить объемы использования ресурсов на определенную по результатам решения величины и при этом обеспечивать производство того же объема продукции или получать такой же размер другого эконом-экологического эффекта, включенного в модель. Например, для ФХ «Агроном» уровень эффективности составляет 0,83, следовательно, хозяйство способно уменьшить уровень использования указанных выше ресурсов в пределах 17 % и при этом получать тот же эффект.
И надо отметить, что АСФ позволяет применить результаты моделирования для информационных целей. Так ФХ «Колос» по методике АСФ не может претендовать на государственную помощь (0,36 <1). Для того чтобы улучшить свое положение ФХ «Колос» нужно уменьшить производственные расходы в среднем за три года на 188,4 тыс. грн. (таблица 2). Для того чтобы улучшить свое положение в рейтинге ФХ «Веселое» (0,57 <1), необходимо уменьшить уровень эрозионной опасности в среднем за три года на 144,90. Для того чтобы улучшить свое положение ФХ «Строгого А. Ф». (0,57 <1), необходимо увеличить заработную плату в среднем за три года на 278, тыс. грн. и т. д. Конечно эти рекомендации не имеют буквальный характер. Это то, что надо было бы улучшить в хозяйственной деятельности за исследуемый период, чтобы повысить свой рейтинг в получении государственной помощи по предложенной методике отбора. Но эти рекомендации могут быть использованы для избрания направления проведения анализа хозяйственной деятельности.
Таблица 2
Рекомендуемые мероприятия для фермерских хозяйств, претендующих на государственную поддержку в 2015–2016
№ |
Название фермерских хозяйств |
Мера эффек-тив-ности |
Пашня, га |
ЧП, тис. грн |
ЧР, чол. |
ЗП, тис грн |
ПР, тис грн |
БГ, т |
ЭО |
1 |
«Колос» |
0,36 |
0,0 |
0,0 |
19 |
-188,4 |
0,0 |
811,5 |
0,00 |
2 |
«Веселе» |
0,57 |
0,0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-144,90 |
3 |
Строгого А. Ф. |
0,57 |
0,0 |
0,0 |
0 |
-6077,1 |
278,0 |
0,0 |
-1527,10 |
4 |
«Монолит» |
0,60 |
0,0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
293,7 |
0,0 |
-534,63 |
5 |
«Белик» |
0,62 |
0,0 |
0,0 |
6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-210,52 |
6 |
«Шанс» |
0,66 |
-56,5 |
0,0 |
2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-118,48 |
7 |
«Обрий» |
0,68 |
0,0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
159,7 |
0,0 |
-684,10 |
8 |
«Лан» |
0,68 |
0,0 |
0,0 |
3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
-530,70 |
9 |
«Ромашка» |
0,71 |
0,0 |
0,0 |
0 |
-681,4 |
320,0 |
0,0 |
-654,07 |
10 |
Россолово Мария Нестеровна |
0,71 |
-307,5 |
0,0 |
0 |
0,0 |
318,5 |
0,0 |
-10,53 |
11 |
«Калина» |
0,72 |
0,0 |
0,0 |
1 |
-1431,6 |
292,7 |
0,0 |
0,00 |
12 |
«Ковальчукивское» |
0,73 |
0,0 |
0,0 |
0 |
-1857,7 |
184,0 |
0,0 |
-1064,52 |
13 |
«Рубин» |
0,81 |
0,0 |
0,0 |
4 |
-39,7 |
242,6 |
0,0 |
0,00 |
14 |
«Агроном» |
0,83 |
0,0 |
0,0 |
0 |
-39,9 |
65,5 |
0,0 |
0,00 |
15 |
«Гай» |
0,87 |
0,0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
99,6 |
0,0 |
-79,38 |
16 |
Коньшина Виктора Дмитровича |
0,88 |
0,0 |
929,8 |
0 |
-3037,5 |
328,2 |
0,0 |
-190,60 |
17 |
«Прогрес» |
0,88 |
0,0 |
0,0 |
0 |
-127,5 |
156,9 |
0,0 |
-383,30 |
18 |
«Надия» |
0,88 |
0,0 |
0,0 |
11 |
-1243,4 |
0,0 |
0,0 |
-771,93 |
19 |
«Колос» |
0,90 |
0,0 |
0,0 |
14 |
-126,2 |
0,0 |
0,0 |
0,00 |
20 |
«Слобода» |
0,91 |
0,0 |
0,0 |
24 |
-1271,1 |
0,0 |
0,0 |
-365,13 |
21 |
Миняйленко Василя Врежовича |
0,91 |
0,0 |
0,0 |
0 |
-143,4 |
124,8 |
0,0 |
-94,13 |
22 |
«Проминь» |
0,94 |
0,0 |
0,0 |
0 |
-63,4 |
308,8 |
0,0 |
-252,48 |
23 |
«Золотой колос» |
0,95 |
-112,6 |
0,0 |
0 |
-51,4 |
0,0 |
0,0 |
0,00 |
24 |
«Хорошко Леонид Миколайович» |
0,98 |
0,0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
6,8 |
0,0 |
-66,24 |
25 |
«Вишневый сад» |
0,98 |
0,0 |
309,3 |
0 |
0,0 |
56,6 |
0,0 |
-17,12 |
Объем и условия предоставления государственной помощи (на возвратной или безвозвратной основе) будут по-прежнему зависеть от наличия средств и необходимости в той или иной продукции (пшеница, молоко, мясо КРС и т. д.) или того или иного ресурса, состояние которого государству необходимо улучшить (заложенные грунтов, строительство и ремонт животноводческих зданий и сооружений и т. д.) Предложенный нами метод позволяет выделить из претендентов на получение государственной поддержку экономико-экологически эффективные фермерские хозяйства. Решения принимаются не на экспертной основе, а на более объективной — с помощью метода АСФ.
Литература:
1. Павловська Л. Д. Загальна продуктивність факторів кормовиробництва та чинники її зростання / Л. Д. Павловська, І. Ф. Грабчук. // Економіка. Управління. Інновації. — 2010. — № 2. URL:www/nbuv.qov.ua/e-gournals/eui/ 2010 2/10 pldkchz.pdf.
2. Cooper W. W. Data Envelopment Analysis. A comprehensive text with models, applications, references and DEA-Solver soft ware / W. W. Cooper, L. M. Seiford, K. Tone. — Springer, 2007. — 488p.
3. Кривоножко В. Е. Анализ деятельности сложных социально-экономических систем / В. Е. Кривоножко, А. В. Лічев. — М.: Издательский отдел факультета ВМиК МГУ имени ломоносова МАКС Пресс, 2010. — 208 с.
4. Сазонова Д. Д. Аллокативная и техническая эффективности фермерских хозяйств [Text] / Д. Д. Сазонова, С. Н. Сазонов; Московский общественный научный фонд; Независимый экономический аналитический центр по проблемам деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. — М.: МОНФ, 2010. — 159с.
5. Suggested citation: Lissitsa, Aleksej; Odening, Martin; Babiéceva, Tamara (2003): 10 лет экономических преобразований в сельском хозяйстве Украины — анализ эффективности и продуктивности предприятий, Discussion paper // Institute of Agricultural Development in Central and Eastern Europe, No. 51,; URL:hdl.handle.net/10419/28550
6. Антонюк Я. М. Оцінка ефективності діяльності молокопереробних підприємств Львівської області / Я. М. Антонюк, Г. Я. Антонюк. // Вісник Львівської комерційної академії. — 2009. — № 30. — С. 2014.
7. Онисько С. М. Порівняльний аналіз показників ефективності сільського господарства / С. М. Онисько, М. М. Богач. // Науковий вісник Волинського національного університету імені Лесі Українки Економіка та управління національним господарством. — 2010. — № 5. — С. 29–33.
8. «Do farmers provide agri-environmental services efficiently?– An economic analysis»: Agricultural Economics Society 81st Annual Conference / Jochen Kantelhardt, Karin Eckstein; Reading University. — UK, April 2–4, 2007. — 1–20 с.; URL:http://purl.umn.edu/7973. (дата обращения: 19.05.2015).
9. Технологія виробництва продукції рослинництва: метод. посіб. з лабпракт. занять / О. Ф. Смаглій, Н. Я. Кривич, В. Г. Радько [та ін.]. — Ч. 1: Основи землеробства. — Житомир: ЖНАУ, 2009. — 112 с.
10. Греков В. О. Методичні вказівки з охорони ґрунтів / [В. О. Греков, Л. В. Дацько, В. А. Жилкін та ін.]. — К.: [б.в.], 2011. — 108 с.