Аннотация: Статья посвящена использованию интерактивных методов обучения в развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых направлений. Автор рассматривает ролевую игру как один из интерактивных методов обучения. Ролевая игра помогает формированию и развитию иноязычной профессиональной компетенции студентов направления «Документоведение и архивоведение».
Ключевые слова: Интерактивные методы, иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция, неязыковые направления, ролевая игра, направление «Документоведение и архивоведение».
В настоящее время в российской образовательной системе используется термин «компетентностный подход», который помогает осуществить взаимодействие высшей школы с миром труда, привести профессиональное образование в соответствие с потребностями рынка труда.
Компетенции – сочетание характеристик, обеспечивающих человеку способность к решению жизненных и профессиональных задач, к личностной и профессиональной самореализации. Одной из целей обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции [5, с. 382].
В соответствии с Европейским проектом TUNING понятие компетенций и навыков включает и практический компонент, т.е. практическое применение знаний в конкретных ситуациях. Здесь можно говорить о самореализации человека в профессиональной деятельности, что очень актуально для современного общества, когда на рынке труда предложение зачастую превышает спрос. Соответственно, чем полнее «набор» профессиональных компетенций человека, тем в большей степени он готов к решению различных проблем и задач в сфере применения своих профессиональных навыков. О значимости обучения иностранному языку как языку профессионального общения говорят в своих статьях многие ученые и преподаватели-практики. Так, О.А. Попова подчеркивает необходимость «овладения всеми видами речевой деятельности на основе профессиональной лексики, а также навыками делового общения» в связи с программными требованиями нового поколения [3, с. 116].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об особой значимости профессиональных компетенций для современного специалиста, а также о насущной необходимости их формирования и развития в процессе обучения в вузе. Эта задача решается посредством использования различных методов обучения, в данной статье уделено внимание интерактивным методам обучения, в частности, ролевой игре.
А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия «активное обучение» следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении [2, c. 96].
Интерактивность означает способность взаимодействовать для всех участников образовательного процесса (преподаватель – студент, преподаватель – группа студентов, работа в парах, в малых группах, презентация индивидуальной или коллективной работы в группе).
Интерактивное обучение представляет собой организацию познавательной деятельности студентов таким образом, чтобы они были максимально вовлечены в процесс познания, имели возможность понимать и рефлексировать, получать новый опыт, обмениваясь всем, что будет доступно в процессе этого обучения.
Когда задействованы интерактивные методы обучения, студент имеет возможность проявить как теоретические знания, так и показать на практике свою деятельностную активность и способность к сотрудничеству. Важно, что студент может компенсировать недостаток знаний такими личностными качествами, как коммуникабельность, деловая активность и хорошая речь.
Применение интерактивных методов является самым эффективным путем обучения, который способствует оптимальному усвоению нового и закреплению старого материала. Становясь субъектами учебного процесса, студентам легче понимать и запоминать ранее изученное. Роль преподавателя – координирующая, направленная на достижение основных целей занятия. Интерактивным обучением необходимо управлять, преподаватель должен своевременно планировать, организовывать, мотивировать, корректировать и контролировать все его стадии, поскольку главным условием продуктивного взаимодействия студентов является продуктивное взаимодействие преподавателя и студентов. Согласно результатам исследований, игра дает возможность моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт [1, с. 21], [4, с. 202].
Итак, ролевая игра представляет собой реальную ситуацию из будущей профессиональной деятельности студента, к ней добавляется моделирование проблемы. Признаки ролевой игры: распределение ролей; наличие у всех общей цели; альтернативность решений; наличие управляемого эмоционального напряжения; наличие системы индивидуального (группового) оценивания деятельности. Иногда такая игра может выступать в качестве зачета.
Ролевая игра как метод интерактивного обучения обладает специфическими возможностями: цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся; игровая форма готовит к профессиональному общению; игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых. Для ролевой игры характерно наличие обратной связи, рефлексивные процессы обеспечивают возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов. В ролевой игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка. И если традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, то в игре проявляется вся личность.
Работая со студентами 2-го курса направления «Документоведение и архивоведение», хорошо зарекомендовало себя проведение ролевой игры «Устройство на работу. Собеседование». В процессе игры оценивается навык общения с потенциальным работодателем, а также способность и готовность показать себя конкурентоспособным на рынке труда. Цель: 1) максимально выявить сильные и слабые стороны соискателя на должность; 2) показать себя максимально пригодным и конкурентоспособным для этой должности на рынке труда. До проведения игры возможно проведение опроса студентов с целью выявления деловых и личностных качеств, необходимых для успешной работы офис-менеджера, секретаря, архивариуса, специалиста по работе с персоналом, документоведа. На этом этапе происходит активизация изученной ранее профессионально направленной лексики. Возможно составление таблицы желательных (нежелательных) качеств с обобщением и обоснованием выбора. По результатам опроса можно также предложить студентам письменно составить опросник для проведения собеседования при устройстве на работу на должности всех вышеупомянутых специалистов. Иногда (в случае очень слабой языковой подготовки) вопросы для собеседования могут быть получены в готовом виде. На следующем этапе студенты делятся на малые группы, в каждой из которых распределены роли: работодатель, соискатель на должность, босс, секретарь офиса, сотрудник отдела кадров. Таким образом, воссоздается атмосфера офиса и соответствующая ситуация из профессионального будущего студентов. Как правило, они с готовностью и большим желанием вовлекаются в эту игру и успешно проходят собеседование в соответствии с заданными ролями и целями. В ходе одного (основного) из этапов игры им необходимо ответить как минимум на 20 вопросов различного содержания. Заканчивается игра оценкой деятельности студентов с комментированием.
Таким образом, завершая статью, можно сделать следующие выводы:
Интерактивные методы обучения – действенные и эффективные способы мотивации студентов неязыковых направлений к изучению иностранных языков. Взаимодействуя друг с другом и с преподавателем, студенты развивают различные иноязычные компетенции, в том числе и профессиональную коммуникативную компетенцию как одну из ключевых. Ролевая игра, представляя интерактивные методы обучения, незаменима при формировании и развитии иноязычной коммуникативной компетенции студентов в профессиональной сфере, являясь одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении. Определенные особенности ролевых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения, формируя предметный и социальный контекст личности будущего специалиста.
Литература:
1. Атаманова Р. И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения. Москва: Высш. шк., 1991. 320 с.
2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высш. шк., 1991. 207 с.
3. Попова О.А. О профессионально-ориентированном обучении иностранному языку при модульно-рейтинговой системе / О.А. Попова // Инновации в рамках современного образовательного контекста в сфере языкового образования: сб. ст. междунар. науч.-метод. конф. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2014. С. 115–119.
4. Симоненко, Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 2. С. 201–206.
5. Шаимова, Г.А. Формирование коммуникативной компетенции посредством метода «ролевая игра» // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 382–383.