Аннотация: Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход журналиста к теме, например, к сбору информации для теленовостей индивидуально или в группах. В целом, проекты позволяют студентам становиться более квалифицированными как в английском, так и в журналистике.
Ключевые слова: учебная деятельность, проект, оборудование, профессионально-ориентированный, этап, мотивация, презентация, исследование
Как известно, система учебной деятельности сообразуется с целями, характером и условиями обучения и определяется особенностями овладения иностранным языком как средством общения. Основным условием совершенствования и расширения рамок учебной деятельности по овладению иноязычным общением должно быть использование в ней реальной (в учебном процессе), актуальной (внеучебной) и потенциальной (планируемой) деятельностей.
Различают следующие виды проектных заданий:
· развлекательные (театральные постановки, кукольный театр, концерты на иностранном языке);
· контактные (встреча с носителями языка);
· исследовательские (предметом исследования может быть любая проблема, связанная с местом проживания обучающихся, напр. история какого-л. дома или улицы);
· профессионально-ориентированные (подбор материала по специальности, их обзор или реферат, подготовка доклада и т.п.);
· преобразовательные (оборудование аудитории, оформление с последующим отчетом на иностранном языке).
В связи с этим нельзя не отметить важность проектной методики во внеучебной и планируемой видах деятельности. Остановимся на профессионально-ориентированном виде проекта. Исходя из того, что проект – это возможность выразить свои собственные идеи в удобной для обучаемых творчески продуманной форме; следует отметить, что условия проведения проекта должны определяться особенностями обучения в каждом звене непрерывного образования, возрастными особенностями, речевым опытом.
Различают несколько этапов проектной работы.
I этап – мотивация и выбор цели проекта.
II этап – планирование проекта на занятии, т.е. Происходит обсуждение содержания и характер проекта.
III этап – выполнение проекта (внеучебный вид деятельности). Главная задача на этом этапе – сбор информации, проводимый самостоятельно обучаемыми.
IV этап – оформление проекта (внеучебный вид деятельности). На этом этапе важна консультация преподавателя.
V этап – презентация проекта.
VI этап – оценка проекта.
Так, на завершающем этапе обучения проект носит особо творческий характер, поскольку студенты имеют уже достаточный опыт работы в журналистике.
Если в процессе обучения на начальном и среднем этапе проект можно сделать индивидуальным, то на завершающем этапе групповая работа особенно эффективна, т.к. она обобщает экстралингвистический и речевой (языковой) опыт студентов. Следует отметить, что успешным проект будет в том случае, если он планируется в группе с углубленным изучением английского языка на III курсе направления «Журналистика».
Работа проводится следующим образом:
Необходимо наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи (например, исследование и анализ новостной передачи на ТВ).
Проект планируется на учебный год. В начале учебного года на занятиях обсуждаются содержание и характер проекта, способы сбора и вид необходимой информации (статьи, иллюстрации, брошюры и т.д.). Определяется состав группы. Также учитывается профессиональная направленность студентов, т.е. их работа в прессе, на радио, ТV, в рекламе, PR.
После определения тематики, в течение 3-4 месяцев студенты собирают печатный и иллюстративный материал.
На этом этапе очень важны консультации преподавателя в том плане, где лучше получить информацию, как проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы в единое целое. В условиях проекта студенты сами определяют его содержание.
Практика показывает, что использование проектных задании в обучении английскому языку не только помогает практически использовать иностранных язык и закреплять таким образом навыки и умения, полученные на занятиях, но и повышать мотивацию студентов к более глубокому изучению языка, развивает в них творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя, свой профессиональный уровень.
Литература:
1. Баудорова Л.А., Шапошникова И.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам//ИЯЖ. 2002. №1 –С. 5-11.
2. Соловова Е.Н. Новые тенденции в развитии глобальных реформ и подготовке учителя иностранного языка: сб.ст.// МПГУ, МДО. М. – 2005.