Актуальность использования видеоматериалов при организации учебного процесса на практических занятиях иностранного языка естественнонаучных направлений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 26.09.2015

Статья просмотрена: 565 раз

Библиографическое описание:

Лобанова, Е. А. Актуальность использования видеоматериалов при организации учебного процесса на практических занятиях иностранного языка естественнонаучных направлений / Е. А. Лобанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15.2 (95.2). — С. 45-46. — URL: https://moluch.ru/archive/95/20756/ (дата обращения: 18.12.2024).

Аннотация: В статье описывается практика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов посредством видеоматериалов.

Ключевые слова: видеоматериалы, иноязычная коммуникативная компетенция.
            Процесс овладения иноязычной коммуникативной компетенцией является основной целью обучения иностранным языкам и на факультетах неязыкового профиля, что, как известно, связано с серьезными трудностями. В первую очередь, причиной этого является низкий уровень владения иностранным языком выпускниками средних школ. Этот факт было бы большим упущением не учитывать в организации обучения иностранным языкам студентов факультетов естественнонаучных направлений. Трудность представляет также ограниченное число учебного времени, предусмотренное на изучение иностранного языка студентами, неовладевшими иноязычной коммуникативной компетенцией на предусмотренном стандартом уровне в средней школе.
            Таким образом, мы наблюдаем противоречие между существующей целью обучения иностранным языкам на факультетах естественнонаучных направлений и реальными условиями обучения.

            Размышляя о путях оптимизации процесса обучения студентов естественнонаучных направлений, мы считаем актуальным рассмотреть один из вариантов организации обучения иностранным языкам, несомненно представляющем интерес для данной аудитории студентов. Речь пойдет о положительных результатах использования видеоматериалов на практических занятиях.
            Цель данной статьи показать эффективность использования видеоматериалов в обучении иноязычной коммуникативной компетенции студентов-нелингвистов. Обратимся к рассмотрению поставленного вопроса.

            Такое средство обучения используется в российских ВУЗах уже достаточно давно, хотя, на наш взгляд, и недостаточно активно. Это связано с рядом причин, таких как, например, недостаточная оснащенность техническими средствами аудиторий, предназначенных для занятий иностранным языком, сложности в подборе видеоматериалов, неподготовленность студентов к восприятию аутентичных фильмов и кинофрагментов и др.

            Несмотря на имеющиеся трудности, мы считаем, что стремление к их преодолению в целях организации работы с мультимедийными средствами оправдано эффективностью этой учебной деятельности, поскольку она мотивирует и вызывает положительные эмоции, а мотивация - это один из важнейших факторов в процессе изучения иностранного языка. Кино и телевидение прочно закрепились в нашем современном обществе, и просмотр фильмов, сериалов, телепередач и интернет-роликов стал неотъемлемой частью проведения досуга студентами. Таким образом, применение вышеперечисленных материалов на изучаемом языке приобретает огромный смысл использования их в условиях практического занятия, выступая мотиватором, делает процесс изучения более интенсивным и интересным.

            Иноязычные видеоматериалы являются аутентичными и демонстрируют реальное применение изучаемого языка, что также является неоспоримым достоинством их использования в обучении. Фильмы и телепередачи на иностранном языке обеспечивают студентов примерами различных коммуникативных ситуаций за пределами учебной аудитории, способствуют тренировке понимания различных стилей речи, официального и разговорного, ситуаций использования их в естественном речевом общении. Просмотр иноязычных видеоматериалов является уникальной возможностью погружения в другую языковую среду.

            Видео дает визуальный контекст. Именно эта "визуальность" и является бесценным инструментом, у обучающихся наблюдается лучшее понимание ситуации и более точная интерпретация языковых явлений в полном визуальном контексте. Видео способствует пониманию культурологического аспекта речевой ситуации, логического порядка обмена репликами, использования таких языковых опор как мимика и жесты при непосредственной иноязычной речевой коммуникации. Эти визуальные подсказки являются иллюстрацией устного высказывания и способствуют концентрации внимания обучающихся.
            Использование видеоматериалов дает прекрасную возможность для применения разнообразных и разноуровневых техник и упражнений, направленных на развития всех четырех языковых компетенций у студентов. Таким образом, например, просмотр фильма целиком либо его части может быть использован не только при тренировке навыков аудирования и чтения, но послужить моделью для практики говорения и письма. Просмотр фильма также может стать плацдармом для реализации последующих задач, таких как дискуссия, дебаты на актуальную тему, ролевые игры, реконструкция диалогов и пересказ. Использование различных категорий видеоматериалов (полнометражных и короткометражных фильмов, телесериалов, рекламных роликов и т.д.) также может привнести разнообразие при обучении.

            Выбор тем видеоматериалов обусловлен профессиональной направленностью студентов, что дополнительно способствует мотивации и расширению профессионального кругозора.
            Учитывая преимущества использования видеоматериалов для успешного изучения иностранного языка, является актуальной их интеграция в рабочую программу преподавателя. Если раньше подбор подходящего материала сопровождался трудностью поиска и определенными техническими сложностями, то вместе с появлением и активным использованием интернета появилось большое количество веб-сайтов, облегчающих решение этой задачи.

            Обобщая все изложенное, резюмируем, что обучение иностранному языку с использованием видеоматериалов является продуктивным и результативным. Организация процессов обучения с иноязычной коммуникативной компетенцией студентами неязыковых факультетов позволяет в значительной мере оптимизировать процесс их обучения иностранному языку.

           

Литература:

1.      Кочукова О.В. Обучение пониманию социокультурного содержания иноязычного дискурса художественных видеофильмов: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2004.

2.      Краснощекова Г.А. Информационные технологии в решении проблемы повышения качества языковой подготовки специалистов // Открытое образование. - М., 2010. - №6.

3.      Сорока Ю.Г. Кинодискурс повседневности постмодерна // Постмодерн: новая магическая эпоха. Сб. статей/Под ред. Л.Г. Ионина. - Харьков, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, видеоматериал, использование видеоматериалов, обучение, просмотр фильма, процесс изучения, студент, язык.


Похожие статьи

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Сущность и содержание ИКТ в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции

В статье автор рассматривает информационно-коммуникационные технологии как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Применение аутентичных видеоматериалов в качестве средства обучения говорению на иностранном языке

В статье рассматривается понятие аутентичности видеоматериалов, а также возможность их использования в ходе урока иностранного языка, их преимущества и эффективность при обучении говорению на иностранном языке.

Использование лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку в техническом вузе

В статье рассматривается особенности лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку и обосновывается его эффективность в формировании языковой и социокультурной компетенции у будущего специалиста технического профиля.

Педагогическая технология интегрированного смешанного обучения для иноязычной подготовки магистрантов неязыкового профиля

В данной статье рассмотрены субкомпетенции, составляющие компетентностную основу профессиональной иноязычной коммуникации будущих специалистов в области юриспруденции и гражданского строительства; обоснована и описана педагогическая технология интегр...

Возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп

В статье авторы рассматривают возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп на основе заданий, разработанных на аутентичных материалах.

Роль ИКТ в реализации принципа личностно-ориентированного обучения в условиях современного вуза

В статье автором определяется роль современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации принципов личностно-ориентированного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе.

Видеоматериалы как средство формирования навыков говорения на английском языке у обучающихся средней школы

В работе автор исследует вопросы формирования навыков говорения у обучающихся средней общеобразовательной школы посредством использования видеоматериалов в учебном процессе.

Похожие статьи

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Сущность и содержание ИКТ в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции

В статье автор рассматривает информационно-коммуникационные технологии как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Применение аутентичных видеоматериалов в качестве средства обучения говорению на иностранном языке

В статье рассматривается понятие аутентичности видеоматериалов, а также возможность их использования в ходе урока иностранного языка, их преимущества и эффективность при обучении говорению на иностранном языке.

Использование лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку в техническом вузе

В статье рассматривается особенности лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку и обосновывается его эффективность в формировании языковой и социокультурной компетенции у будущего специалиста технического профиля.

Педагогическая технология интегрированного смешанного обучения для иноязычной подготовки магистрантов неязыкового профиля

В данной статье рассмотрены субкомпетенции, составляющие компетентностную основу профессиональной иноязычной коммуникации будущих специалистов в области юриспруденции и гражданского строительства; обоснована и описана педагогическая технология интегр...

Возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп

В статье авторы рассматривают возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп на основе заданий, разработанных на аутентичных материалах.

Роль ИКТ в реализации принципа личностно-ориентированного обучения в условиях современного вуза

В статье автором определяется роль современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации принципов личностно-ориентированного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе.

Видеоматериалы как средство формирования навыков говорения на английском языке у обучающихся средней школы

В работе автор исследует вопросы формирования навыков говорения у обучающихся средней общеобразовательной школы посредством использования видеоматериалов в учебном процессе.

Задать вопрос