Аннотация: В данной статье рассматриваются методические принципы работы с аутентичными видеоматериалами; приводятся рекомендации по их адаптации к условиям обучения; анализируется использование видео-ресурсов как средства формирования коммуникативной компетенции у студентов. Аутентичные видеоматериалы позволяют обучающимся совершенствовать навыки восприятия речи носителей языка, в которой отражаются особенности национальной культуры, живая реальная действительность, вызывая познавательный интерес обучающихся, их готовность обсуждать проблемы, вступать в дискуссию.
Ключевые слова: аутентичные видеоматериалы, использование видео, иностранный язык, коммуникативная компетенция
Согласно современным образовательным стандартам «Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов» [2]. Другими словами, в процессе изучения иностранного языка в вузе студент должен не только научиться решать социально-коммуникативные задачи в повседневном общении, но и в профессиональной сфере и научной деятельности. Он должен владеть лексическими, грамматическими средствами во всех видах речевой деятельности, понимать на слух монологическую и диалогическую речь, владеть навыками устной речи, иметь представление об истории, культурных традициях и правилах речевого этикета в стране изучаемого языка. Применение аудиовизуальных средств, современных технологий на уроке иностранного языка может хорошо помочь в достижении поставленных целей. В частности, использование видеоматериалов позволяет решить следующие задачи:
· дает возможность студентам познакомиться с «языком в живом контексте» т.е. «связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии»[1];
· развивает внимание и память, т.к. именно через органы зрения и слуха человек получает основную информацию об окружающем мире;
· помогает сочетать разные виды коммуникативной деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо;
· способствует интенсификации учебного процесса, т.к. информация, представленная в наглядной форме, усваивается легче и быстрее;
· расширяет кругозор и повышает общую культуру студентов;
· повышает мотивацию и активность студентов, создает атмосферу совместной познавательной деятельности, дает стимул для дальнейшей самостоятельной работы;
· помогает овладеть навыками межкультурной коммуникации;
Видео является прекрасным дополнительным источником для изучения иностранного языка. Оно может использоваться как для введения нового материала и его активизации, а также на заключительном этапе работы над темой.
Видеоматериалы можно разделить на две группы:
· учебные материалы, предназначенные для обучения иностранному языку:
ü видеокурсы к учебникам;
ü обучающие видеофильмы;
· аутентичные материалы, предназначенные для носителей языка:
ü видеорецепты;
ü короткометражные фильмы;
ü рекламные ролики;
ü музыкальные видеоклипы;
ü телевизионные игры;
ü интервью;
ü художественные, документальные, мультипликационные фильмы;
ü отрывки из телевизионных передач;
ü видеозаписи телевизионных новостей: репортажи, метеопрогноз, происшествия, новостные события;
ü обучающие программы для детей и подростков; скетчи;
ü спортивные и развлекательные программы;
ü теледискуссии и теледебаты и т.д. [5] .
В данной статье речь пойдет об использовании аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку.
Работа с видео состоит из трех этапов: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный.
На преддемонстрационном этапе снимаются языковые трудности восприятия видеотекста, для этого проводится «мозговой штурм» или составляется лексическая карта по предложенной теме; посредством различных упражнений вводятся и закрепляются новые слова; составить список утверждений, которые кажутся верными априори и.т.д.
Для демонстрационного этапа можно предложить следующие задания:
· просмотр без звука: дать описание героев, места действия, погоды, последовательности действий; составить и разыграть диалоги между персонажами, составить предсказания по содержанию и.т.д.
· прослушивание видео без изображения: сделать предположения о месте действия, внешности героев, роде их занятий и.т.д.
· просмотр со звуком: составить список услышанных слов; проверить предсказания, сделанные студентами до просмотра; дополнить транскрипт короткого отрывка; восстановить диалог с перепутанными репликами; ответить на предложенные вопросы; заполнить таблицу и.т.д.
· прерванный просмотр: придумать начало, продолжение или конец.
Во время последемонстрационного этапа студенты могут: инсценировать диалоги; составить резюме или подробный пересказ (устно или письменно); написать эссе на тему просмотренного сюжета; найти дополнительную информацию по теме и.т.д. [3].
Существуют различные способы использования видеоматериалов в учебных целях. Выбор зависит от уровня владения языком у студентов, целей и задач обучения, а также от самого материала.
В качестве заданий по использованию некоторых аутентичных видеоресурсов студентам рекомендуются следующие упражнения:
· видеорецепты: назвать ингредиенты и столовые принадлежности, используемые в отрывке, прокомментировать действия (без звука); затем проверить со звуком; составить рецепт с теми же ингредиентами; снять на видео собственный рецепт;
· короткометражные фильмы: предугадать следующее действие (прерванный просмотр); при экранизации новеллы: сравнить текст с экранизацией (описание героев, обстановки, диалоги), выявить, что сохранено, изменено, добавлено, убрано;
· рекламные ролики: угадать объект рекламы, дать его описание; прокомментировать связь продукта и рекламы на него; придумайте слоган для данного продукта; придумайте другой сценарий для этого же продукта;
· музыкальные видеоклипы: угадать тему песни, прокомментировать, дать описание увиденного (просмотр без звука); сравнить услышанную лексику с предположением; назвать музыкальные инструменты (просмотр со звуком); выполнить лексические и грамматические упражнения (работа с текстом) и.т.д.
· телевизионные игры: ответить на предложенные вопросы; придумать вопросы такого же плана; составить вопросы и ответы на заданную разговорную тему;
· интервью: выявить разговорные формулы и дать их стандартный эквивалент; передать содержание интервью в косвенной речи; назвать невербальные формы коммуникации; предложить другую форму опроса; составить и провести опрос в группе;
· видеозаписи телевизионных новостей: после просмотра записать данные в шесть колонок под заглавиями (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?) и т.д. [4].
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что использование аутентичных видеоматериалов на занятии делает его интересным, познавательным, повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка, а также способствует развитию их коммуникативной, социо-культурной, профессиональной и общекультурной компетенций.
Литература:
1. Валетко С.А. Использование видео на уроке иностранного языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/214052/
2. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов. Примерная программа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fgosvo.ru/uploadfiles/ppd/20110329000911.pdf
3. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/ Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Мн.: Выш.шк., 2004. – 522 с.
4. Comment exploiter la vidéo en classe de FLE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.language-teachers.org/professeurs_fle/down/video.pdf
5. L’utilisation de la vidéo en classe de FLE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edufle.net/L-utilisation-de-la-video-en.html