В статье раскрыты основные тенденции изменения структуры сельскохозяйственного производства в России по категориям хозяйств. Обоснована роль казачьих обществ в региональном развитии сельскохозяйственного производства. Определены основные направления совершенствования моделей устройства казачьих обществ как условие развития регионального сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: кластер, сельское хозяйство, казачество, модель, казачьи хозяйства, казачьи общества
In the article the basic tendencies of change of the agricultural production structure in Russia by types of farms. The role of the Cossack societies in the regional development of agricultural production. The main directions of improvement of models of the Cossack communities as a condition of development of the regional agricultural production.
Keywords: cluster, agriculture, Cossacks, model, Cossack economy, Cossack society
Роль сельского хозяйства и агропромышленного комплекса страны, в условиях введённых антироссийских ограничений и установленному государством курсу на импортозамещение, становится ключевой. С точки зрения своей структуры, сельскохозяйственное производство официальной российской статистикой классифицируется на следующие категории [3]:
1. Сельскохозяйственные организации, в том числе представленные деятельностью производственных кооперативов, акционерных обществ, государственных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью, подсобных хозяйств различных организаций.
2. Хозяйства населения, включающие личные подсобные хозяйства, а также хозяйства граждан с земельными участками для осуществления коллективного и индивидуального садоводства, животноводства и других видов сельскохозяйственной деятельности.
3. Крестьянские (фермерские) хозяйства — деятельность которых направлена на кооперацию усилий граждан, объединённых родством, либо другим признаком; при этом такие граждан имеют в собственности имущество и совместно реализуемую производственную и иную деятельность (переработка, хранение, транспортировка, реализация сельскохозяйственной продукции). Деятельность крестьянских хозяйств основана на их личном участии.
Как показывает анализ данных последних лет, структура производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств в России остаётся более или менее однородной с незначительными изменениями (рис. 1). Так, за последние годы несколько выросла доля объёма продукции сельскохозяйственных организаций с 48,1 % в 2008 г. до 48,6 % в 2014 г.; несколько снизилась доля хозяйств населения с 43,4 % до 41,4; выросла доля крестьянских (фермерских) хозяйств с 8,5 % до 10 %.
Рис. 1. Структура производства сельскохозяйственной продукции в России по категориям хозяйств за 2008–2014 гг. [5]
На сегодняшний день государством предпринимается ряд мер по развитию сельскохозяйственного производства. При этом наблюдается некоторый «перекос» в пользу поддержки сельскохозяйственных организаций. Уникальность России состоит, в том числе в её культурном многообразии. Зачастую, такое многообразие оказывает важное влияние на тот или иной сектор экономики. В этом контексте и как одно из условий развития сельского хозяйства на региональном уровне важно учитывать такой компонент экономико-культурно-этнического устройства России как деятельность казачьих обществ.
В последние годы в России принимаются общие (не направленные на развитие сельского хозяйства) меры по поддержке казачьего движения, в том числе на законодательном уровне приняты следующие нормативные акты:
- Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» [8];
- Указ Президента РФ от 15.06.1992 N 632 (ред. от 17.10.2013) «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» [6];
- Постановление Правительства РФ от 22.04.1994 N 355 (ред. от 22.10.2014) «О концепции государственной политики по отношению к казачеству» [4];
- «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года» [1];
- Указ Президента РФ от 25.02.2003 N 249 «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества» и др. [7]
Так, одним из ключевых программных актов по развитию казачества в России, «Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 г.» одним из направлений реализации данной Стратегии установлена поддержка экономического развития российского казачества. В наиболее общем виде законодатель установил следующие приоритетные задачи в рамках данного направления:
1. Обеспечение мер по содействию экономической активности казачьих обществ в соответствии с действующими инструментами государственной поддержки.
2. Разработка мер по стимулированию и развитию тех или иных форм предпринимательской деятельности, осуществляемой казачьими обществами.
3. Предоставление казачьим обществам необходимой для реализации задач поддержки информационного, научного и методического характера, связанной с вопросами развития экономических факторов их деятельности, а также при реализации казачьими обществами производства сельскохозяйственной продукции.
4. Повышение эффективности механизмов оказания помощи при строительстве и приобретении индивидуальной недвижимости на первоначальное обзаведение хозяйством членам казачьих обществ, которые приняли на себя обязательства по несению государственной службы на приграничных территориях.
Как видно, установленные государством стратегические приоритеты имеют пока, в большей степени декларативный, наиболее общий характер и требуют своего раскрытия в отдельных подзаконных актах и конкретных механизмах повышения эффективности экономической составляющей казачьих обществ. Для этого требуется учитывать сложившуюся в казачьих обществах организационно-экономическую модель осуществления основной деятельности.
Так, в основе традиционного уклада хозяйственной деятельности казачьих обществ лежал сложившийся веками «симбиоз» частного и общинного ведения хозяйства и землепользования. Основное производство продукции сельскохозяйственного назначения осуществляется в казачьих обществах в рамках частных хозяйств с использованием общественных угодий, которыми распоряжается общество. Функции общества обусловлены основными приоритетами управления: оно выполняет функции согласования экономических интересов, а также их регулирования на территории станицы. Станица реализует, по сути, ряд разных функций:
1. Как орган казачьего самоуправления, в её деятельность вменяется:
- организация общественной инфраструктуры и её содержание;
- правовое регулирование спорных вопросов;
- распределение отдельных видов общественных ресурсов и др.
2. Содействие партнёрству казачьих хозяйств при осуществлении общинных проектов в области сельского хозяйства.
3. Исполнение задач, связанных с несением государственной службы.
Такая организационно-экономическая модель, с особыми функциями применяется на современном этапе в большинстве действующих казачьих станиц. При проецировании её в практическую деятельность с учётом национальной системы права, казачьи хозяйства регистрируются в виде индивидуальных предпринимательств, обществ с ограниченной ответственностью, личных подсобных хозяйств и прочих юридических формах, становятся учредителями некоммерческой организации, либо сельскохозяйственного кооператива (рис. 2, 3, 4) [2].
Рис. 2. Организационно-экономическая модель сельскохозяйственного производства казачьих обществ на основе создания некоммерческой организации
Рис. 3. Организационно-экономическая модель сельскохозяйственного производства казачьих обществ на основе создания сельхозкооператива
Рис. 4. Организационно-экономическая модель сельскохозяйственного производства казачьих обществ на основе взаимодействия некоммерческой организации, сельхозкооперативов и предприятий по выпуску сельскохозяйственной продукции
Вместе с тем, современным законодательством не предусмотрена устоявшаяся в традиции казачьих обществ правовая форма, которая бы позволяла обеспечить исполнение станичным уровнем управления казачьими обществами своих изначальных функций.
В этом плане должны быть предусмотрены следующие функции с учётом современного этапа развития российского законодательства, а также требований экономики:
- обеспечение переработки сельскохозяйственной продукции;
- создание и развитие экономической инфраструктуры по обслуживанию производителей различных товаров и услуг;
- предоставление консалтинговых и инновационных услуг;
- реализация отдельных функций по управлению территорией станицы.
На наш взгляд, совершенствование деятельности казачьих обществ как условия развития регионального сельскохозяйственного производства, с учётом специфики организации данного сектора сельского хозяйства, на текущем этапе требует принятия мер по следующим направлениям:
1. Развитие правовой базы по обеспечению соответствия традиционных норм ведения сельскохозяйственной деятельности казачьих обществ с положениями российского законодательства в области регулирования коммерческих и некоммерческих организаций.
2. Разработка системы стратегического развития территории, в рамках влияния казачьих обществ.
3. Использование принципов кластерного развития сельскохозяйственных производств с привлечением казачьих обществ в региональные кластеры.
Литература:
1. Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года (утв. Президентом РФ 15.09.2012 N Пр-2789) // Консультант Плюс.
2. Методические рекомендации по становлению и развитию экономической базы казачьих обществ // Постоянная (профильная) комиссия по становлению и развитию экономической базы казачьих обществ в составе совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Москва, 2011.
3. Методологические пояснения // Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.gks.ru/bgd/regl/B04_14/IssWWW.exe/Stg/d020/i021080r.htm проверено 21.06.2015
4. Постановление Правительства РФ от 22.04.1994 N 355 (ред. от 22.10.2014) «О концепции государственной политики по отношению к казачеству» // «Собрание законодательства РФ», 16.05.1994, N 3, ст. 210.
5. Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств // Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/# проверено 25.06.2015
6. Указ Президента РФ от 15.06.1992 N 632 (ред. от 17.10.2013) «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 25.06.1992, N 25, ст. 1429
7. Указ Президента РФ от 25.02.2003 N 249 «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества» // «Собрание законодательства РФ», 03.03.2003, N 9, ст. 850
8. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О государственной службе российского казачества» // «Собрание законодательства РФ», 12.12.2005, N 50, ст. 5245