Библейский мотив избранничества в рассказе «Народ избранный» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 01.08.2015

Статья просмотрена: 993 раза

Библиографическое описание:

Агаева, К. Ш. Библейский мотив избранничества в рассказе «Народ избранный» / К. Ш. Агаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 659-661. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21307/ (дата обращения: 16.11.2024).

Рассказ «Народ избранный» (1993, сборник «Бедные родственники») — это рассказ о нищих и инвалидах. Сюжет этого рассказа достаточно прост.

Уже с первых строк звучит христианский мотив: действие происходит возле церкви в канун христианского праздника Сергия Радонежского, когда Зина впервые пришла просить милостыню. Как нам известно, Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как Преподобный и считается подвижником Русской земли. Также считалось, что Сергий Радонежский своими словами мог «лечить» самые огрубевшие сердца. Преподобный Сергий Радонежский родился в 1319 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Сергий желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще.

Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный Сергий остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши — игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий Радонежский не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении.

Вскоре вокруг преподобного Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы. «Если враги хотят от нас чести и славы, — сказал ему Преподобный, — дадим им; если хотят злата и сребра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить». Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию.

Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.

Не случайно и упоминание праздника Иоанна Богослова. Он — один из Двенадцати апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. Его также называли Апостолом любви. Любовь же, по Иоанну Богослову, заключалась в том, чтобы следовать заповедям Божьим. Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Служение Любви — весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Символично, что именно в этот день Зине впервые подают милостыню и просят помолиться об упокоении Екатерины. Но Зина теряет деньги, когда её начинают избивать нищие, которые требуют, чтобы она больше не ходила туда, так как там хватает своих. И в этот же день впервые происходит её встреча с Катей Рыжей, которая выступает в роли заступницы Зины. Именно Катя становится «проводником» Зины в мир нищих и убогих. Она не просто вводит Зину в это «общество», она, можно сказать, учит Зину верить в Бога, потому что мама учила Зину верить только в Божью Матерь. Хотя из дальнейших слов Зиночки мы понимаем, что она и вовсе не понимает, во что верит, потому что на вопрос Кати, кому ж она мать, Зина, растерявшись, отвечает: «Дочки своей матерь». Катя от такой неожиданности уронила костыли: «Да ты, Зина, хуже татарина» [4: 98].

В следующий раз Зинаида приходит в церковь и собирает «много денег, почти четыре рубля» на христианский праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и это тоже глубоко символично. В этот день православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Божия Матерь распростерла свой омофор над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми.

Следующий символ, изображённый в рассказе, — икона Казанской Божьей Матери, перед которой ставит свечку Зина, как её учила мать. Эта икона считается чудотворной. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы и испытания. В народе ее считают заступницей женщин.

О счастье, о смысле жизни в рассматриваемом нами рассказе рассуждают не обыватели и прожигатели жизни, а нищие, просящие милостыню. И именно эти люди, юродивые, названы Улицкой избранными. Избранными Господом, потому что им ведомо, что такое истинное счастье. Они знают, что счастье не в красоте, не в материальных благах, а в том, чтобы быть благодарными Богу за самый великий дар — жизнь — какой бы она ни была. Одна из героинь рассказа — Катя — говорит: «Господь поставил, там и стой!» [4: 106].

Безусловно, не каждый согласится с мнением о счастье «народа избранного». Л. Улицкая имеет в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:

1)      «избранным» дана безусловная вера, не отягощенная интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;

2)      они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;

3)      они не предаются греху гордыни;

4)      они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;

5)      они могут довольствоваться малым — тем, что имеют;

6)      им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.

О людях, изображенных в рассказе, в Евангелии говорится: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк.14:33). Катя характеризует нищих следующим образом: «Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то» [4: 106]. Но стоит сказать о том, что в рассказе дан не один «тип» нищих, они условно поделены автором на группы: попрошайки и нищие. И об этом в своих рассуждениях говорит Катя: «Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота — денег набрать. А настоящий нищий, Зиночка, Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!».

А. Молчанов, рассуждая в своей статье «Настоящая женская проза, или феномен Людмилы Улицкой» об этом рассказе, говорит о том, что нищие, юродивые избраны страдать «за все человечество, и в этом миссия его и счастье» [2: 4]. Эту мысль подтверждают слова той же Кати Рыжей, рассказавшей Зине историю двух монахинь. Она видит их (нищих) предназначение в том, что люди, проходящие мимо таких, как они, начинают сознавать всю прелесть жизни, благодарят Бога за то, что они здоровы, «что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то».

Традиция изображения юродивых — это традиция христианизированной литературы (Н. Гоголь, Н. Лесков, Л. Толстой, Ф. Достоевский). Изображая своих героев, Улицкая словно обращается к фразе из Нового Завета: «Сила моя в немощи совершается».

Высшая мудрость, по мнению Улицкой, состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды. Именно библейский контекст позволяет выделить в этом рассказе два основных мотива — заступничества и избранничества.

 

Литература:

 

1.                  Колядич Т. М. Людмила Улицкая // Русская проза конца XX века: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. Т. М. Колядич. — М.: Академия, 2005. — С. 369–391.

2.                  Молчанов А. Настоящая женская проза или Феномен Людмилы Улицкой // Людмила Улицкая. Сквозная линия; Авторский сборник. — М: Эксмо, 2002. — С. 3–10.

3.                  Христианство: Словарь. — М.: Республика, 1994.

4.                  Улицкая Л. Народ избранный // Бедные, злые, любимые. Повести. Рассказы. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, — С. 95–108.

Основные термины (генерируются автоматически): нищий, рассказ, русская земля, Бог, Божий человек, избранный народ, слово, старший брат, том.


Похожие статьи

Отражение идеи саморазвития в художественном произведении Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Криптопародия мотива воскресения в повести «Веселые похороны»

Христианская концепция хронотопа в романе Дж. Макдональда «Лилит»

Экзистенциальная поэтика в рассказе Альбера Камю «Иона, или художник за работой»

Глаголы межличностных отношений в повести «Девочка из города» Л. Воронковой

Специфика функционирования евангельского текста в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба»

Отражение темы детства и его репрезентация в романе У. Голдинга «Повелитель Мух»

От прошлого к настоящему: психологизм Волкова в рассказе В. Г. Распутина «В общем вагоне»

Перенос проблем современности на исторический материал в романе В. Войновича «Степень доверия»

Мифологическое начало в притче Чингиза Айтматова «Плач перелётной птицы»

Похожие статьи

Отражение идеи саморазвития в художественном произведении Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Криптопародия мотива воскресения в повести «Веселые похороны»

Христианская концепция хронотопа в романе Дж. Макдональда «Лилит»

Экзистенциальная поэтика в рассказе Альбера Камю «Иона, или художник за работой»

Глаголы межличностных отношений в повести «Девочка из города» Л. Воронковой

Специфика функционирования евангельского текста в дилогии С. Лукьяненко «Искатели неба»

Отражение темы детства и его репрезентация в романе У. Голдинга «Повелитель Мух»

От прошлого к настоящему: психологизм Волкова в рассказе В. Г. Распутина «В общем вагоне»

Перенос проблем современности на исторический материал в романе В. Войновича «Степень доверия»

Мифологическое начало в притче Чингиза Айтматова «Плач перелётной птицы»

Задать вопрос