Наиболее актуальным вопросом в развитии греко-римской борьбы и современного спорта является необходимость спортивного отбора, начиная с детского возраста и заканчивая институтами физической культуры и спорта. Развитие модельных характеристик и параметров для определения наиболее перспективных спортсменов в раннем возрасте дает возможнь грамотно развивать организм юного спортсмена, пропорционально строить тренировочный процесс, наполненный достаточным уровнем нагрузки для перспективной реализации полученных знаний и навыков во время соревнований и международных турниров, при этом удовлетворяя и личностный интерес самого спортсмена и его заинтересованность побеждать и развиваться.
Ключевые слова: спортивный отбор, греко-римская борьба, тренировка, пригодность
Для комплексного контроля технико-тактического мастерства юных борцов греко-римского стиля необходимо исследовать и проанализировать множество параметров и полученных результатов втечение долгого времени, играют роль педагогические, физиологические, медико-биологические и психологические методы контроля. Для получения тренером хороших перспективных результатов на соревнованиях вначале местного и регионального уровней, затем международных турниров и чемпионатов необходимо воспитать юного спортсмена, максимально обучить грамотно технико-тактическим действиям, при этом возникает необходимость отбора спортсмена или спортсменов из большой группы занимающихся юношей. Предрасположенность с спортивной борьбе, гибкость, скоростные данные ребенка играют весомую роль, однако все эти параметры относятся к наследственно-обусловленнй конституции тела. Для определения спортивной пригодности юного спортсмена в греко-римской борьбе следует рассматривать способности к специфической мышечной деятельности ребенка, его адаптации к выполнению определеннй нагрузки, специальной выносливости, которая вырабатывается на протяжении долгого времени во время учебно-тренировочных действий. Пригодность юного борца следует рассматривать по следующим критериям:
- Психологические данные и склонность юного спортсмена к выбранному виду спорта;
- Функциональные данные юного борца;
- Анатомо-морфологические данные юногоспортсмена, его телосложение.
Для получения высоко результата и «победителя» на соревнованиях необходимо учитывать и развивать личную работоспособность юного спортсмена,максимально поддерживать, разбирать все ошибки, совершенные на тренировке и во время технико-тактических действий во время поединка на соревнованиях или учебных схватках, тк высокая личная работоспособность играет важную роль при выполнении сложных упражнений или напряженного поединка, возможность юного спортсмена «дойти до конца» и не сдаться — одна из черт характера спортсмена. Следующим критерием при спортивном отборе юного спортсмена спустя определенное время тренировочного процесса для дальнейшего его развития в спорте является готовность, готовность как физических данных юного борца, готовность так же рассматривается со стороны психологии, насколько спортсмен готов к новым испытаниям, к новым стрессовым ситуациям, при изменении среды, какие навыки и умения сможет применить юный борец во времятренировки, какая техника и тактика будет проведена данным борцов во время соревнваний и учебно-тренировочных сборов.
Нецелесобразно судить наиболее перспективных в раннем возрасте борцов греко-римского стиля о их перспективности в будущем, тк на протяжении роста организма, изменения характера и влияния множества факторов, не многие чемпионы в возрасте 9–13 лет вбудущем становятся рекордсменами или хорошими взрослыми борцами. Наиболее часто встречаются ситуации, когда юный борец неособо успешный по результатам на соревнованиях, в дальнейшем становится перспективным и техничным борцом, грамотным и победителем и членом взрослой сборной страны или республики, показывая не только высокий результат, но и красивую технико-тактическую борьбу (рис.1.).
Рис. 1. Финальная встреча на местных соревнованиях
Тренера-практики самостоятельно получают возможность сделать объективную оценку о готовности юного борца к предстоящим соревнованиям. Спортивный отбор прободится трненерами-практиками в несколько этапов:
- Первичный (начальный этап);
- Предварительный (предварительныйбазовый этап);
- Промежуточный (специализированный базовый этап);
- Основной (максимально возможная реализация индивидуальных возможностей юного борца);
- Заключительный (сохранение и развитие достиженийюного борца)
В послесоревновательном периоде тренеру-практику необходимо учитывать восстановительные процессы юного организма при объективнй диагностики морфо-функционального состояния спортсмена, учитывается соматическое развитие юных спортсменов, наряду с другими психологическими, биологическими и педагогическими критериями спортивного отбора в греко-римской борьбе для получения объективной комплексной оценки.
Психолого-педагогическое взаимоотношение между тренером-преподавателем и юным борцом греко-римского стиля играет важную роль для развития спортивного мастерства в процессе целенаправленного многолетнего учебно-тренировочного процесса. Уровень и степень мотивации в греко-римской борьбе для юношей играет роль, для юного спортсмена появляется цель «преоделеть и победить», стать лучшим, стать лидером в своей весовой категории. Педагогический контроль объединяет проведение методики начального обучения технике греко-римской борьбе, спортивный отбор и спортивную тренировку в единое целое при постоянном и промежуточном контроле морфо-функционального состояния и технической подготовленности юного спортсмена. Тренер постоянно находится в поиске соответствия двигательных возможностей юного борца тому или иному приему выполнения данного приема в греко-римской борьбе, правильному подбору комбинаций, с помощью данных «коронок» юный спортсмен имеет возможность успешно провести поединок на соревнованиях, реализовать на практике полученные навыки и отработанные приемы. (рис.2).Наиболее распространенными способами медико-биологического восстановления среди борцов спортивной борьбы являются массаж общий, массаж частичный, массаж сегментарный, массаж точечный, гидромассаж и другие виды, часто используются парные бани и сауны, гибропроцедуры, электропроцедуры, магнитотерапия и др. для юных борцов греко-римского стиля для психологического восстановления наиболее частым используется метод аутогенной тренировки, мышечной релаксации,музыка, интересные и разнообразные мероприятия на природе после тяжелых нагрузок или соревнований (турпоход, игра в футбол или баскетбол на открытой площадке и тп). (рис.3, рис.4.) Важным критерием для получения хороших результатов является хорошая материальная обеспеченность того помещения, где проводятся тренировки и занятия.
Рис. 2. Кинжигалиев Алексей выграл встречу на Международном Юношеском фестивале Борьбы — 2011 г, Москва. Принес «золото» своей команде
Рис. 3. Игра футбол на открытой площадке борцов и тренеров ЦО «Спарта» на СК «Алушта»
Рис. 4. Беговая тренировка на воздухе во время учебно-тренировочных сборов среди спортсменов ЦО «Спарта»
В заключении, на спортивный отбор в греко-римской борьбе среди юных спортсменов важным критерием играет множество факторов. Тренировочные серии, применяемые тренерами-педагогами для развития специальной выносливости юных борцов греко-римского стиля,обоснованные микро и макроциклы, которые обеспечивают прогрессивное и равномерное развитие и подготовку юных спортсменов к новому этапу их тренировочной и соревновательной деятельнсти, укреплению характера и освоению изученной техники и навыков.
Литература:
1. Губа В. П. Спортивный отбор как учебная дисциплина / В. П. Губа // Теория и практика физ. культуры. — 2008. — N 2. — С. 62–64.
2. Молекулярно-генетические характеристики высококвалифицированных скалолазов = Molecular genetic characteristics of highly skilled sport climbers / Бондарева Э. Ф., Гайдамакина А. Ю., Байковский Ю. В., Година Е. З. // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. — 2014. — N 2. — С. 58–60.
3. Тарабрина И. В. Развитие специальной выносливости борцов греко-римского стиля // Известия Южного федерального университета. Научно-педагогический журнал: Педагогические науки. № 4. 2015. — 137 с., — С. 108–116
4. Тарабрина И. В. Тренировочно-учебный процесс спортсмена-борца // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции /Под общ.ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. — 466 с., — С. 425–430
5. Щедрина А. Г. Типы гемодинамики и спортивный отбор / Щедрина А. Г., Маркин В. Ф. // Дети и олимпийское движение: Материалы симпоз. детской Сибириады-93. — Новосибирск, 1993. — С. 101–104.