Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 28.07.2015

Статья просмотрена: 11074 раза

Библиографическое описание:

Панова, В. Н. Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы) / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 601-604. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21370/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье представлен опыт работы куратора со студентами первого курса колледжа. Рассмотрены функциональные обязанности и направления работы куратора, направленные на ускорение адаптации студентов.

Ключевые слова: куратор, студент, колледж, девушки, коллектив.

 

Современное образование нацелено на решение таких задач, как создание условий для повышения конкурентоспособности личности, обеспечение профессиональной и социальной мобильности, формирование кадровой элиты общества, основанной на свободном развитии личности. Сегодняшнему обществу необходимы специалисты, способные не только сосуществовать с окружающим миром, но и реализовывать свой внутренний потенциал в нём. Эту задачу выполняет и наш колледж. Студенты колледжа учатся 3 года. И самым главным является первый год учёбы. Вчерашние школьники оказываются в новых условиях. И это не только резкая смена окружающей социальной и психологической среды, новая система обучения и методика преподавания, причем с совмещением с профессиональными предметами, но и взаимоотношения в студенческом коллективе и с преподавателями, новые жилищно-бытовые условия. Именно на 1 курсе у студентов формируется отношение к учёбе, к будущей профессии, предопределяются жизненные принципы, продолжается процесс самооценки, самореализации. Поэтому важно своевременно прийти первокурсникам на помощь, то есть помочь им в адаптации. Данный процесс у каждого студента проходит по-разному и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий.

«Процесс адаптации личности характеризуется самоопределением ее в коллективе, обретением «своего лица», реализацией индивидуальных возможностей. Наблюдающееся во время этого периода внутреннее неприятие окружения, отчужденность от него являются показателями не адаптивности, которая может привести личность к психической дискомфортности, подавленности, тревожности и к их следствию — снижению познавательной и общественной активности студентов» [1, с.5].

Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в колледже. К чему же приходится привыкать нашему студенту?

1.                  К учебному процессу, который отличается от школьного. Поскольку наряду с общеобразовательными предметами появляются и спецдисциплины и практические занятия по профессии.

2.                  К новому коллективу. Приходится ломать прежние стереотипы, стиль поведения. Им необходимо самоутвердиться, не «потеряться на новом месте». Многим хочется начать жить «с чистого листа».

3.                  На протяжении 1-го курса каждый пытается осознать свое призвание к избранной профессии.

4.                  К новым условиям жизни: более 60 % студентов — иногородние, и будут жить в общежитии. А это значит, что без родительского ока сами будут самостоятельно организовывать учебу, налаживать быт и свободное время.

Помимо прочего, учебная группа студентов первого курса — это пока еще не сложившийся коллектив. Из этой массы — 30 человек — надо создать коллектив, сплоченный коллектив девушек, в котором будет интересно и легко учиться. Ведь все они приехали из разных городов и деревень, из разных школ города и области. Спокойный психологический климат в группе, отсутствие склок, доброжелательность друг к другу помогут нам участвовать в совместных мероприятиях, спортивных соревнованиях. А это поможет девушкам быстрее адаптироваться в новом учебном заведении и в новой среде.

В решении возникающих проблем у первокурсников и создании из них коллектива роль куратора огромна.

В современном мире слово «куратор» используется во многих областях деятельности. В образовании оно появилось в конце 18 века. В Википедии и во многих словарях — «куратор» (от лат. curator — попечитель)

1)      лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы;

2)      в некоторых учебных заведениях — преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов) [2].

Кураторство — незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов, которая позволяет решать многие задачи в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение. [3, с.1]

В одном из словарей, есть такое определение слова «куратор» — «нянь». Наверное, это так. В школе эту работу выполняет классный руководитель. В колледже — куратор. Он первый человек, которому передают студента после торжественной линейки 1 сентября. И если куратор найдет общий язык со студентками, проявит себя как личность, тогда следующие 2 года будут успешными, спокойными и интересными. Куратор группы в колледже — это призвание. Могу с уверенностью сказать, что, завоевать авторитет бывает нелегко. Для успешного совершенствования личности студента, куратору необходимо быть профессионалом своего дела, быть общительным, иметь позитивное отношение ко всему, быть интересным человеком, вникать в молодежные проблемы, хорошо одеваться и даже иметь хорошую прическу и макияж. У нас учатся только девушки, а внешний вид у них на первом месте. Стараюсь изначально не допускать сюсюканья, быть требовательной и справедливой.

Работать куратором в колледже сложно, так как студенты приходят уже сформировавшимися личностями и, куратор должен строить свою работу, часто ломая стереотипы и приспосабливая девушек под свои идеалы. Куратору надо многое знать о студентах. И особенности состояния здоровья, семейные и бытовые условия их жизни, особенности характера, наклонности к отдельным предметам, курению и так далее.

Процесс знакомства начинается за неделю до начала занятий. Я стараюсь изучить личные дела студентов и пытаюсь запомнить их лица по фотографии. Первая встреча с группой начинается со знакомства с колледжем и общежитием. Эта экскурсия по кабинетам и мастерским, столовой и библиотеке даёт возможность детям почувствовать себя комфортно в учебном заведении. В этот же день провожу долгую беседу и рассказываю студенткам о соблюдении режима, о выполнении требований педагогов, о внешнем виде, о правилах курения на территории колледжа. К сожалению, к этим вопросам приходится возвращаться очень часто. В течение года приходиться уделять много внимания и посещаемости занятий, и успеваемости студенток, и обучению правилам достойного поведения и общения, и информированию о проводимых в колледже мероприятиях, и посещению общежития.

На первом уроке после «Дня знаний» я обязательно провожу анкетирование. Эта анкета помогает мне узнать у студенток имена родителей, опекунов, их телефоны, уточнить наклонности девушек, их интересы, узнать, какие обязанности они выполняли в школе. Это поможет мне к концу сентября определиться с активом группы. Ведь хороший староста в группе — такая редкость! «Правая рука» куратора поможет обеспечить на первых порах контакт со сложными девушками.

В сентябре, обычно через неделю после начала учебного года, провожу классный час «Расскажи нам о себе», где каждая девушка должна выйти и рассказать о себе, своей семье, из какой она школы, чем увлекается, каковы её планы на будущее. Такая дружелюбная обстановка снимает напряжение и способствует развитию доверия в группе и быстрой адаптации первокурсников, налаживанию контакта.

Индивидуальные беседы со студентками, родителями (чаще по телефону) позволяют узнать девчонок лучше и помогают скоординировать индивидуальную работу с каждой из них.

Важнейшую функцию в работе куратора выполняют классные часы. Именно на них, во время обсуждений насущных проблем, девушки лучше узнают друг друга и раскрываются сами. Тематика основных классных часов предлагается администрацией колледжа, что и показывает наличие одних и тех же воспитательных целей и задач у всего педагогического коллектива. Это является важным условием эффективности адаптационного периода и воспитательного процесса в целом. Вот лишь некоторые из них: «Разрешение конфликтных ситуаций», «Толерантный человек — какой он?», «Ксенофобия, экстремизм, национализм среди обучающихся студентов», «Профилактика болезней, передаваемых половым путем», «Спасите нерожденных» — о вреде абортов, «Профилактика СПИДа», «Планирование семьи и контрацепция», «СПИД — проблема всего человечества», «Наркомания — знак беды». Участие в акциях: «Брось сигарету, съешь конфету!», «Спасибо деду за Победу», «Милосердие», «Кто, если не я». Акции проводятся в колледже постоянно и позволяют первокурсникам по-новому взглянуть на окружающий их мир и приобщиться к важнейшим проблемам нашей жизни.

Очень помогают сплотить группу и сделать из неё коллектив различные спортивные соревнования и спортивные праздники. Практически ежемесячно проводятся спортивные соревнования по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий. В октябре и апреле, проходят «Дни здоровья». Куратор должен так построить работу, чтобы участие в этих праздниках было 100 %. Необходимо составить списки участия девушек в многочисленных конкурсах, придумать форму, эмблему, нарисовать газету. Совместная работа объединяет девушек и помогает раскрыть таланты детей. А такие общественно — культурные мероприятия, как «Посвящение в студенты», «Алло, мы ищем таланты», «Конкурс инсценированной военной песни» предоставляет возможность студенткам выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует их способностям. Такие мероприятия обеспечивают естественное вхождение в коллектив, освобождают студенток от страхов, неуверенности, создают благоприятный психологический климат.

Много времени приходится уделять куратору, чтобы привить первокурснику положительное отношение к профессии. Некоторые девушки выбирают профессию парикмахера, даже не подозревая, какие трудности их ожидают. Боязнь держать ножницы, брезгливость, неумение поддержать беседу с клиентом — приводят к тому, что они начинают сомневаться в правильности сделанного выбора. Это вызывает потерю интереса к учебе, снижает успеваемость, появляются прогулы и желание уйти из колледжа. Куратор должен (и делает это!) информировать студентов, убеждать, уговаривать, объяснять, привлекать к участию в профессиональных конкурсах, чтобы поддержать желание учиться. Порой, удивляюсь своей выдержке и терпению. Часто приходится беседовать с одним человеком десятки раз. Но это стоит того! Для того и придумали должность куратора — помочь молодым людям в трудных жизненных ситуациях. Наградой куратору в конце 1 года обучения станет дружная группа — коллектив, где я понимаю их, а они не подведут меня.

 

Литература:

 

1.      Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе и вузе: сб. ст. — Барнаул, 1973.

2.      Политическая наука: словарь-справочник. Авт. и сост.: Санжаревский И. И. Изд.6-е, испр. и доп. Тамбов. 2014.

3.      Рекомендации куратору: метод. пособие / авт.-сост.: Е. Б. Хворова, Н. А. Зелепукина; отв. ред. И. В. Грошев. -Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. — С.23–40.

4.      http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-studentov-pervogo-kursa-i-znachenie-roli-kuratora-v-ih-reshenii

Основные термины (генерируются автоматически): студент, куратор, девушка, колледж, внешний вид, группа, коллектив, проблема, студентка, учебное заведение.


Похожие статьи

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов 1 курса к условиям педагогического вуза. Предложены формы работы с первокурсниками, способствующие их успешной адаптации.

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Учёба для всех: технологии работы с обучающимися, имеющими трудности в образовательном процессе

Статья посвящена обзору технологий работы с обучающимися, испытывающими трудности в учебе в современном образовательном контексте и их иллюстрации на примерах из личной педагогической практики. Рассмотрены технологии дифференцированного обучения, под...

Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников

В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по...

Роль педагога в организации проектной деятельности

В статье описана роль педагога в проектной деятельности. Приведена педагогическая ценность использования проектной деятельности в школе. Представлен анализ результатов анкетирования педагогов.

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младших школьников

В данной статье авторами рассматривается обучение младших школьников при помощи работы в группах или парами. Оценивается мотивация школьников. Авторы выделяют критерии, на основании которых можно применить формат интерактивного обучения (работу в пар...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Эффективность коммуникаций на рабочем месте

В статье рассмотрено построение коммуникационного процесса в коллективе его сущность и значение. Авторы на примерах раскрывают основные аспекты эффективных коммуникаций, так как умение сотрудников коммуницировать, влияет на качество развития компании...

Управленческая модель Липпит-Кностера (Lippitt-Knoster) как инструмент развития молодых педагогов в условиях образовательной организации

В статье описано применение управленческой модели Липпит-Кностера как инструмента развития молодых педагогов в условиях образовательной организации. Новизна заключается в использовании данной модели применительно к образовательной организации, как ин...

Похожие статьи

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов 1 курса к условиям педагогического вуза. Предложены формы работы с первокурсниками, способствующие их успешной адаптации.

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Учёба для всех: технологии работы с обучающимися, имеющими трудности в образовательном процессе

Статья посвящена обзору технологий работы с обучающимися, испытывающими трудности в учебе в современном образовательном контексте и их иллюстрации на примерах из личной педагогической практики. Рассмотрены технологии дифференцированного обучения, под...

Использование опытов в исследовательской деятельности младших школьников

В данной статье авторами рассматривается исследовательская деятельность школьников младших классов, применение опытов на занятиях и во внеурочной деятельности, оценивается эффективность данного формата обучения. Авторы приводят примеры из практики по...

Роль педагога в организации проектной деятельности

В статье описана роль педагога в проектной деятельности. Приведена педагогическая ценность использования проектной деятельности в школе. Представлен анализ результатов анкетирования педагогов.

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младших школьников

В данной статье авторами рассматривается обучение младших школьников при помощи работы в группах или парами. Оценивается мотивация школьников. Авторы выделяют критерии, на основании которых можно применить формат интерактивного обучения (работу в пар...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Эффективность коммуникаций на рабочем месте

В статье рассмотрено построение коммуникационного процесса в коллективе его сущность и значение. Авторы на примерах раскрывают основные аспекты эффективных коммуникаций, так как умение сотрудников коммуницировать, влияет на качество развития компании...

Управленческая модель Липпит-Кностера (Lippitt-Knoster) как инструмент развития молодых педагогов в условиях образовательной организации

В статье описано применение управленческой модели Липпит-Кностера как инструмента развития молодых педагогов в условиях образовательной организации. Новизна заключается в использовании данной модели применительно к образовательной организации, как ин...

Задать вопрос