Частная благотворительность и меценатство как один из видов социального служения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 30.07.2015

Статья просмотрена: 2937 раз

Библиографическое описание:

Рузанова, Н. П. Частная благотворительность и меценатство как один из видов социального служения / Н. П. Рузанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 509-514. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21392/ (дата обращения: 18.12.2024).

Благотворительность и меценатство являются особой формой общественной деятельности. Важной чертой делового мира России конца XIX — начала ХХ стала идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Эта традиция была продолжена и в ХХI веке.

Ключевые слова:меценатство, благотворительные Фонды, социальное служение РПЦ

 

В. О. Ключевский писал: «Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо… Никакими методами социологического изучения нельзя вычислить, какое количество добра вливала в людские отношения эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня, насколько она приучала людей любить человека и отучала бедняка ненавидеть богатого» [6, с. 3]. Частная благотворительность, начало которой было положено во 2-й пол. XVIII в., получила особенное развитие во 2-й пол. XIX — нач. XX в.: в 1861–1899 гг. было основано 95 % всех обществ и 82 % всех благотворительных заведений. В 1781 г. частным лицам официально было разрешено открывать благотворительные заведения, в 1862 г. право санкционирования благотворительных заведений было передано от императора Министерству внутренних дел.

К концу XIX в. 75 % средств, израсходованных на благотворительность, были частными, 25 % принадлежали казне, земствам, городам, сословным учреждениям, церквам. В 1802 г. кн. Д. М. Голицын завещал около 1 млн р. на строительство и содержание Голицынской больницы в Москве (ныне 1-я Градская), в 1807 г. гр. Н. П. Шереметев построил в Москве Странноприимный дом (ныне Ин-т скорой помощи им. Н. В. Склифосовского). С развитием частной торговли и промышленности благотворительностью стали заниматься купцы и предприниматели.

В конце XIX — начале XX в. активизировалась церковная благотворительность в немалой степени благодаря пастырской деятельности св. Иоанна Кронштадтского, основавшего в Кронштадте Дом трудолюбия (открыт 12 октября 1882 г.). В 1902 г. там работали одновременно 7281 чел. Кроме школ, мастерских и библиотек для взрослых и детей, при Доме трудолюбия существовали приют для детей и дневное убежище для малолетних (50 чел.), загородная летняя дача для детей, богадельня для бедных женщин (22 чел.), большой каменный ночлежный дом, построенный в 1888 г., на 84 мужчины и 24 женщины. В Доме трудолюбия оказывалась бесплатная врачебная помощь, выдавались обеды и пособия. Столовая, работавшая в течение 11 часов каждый день, отпускала от 400 до 800 обедов. Активной благотворительной деятельностью в Москве занималась Марфо-Мариинская обитель, основанная великой княгиней Елисаветой Феодоровной в 1908 г.

В 1900 г. Ведомству православного исповедания и военного духовенства принадлежали 3358 благотворительных организаций (2164 общества и 1194 заведения). В это число входили церковноприходские попечительства (учреждены в 1864), а также благотворительные заведения при монастырях и храмах. К 1906 г. около 50 % правосл. храмов имели благотворительные фонды, из которых выделялись средства на содержание приходских школ и приютов (в 1868–18 %). Общее число благотворительных организаций в России на 1 января 1899 г. составляло 14854 (7505 заведений и 7349 обществ). В 1898 г. 7 077 129 чел. в Российской империи воспользовались благотворительной помощью. В 1909 г. был создан союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению.

Благотворительность и меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Духовный потенциал Руси вырабатывался народной жизнью веками в духе православия, являющимся «мощным нравственным фактором в любой созидательной деятельности на благо родного Отечества» [5, с. 70].

Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но способствовали его обогащению, утверждению в нем новых направлений и форм. Важной чертой делового мира в России XIX века была идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Этому явлению дали название «меценатство». «Влияние православной духовности нашло отражение в музыкальной культуре, театре, литературе, искусстве, архитектуре, живописи, иконографии, развитии меценатства» [4, с. 19].            

Меценатство — покровительство богатых людей развитию науки и искусству, появившееся в России XVIII веке. Меценат является не только покровителем, но и человеком, очень хорошо разбирающимся в различных жанрах искусства и умеющим уловить новые направления их развития [7, с.1].

«Для того, чтобы процветало искусство, — писал К. С. Станиславский, — нужны не только художники, но и меценаты». Для большинства меценатов XVIII-XIX вв. благотворительность стала практически образом жизни, чертой характера.

Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что «На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого — то свыше назначенного дела». П. А. Бурышкин сам был благотворителем: в Коммерческом институте оборудовал несколько аудиторий и лабораторий. Свой дом в Антипьевском переулке завещал Москве (ныне там находится отдел графики Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина) [2, с. 8] Принципиально важно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества. Благотворительная деятельность по учреждению новых школ и училищ, строительству новых институтов и университетов, выделение субсидий на стипендии студентам, многочисленные фонды в помощь учащимся была в России XIX века делом обычным.

Самое крупное за всю историю благотворительности в России пожертвование: более 20 миллионов Гаврилы Гавриловича Солодовникова (1826–1901). Он в 20 лет стал купцом первой гильдии, в 40 — миллионером. Славился бережливостью и расчетливостью, отдал почти все миллионы на благотворительность. Первым сделал взнос на строительство Московской консерватории: на его 200 тысяч рублей соорудили роскошную мраморную лестницу. Построил на Большой Дмитровке «концертный зал с театральной сценой для произведения феерий и балета» (Театр оперетты), в котором обосновалась Частная опера Саввы Мамонтова. [8, л.1–1об], строилась Клиника кожных и венерических болезней, оборудованная по самому последнему слову тогдашней науки и техники (Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова), но без упоминания в названии имени жертвователя. Треть из 20 миллионов рублей пошла на «устройство земских женских училищ в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях», треть на устройство профессиональных школ в Серпуховском уезде и содержание приюта для безродных детей. Треть «на строительство домов дешевых квартир для бедных людей, одиноких и семейных». В 1909 году на 2-й Мещанской открылся первый дом «Свободный гражданин» (1152 квартиры) для одиноких и дом для семейных «Красный ромб» (183 квартиры). Это были классические коммуны: магазин, столовая, баня, прачечная, библиотека. В доме для семейных пар на первом этаже были расположены ясли и детский сад, а все комнаты были уже меблированы.

Самый богатый человек России второй трети XIX века придворный банкир барон Александр Людвигович Штиглиц (1814–1884) пожертвовал около 6 миллионов: на постройку Училища технического рисования в Петербурге, его содержание и музей. «Россия будет счастливой, когда купцы будут жертвовать деньги на учение и учебные цели без надежды получить медаль на шею», — считал статс-секретарь императора Александра III, зять Штиглица, А. А. Половцов. Сам он, благодаря наследству жены, издал 25 томов «Русского биографического словаря», но до 1918 г. не успел закончить свой труд.

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов в 46 лет — получил по завещанию стекольные заводы. Профессор Иван Цветаев (отец Марины Цветаевой), который был дружен с ним, убедил его дать 3 миллиона, для стройки московского Музея изящных искусств. На его деньги были основаны Техническое училище во Владимире, богадельня на Шаболовке и церковь на Куликовом поле. Купец Кузьма Терентьевич Солдатенков (1818–1901) пожертвовал более 5 миллионов. Он организовал некоммерческое издательство и стал печатать книги для народа, себе в убыток. Покупал картины. «Если бы не Третьяков и Солдатенков, то русским художникам некому было и продать свои картины: хоть в Неву их бросай», — любил повторять художник Александр Риццони. Свое собрание — 258 картин и 17 скульптур, гравюры и библиотеку завещал Румянцевскому музею (ежегодно жертвовал музею по тысяче целых 40 лет). Непроданные книги его издательства и все права на них получила Москва. Миллион пошел на строительство ремесленного училища и 2 миллиона на устройство бесплатной больницы для бедных, «без различия званий, сословий и религий». Больницу в 1920 году переименовали в Боткинскую.

Владельцы Большой Костромской льняной мануфактуры братья Третьяковы, Павел Михайлович (1832–1898) и Сергей Михайлович (1834–1892) пожертвовали более 3 миллионов. Павел за 42 года успел истратить на покупку картин более миллиона рублей. Его галерея целиком досталась Москве (на 2 миллиона картин и недвижимость) вместе с собранием Сергея Третьякова (всего 84 картины, но оценивалась в сумму более полумиллиона). Подаренный городу в 1892 году музей назвали Городской галереей братьев П. и С. Третьяковых. Помимо галереи, училищ для глухонемых, дома для вдов и сирот русских художников, Московской консерватории и Училища живописи, братья на собственные деньги проложили проезд на собственном участке земли.

Невозможно подсчитать реальные пожертвования Саввы Ивановича Мамонтова (1841–1918), поскольку был не просто меценат, а «строитель русской культурной жизни». Занимался железнодорожным строительством: протянул дорогу из Ярославля до Архангельска и до Мурманска. Мурманский порт и дорога дважды спасали страну, сначала во время Первой, а потом и Второй мировой войны. Вот что писал профессор И. В. Цветаев: «…Вся грядущая счастливая судьба Европейского Севера будет напоминать о гигантской смелости и энергии, которую Вы, с истинной отвагой русского человека положили в этом деле». [7; л.1–1об.] Устроил на свои деньги домашний театр, учредил первую в России частную оперу, где сам режиссировал, дирижировал, ставил голос артистам и делал декорации. В его имении Абрамцево на его рояле учился играть Шаляпин, Врубель писал в его кабинете «Демона», и далее по списку членов «мамонтовского» кружка. Абрамцево превратил в художественную колонию, построил мастерские, обучил окрестных крестьян и стал насаждать «русский стиль» в мебели и керамике. Дал денег на журнал «Мир искусства» и на Музей изящных искусств в Москве. Мамонтовы проложили первую короткую ветку в Сергиев Посад, для богомольцев, едущих на поклонение в Лавру.

Варвара Алексеевна Морозова (1850–1917) из полумиллиона, выделенного ей супругом «на пособия бедным, устройство и содержание школ, богаделен и вкладов в церковь», пожертвовала 150 тысяч рублей на клинику для душевнобольных (Психиатрическая клиника им. А. А. Морозова — С.Корсакова), еще 150 тысяч Ремесленному училищу для бедных: 10 тысяч Рогожскому женскому начальному училищу, отдельные суммы на земские и сельские школы, приют для нервных больных, Раковый институт им. Морозовых на Девичьем поле, благотворительные заведения в Твери и санаторий в Гаграх для больных туберкулезом рабочих. Ее имя было выбито на фронтоне Химического института Народного университета (дала 50 тысяч). Морозова оплатила трехэтажное здание Пречистенских курсов для рабочих в Курсовом переулке и переезд в Канаду духоборов. Профинансировала строительство здания, а затем и покупку книг для первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И. С. Тургенева, открытой в 1885 году на площади у Мясницких ворот.

Савва Тимофеевич Морозов (1862–1905) пожертвовал более полумиллиона рублей. Верил в то, что благодаря революционному прыжку Россия наверняка догонит Европу, составил программу социально-политических реформ, призывавших к установлению конституционного правления. Застраховал себя на 100 тысяч, передав полис на предъявителя обожаемой им актрисе М. Ф. Андреевой, а та большую часть денег — партии большевиков. Поддерживал Художественный театр, сняв для него в аренду на 12 лет помещение в Камергерском переулке. Перестройка здания обошлась Морозову в 300 тысяч рублей, сумму огромную по тем временам. Сочувствовал революционерам: дружил с Максимом Горьким, прятал в своем дворце Николая Баумана, помогал доставлять нелегальную литературу на фабрику, где служил инженером Леонид Красин.

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, став женой одного из богатейших российских промышленников, смогла посвятить себя меценатству. При жизни мужа организовала рисовальные классы в Петербурге (где преподавал Илья Репин) и параллельно — рисовальную школу в Смоленске. В своей усадьбе Талашкино устроила сельскохозяйственную школу, в кустарных мастерских готовила мастеров декоративно-прикладного искусства (под руководством Сергея Малютина и др.). Открыла первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства («Русская старина») в Смоленске. Она субсидировала вместе с Саввой Мамонтовым издание журнала «Мир искусства», спонсировала Дягилева и Бенуа. Маргарита Кирилловна Морозова (1873–1958), урожденная Мамонтова в 1910 году подарила Третьяковской галерее — 83 картины, финансировала издательство «Путь», до 1919 года выпустили полсотни книг, преимущественно религиозно-философского содержания, а также журнал «Вопросы философии и психологии» и общественно-политическую газету «Московский еженедельник». В ее имении Михайловское в Калужской губернии педагог-подвижник С. Т. Шацкому, организовал первую детскую колонию, которую она материально поддерживала. Во время Первой мировой войны открыла в своем доме лазарет для раненых воинов.

Характерной чертой советского периода русской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что привело к закрытию благотворительных организаций. В ноябре 1917 г. были упразднены все благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам и их семьям. Однако существование острейших социальных проблем, например, массовой детской беспризорности, вынуждало прибегать к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. В. И. Ленина). Церковь пыталась продолжать дело благотворительности. Во время голода в Поволжье в нач. 20-х гг. ХХ в. св. Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. В 1922 г. эта комиссия была распущена властями, а собранные средства конфискованы. В 1928 г. общецерковная благотворительность была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967 гг.). Государственные меры борьбы с нищетой переросли в борьбу с нищими.

В конце 80-х гг. XX в. государство признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского общества. Были созданы несколько фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья. В последующие годы появилось большое число более мелких благотворительных фондов и организаций. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви осуществляется в настоящее время через синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (создан в 1991 г.), который тесно взаимодействует с епархиальными, приходскими и монастырскими благотворительными учреждениями. Значительный вклад в общецерковную благотворительность вносят православные братства и сестричества, а также созданные при участии РПЦ благотворительные организаций: Некоммерческое партнерство православных предпринимателей «Попечитель», Ассоциация благотворителей «Православной энциклопедии», Клуб православных предпринимателей и т. д. Большая поддержка церковной благотворительности оказывается и частными лицами, и различными коммерческими компаниями.

Официально Негосударственный благотворительный Фонд «Подари жизнь» был создан 26 ноября 2006 года, однако ещё до его основания, начиная с 2005 г., ключевые лица Фонда проводили одноименные концерты в поддержку детей, больных раком, организовывали выставки и экскурсии. Фонд продолжает организовывать ежегодные концерты в поддержку детей. Фонд помогает детям из 7 медицинских учреждений: Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии, Российской детской клинической больницы, Российского научного центра рентгенорадиологии (РНЦРР), Научно-практического центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы, НИИ нейрохирургии им. акад. Н. Н. Бурденко РАМН, Морозовской детской городской клинической больницы и Московской городской больницы им. Боткина. В 2012 г. учредители фонда были удостоены Специального приза «За гуманизм» Совета российской академии кинематографических искусств «Ника». 2 марта 2011 г. в Лондоне с целью помощи «Подари жизнь» в сборе средств и закупки лекарств был зарегистрирован английский благотворительный фонд Gift of Life. 19 мая, состоялся девятый благотворительный турнир «Moscow Open by ГОЛЬФСТРИМ». 11 миллионов рублей, собранные участниками и гостями за участие в турнире, а также в рамках благотворительного аукциона, были переданы фонду. В мероприятии участвуют люди разных профессий — бизнесмены, служащие, врачи, многие из них сотрудничают с фондом с самого первого дня его существования. «Moscow Open by ГОЛЬФСТРИМ» проводится в пользу подопечных уже восьмой раз, за эти годы его участники помогли не одному десятку детей. «Для нас тогда было очень важно, что нам поверили и предложили помощь, — сказала учредитель фонда Чулпан Хаматова. — Сегодня мы можем помочь всем обращающимся к нам тяжелобольным детям, но это было бы невозможно без поддержки таких людей». Победителями соревнования стали московские бизнесмены Евгений Трайчун и Сергей Попов. Принимая заслуженные призы, они отметили, что сегодня победителем почувствовал себя каждый участник события, так как все вместе они делают важное и хорошее дело. Участники Российской арктической экспедиции 24 мая 2011 года флаг Фонда установили на вершине г.Гунбьёрн в Гренландии. Прошла акция фонда с ПБК ЦСКА. За 30 минут до начала матча баскетболисты (Антон Панкратов, Сэмми Мехия и Дмитрий Соколов) участвовали в благотворительной автограф-сессии. Каждый желающий мог получить автограф любимого игрока, приобрести благотворительную открытку и тем самым помочь детям. В ходе акции удалось собрать 15 930 руб., которые пойдут на помощь больным детям.

В «Сбербанке» существует благотворительный вклад «Подари жизнь», фонд включён в программу «Аэрофлота» «Мили милосердия». Фонд входит в состав некоммерческого партнёрства столичных благотворительных организаций — Благотворительное собрание «Все вместе». Благодаря содействию В. В. Путина Фонду удалось добиться строительства и открытия Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии, которому планируется дать имя одного из пациентов Фонда, Димы Рогачёва. В 2008 г. был отменён ежегодный концерт «Подари жизнь»; вместо него состоялся праздник начала строительства. Также Фонд занимается вопросами улучшения связанного с благотворительностью законодательства РФ — например, удалось добиться появления налоговых льгот. Он ведёт работу более чем по десяти крупным направлениям помощи тяжелобольным детям. Эти направления называются Проектами фонда, и в их число входят:

-                   Адресная помощь — когда средства направляются не для больницы, а конкретному её пациенту,

-                   Амбулаторные квартиры — для проживания в Москве приезжих пациентов и их родных,

-                   Волонтёрство — организация волонтёрства в больницах с целью поддержки пациентов,

-                   Диагностика и анализы — помощь в случаях, когда нужные для диагностики процедуры не могут быть совершены по месту лечения, или когда дорогостоящие анализы не оплачиваются государством,

-                   Донорство. В рамках фонда действует инициативная группа «Доноры — детям», координирующая донорство крови, в том числе — адресное,

-                   Зарубежное лечение — обеспечение лечения за рубежом для пациентов, которых невозможно вылечить в России,

-                   Лекарства — закупки для клиник самых современных лекарств, которые, как правило, не оплачиваются из государственного бюджета,

-                   Медицинское оборудование — закупки для клиник современного медицинского оборудования и расходных материалов.

-                   «Незарегистрированные лекарства» — покупка и ввоз в Россию незарегистрированных на её территории лекарств. Долгое время это направление работы было проблемным, так как в соответствии с российским законодательством, ввоз таких лекарств был разрешён либо частным лицам для себя и родственников, либо клиникам для своих пациентов. Однако клиники не имеют возможности осуществлять внешнеэкономическую деятельность, а родственникам всегда очень накладно ехать в заграничную аптеку, поэтому такие лекарства долгое время передавались «с оказией» и тайком от таможни, по сути — контрабандно. Но была разработана схема официальной доставки таких лекарств — при помощи курьерской службы DHL Express, которая стала партнёром фонда и предоставила существенные скидки на свои услуги. С февраля 2011 года это направление деятельности фонда заключается в основном в сборе средств на приобретение препаратов. Образовательный проект — служит улучшению образования детских гематологов, онкологов и педиатров в регионах РФ путём организации выездных лекций ведущих российских специалистов, паллиативная помощь, поиск и активация донора костного мозга, психологическая помощь, ремонт больниц, реабилитация, сотрудничество с Федеральным научно-клиническим центром детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачёва.

В Попечительский совет Фонда входят: Чулпан Хаматова, актриса, Дина Корзун, актриса, Екатерина Бородина, предприниматель, Катерина Гордеева, журналист, Тина Канделаки, телеведущая, Валерий Панюшкин, журналист, Александр Румянцев, врач, Светлана Миронюк, Артур Смольянинов, актёр, Екатерина Шергова, журналист, Сергей Юшин, предприниматель. В сети Интернет создан и поддерживается волонтерами Форум Фонда «Подари жизнь». Это — площадка для общения тех, кто хочет и готов помогать детям с онкологическими заболеваниями. Данный Форум не является официальным форумом Фонда «Подари жизнь». Связанными с благотворительной деятельностью Фонда стали: Борис Зимин, Ольга Рейман; журналисты томской телекомпании «ТВ-2», решившие как-то нестандартно отметить юбилей компании; известный на весь мир защитник амурских тигров Павел Фоменко; врач по образованию Максим Егоров, который теперь занимается помощью бездомным; художница Мария Елисеева, Светлана Сорокина — тележурналист награждена орденом «За личное мужество» (за события октября 1993). Лауреат премии «ТЭФИ» в номинациях «Лучший ведущий информационной программы» (1996) и «Лучший интервьюер» (2000). Лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия». В издательстве «Эксмо» вышла книга Светланы Сорокиной «Мне не все равно». Это захватывающие художественные рассказы о наших современниках — людях, которые по разным причинам стали заниматься благотворительностью. На сайте Фонда можно найти фамилии детей, которым помогли и тех, кому требуется помощь. Перечислить любую сумму в помощь детям можно через Сбербанк. В каждом отделении Сбербанка есть заполненные квитанции для перечисления денег на счёт фонда «Подари Жизнь». Существуют пластиковые карты VISA «Подари Жизнь» Сбербанка России. В этом случае владелец карточки жертвует 3 рубля с каждой потраченной с карты 1000 рублей, а ещё 3 рубля жертвует Сбербанк России за свой счёт. 50 % стоимости годового обслуживания карточки — также поступает в пользу фонда.Можно стать не только благотворителем, но и Волонтёром Фонда.

Фонд является организатором спортивных соревнований для детей, победивших рак, праздник спорта и детства, ставших уже традиционным, примет и команда Фонда «Жизнь». Фонд обращается с просьбой поддержать это мероприятие, т. к. на то, чтобы самолёты и поезда привезли в Москву и обратно юных спортсменов со всех уголков страны, нужно около 150 000 руб. И сегодня с детьми постоянно занимаются, проводятся благотворительные акции, например, в «Музее Москвы» открылась XII выставка творческих работ наших подопечных «Нарисуй мне барашка!» Эта экспозиция проходит с 21 марта по 19 апреля 2015г. — удивительный мир с волшебными зверями, витражным домом, качелями и неиссякаемой детской фантазией. Каждые выходные для маленьких посетителей проводятся бесплатные творческие мастер-классы.

Есть фонды, занимающиеся социальным служением в различных областях. Фонд социально-культурных инициатив (ФСКИ), возглавляемый С. В. Медведевой, выступил с инициативой проведения в городах и регионах России акцию «Подари мне жизнь!». Акция направлена на укрепление семьи, сохранение семейных ценностей и традиций и обращает внимание на чрезвычайно остро стоящую в нашей стране проблему абортов. Мероприятия акции проходили в течение недели после праздника «День семьи, любви и верности». Фонд помощи больным детям «Доброе сердце» — некоммерческая организация. Основным направлениями нашей деятельности являются помощь и поддержка детей с диагнозом ДЦП (Детский Церебральный Паралич). Фонд «АдВита» оказывает помощь больным раком и онкологическим отделениям больниц. «Детские Сердца»- фонд, который помогает детям, больным врожденными пороками сердца и сосудов. Благотворительный фонд «Жизнь» оказывает помощь детям с онкогематологическими заболеваниями. «Жизнь как чудо» — помогает детям с тяжелыми заболеваниями печени. Благотворительный фонд «Остров Надежды» — оказывает помощь детям с тяжелыми неврологическими заболеваниями и опухолями головного мозга. «Подсолнух» помогает детям, страдающим опасными для жизни заболеваниями иммунной системы.

В 2003 г. по инициативе ряда деятелей российской культуры образован фонд «Меценаты столетия». Он создан для выявления и поддержки людей, занимающихся благотворительной деятельностью в современной России. Чтобы стимулировать развитие меценатства и благотворительности в России, фондом учреждены общенациональная премия и награды. Благотворительность создает основы для сохранения культурного наследия страны, развития «духовно-нравственной стороны государственно-общественной жизни» [1, с. 185]. Современный меценат Дмитрий Астафьев поддержал оперное искусство и балет в Петербурге, подарил новые инструменты Михайловскому театру. Фонд Потанина перевел Эрмитажу в 2009 году 5 миллионов долларов. Банк ВТБ передал Третьяковской галерее безвозмездно коллекцию уникальных рисунков известного художника Николая Ге.

Одним из известных меценатов является Александр Мармут. Он издает книги, открыл Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» на Красном Октябре. Это частное некоммерческое образовательное учреждение, которое ставит своей задачей воспитание нового поколения. Образование в «Стрелке» бесплатное. Как утверждает А. Мамут: «Чтобы талантливые люди со всех уголков России имели возможность приехать и получить качественное образование». 1 февраля 2010 г. Президент холдинга «Интеррос» Владимир Потанин объявил, что завещает все свое состояние на благотворительные цели. В интервью Financial Times миллиардер заявил, что его ежегодные затраты на благотворительность возрастут с 10 миллионов до 25 миллионов долларов.

Таким образом, необходимо отметить, что социальное служение, и как неотъемлемая его часть — частная благотворительность, меценатство всегда традиционно существовала и продолжает существовать в российском обществе, хотя и не в тех масштабах, как в XIX и начале ХХ века.

 

Литература:

 

1.                  Безшлеева Н. Ю. Новомученичество как феномен в истории России: на примере служения архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского). Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 1. С. 185–189.

2.                  Бурышкин П. А. Москва купеческая, М., Высшая школа. 1991. — 352 с.

3.                  Думова Н. Г. Московские меценаты. М., Молодая гвардия. 1992. — 338 с.

4.                  Зубанова С. Г. Влияние Русской Православной Церкви на развитие культуры российского общества в XIX веке. История государства и права. 2009. № 14. С. 18–22.

5.                  Зубанова С. Г., Патюлина Н. Д., Рузанова Н. П. Социальное служение Русской Церкви: связь традиции с современностью. М., Лика. 2012. — 359 с.

6.                  Ключевский В. О. Добрые люди Древней Руси. Богословский вестник.1892, № 1, С.80

7.                  Меценат // Википедия. [2015–2015]. Дата обновления: 15.05.2015. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=70811068 (дата обращения: 15.05.2015).

8.                  ЦГАЛИ, ф.799, оп.1, д.164, л.1–1об.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Москва, ребенок, фонд, миллион, благотворительность, благотворительная деятельность, детская гематология, социальное служение, церковная благотворительность.


Ключевые слова

меценатство, благотворительные Фонды, социальное служение РПЦ

Похожие статьи

Коренные народы Севера как объект социального служения духовенства Русской православной церкви (на примере о. Сахалин)

Представленная статья является сравнительным анализом одного из важных миссионерских направлений в деятельности Православной церкви как социальное служение коренным народам Севера (далее — КМНС) на примере Сахалинской области. Исследования автора пок...

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Религиозные ценности как туристский ресурс в Республике Саха (Якутия)

В последнее время повышается роль религии как духовного наставника в обществе, и Якутия, имеющая многовековую историю православия, национальных традиционных верований и многонациональный состав населения, не может оставаться в стороне от этих процесс...

Организация волонтерского движения в Республике Башкортостан

Волонтерство — это безвозмездная деятельность, которая осуществляется на благо общества. В статье рассматривается организация волонтерского движения в Республике Башкортостан, а также проведен краткий анализ реализации добровольчества и методах поощр...

Роль благотворительности, попечительства и корпоративной социальной ответственности в России

В статье автор пытается определить роль благотворительности, попечительства и КСО в современной России, а также обозначить отношение в благотворительности населения РФ.

Контроль за благотворительной деятельностью и правонарушения в области благотворительной деятельности в Российской Федерации

Благотворительная деятельность сегодня занимает важное место в общественной жизни Российской Федерации. Множество фондов, организаций и частных лиц регулярно оказывают помощь нуждающимся людям, способствуют развитию образования, науки, культуры и дру...

Роль благотворительности в создании условий для обучения слепых детей на примере Симбирской губернии XIX века

В работе рассмотрены отдельные вопросы формирования системы коррекционного образования в России, в частности, Симбирской губернии. Приведены примеры, определяющие ключевую роль в данном направлении, частных благотворителей, раскрыты некоторые вопросы...

Личность пастыря, окормляющего молодежь

В данной статье указывается, что сегодня приходы Русской Православной Церкви становятся центрами духовно-нравственного, культурного воспитания личности. Служение пастыря всегда требовало высокой нравственности, примерной жизни и определенной подготов...

Культура родительства и семейные ценности в современном мире

В статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Пред...

Исторические аспекты женской благотворительности России в XVIII — XIX вв.

Статья посвящена истории развития женской роли в благотворительной деятельности XVIII — XIX вв. Раскрыты основные особенности становления женского меценатства в России, прослежена история создания известных учебных заведений, образовавшихся в результ...

Похожие статьи

Коренные народы Севера как объект социального служения духовенства Русской православной церкви (на примере о. Сахалин)

Представленная статья является сравнительным анализом одного из важных миссионерских направлений в деятельности Православной церкви как социальное служение коренным народам Севера (далее — КМНС) на примере Сахалинской области. Исследования автора пок...

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Религиозные ценности как туристский ресурс в Республике Саха (Якутия)

В последнее время повышается роль религии как духовного наставника в обществе, и Якутия, имеющая многовековую историю православия, национальных традиционных верований и многонациональный состав населения, не может оставаться в стороне от этих процесс...

Организация волонтерского движения в Республике Башкортостан

Волонтерство — это безвозмездная деятельность, которая осуществляется на благо общества. В статье рассматривается организация волонтерского движения в Республике Башкортостан, а также проведен краткий анализ реализации добровольчества и методах поощр...

Роль благотворительности, попечительства и корпоративной социальной ответственности в России

В статье автор пытается определить роль благотворительности, попечительства и КСО в современной России, а также обозначить отношение в благотворительности населения РФ.

Контроль за благотворительной деятельностью и правонарушения в области благотворительной деятельности в Российской Федерации

Благотворительная деятельность сегодня занимает важное место в общественной жизни Российской Федерации. Множество фондов, организаций и частных лиц регулярно оказывают помощь нуждающимся людям, способствуют развитию образования, науки, культуры и дру...

Роль благотворительности в создании условий для обучения слепых детей на примере Симбирской губернии XIX века

В работе рассмотрены отдельные вопросы формирования системы коррекционного образования в России, в частности, Симбирской губернии. Приведены примеры, определяющие ключевую роль в данном направлении, частных благотворителей, раскрыты некоторые вопросы...

Личность пастыря, окормляющего молодежь

В данной статье указывается, что сегодня приходы Русской Православной Церкви становятся центрами духовно-нравственного, культурного воспитания личности. Служение пастыря всегда требовало высокой нравственности, примерной жизни и определенной подготов...

Культура родительства и семейные ценности в современном мире

В статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Пред...

Исторические аспекты женской благотворительности России в XVIII — XIX вв.

Статья посвящена истории развития женской роли в благотворительной деятельности XVIII — XIX вв. Раскрыты основные особенности становления женского меценатства в России, прослежена история создания известных учебных заведений, образовавшихся в результ...

Задать вопрос