Статья анализирует профессиональную деятельность педагогов образовательных учреждений ФСИН России и показывает корреляцию данного явления со смыслом жизни.
Ключевые слова: смысл жизни, профессиональная деятельность, личность учителя, интегральные характеристики, профессиональные успехи и неудачи.
Процессы эволюции профессионального мастерства, обретения смысла жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Смыл жизни имеет огромное значение для формирования личности человека. На наш взгляд, невозможно говорить о профессиональном становлении педагога, особенно работающем в образовательной организации ФСИН России, если в полной мер не осознавать, что кроме реализации образовательных задач, необходимо воспитать в курсантах, обучающихся в данном заведении, патриотизм, гражданственность, нравственность, социальную зрелость, социальный иммунитет — все то, что составляет смысл жизни мыслящего индивида.
Разделяя точку зрения В. Э. Чудновского о том, что смысл жизни — это феномен, суть которого — в отражении в сознании субъекта особенностей иерархии целевых аттитюдов его жизни и деятельности, ставших для него витально значимой ценностью чрезвычайно высокого порядка [1], хотим добавить, что данные целевые установки являются первичными потребностями индивида и невозможность их реализации может привести к аутодеструкции.
Безусловно, смысл жизни, его значение актуальны для представителей всех профессий, но особенно он важен для педагогов.
В ряде работ (Л. М. Митиной, В. Э. Чудновского) [1], [2] анализируются основные психологические составляющие деятельности педагога: структура педагогической работы и коммуникации, синергетические характеристики личности. Процесс поиска и обретения экзистенции занимает значительное место в подготовительной деятельности и профессиональном развитии учителя, в конструировании оптимальной модели его труда. В образовательных организациях ФСИН России педагоги, пытаясь осознать смысл своей жизни, задумываются о том, в какой мере их повседневная профессиональная деятельность может позитивно сказаться на будущем жизни курсантов. Возникает необходимость по-иному осмыслить методологию решения педагогических ситуаций, организовать коммуникацию педагога с курсантом, раскрыть свой внутренний потенциал. В поисках смысла жизни педагог анализирует сложившуюся ситуацию, прогнозирует будущее и опирается на конструктивное профессиональное прошлое. Это инициирует осознание «монолитного вектора» жизни и профессиональной деятельности, необходимых для конкретизации процесса самовыражения и креативной детерминации в профессии. «Поиск смысла жизни и его обретение — системообразующая характеристика жизнедеятельности педагога, дающая ему возможность осознать свою жизнь в целостности, во всеединстве и полноте» [3].
Мы разделяем точку зрения В. Э. Чудновского в том, что приоритетный смысл деятельности педагога заключается не в сиюминутном результате, а в отдаленном. «Будущие дела тех, кого педагог учит и воспитывает, составляют подлинный смысл его жизни» [3]. В отличие от представителей других профессий, плоды и результаты педагогической деятельности опосредованы многими факторами, порой трудноуловимыми. Смыслообразование педагогической профессии заключается в проектировании результатов настоящего тяжелого труда в отдаленное будущее.
Значимость педагогической профессии в иерархической структуре смысла жизни педагогов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний очень велика. Именно личность педагога определяет нравственное, моральное, креативное и экзистенциальные начала в учебной и внеучебной жизни курсантов. Психологически и стрессово непростая профессия, связанная с исправлением осужденных, преступивших закон, порой оказывает деструктивно-деформирующее воздействие на личность сотрудника уголовно-исполнительной системы. Задача педагога — раскрыть нравственный смысл и важность избранной специальности. Через формирование смысложизненных ориентиров — помочь будущим специалистам ФСИН России избежать профессионального выгорания и опустошенности.
Значимость педагогической профессии в жизни педагога может быть разной. Когда она составляет главный смысл жизни, создаются благоприятные условия для раскрытия индивидуальности педагога — профессионала. В этом случае снижается уровень эмоционального выгорания, наиболее частого проявления в профессии педагога.
Педагогу чрезвычайно важно осознавать свою индивидуальность в профессии. «Одно из фундаментальных условий повышения значимости профессии до уровня смысла жизни состоит в том, чтобы найти в профессии нечто близкое своей индивидуальности» — писал В. Э. Чудновский. Профессию желательно приспособить к собственной индивидуальности.
Значимость смысла жизни у всех категорий населения априори должна быть высокой, курсанты образовательных организаций ФСИН России — не исключение. Достаточно часто образцом носителя высоких жизненных смыслов у них выступает педагог, в диалоге с которым и возможно зарождение у обучающихся представлений о смысле жизни, а затем их эволюция и обогащение. Личность может воспитать только личность. Основой такого воспитания является межличностная коммуникация педагога и курсанта. В то же время, практика показывает, что именно такой коммуникации с педагогам курсантам не хватает. Наши исследования показали, что на современном этапе развития российского общества на становление смысла жизни оказывают влияние, прежде всего, референтная группа сверстников, собственный опыт, а коммуникация с педагогами занимает одно из последних мест.
Почему же это происходит? Возможно, ответ на этот вопрос может дать уточнение, а является ли современный педагог носителем высоких жизненных смыслов? Что думает он о смысле жизни курсанта образовательного учреждения федеральной службы исполнения наказаний как профессионала? Влияет ли низкий финансовый статус педагога на его представление о смысле своей жизни, о возможностях эволюции как личности и как профессионала в определенных витальных обстоятельствах.
Мы провели исследование, включающее анкетирование, беседы, наблюдения. Была модифицирована анкета «О смысле жизни», разработанная В. Э. Чудновским. Она содержит три блока. Первый блок предполагает выявление содержания общих представлений о смысле жизни личности и о смысле своей жизни. Факторы и условия, влияющие на становление смысла жизни, послужили основой для содержания вопросов второго блока. Третий блок предполагал вопросы, выявляющие особенности становления жизненных смыслов.
Исследование проводилось во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний. В нем приняли участие 30 педагогов.
Анализ результатов показал, что дефиниция «смысл жизни» в широком философском плане трактуется педагогами двояко: 1. только как перспектива отдаленного будущего («основная цель жизни», «путеводная звезда, к которой стремишься всю жизнь»); 2. как категория, связывающая прошлое, настоящее и будущее, в которой отражается квинтэссенция жизни (создание предпосылок для сохранения и развития гомо сапиенс», «продолжение человеческого рода и передача накопленных компетенций»).
Психологическая трактовка дефиниции смысла жизни детерминирована через призму решения педагогом следующих проблем: «Индивид и социум» (широкие социальные смыслы), «Индивид и родственники» (групповые смыслы), «Я и моя самопрезентация» (индивидуальные смыслы), «Индивид и его когнитивная сфера» (когнитивные смыслы), «Индивид и его эмоциональная сфера» (эмоциональные смыслы). Анализируя дефиницию смысл жизни, педагоги выделяют такие важные его составляющие, как витальные и ментальные компетенции и воспитание курсантов образовательных организаций ФСИН России. Насыщенность этими компонентами содержания смысла жизни наиболее полно реализовалась при определении педагогом смысла его собственной жизни.
Проблема воспитания раскрывалась через отношение к тем индивидам, которые видят в педагоге родителя, учителя, наставника. В этом случае индивидуальные и групповые смыслы преломляются через широкие социальные смыслы и коррелируют со стремлением педагога не только передать соответствующие компетенции, но и воспитать подлинную личность курсантов образовательных организаций федеральной службы исполнения наказаний, развить их способности, возможности, привить умения, желания и интерес к труду.
Смысл своей жизни многие педагоги Владимирского юридического института Федеральной Службы исполнения наказаний видят в воспитании курсантов обозначенного вуза с развитым чувством достоинства, чести, порядочности, ответственности, креативности. Важная составляющая смысла жизни — самодетерминация и самореализация: «реализовать себя профессионально, творчески, нравственно и социально», «реализация задуманных идей в профессии». В качестве слагаемых смысла своей жизни педагоги рассматривают также «учение с увлечением», «умение ценить и дорожить жизнью», «благополучие, уважение, взаимопонимание в семье и коллективе», «счастье, любовь, нужность людям». Достаточно полно и глубоко раскрывая содержание понятия «смысл жизни человека» (97 %), лишь часть педагогов попыталась сформулировать смысл их собственной жизни (83 %). Четыре педагога не связывают свой жизненный смысл с педагогической профессиональной деятельностью.
Анализируя пути реализации смысла жизни, педагоги определили два вида барьеров: внутренние (характерологические особенности самого индивида) и внешние (условия его жизни в конкретном месте, в конкретной среде, в конкретное время). Сравнивая эти преграды в разные моменты времени, они отметили, что «ранее внешние барьеры играли меньшую роль, чем сейчас», что уровень культуры в социуме стал ниже, образованный, воспитанный человек часто выглядит белой вороной. Экзистенциальный вакуум, низкий уровень финансовой составляющей жизни также, по мнению, педагогов отражается на представлении о смысле жизни. Трудно позволить себе поездки в театр, музеи, приобрести необходимую литературу.
Несомненно, педагог — это носитель высоких жизненных смыслов, но для их реализации и у педагогов, и у курсантов порой нет необходимых условий. Поэтому, некоторые из них высказывают такие мысли: «высокий смысл жизни даже и не нужен. Сегодня, чтобы добиться благоденствия, необходимы более практикоориентированные смыслы жизни».
Результаты нашего исследования показали, что в современных условиях педагог по-прежнему — носитель высоких жизненных смыслов. В то же время, кризисное состояние общества оказывает влияние на их реализацию в учебно-воспитательном процессе и необходимо повышать роль правосознания и правовой культуры в работе человека над собой.
Литература:
1. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. — 768 с.
2. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта — Московский психолого-социальный институт, 1998–200 с.
3. Чудновский В. Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентации учителя // Современные проблемы смысла жизни и акме. — М.; Самара, 2002. — С. 177–185.