В статье рассматриваются вопросы применения инноваций в огневой подготовке сотрудников силовых структур, анализируется процесс применения боевого оружия для оптимальной организации процесса педагогического воздействия при обучении стрельбе.
Ключевые слова: алгоритм применения оружия, инновация, огневая подготовка, стрелковый навык, формирование устойчивых навыков стрельбы.
Любое направление образовательного процесса сегодня уже трудно представить без применения каких-либо инноваций, что в полной мере относится и к огневой подготовке. Вместе с тем, исследования, проводимые в области формирования устойчивых навыков стрельбы у сотрудников различных силовых структур [15] показывают, что применение на практике самых новых технологий и идей далеко не всегда приводит к запланированным результатам. Объективно это обусловлено тем, что любое нововведение, каким бы оно современным ни являлось, нельзя рассматривать в качестве панацеи, применение которой позволит обеспечить гарантированный уровень сформированности стрелковых навыков [16]. Ту или иную инновацию можно воспринимать только в качестве вспомогательного педагогического средства (способа), успешность применения которого зависит от глубины творческого осмысления целесообразности его использования в каждом конкретном случае.
К сожалению, на практике нередко наблюдаются крайности, обусловленные применением в качестве методического сопровождения какого-нибудь одного узкого направления [15], наиболее известного и содержащего в себе самые современные технические или иные решения. В частности, такая ситуация складывается сегодня с тренажёрами «Скатт», «Рубин».
Однако, на наш взгляд, повсеместность их использования в подразделениях в настоящее время, излишне идеализирована, поскольку именно отсутствием или нехваткой таких тренажеров, некоторые руководители безнаказанно объясняют низкие результаты в стрельбе своих подчинённых.
Вместе с тем, совершенно очевидно: если у сотрудников не сформированы базовые навыки в удержании (хвате) оружия, правильности нажатия на спусковой крючок, не отработаны элементы прицеливания, не разъяснены и сознательно не усвоены назначения выполняемых действий и др., то факт применения стрелковых тренажёров, сам по себе, ситуацию не исправит. Эксперты отмечают, что стрелковые тренажеры существенно помогают выявлять ошибки в действиях стрелка, анализировать их, объяснять и наглядно показывать причины и следствия достигнутых результатов подготовки и т. д. Но, это происходит только в том случае, если инструктор (тренер, преподаватель) творчески и осмысленно подходит к процессу обучения стрельбе, применяя различные расчленённо-конструктивные методики, а затем и целостно-конструктивные [1]. При этом, ни один тренажёр в мире, по своей сущности, естественно, методикой не является.
В этой связи, хотелось бы также отметить: в основу всех существующих методик обучения стрельбе в нашей стране, изначально, был заложен «…квалифицированный инструкторский состав, обладающий соответствующими педагогическими навыками» [13]. Причём, произошло это в ещё середине 20-х годов прошлого столетия [13], когда никаких электронных приспособлений в огневой подготовке не было. В таком ракурсе, для многих сегодня может показаться настоящей инновацией, например, тренировка с оружием вхолостую с «отметкой выстрела», т. е. определением стрелком положения мушки в прорези целика и её проекции на мишень в момент спуска курка (щелчка) [3, С.45]. К сожалению, многие из таких педагогических приёмов, в настоящее время не используются, либо вовсе неизвестны.
В таком ракурсе, необходимо отметить, что мы, ни в коем случае, не опровергаем необходимость и значимость использования в процессе обучения стрельбе указанных тренажёров и др., поскольку это вполне очевидный факт, по многим объективным основаниям. Мы только хотим обосновать, что инновации в огневой подготовке целесообразно использовать комплексно и располагать набором педагогических инноваций [5, С.102] для оптимальной [2, С.721] организации процесса формирования устойчивых навыков стрельбы.
Комплексный анализ источников литературы, фундаментальных теоретических и практических положений обучения стрельбе, изложенных в существующих Наставлениях (руководствах) по стрелковому делу [10, 11, 12, 14 и др.], других источниках прошлого столетия [8,9 и др.] и официально рекомендованных для сотрудников различных ведомств и структур в настоящее время [17], а также опыт инструкторской деятельности [6], позволили нам представить процесс применения оружия в виде выполнения комплекса элементарных действий (рис.1). Условно их можно классифицировать как подготовительные, сопровождающие и завершающие действия с оружием.
Рис. 1. Алгоритм применения оружия
Благодаря схематичному отображению процесса применения оружия, можно наглядно проанализировать специфику педагогического воздействия для формирования устойчивых навыков стрельбы[1] у сотрудников силовых структур и вычленить наиболее сложные элементы. На рисунке видно, что различные операции, входящие в состав стрелкового навыка, выполняются либо последовательно, один прием за другим, либо одновременно, в виде целого комплекса движений, образующегося путем включения отдельных элементов в целостную структуру стрелкового навыка. Но, несмотря на обилие движений, которые входят в состав двигательной части стрелкового навыка, объединение и автоматизация этих движений в целые действия происходит путем последовательного выполнения одного движения за другим. А вот трудность и сложность формирования устойчивого стрелкового навыка в зрительно-двигательной части сопровождающих действий с оружием при производстве выстрела заключается в том, что приемы выполняются не путём слияния, как в первом случае, а одновременно, путем наслаивания друг на друга.
Кроме того, к особенностям формирования навыков стрельбы можно отнести негативные физиологические проявления, выражающиеся в виде оборонительных реакций стрелка на присущие процессу выстрела явления — это мощный шумовой эффект от звука выстрела, физическое воздействие сил отдачи и ослепляющий эффект вспышки за дульным срезом оружия. Специфичность формирования зрительно-двигательных действий стрелкового навыка, в отличие от формирования других двигательных действий с оружием, заключается в том числе, и в преодолении субъектом обучения в ходе учебно-тренировочного процесса тревоги (чувства неуверенности, беспокойства, страха) при обращении с оружием, как с источником повышенной опасности.
Помимо этого, применение оружия в различных условиях специфики деятельности силовых структур, предполагает и формирование комплекса умственно-логических действий. Это действия направлены: на оценку обстановки и правомерность применения оружия; оптимальный выбор позиции для стрельбы, исходя из рельефа местности, возможностей маскировки, естественных укрытий и видимости цели; выбор целесообразной изготовки для стрельбы (стоя, лежа, с колена и др.), исходя из условий обстановки; определение дальности до цели, с целью установки прицела и выбора точки прицеливания; внесения необходимых поправок при стрельбе на движение цели; выбор вида огня и его корректировку.
Анализ особенностей формирования устойчивых навыков стрельбы, позволяет утверждать, что именно на зрительно-двигательную часть сопровождающих действий с оружием необходимо обращать наибольшее внимание в учебно-тренировочном процессе, от качества и сознательности освоения которых зависит результативность (точность, меткость) стрельбы. В то же время, нельзя утверждать, что подготовительные и завершающие действия с оружием не важны при обучении стрельбе, поскольку в реальных ситуациях, время, необходимое на подготовку оружия к стрельбе и его применение, может составлять секунды. Точно также, устранение задержек (разряжание, осмотр и др.) во время применения оружия, может стоить жизни сотруднику.
Кроме всего прочего, на устойчивость навыков стрельбы существенное влияние оказывают ряд других факторов:
- длительное отсутствие практики применения оружия, которое приводит к деавтоматизации действий с оружием, обеспечивающих результативность стрельбы;
- стресс факторы при обращении и применении в оперативно-служебной деятельности боевого оружия, которые вызывают неуверенность, беспокойство, тревогу и другое состояние стрелка, негативно сказывающееся на воспроизводство усвоенных автоматизмов в действиях с оружием;
- внешние факторы (погодные условия, уровень освещённости и шума, степень физической нагрузки, экипировка, соответствие оружия требованиям нормального боя и др.);
- личная заинтересованность обучающегося в совершенствовании индивидуальной огневой выучки, понимание необходимости соответствовать образцу сотрудника, способного уверено применять вверенное оружие в интересах защиты и охраны страны и ее граждан.
И только сейчас, разобравшись, какие именно элементы стрелкового навыка нам необходимо сформировать, мы сможем творчески осмыслить целесообразность использования каких-либо инноваций в качестве вспомогательных педагогических средств (способов) в каждом конкретном случае.
Уже было сказано, что на начальном этапе огневой подготовки необходимо применение расчленено-конструктивных методик и только после твёрдого усвоения отдельных элементов, можно переходить к целостно-конструктивным. Такой подход не только научно обоснован и оправдал себя при обучении стрельбе [1], но и характерен для всей педагогической практики.
Таким образом, присущая специфика в формировании устойчивых навыков стрельбы, а наравне с этим характеристика и условия применения оружия в оперативно служебной деятельности сотрудников силовых структур, детерминирует поиск, апробацию и применение соответствующих инноваций в учебно-тренировочном процессе, как вспомогательных педагогических средств (способов) достижения поставленных целей огневой подготовки, способствующих эффективному совершенствованию огневой выучки сотрудников в современных условиях.
Литература:
1. Агафонов, М. П. О методах проведения учебно-тренировочных занятий по огневой подготовке / М. П. Агафонов, А. А. Каримов // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции. — Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России. — 2015. — С.178–180.
2. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 2000. — 1536 с.
3. Каплунов, Я. М. Три секрета. Беседы о практике пистолетной стрельбы / Я. М. Калунов. М.: — Военное издательство Министерства Вооружённых Сил Союза ССР, 1948. — 51 с.
4. Киселёв, А. М. Система совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях: дисс. …док. пед. наук: 13.00.08 / А. М. Киселёв. — Рязань: Академия права и управления ФСИН РФ, 2009. — 361 с.
5. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. — 204 с.
6. Крючин, В. А. Практическая стрельба. Практическое руководство / В. А. Крючин. — Пермь: Издательско-полиграфический комплекс «Звезда», 2006. — 262 с.
7. Кузякин, В. В. Совершенствование содержания огневой подготовки // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. - № 1. — С.228–230.
8. Лощилов, А. К. Пособие по обучению молодого солдата / А. К. Лощилов. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1970. — 176 с.
9. Минин, Р. А. Стрельба из автоматических пистолетов (техника стрельбы и методика обучения) / Р. А. Минин. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1959. — 104 с.
10. Наставление по стрелковому делу. 9-мм пистолет Макарова (ПМ). — М.: Воениздат, 1982. — 96 с.
11. Наставление по стрелковому делу. 9-мм автоматический пистолет Стечкина (АПС). — М.: Воениздат, 1968. — 96 с.
12. Наставление по стрелковому делу. Основы стрельбы из стрелкового оружия. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1970. — 176 с.
13. Петрович С. Э. Отечественные и зарубежные методики обучения стрельбе из стрелкового оружия [Электронный ресурс]. URL: http://www.klimvd.ru/files/Raboti %20nauchnie/Petrovich_Zelenin_Postnikov.pdf (30.07.2015 г.) Загл. с экрана.
14. Руководство по 5,45-мм автомату Калашникова (АК-74, АКС-74, АК-74Н, АКС-74Н) и 5,45-мм ручному пулемёту Калашникова (РПК-74, РПКС-74, РПК-74Н, РПКС-74Н). — М.: Воениздат, 1982. — 214 с.
15. Сериков, С. Н. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников силовых структур, необходимые для качественного выполнения оперативно-служебных задач // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2014. — № 3(70). — С.3–6.
16. Скворцов, Д. Е. Формирование навыков стрельбы из табельного оружия при задержании вооружённых преступников у курсантов ВУЗов МВД России: дисс. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Д. Е. Скворцов. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. — 237 с.
17. Торопов, В. А. Огневая подготовка: Учебник / Под общ. Ред. В. П. Сальникова. — М.: Объединённая редакция МВД России, 2004. — 400 с.
[1] Под устойчивым навыком стрельбы здесь и далее будем понимать длительную, стабильную способность военнослужащего автоматизировано, быстро, точно и безошибочно выполнять комплекс подготовительных, сопровождающих и завершающих действий с оружием по производству результативного выстрела из стрелкового оружия (прим. авт.).